Оптимизация коррекционного процесса посредством компьютерных технологий
план-конспект по теме

Киселёва Надежда Алексеевна

В настоящее время, выбирая приемы и методы в учебно-воспитательной и коррекционной работе, нельзя не обратить внимание на возможность опираться в своей деятельности на компьютер. Это становится возможным благодаря тому, что компьютеры повсеместно входят в нашу жизнь, применяются во всех областях, и педагогика не является исключением.

Использование компьютера является средством обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, может быть включено в процесс коррегирования нарушения речи. Применение электронных пособий  оказывает специфическое воздействие на становление речи, повышает интерес детей к логопедическим занятиям, оптимизирует уровень коррекционно-образовательного процесса.

Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия с применением компьютерных технологий, направленного на автоматизацию звука «Л» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях у детей 6 лет с ОНР и его самоанализ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

 в подготовительной группе для детей с ОНР

и его самоанализ.

        Тема: Прогулка в зимний лес.

        Этап: Автоматизация звука «Л» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях.

        Коррекционно-образовательные цели: автоматизировать звук «Л» в словах и предложениях; обобщить и систематизировать знания детей о зиме, расширять и  активизировать  словарь по данной теме.

        Коррекционно-развивающие цели: развивать фонематический слух,

мелкую моторику, тактильное восприятие, логическое мышление;        

Воспитательные цели: формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: компьютер, конверт с диском, снег, снежный ком, ёлка с картинками, две еловые лапы (живая и искусственная), бумажные снежинки, манная крупа, волк, заяц, медведь, белка, клубок ниток.

Ход занятия

        1.Организационный момент

Логопед: Ребята, отгадайте загадку

                Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

Она художница прилежная,

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея,

Такая сказочно красивая.

Дети: Зима

Логопед: Скажите, зима наступает после весны? После лета? Перед летом?

Дети: Нет. Зима наступает после осени. Она бывает перед весной.

        2.Галка приносит письмо от снеговика. Они поспорили. Снеговик говорит, что зима – скучное, долгое, неинтересное время года. А я – галка с ним не согласна. А вы как считаете?

Ответы детей.

Галка: Получите письмо, а я улетаю.

Логопед открывает конверт, а там компьютерный диск

        - Ребята, что это за письмо такое? И как его прочитать?

Дети: его нужно вставить в компьютер и прочитать на экране.

        

Электронное письмо: Мы не сможем его прочитать, пока не выполним задание снеговика: Повторить слова в данной последовательности Том-дом-ком, дом-Том-ком, ком-дом-Том.

        Открывается письмо: Холодно. Уныло. Берите лыжи. Приходите в лес.

Логопед: А вы сможете доказать снеговику, что зима – это очень веселое, чудесное, интересное время года? Вы хотите пойти к нему в лес?

        3. Дети имитируют одевание, помогают друг другу завязать шарфы, надевают лыжи, берут лыжные палки. (звучит быстрая музыка). Прежде чем отправиться, вспомним, как будем правильно дышать морозным воздухом.

Дети отвечают (дышать нужно через нос, объясняют почему) и бегут в зимний лес. Звучит музыка

        4. Выходит снеговик.

- Мне очень холодно, уныло. Пришли ребята в лес, слепили меня из снега и ушли. Стою я один и не знаю, чем заняться. Когда же кончится эта зима?

Логопед: Постой, снеговик, если кончится зима, то наступит …(дети помогают: весна) и ты растаешь на солнышке. Ты должен знать, что зимой можно весело проводить время с друзьями, играть развлекаться и получать новые знания. Мы пришли с ребятами к тебе.

        Ребята, вспомните и назовите зимние месяцы (ответы детей). А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму: с белым пушистым снегом, ледяными реками, летящими снежинками, морозными узорами на стеклах, метелью, вьюгой. (звучит музыка).

Логопед: Представили зиму? Теперь послушайте стихотворение «Зимняя сказка» Раисы Адамовны Кудашевой.

Ребенок читает стихотворение «Зимняя сказка» Р. Кудашевой (1906г.)

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается;

Ночью в снежных огоньках рассыпается…

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор с свежей елочкой.

        Раиса Адамовна Кудашева написала это стихотворение в 1906 году.

