Рекомендации по составлению портфолио
методическая разработка (5 класс) по теме

Лихова Елена Павловна

 Очень удобная опорная схема для создания своего портфолио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребенка детский сад № 62

г. Хабаровска

                                            C:\Users\1\Documents\Фото\Фотограф (портрет+кабинет)\DSC_8503.JPG

Образование: Хабаровский государственный педагогический институт, дефектологический факультет (1994 год). Специальность по диплому: учитель и логопед специальной (вспомогательной) школы.

Квалификационная категория: высшая.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО  

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) - досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).

Портфолио в переводе с итальянского  означает «папка с документами», «папка специалиста». Это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений  учителя-логопеда; это комплекс документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: методической,  творческой, исследовательской.

         основная цель Портфолио: оценивание работы  учителя-логопеда по теме самообразования, характера деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста педагога, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

        Специалисту, претендующему на вторую, первую,  на высшую категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Аттестационные материалы (Портфолио, рейтинг социально-профессионального статуса, экспертное заключение на Портфолио, Представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого) предоставляются за 14 дней до начала заседания аттестационной комиссии секретарю муниципальной аттестационной комиссии.

На заседание комиссии аттестуемый работник не приглашается. Решение о присвоении заявленной  квалификационной категории или отказе комиссия принимает в заочной форме на основе представленных материалов.

Содержание «Портфолио» 

1 раздел:

1.1. Титульный лист с фотографией (указывается полное название учреждения, Ф.И.О. учителя-логопеда, должность, год)              

1.2. Общие сведения о педагоге: (дата рождения; образование, год окончания, специальность по диплому; стаж работы, педагогический стаж (по специальности),  стаж в данном учреждении,  квалификация,  дипломы,  грамоты и др.)

  1.            1.3. Повышение квалификации:

           1.4. Презентация логопедического кабинета  (2 листа – фото, тект).

2 раздел:

2.1. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды  учителя-логопеда на свою профессию, педагогов, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе - выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные  цели в работе. Эссе поможет  учителю-логопеду точно и полно формулировать свои мысли.

2.2. Приводится: 1) обоснование выбора аттестуемым  программы или педагогической технологии, методики, метода, приема  или применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов (по теме самообразования); 2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др.; 3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.; 4) результаты работы по данной программе, педагогической технологии, методике, методе, приеме и др.

3 раздел:

В нем размещаются материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2-м разделе технологии (методики, метода и др.): конспекты или фрагменты уроков, коррекционных занятий,  или их фрагменты и др. Для показа умений по планированию  нужно  включить годовые и перспективные  планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

Могут быть сделаны видеозаписи фрагментов работы (урока, коррекционного занятия и т.п.). Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умения специалиста  анализировать свою  работу.

4 раздел: Работа с педагогами  и родителями за три года (консультирование, просвещение)

Приводится резюме после проведенной работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.

5 раздел: Располагается информация об использованных  учителем-логопедом  способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы (РМО, СМИ, публикации, Сайт комитета – Служба практической психологии «Методическая копилка») и др.

6 раздел: Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы педагога.

- Рейтинг социально-профессионального статуса (СПС)

-Экспертное заключение на Портфолио

-Представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого.

- Отзывы о работе в соответствии с проведенными мероприятиями (администрации, коллег)

- Рецензия (внутренняя и внешняя) для компилятивной  или авторской программы.

Документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны   родителей, они также могут быть представлены.

Требования к оформлению

Структура портфолио:

  • титульный лист;
  • оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц);
  • эссе (форма написания свободная, объем – до 2-3 страниц);
  • введение, в котором учитель-логопед поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории (объем введения - 3 – 5 страниц);
  • наименования разделов, подразделов, в которых описывается представленная в портфолио программа, технология, методика или др., этапы ее внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу (каждый отдельный материал, включенный в портфолио,  должен датироваться) (объем – 10 – 15 страниц)
  • резюме (объем – до 3 стр.)
  • пути распространения опыта работы
  • документы, отражающие официальную оценку работы  учителя-логопеда;
  • документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации  учителя-логопеда.

