Логопедическое занятие "Звук Ш"
план-конспект по теме

Григорьева Ирина Вячеславовна

Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuksh1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

       Закрепление правильного произношения звука Ш в словах со   стечением согласных.

Задачи:

  1. Развитие артикуляционной моторики
  2. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия
  3. Воспроизведение слоговых рядов
  4. Определение места звука в слове

Материалы:

  1. Зеркало, салфетка
  2. Индивидуальные картинки на звук (гусь, шапка, шаль, шахматы, шина, шуба, мыши, уши, калоша, малыши, камыши, мошка, мишка, кошка, неваляшка, шишка, лягушка, подушка, мышка, пушка, бабушка, дедушка).

Ход урока:

Организационный момент.

 - Здравствуйте. Сегодня мы с тобой будем заниматься вдвоем. Прежде чем начать заниматься давай сделаем себе массаж.

Массаж биологически активных зон (приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие).

  1. Растираем «грабельками» (раздвинутые пальцы рук) лоб, все посторонние мысли уходят.
  2. Растираем ушки – голова будет лучше думать.
  3. «Вилочкой» (указательный и средний пальцы) массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными.

Для того чтобы нас не покидало хорошее настроение, соберём на бумаге разрезанную на части нарисованную улыбку.

Артикуляционная гимнастика:

- Таня, слушай меня, пожалуйста, внимательно и выполняй упражнения.

Рот – домик, губы – двери. А кто живет в этом домике?

В это домике,  дружок, живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка, и немного шалунишка.

Упражнение «Стрелочка»

Наш Веселый Язычок повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…А потом опять вперед…,

Тут немного отдохнет…

Упражнение «Часики»

Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло.

Язычок наш подтянулся, широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять, на крылечке загорать.

Упражнение «Улыбка»

На крылечке полежал, на качели побежал.

Упражнение «Лопаточка», «Качели».

Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор.

Упражнение «Заборчик».

Гвозди, молоток и клещи – нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «Тук! Тук!»  Язычку он лучший друг.

Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».

Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать. Наш заборчик не узнать.

Упражнение «Маляр»

Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.

Скрылось солнце за горой. Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок. Лег в кроватку и умолк.

Упражнение «Лопаточка»

Характеристика звука.

Показывается картинка гуся.

- Кто это?

- А как шипит гусь? (ш-ш-ш)

- Какой  звук ты сейчас произнесла?

- А какой это звук – гласный или согласный? Звонкий или глухой?

- А еще этот звук шипящий.

- Посмотри в зеркало и скажи, как расположены губы, зубы, язык, когда мы произносим этот звук?

  1. губы слегка вытянуты и округлены
  2. зубы «заборчиком» со щелью
  3. язык образует форму чашечки
  4. воздух теплый, струя направлена вверх

- Давай еще раз произнесем этот звук.

- Молодец!

Выделение звука Ш.

  1. Из слоговых рядов: ша, аш, са,  жа, ща, шо, сы.
  2. Из ряда слов: шапка, шарф, жаворонок, самовар, часовщик. Мышка, шуба, сковорода, кошка.
  3. Отбор картинок на Ш с определением места звука в слове: камыш, кошка, шуба.

Произнести слова, показать картинки и определить место звука в слове.

Физкультминутка.

Прыгай Мишка! Топай Мишка!

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперед, вниз,

Улыбайся и садись.

Воспроизведение слоговых рядов, слов.

- Вначале послушай внимательно, а потом повтори.

ша – ша – ша – шапка                                       малыши

ша – ша – ша – шахматы                                  камыши

ши – ши – ши – шина                                       Маша

шо – шо- шо- шок                                             Даша

шу – шу – шу – шуба                                        наша

ши – ши – ши – мыши                                      каша

ши - ши – ши – уши                                           наши

шка – шко – шку – шки

ашк – ошк – ушк – ишк

кша – кшо – кши – кшу

мошка                      лягушка

мишка                      подушка

кошка                       неваляшка

мышка                      бабушка

пушка                       дедушка

Игра «Четвертый лишний»

Раскладываются четыре картинки с изображением:

  1. шуба, шапка пенал, шарф
  2. мишка, кошка, пушка, шахматы

Дается объяснение.

- Какой праздник приближается? (Новый год)

- А что главное на этом празднике? (елка)

- Вот я тебе сейчас дам две елки, и ты должна их нарядить, т.е. повесить на них игрушки, но игрушки не простые. На первую елку ты повесишь игрушки со звуком Ш, на вторую – без звука Ш.

Итог занятия.

- Над каким звуком мы сегодня работали?

- Дай характеристику этому звуку.

- Молодец! Ты сегодня очень старалась, и я ставлю тебе вот такую 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...