Рекомендации по составлению портфолио
методическая разработка (5 класс) по теме
Очень удобная опорная схема для создания своего портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 148.6 КБ |
![]() | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 62
г. Хабаровска
Образование: Хабаровский государственный педагогический институт, дефектологический факультет (1994 год). Специальность по диплому: учитель и логопед специальной (вспомогательной) школы.
Квалификационная категория: высшая.
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.
Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) - досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).
Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя-логопеда; это комплекс документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: методической, творческой, исследовательской.
основная цель Портфолио: оценивание работы учителя-логопеда по теме самообразования, характера деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста педагога, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
Специалисту, претендующему на вторую, первую, на высшую категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.
Аттестационные материалы (Портфолио, рейтинг социально-профессионального статуса, экспертное заключение на Портфолио, Представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого) предоставляются за 14 дней до начала заседания аттестационной комиссии секретарю муниципальной аттестационной комиссии.
На заседание комиссии аттестуемый работник не приглашается. Решение о присвоении заявленной квалификационной категории или отказе комиссия принимает в заочной форме на основе представленных материалов.
Содержание «Портфолио»
1 раздел:
1.1. Титульный лист с фотографией (указывается полное название учреждения, Ф.И.О. учителя-логопеда, должность, год)
1.2. Общие сведения о педагоге: (дата рождения; образование, год окончания, специальность по диплому; стаж работы, педагогический стаж (по специальности), стаж в данном учреждении, квалификация, дипломы, грамоты и др.)
1.3. Повышение квалификации:
1.4. Презентация логопедического кабинета (2 листа – фото, тект).
2 раздел:
2.1. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды учителя-логопеда на свою профессию, педагогов, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе - выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные цели в работе. Эссе поможет учителю-логопеду точно и полно формулировать свои мысли.
2.2. Приводится: 1) обоснование выбора аттестуемым программы или педагогической технологии, методики, метода, приема или применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов (по теме самообразования); 2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др.; 3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.; 4) результаты работы по данной программе, педагогической технологии, методике, методе, приеме и др.
3 раздел:
В нем размещаются материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2-м разделе технологии (методики, метода и др.): конспекты или фрагменты уроков, коррекционных занятий, или их фрагменты и др. Для показа умений по планированию нужно включить годовые и перспективные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.
Могут быть сделаны видеозаписи фрагментов работы (урока, коррекционного занятия и т.п.). Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умения специалиста анализировать свою работу.
4 раздел: Работа с педагогами и родителями за три года (консультирование, просвещение)
Приводится резюме после проведенной работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.
5 раздел: Располагается информация об использованных учителем-логопедом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы (РМО, СМИ, публикации, Сайт комитета – Служба практической психологии «Методическая копилка») и др.
6 раздел: Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы педагога.
- Рейтинг социально-профессионального статуса (СПС)
-Экспертное заключение на Портфолио
-Представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого.
- Отзывы о работе в соответствии с проведенными мероприятиями (администрации, коллег)
- Рецензия (внутренняя и внешняя) для компилятивной или авторской программы.
Документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны родителей, они также могут быть представлены.
Требования к оформлению
Структура портфолио:
- титульный лист;
- оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц);
- эссе (форма написания свободная, объем – до 2-3 страниц);
- введение, в котором учитель-логопед поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории (объем введения - 3 – 5 страниц);
- наименования разделов, подразделов, в которых описывается представленная в портфолио программа, технология, методика или др., этапы ее внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться) (объем – 10 – 15 страниц)
- резюме (объем – до 3 стр.)
- пути распространения опыта работы
- документы, отражающие официальную оценку работы учителя-логопеда;
- документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации учителя-логопеда.
Объем материалов портфолио – папка – 30 файлов. Помещение в портфолио не обоснованных учителем-логопедом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого.
Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 15 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.