 

Объем материалов портфолио – папка – 30 файлов. Помещение в портфолио не обоснованных  учителем-логопедом материалов снижает ценность свидетельств  профессионализма аттестуемого.

Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением  следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 15 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

                                   

                   Приложение 2

                                                        к приказу комитета по образованию

                                                            от « 24 » 04.  2008г. № 178-0

Методические рекомендации  для экспертов по изучению

«Портфолио» учителя-логопеда

Показатели  оценки   продуктивности  деятельности учителя-логопеда

(для экспертов)

                                      Показатели

Оценки

(в баллах)

1

2

3

4

5

1

Эссе (см. раздел 2 п. 2.1)

Эссе строится по следующей схеме:

- Постановка   вопроса или проблемы (т.е. определить предмет изложения)

- Название причин, побудивших обратиться к этой проблеме (недостатки, проблемы образования, передовой опыт, образец)

- Тезис-аргумент, иллюстрация проблемы (основные положения, подкрепленные фактами, аргументами, опытом)

- Я- позиция (собственное место в образовательном  пространстве)

  • Выводы (решение проблемы, предложения,

рекомендации, построение принципов, положения, открытый вопрос, пути выхода и практическая значи-

мость)

Не вполне четко  может сформулировать проблемы

Отсутствует оригинальность мировоззренческой позиции автора.

Содержания  соответствует заявленной  проблеме.

Умеет выделить педагогические  противоречия.

Умеет сформулировать проблемы, наметить пути их решения. Отсутствует четкая Я- позиция. Материал  изложен кратко, логично, доступно

Определяет предмет изложения. Отмечается  необычность изложения проблемы, стремление индивидуализировать свой труд. Намечаются пути выхода и практическая значимость. Проводится саморефлексия профессиональных качеств, знаний, умений, осознание перспективы, профессионального роста. Материал  изложен грамотно,  в соответствии с нормами литературного языка

1

2

3

4

5

2

Анализ представленной  программы

                                                     (см. приложение 2)

3

Анализ  технологии, методики, метода и др.

                                                     (см. раздел 2 п.2.2.)

Работа  представлена не в полном объеме. Содержание не соответствует теме.

Содержание работы   частично  раскрывает тему

Работа в основном раскрывает содержание темы.  Не отражено своеобразие и новизна концепции, теоретическое обоснование, культура использования научной литературы. Отсутствует практический материал.

Тема раскрыта, однако некоторые положения не аргументированы. Отсутствует взаимосвязь теоретического и практического материала. Отсутствует обоснование использования предлагаемых технологий,  показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения.

Тема раскрыта. Автором показана ее актуальность, практическая  значимость, новизна, этапы работы, результат, условия и возможности применения данного опыта. Практический материал подтверждает теоретическое обоснование проблемы. Имеются качественные характеристики приложений, раскрывающих предлагаемые компоненты педагогического опыта (разработки уроков, коррекционных занятий,  дидактического материала, и др.).

1

2

3

4

5

4

Цели и задачи учителя-логопеда (см. раздел 3)

Испытывает затруднения в постановке задач.

Ставятся задачи отдельных мероприятий.

Обозначены задачи  всех мероприятий, но они не всегда соотнесены с общими целями профессиональной деятельности и образовательного учреждения.

Деятельность учителя-логопеда запланирована и организована в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности, образовательного учреждения, сложившейся и формирующейся системой работы

1

2

3

4

5

5

План работы учителя-логопеда (раздел 3)

План отражает перечень мероприятий, проводимых в учебном году. Цели и задачи прописаны нечетко.

План частично не соответствует  предъявленным требованиям, не включены необходимые сведения (сроки выполнения, ответственные). Цели и задачи определены четко.

План  соответствует  предъявленным требованиям, включает все  необходимые сведения (сроки выполнения, ответственные).

Поставлены конкретные цели и задачи, но они не всегда находят отражение в планируемых мероприятиях.