Она же является автором слов всеми любимой новогодней песни «В лесу родилась елочка..», без которой не проходит не один утренник. Недавно мы отмечали 100 - летие со дня выхода в свет этого стихотворения, которое изначально называлось «Елка».

Снеговик показывает детям снег в корзине и говорит: Меня слепили из этого снега. Потрогайте его и скажите, какой он?

Дети: холодный, белый, липкий.

Логопед: А зима в нашем краю какая? (холодная, долгая, белая, веселая).

5. Логопед: Смотрите, ребята тут снежный ком, давайте с ним поиграем. Я буду называть слова, а вы мне слово - наоборот: грустный – веселый, хороший – плохой, кислый – сладкий, черный – белый, пустой – полный, худой – толстый, легкий – тяжелый, умный – глупый, шершавый – гладкий.

6 Речь с движениями.

Логопед: Ох, ребята, что-то холодно стало!  Давайте погреем руки.

                Руки в кулачки сожмем

                И немножко подождем.

                На ладошки мы подуем,

                Все снежинки мы с них сдуем.

                Каждый пальчик мы возьмем,

                Сильно на него нажмем.

        Выполняются соответствующие тексту движения

        7 Логопед: Согрели руки? А теперь поиграем в игру «Зимние забавы». Покажите движениями, какие вы знаете зимние игры и развлечения.

Игра – пантомима (Угадай, что я делаю?). Дети по одному показывают движениями зимние игры и забавы. Остальные дети и снеговик отгадывают.

        8 Логопед: Одели… (лыжи). Взяли…. (лыжные палки), Встали на… (лыжню). Под музыку пошли дальше. Подходят к елочке, на которой много картинок.

Нужно оставить картинки, в названии которых есть звук «Л». Назвать их все.

9 Логопед: Одели… (лыжи). Взяли…. (лыжные палки), Встали на… (лыжню). Под музыку пошли дальше.

        Логопед показывает детям ветку ели живую и искусственную.

        - Две еловые лапы. Определите, какая настоящая, а какая нет. Дети сравнивают, рассказывают.

        Игра «Еловая лапа». Дети закрывают глаза, выставляют ладони вперед. Логопед проводит веткой ели по ладоням, а дети отгадывают, какая это веточка – живая или нет.

        10. Физ минутка Игра «Зимушка-зима».

Снеговик: давайте поиграем в игру «зимушка-зима»

                Морозы трескучие, снега сыпучие,

                Ветра завьюжные, метели дружные (из песни Зимушка-зима)

                        

        11 Подбор однокоренных слов.

Снеговик: Ребята, а вы знаете, от какого слова произошло слово «снеговик»? От этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова, связанные со словом «снег». Каждым «снежным» словом мы будем укрывать елочку с этой стороны, чтобы она не замерзла.

                Тихо, тихо, как во сне,

                Падает на землю…(снег).

                С неба все скользят пушинки –

                Серебристые…(снежинки).

                На поселки, на лужок

                Выпал беленький…(снежок).

                Вот веселье для ребят –

                Все сильнее…(снегопад).

                Все бегут вперегонки,

                Все хотят играть в …(снежки).

                Словно в белый пуховик

                Нарядился…(снеговик).

С каждым добавленным словом дети укрывают елочку бумажной снежинкой.

        Вот и укрыли мы елочку снегом. Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы ее укрывали.

        12 Логопед: Одели… (лыжи). Взяли…. (лыжные палки), Встали на… (лыжню). Под музыку пошли дальше.

        Какие животные живут в лесу? Дети называют, получают игрушечных животных. В коробке искусственный снег (манная крупа).

Речь с движениями:

Сидит зайка на опушке,

        Поднимает зайка ушки.

        Слышит: шорох раздается.

        За кустом лиса крадется.

        Вот лиса раскрыла пасть,

        Как бы зайке не пропасть!

        Зайка – скок, скок, скок,

        Прыгнул в бок и наутек!

        Зайчик проскакал, на снегу остались следы. Чьи это следы? (Заячьи)

Медведь (медвежьи), Волк (волчьи), лиса (лисьи), Белка (беличьи).

Логопед: Назовите животных, в названиях которых есть звук «Л».

