Урок по русскому языку в 9 классе
план-конспект урока (9 класс) по теме

6

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4

Открытый урок по русскому языку

в 9 классе

Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений»

Учитель Н.В.Кенне

Цель урока: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме и правильно писать безударные окончания.

Задачи:

  1. Упражняться в постановке вопроса к глаголу, находить трудные орфограммы и объяснять правописание;
  2. Корригировать и развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, логическое  мышление на основе упр. на анализ и синтез, сравнение; вербальную память на основе упражнений на воспроизводство;

Развивать эмоционально- волевую сферу: СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ, ВОЛЮ К ПОБЕДЕ НАД СОБОЙ, РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ;

  1. ВОСПИТЫВАТЬ  ИНТЕРЕС  К УЧЕНИЮ.

Оборудование: таблички, карточки, записи на доске, презентация «Спряжение глаголов».

           Ход урока.

I  Организационный момент.

Добрый день. (зимний, декабрьский, грустный, радостный…)

Какая часть речи? Как определили?

(Склоняются, спрягаются) Какие это части речи?

II Проверка домашнего задания (выборочно).

Назвать глаголы, объясни правописание окончаний.

III Работа с доской.

1)   Найди лишнее слово.

Дружить

Благодарить

Дарить

Радостный

2) Поставим глаголы во II лице единственного числа и множественного числа.

Слайд I

Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищет ветер. На улицу не выходим. Целый день сидим в классе, скучаем. Меркнет день, а ветер злей и злей гудит.

Вставляем гласные в окончания, (окончания безударные).

Почему нет пропущенных гласных в глаголах: висят, гудит.

Это ударные окончания.

Сегодня мы будем упражняться в правописании безударных личных окончаний.

Запись темы на доске.

IY Слайд 2

Поставь лицо к глаголам с безударным окончанием.

Объясняем правописание.

От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

- Что такое спряжение?

-сколько спряжений?

Y Работа с табличками. Работа в парах.

Найти глаголы, указать лицо, спряжение.

YI Физ. минутка. Отдых глазкам и ушкам.

Звучит инструментальная музыка.

YII Слайд 3

Проверь себя.

 А)      Ставим глаголы в неопределённую форму, указываем спряжение.

Б) Слайд 4

YIII Запомни правило  в виде стихотворения.

Слайд 5

Ко второму же спряжению

Отнесём  мы, без сомненья,

Все глаголы, что на – ить,

Исключая: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, Их на –е-  спрягать нельзя.

IX Работа с учебником.  Стр. 135

Запомни !

 А) Поставь глаголы в неопределённую форму.

          Б) С каких слов мы начали урок? Добрый день.

Доброе слово имеет огромную  внутреннюю силу. Оно окрыляет, делает человека счастливым… а может делать  больно …

          В) Упр.180  Найди пословицу, которая подошла бы к нашему разговору.

Запишем в тетрадь.

Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.

 X Пусть с вами будут слова:

Люблю –

Берегу –

Защищаю-

Ставим глаголы в неопределённую форму, ставим глаголы во II лице единственного числа.

X I На такой прекрасной Земле должно процветать только Добро.

Работаем с текстом на доске, вставь пропущенные окончания.

Ты напьёшься ключевой водицы – и посмотришь на всё другими глазами. Побродишь по лесным дорожкам. Увидишь следы жизни вокруг. Услышишь шум листвы деревьев. И любовью наполнится твоё сердце, любовью к родному дому и ко всему живому на Земле.

Домашнее задание. Списать, выделить окончания, указать лицо и спряжение.

XII  Чему  научились?

Что должно быть  самым главным в наших сердцах?

Доброта.

Добро порождает добро.  

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4

Самоанализ  открытого урока русского языка в 9 классе

Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений»

Учитель Н.В.Кенне

Тема. Правописание безударных личных окончаний глаголов  1и 2 спряжений.

Цель урока. Научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме  и правильно писать безударные окончания.