Приложение 2
к приказу комитета по образованию
от « 24 » 04. 2008г. № 178-0
Методические рекомендации для экспертов по изучению
«Портфолио» учителя-логопеда
Показатели оценки продуктивности деятельности учителя-логопеда
(для экспертов)
№ | Показатели | Оценки (в баллах) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Эссе (см. раздел 2 п. 2.1) Эссе строится по следующей схеме: - Постановка вопроса или проблемы (т.е. определить предмет изложения) - Название причин, побудивших обратиться к этой проблеме (недостатки, проблемы образования, передовой опыт, образец) - Тезис-аргумент, иллюстрация проблемы (основные положения, подкрепленные фактами, аргументами, опытом) - Я- позиция (собственное место в образовательном пространстве)
рекомендации, построение принципов, положения, открытый вопрос, пути выхода и практическая значи- мость) Не вполне четко может сформулировать проблемы Отсутствует оригинальность мировоззренческой позиции автора. Содержания соответствует заявленной проблеме. Умеет выделить педагогические противоречия. Умеет сформулировать проблемы, наметить пути их решения. Отсутствует четкая Я- позиция. Материал изложен кратко, логично, доступно Определяет предмет изложения. Отмечается необычность изложения проблемы, стремление индивидуализировать свой труд. Намечаются пути выхода и практическая значимость. Проводится саморефлексия профессиональных качеств, знаний, умений, осознание перспективы, профессионального роста. Материал изложен грамотно, в соответствии с нормами литературного языка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2 | Анализ представленной программы (см. приложение 2) | ||||||
3 | Анализ технологии, методики, метода и др. (см. раздел 2 п.2.2.) Работа представлена не в полном объеме. Содержание не соответствует теме. Содержание работы частично раскрывает тему Работа в основном раскрывает содержание темы. Не отражено своеобразие и новизна концепции, теоретическое обоснование, культура использования научной литературы. Отсутствует практический материал. Тема раскрыта, однако некоторые положения не аргументированы. Отсутствует взаимосвязь теоретического и практического материала. Отсутствует обоснование использования предлагаемых технологий, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения. Тема раскрыта. Автором показана ее актуальность, практическая значимость, новизна, этапы работы, результат, условия и возможности применения данного опыта. Практический материал подтверждает теоретическое обоснование проблемы. Имеются качественные характеристики приложений, раскрывающих предлагаемые компоненты педагогического опыта (разработки уроков, коррекционных занятий, дидактического материала, и др.). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
4 | Цели и задачи учителя-логопеда (см. раздел 3) Испытывает затруднения в постановке задач. Ставятся задачи отдельных мероприятий. Обозначены задачи всех мероприятий, но они не всегда соотнесены с общими целями профессиональной деятельности и образовательного учреждения. Деятельность учителя-логопеда запланирована и организована в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности, образовательного учреждения, сложившейся и формирующейся системой работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
5 | План работы учителя-логопеда (раздел 3) План отражает перечень мероприятий, проводимых в учебном году. Цели и задачи прописаны нечетко. План частично не соответствует предъявленным требованиям, не включены необходимые сведения (сроки выполнения, ответственные). Цели и задачи определены четко. План соответствует предъявленным требованиям, включает все необходимые сведения (сроки выполнения, ответственные). Поставлены конкретные цели и задачи, но они не всегда находят отражение в планируемых мероприятиях. План соответствует требованиям; все планируемые мероприятия, формы и методы работы вытекают из целей и задач деятельности учителя-логопеда в конкретном ОУ; эстетично оформлен. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6 | Материалы, иллюстрирующие работу, основанную в представленной программе, методике, методе, приеме. (см. раздел 3) Нет конспектов коррекционных занятий; Имеются конспекты уроков коррекционных занятий. Имеется перспективный план коррекционной работы, а также конспекты уроков коррекционных занятий, годовой планы работы. Имеется перспективный план коррекционной работы, а также видеозаписи уроков коррекционных занятий. Имеется перспективный план коррекционной работы, а также видеозаписи уроков коррекционных занятий с небольшим рефлексивным комментарием. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
7 | Работа с воспитателями и педагогами (см. раздел 4) Ведется эпизодически. Используются однотипные формы работы. Проводится с постоянной периодичностью; апробируются различные формы и методы. Ведется по сложившейся системе. Четко обозначены цели деятельности. Логопед проявляет творческий подход к работе с педагогами и воспитателями. Работа ведется по разным направлениям (диагностика, консультирование, просвещение, развивающая работа), используются разнообразные формы и методы. Используются разнообразные формы индивидуальной и групповой работы с педагогами. Осуществляется диагностика и планирование работы в зависимости от возникающих проблем, поставленных задач, индивидуальных особенностей педагогов. Воспитатели и специалисты проявляют инициативу и активность в вопросах сотрудничества. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
8 | Работа с родителями (см. раздел 4) Проводится эпизодически. Используются однообразные формы и методы. Ведется регулярно. Используются различные формы и методы. Выработана система взаимодействия с родителями воспитанников. Четко обозначены цели, представлены различные направления работы с ними (диагностика, профилактика, просвещение, консультирование). Творческий подход к работе с родителями. Деятельностью логопеда охвачены различные категории родителей. Используются разнообразные методы. В системе работы с родителями используются как групповые, так и индивидуальные формы. Осуществляется диагностика и планирование работы в зависимости от особенностей взаимодействия родителей с детьми и сотрудниками ОУ. Логопед и родители проявляют активность и инициативу в процессе сотрудничества. Используются современные технологии в работе с родителями. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