А теперь поиграем со снегом. Спрячьте руки в снег. Начинайте осторожно шевелить пальцами, так, чтобы не было их видно. Снеговик имитирует вьюгу, ветер.

        13 Логопед: Снеговик, а ты заметил, какой звук научились говорить наши ребята?  Послушай, пожалуйста, стихи и отгадай загадки с этим звуком.

Дети рассказывают стихи, скороговорки со звуком «Л»

        14 Игра «Я и другие»

«Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. В этом детском саду вы проводите целый день, радуетесь и огорчаетесь, здесь вы живете, здесь ваши друзья. Придумайте пожелания или ласковые слова и скажите их кому хотите, при этом передавая клубок.

Когда клубок возвращается к логопеду, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя, как тесно они связаны друг с другом. Логопед: «Мы составляем единое целое. Каждый из нас очень важен и значим в этом целом. Давайте не будем никогда ссориться и поможем друг другу стать лучше»

Снеговик: Ребята, я подружился с вами, мне было интересно. Я узнал много нового. Спасибо вам за это.

15 Рефлексия. Что сегодня в нашем путешествии было для вас самым интересным? Какое задание было самым трудным? Какое задание запомнилось больше всех?

Снеговик: Вы многому меня научили. Я понял, что зима – это действительно очень веселое, интересное, радостное время года. А мне пора уходить. До свидания.

Дети благодарят снеговика и прощаются с ним.

Самоанализ проведенного логопедического занятия

Мы придерживалась технологии построения занятия с точки зрения  деятельностного подхода. Что включает в себя:

  1. Введение в игровую ситуацию. Детям предлагалась загадка о зиме, которая подготовила их к теме занятия. Появившаяся галка с электронным письмом дала возможность заинтересовать детей. На данном этапе дети выполнили задание на развитие фонематического восприятия. Кроме этого, поставили детскую цель: «А вы хотите отправиться в лес?». Дети не осознают, что достигая свою детскую цель, они добиваются поставленные педагогом коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную цели.
  2. Создание проблемной ситуации: снеговик не согласен с галкой. Докажем снеговику, что зима – это веселое время года? Данная проблема личностнозначима для детей. Они на личном примере на разных этапах занятия доказывают снеговику свою правоту.
  3. Актуализация знаний. Тренировка мыслительных операций присутствует во многих заданиях: например: зима наступает после весны? перед летом?; игра пантомима (угадай, что я делаю); проведение эксперимента во время занятия (сравнение двух еловых веток). Применяя эти виды деятельности, воспитывали умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
  4. Дети получили новые знания, познакомившись с автором Раисой Адамовной Кудашевой (экскурс в историю).
  5. Материал для занятия подбирался с учетом логической последовательности и его усложнением.

На данном занятии представлены разные приемы и методы обучения: использование авторских электронных пособий, как часть занятия, которые повышают внутреннюю мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу. Применили «Песочную сказкотерапию». На данном занятии   заменив песок манной крупой, которая более похожа на искусственный снег. В данном случае, это способствовало не только развитию тактилько-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, но и помогло образовать притяжательные прилагательные (заячьи, медвежьи).

        При проведении занятия учитывались элементы здоровьесберегающих технологий: волнообразное расположение наглядного материала на елке; повторение важного для здоровья знания о правильном дыхании в зимнее время.

        Нравственному влиянию и воспитательной направленности занятия уделилось большое внимание: В частности игра с клубком «Я и другие», которая способствовала сплочению группы и формировала доброжелательное отношение детей друг к другу.

          По расширению и уточнению словарного запаса формировали практические навыки словообразования и словоизменения, использовав игру «Доскажи словечко», подбор определений к слову «зима» (долгая, холодная, веселая, снежная).

Соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. Считаем педагогические цели и цели детей достигнуты и полученные знания пригодятся им в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.

Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на уроках СБО

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  на примере  урока СБО ...

Использование компьютерных технологий в работе учителя коррекционных классов

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. Основными целями использования информационных технологий...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Низкая мотивация учения - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. ИКТ являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мо...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ

Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного ма...


 

Комментарии

Замечательное занятие.Интересный сюжет, поддерживающий интерес детей в процессе всего занятия, прослеживается смена видов деятельности, разнообразие методов и приёмов. Виден профессионализм педагога.