Задачи:

  1. упражняться в постановке вопроса к глаголу, находить трудные орфограммы и объяснять правописание;
  2. корригировать и развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, логическое мышление на основе упр. на анализ и синтез, сравнение; вербальную память на основе  упражнений на воспроизводство;  развивать  эмоционально- волевую сферу: стремление к положительным результатам, волю к победе над собой, радость познания;
  3. воспитывать интерес к учению.

Оборудование:  таблички, карточки, записи на доске,  презентация «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

                            II

Отобранный материал к уроку соответствует  теме и задачам.

(находим глаголы, выделяем окончания, проверяя по неопределённой форме)

Учу распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.

- Найди лишнее слово. Почему? Как определяем часть речи? Как изменяются данные части речи?

Дружить

Дарить

Благодарить

Радостный

- Как изменяются имена прилагательные

-Как изменяются глаголы?

Учащиеся уяснили, что правильное написание безударного окончания глагола зависит от неопределённой формы.

  На данном уроке упражнялись в правописании безударных окончаний глаголов, закреплялись ранее полученные знания.

Благодарить

Разбор по составу слова, проверяем безударные гласные в корне.

Найти в тексте (слайд  I) сложное предложение, называем члены предложения, чем соединяются, перед союзом ставим запятую.

На протяжении всего урока развивала диалогическую речь, логическое мышление, стремилась к тому, чтобы учащиеся высказывали свои чувства и мысли.

- Пусть будут с вами всегда…

Берегу

Защищаю

Прощаю

- Какого здесь слова не хватает?

ЛЮБИТЬ

Прочитав текст на доске, спрашиваю у ребят:»Когда же наполняется любовью твоё сердце?...

Посмотри вокруг,  напейся ключевой водицы, пройдись по лесным дорожкам…

Какая музыка звучит?...      

Нежная, грустная, сердечная, добрая, радостная…

        Осуществлялись  межпредметные  связи (чтение, география, музыка)

Содержание  урока( интересный орг. момент, работа с карточками , музыкальная физкультминутка , использование слайдов) – всё это способствовало развитию интереса к учению.

                                   III

Избранный тип урока комбинированный считаю наиболее целесообразным, так как на уроке решались несколько дидактических задач (объяснить, закрепить, уточнить о грамматических признаках глагола, прилагательного)

     Урок начался с организационного момента, во время которого старалась психологически настроить детей на урок, провела вводные упражнения на развитие высших психических функций (долговременной памяти, произвольного внимания, орфографической зоркости, логического мышления путём анализа и сравнения)

 Учащиеся сделали обобщение, используя алгоритм.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

    Структура урока соответствовала выбранному типу урока (комбинированному). Целостность и завершённость урока обеспечивались проверкой каждого вида работы и подведением итога всего урока.

                                             IY

Общедидактические  принципы коррекционно- развивающего обучения реализовывались на протяжении всего урока.

Принцип направленности обучения осуществлялся через комплексное решение задач. Учащиеся ставили вопросы к глаголам, определяя число и лицо, объясняли правописание безударных окончаний.

Осуществлялась тесная связь с жизнью (объясняли смысл пословиц, высказывали свои чувства и мысли по прочитанному  тексту).

Материал урока преподносился детям доступный их пониманию.

Познавательная деятельность носила поисковый характер, реализовывались индивидуальная и дифференцированная форма обучения ( индивидуальные задания на самоподготовку Земцовой Ю., Маторнову  С., задания подбирались с  учётом индивидуальных возможностей ребёнка).

Реализуя принцип динамичности восприятия, задания давала по степени нарастающей трудности.

Принцип продуктивной обработки информации реализовывался при помощи  метода переноса способа обработки информации на своё индивидуальное задание ( работа с учебником, работа с записью на доске).

                                  V

Методы обучения полностью соответствовали задачам урока.

Наглядность, применение слайдов, проблемные задания  обеспечивали творческий характер познавательной деятельности.

                                  VI

Итоги работы подводились на каждом этапе урока. Дана оценка работы каждого ученика. При объяснении подбирала такие слова, чтобы возникла положительная установка на дальнейшее учение.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...