План соответствует требованиям; все планируемые мероприятия, формы и  методы работы вытекают из целей и задач деятельности учителя-логопеда в конкретном ОУ; эстетично оформлен.

1

2

3

4

5

6

Материалы, иллюстрирующие работу, основанную в представленной программе, методике, методе, приеме. (см. раздел 3)

Нет конспектов коррекционных занятий;

Имеются конспекты уроков коррекционных занятий.

Имеется  перспективный план коррекционной работы, а также конспекты уроков коррекционных занятий, годовой  планы работы.

Имеется  перспективный план коррекционной работы, а также  видеозаписи  уроков коррекционных занятий.

Имеется  перспективный план коррекционной работы, а также  видеозаписи  уроков коррекционных занятий с небольшим рефлексивным комментарием.

1

2

3

4

5

7

Работа с воспитателями и педагогами (см. раздел 4)

Ведется эпизодически.  Используются однотипные формы работы.

Проводится с постоянной периодичностью;

апробируются различные формы и методы.

Ведется по сложившейся системе. Четко обозначены цели  деятельности.

Логопед проявляет творческий подход к работе с педагогами и воспитателями. Работа ведется по разным направлениям (диагностика, консультирование, просвещение, развивающая работа), используются разнообразные формы и методы.

Используются разнообразные формы индивидуальной и групповой работы с педагогами.

Осуществляется диагностика и планирование работы в зависимости от возникающих проблем, поставленных задач, индивидуальных особенностей педагогов. Воспитатели и  специалисты проявляют инициативу и активность в вопросах сотрудничества.

1

2

3

4

5

8

Работа с родителями (см. раздел 4)

Проводится эпизодически. Используются однообразные формы и методы.

Ведется регулярно. Используются различные формы и методы.

Выработана система взаимодействия с родителями воспитанников. Четко обозначены цели, представлены различные направления работы с ними (диагностика, профилактика, просвещение, консультирование).

Творческий подход к работе с родителями.

Деятельностью  логопеда охвачены различные категории родителей. Используются разнообразные методы. В системе работы с родителями используются как групповые, так и индивидуальные формы.

Осуществляется диагностика и планирование работы в зависимости от особенностей взаимодействия родителей с детьми и сотрудниками ОУ.  Логопед и родители проявляют активность и инициативу в процессе сотрудничества. Используются  современные технологии в работе с родителями.

1

2

3

4

5

9

Организационно-методическая работа

(см. представление руководителя ОУ)

Не принимает участие в педагогических советах, семинарах и других формах работы ОУ, не планирует методическую работу.

Эпизодически  участвует в педагогических советах и других формах работы ОУ.

Принимает активное участие в жизни ОУ, педсоветах, семинарах и других  мероприятиях, занимается самообразованием.

Активно и систематически участвует в педсоветах и общественной жизни ОУ. Имеет четкое представление о целях методической деятельности, планирует свою методическую работу. Диагностику и контроль педагогического процесса проводит эпизодически. Принимает участие в  районном методическом объединении учителей-логопедов, конференциях, семинарах, фестивалях, конкурсах проводимых вышестоящими структурами образования. Участвует в разработке логопедических сборников, логопедических вестниках. Планирует самообразование и участвует в творческих отчетах.

Творчески подходит к своей методической деятельности в ОУ. Участвует в подготовке и проведении мероприятий. Предлагает интересные формы методической работы. Участвует  в конференциях, семинарах, проводимых вышестоящими структурами образования, сотрудничает со средствами массовой информации.

1

2

3

4

5

10

Повышение квалификации (см. раздел 1 п.1.3)

Повышает квалификацию редко, нерегулярно.

Систематически повышает квалификацию, активно стремится к повышению профессионального уровня.

Направления повышения квалификации планирует заранее, исходя из целей работы и возникающих практических проблем.

Повышает квалификацию планомерно и систематически; проявляет активность и инициативу в процессе профессионального самосовершенствования.

Творчески подходит к повышению уровня своей профессиональной. Активно сотрудничает с коллегами.