9 | Организационно-методическая работа (см. представление руководителя ОУ) Не принимает участие в педагогических советах, семинарах и других формах работы ОУ, не планирует методическую работу. Эпизодически участвует в педагогических советах и других формах работы ОУ. Принимает активное участие в жизни ОУ, педсоветах, семинарах и других мероприятиях, занимается самообразованием. Активно и систематически участвует в педсоветах и общественной жизни ОУ. Имеет четкое представление о целях методической деятельности, планирует свою методическую работу. Диагностику и контроль педагогического процесса проводит эпизодически. Принимает участие в районном методическом объединении учителей-логопедов, конференциях, семинарах, фестивалях, конкурсах проводимых вышестоящими структурами образования. Участвует в разработке логопедических сборников, логопедических вестниках. Планирует самообразование и участвует в творческих отчетах. Творчески подходит к своей методической деятельности в ОУ. Участвует в подготовке и проведении мероприятий. Предлагает интересные формы методической работы. Участвует в конференциях, семинарах, проводимых вышестоящими структурами образования, сотрудничает со средствами массовой информации. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
10 | Повышение квалификации (см. раздел 1 п.1.3) Повышает квалификацию редко, нерегулярно. Систематически повышает квалификацию, активно стремится к повышению профессионального уровня. Направления повышения квалификации планирует заранее, исходя из целей работы и возникающих практических проблем. Повышает квалификацию планомерно и систематически; проявляет активность и инициативу в процессе профессионального самосовершенствования. Творчески подходит к повышению уровня своей профессиональной. Активно сотрудничает с коллегами. Осваивает новейшие достижения логопедической науки и практики. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
11 | Новые технологии в коррекционной работе (см. раздел 2 п.2.2) Не знает новых технологий. Осведомлен о современных технологиях, но не владеет ими. Владеет традиционными технологиями и часто использует. Использует традиционные и современные технологии. Их соотношение не всегда оптимально. Оптимально сочетает традиционные и современные технологии, что обуславливает результативность деятельности учителя-логопеда. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 12 | Эффективность и результативность коррекционной работы До 50% более 50% более 70% более 80% | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общий балл |
Эксперт: _________________/______________________/ Дата _______________
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
оценки «Портфолио» учителя-логопеда ф.и.о., ДОУ (школы)
№ п/п | Критерии оценки | Количество баллов | ||||
Эссе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Анализ представленной программы | ||||||
Анализ представленной технологии, методе, методике, приеме и др. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Цели и задачи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
План работы учителя-логопеда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Материалы, иллюстрирующие работу, основанную в представленном материале | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Работа с педагогами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Работа с родителями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Организационно-методическая работа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Повышение квалификации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Новые технологии | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Эффективность и результативность коррекционной работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Общий балл |
Эксперт: _________________/______________________/ Дата _______________
Председатель экспертной группы ___________/_____________ Дата _______________
Примечание: на высшую квалификационную категорию сумма баллов от 56 до 60;
на первую квалификационную категорию сумма баллов от 44 до 48;
на вторую квалификационную категорию сумма баллов от 32 до 36.
Критерии оценки компилятивной (авторской) программы (защита)
№ п/п | Критерии оценки | Баллы по критерию терию | |
1 | Актуальность и новизна образовательной программы для решения социально-педагогических проблем | ||
2 | Принципы построения образовательной программы | ||
3 | Цели и задачи образовательной программы | ||
4 | Характеристика обучающихся, воспитанников | ||
5 | Содержание и последовательность изложения материала | ||
6 | Характеристика образовательного процесса: методы и характер деятельности | ||
7 | Формы организации занятий | ||
8 | Результативность образовательной программы | ||
ИТОГО: |
Эксперт: _________________/______________________/ Дата ________
(подпись) (Ф.И.О.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-60106-1641975205.jpg)
Рекомендации по составлению и оформлению портфолио учителя
Материал подобран методистом по учебным дисциплинам МКУСДПО(повышения квалификации) «Рыльский РМК» Ленивкиной Е.А. из издания«Портфолио учителя физики»,автора-составителя И.Ю.Фоминичев...
рекомендации по составлению портфолио
В статье отражено обощение опыта работы по составлению детского портфолио...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/03/picture-29453.jpg)
Методические рекомендации по составлению портфолио учителя
Показатели проявления компетентности для выплат стимулирующего характера за интенсивность, высокие результаты и качество выполняемых работ педагогическим работником...
Презентация по составлению портфолио учителя
Портфолио учителя – это альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.Портфолио...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-419942-1394889421.jpg)
Методические рекомендации для составления электронного портфолио по профессии " Мастер по обработке цифровой информации"
Методические рекомендации по формированию и оформлению электронного портфолио работ по междисциплинарному курсу МДК 02 Технология публикации цифровой мультимедийной информации для обучающихся по профе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/01/picture-1141211-1556713650.jpg)
Рекомендации по составлению портфолио
У каждого учителя есть достижения, работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Что со всем этим делать?На сегодняшний день придумано все...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-705353-1447016357.jpg)
Методические рекомендации «Принципы составления Портфолио для аттестации педагогического работника» (для педагогов дополнительного образования)
Данный материал адресован педагогам и методистам дополнительного образования. Педагоги смогут ознакомиться с основными принципами составления Портфолио в межаттестационный период....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Портфолио
Класс, конечно, не имеет значения в данной разработке.