Осваивает новейшие достижения  логопедической науки и практики.

1

2

3

4

5

11

Новые технологии  в коррекционной работе (см. раздел 2 п.2.2)

Не знает новых технологий.

Осведомлен о  современных технологиях, но не владеет ими.

Владеет традиционными технологиями и  часто использует.

Использует традиционные и  современные технологии. Их соотношение не всегда оптимально.

Оптимально сочетает традиционные и  современные  технологии, что обуславливает результативность деятельности учителя-логопеда.

1

2

3

4

5

1

12

Эффективность и результативность коррекционной работы

До 50%

более 50%

более 70%

более 80%

1

2

3

4

5

Общий балл

Эксперт: _________________/______________________/         Дата _______________

                                                           

                                                       

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

оценки  «Портфолио»  учителя-логопеда  ф.и.о., ДОУ (школы)

п/п

Критерии  оценки

Количество баллов

Эссе

1

2

3

4

5

Анализ представленной  программы

Анализ представленной   технологии, методе, методике, приеме и др.

1

2

3

4

5

Цели и задачи

1

2

3

4

5

План работы учителя-логопеда

1

2

3

4

5

Материалы, иллюстрирующие работу, основанную в представленном материале

1

2

3

4

5

Работа с педагогами

1

2

3

4

5

Работа с родителями

1

2

3

4

5

Организационно-методическая работа

1

2

3

4

5

Повышение квалификации

1

2

3

4

5

Новые технологии

1

2

3

4

5

Эффективность и результативность коррекционной работы

1

2

3

4

5

Общий балл

Эксперт: _________________/______________________/         Дата _______________

Председатель  экспертной группы ___________/_____________      Дата  _______________

Примечание: на высшую квалификационную категорию сумма баллов от 56 до  60;

на первую квалификационную категорию сумма баллов от  44  до  48;

на вторую квалификационную категорию сумма баллов от 32 до 36.

Критерии оценки   компилятивной (авторской)  программы  (защита)

№ п/п

Критерии оценки

Баллы по

критерию

терию

1 

Актуальность и новизна образовательной программы для решения социально-педагогических проблем 

2 

Принципы построения образовательной программы 

3 

Цели и задачи образовательной программы 

4 

Характеристика обучающихся, воспитанников

5 

Содержание и последовательность изложения материала 

6 

Характеристика образовательного процесса: методы и характер деятельности 

7 

Формы организации занятий 

8 

Результативность образовательной программы 

ИТОГО:

Эксперт: _________________/______________________/         Дата ________

                              (подпись)                        (Ф.И.О.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по составлению и оформлению портфолио учителя

Материал подобран методистом по учебным дисциплинам МКУСДПО(повышения квалификации) «Рыльский РМК» Ленивкиной Е.А. из издания«Портфолио учителя физики»,автора-составителя И.Ю.Фоминичев...

рекомендации по составлению портфолио

В статье отражено обощение опыта работы по составлению детского портфолио...

Методические рекомендации по составлению портфолио учителя

Показатели проявления компетентности для выплат стимулирующего характера за интенсивность, высокие результаты и качество выполняемых работ педагогическим работником...

Презентация по составлению портфолио учителя

Портфолио учителя – это альтернативная  форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.Портфолио...

Методические рекомендации для составления электронного портфолио по профессии " Мастер по обработке цифровой информации"

Методические рекомендации по формированию и оформлению электронного портфолио работ по междисциплинарному курсу МДК 02 Технология публикации цифровой мультимедийной информации для обучающихся по профе...

Рекомендации по составлению портфолио

У каждого учителя есть достижения, работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Что со всем этим делать?На сегодняшний день придумано все...

Методические рекомендации «Принципы составления Портфолио для аттестации педагогического работника» (для педагогов дополнительного образования)

Данный материал адресован педагогам  и методистам дополнительного образования. Педагоги смогут ознакомиться с основными принципами  составления Портфолио в межаттестационный период....


 

Комментарии

Лихова Елена Павловна

Класс, конечно, не имеет значения в данной разработке.