Неживая природа зимой. Урок.
план-конспект на тему

 

Тема: Неживая природа зимой.

Задачи:Совершенствовать знания учеников о характерных признаках зи­мы, о зимних явлениях в неживой природе;

Расширять знания детей о зимних природных явлениях;

Учить сравнивать, делать выводы;

Учить видеть прекрасное в окружающей природе;

Развивать речь воспитанников, логическое мышление, наблюдатель­ность;

Воспитывать экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_lb.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неживая природа зимой.

Задачи: Совершенствовать знания учеников о характерных признаках зи мы, о зимних явлениях в неживой природе;

Расширять знания детей о зимних природных явлениях;

Учить сравнивать, делать выводы;

Учить видеть прекрасное в окружающей природе;

Развивать речь воспитанников, логическое мышление, наблюдатель ность;

Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: фланелеграф, дидактический материал для дыхания, разда точный материал: иллюстрации с изображением времен года, видеофильм «Времена года», иллюстрации «Изморозь», «Иней», «Сосульки», сюжетная картинка «зимние забавы детей».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  1. Какие изменения в неживой природе произошли осенью?
  2. Как эти изменения повлияли на жизнь растений?
  3. Какова связь между температурой воздуха, изменениями в жизни расте ний и жизнью диких животных?

Индивидуальная работа.

  1. Работа с раздаточным материалом:
  1. Выберите иллюстрации, на которых изображены признаки осени.
  1. В тексте пропущены слова, подумайте и заполните пропуски.

Осенью солнце греет не так, как .... С каждым днем становится все .... Небо все чаще заволакивают ..., ... облака. Часто моросит ..., ... дождь, а ино гда вместе с дождем идет .... Дует ... ветер. Птицы собираются в ... и уле тают ... края. На деревьях ... листья.

  1. Подчеркни осенние явления природы.

Радуга, град, дождь, роса, снег, туман, изморозь, иней, гроза, заморозки, снегопад.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с признаками зимы в неживой приро де. Будем учиться делать выводы, анализировать, правильно выражать свои мысли в речи. А чтобы достичь хороших результатов вы должны быть предель но внимательными, уметь слушать учителя и своих одноклассников ив случае необходимости придти на помощь.

Физкультминутка и логоминутка.

Вечер зимний в небе зимнем звезды синие зажег,

Ветви сыплют синий иней на подсиненный снежок.

(Короткий день, длинная ночь, резкое понижение температуры ночью, сильный холодный ветер).

В декабре продолжает понижаться температура воздуха, что связано с влиянием холодных ветров, которые дуют с Арктики. 22 декабря - это день зимнего солнцестояния. (Запись на доске и в тетради). В эти сутки самая длин ная ночь и самый короткий день.

  1. А в этой загадке, о каком месяце говорится?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду-упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица, Повернулось солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

Январь в народе называют студень, ледень. Это коренной месяц зимы. В это время деревья надевают красивый наряд пушистой изморози.

(Иллюстрация «Дерево в изморози»), (Словарные слова вывешиваются на доску).

Изморозь чаще бывает при тумане, слабом ветре, низкой температуре. В холодном воздухе влага находится в виде мелких кристалликов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нем. Невидимые для глаз человека, кристаллики льда возникают пушистой бахромой на тонких ветках деревьев как прямо из мороза, потому-то и назвали эти пушистые иголочки изморозью (из мороза).

Январь - самый холодный месяц в нашей области. Сибирские морозы во все времена были крутыми, а январские - их студеная вершина.

  1. С каким зимним явлением познакомились?

А этот месяц в Древней Руси называли снежень, кружень - за колючие ветра, за лихие вьюги. Ветры в феврале холодом секут. Отсекает февраль зиму. Стареет зима, но еще лютует. Самая низкая температура воздуха в нашей об ласти за последние 50 лет была зарегистрирована в Тисуле 5 февраля 2001 года - минус 53 градуса.

О каком месяце идет речь?

Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон. День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Послушайте стихотворение, которое прочитает Шалмина Юля. Подумай те, о каком явлении неживой природы говорится в нем.

Буря мглою небо кроет, 1.1— руки вверх - в стороны; 2 - полуприсед, руки за голову; 3 - тоже, что и на счет 1; 4 - то же, что и на счет 2.

2. 1 - наклон вправо, руки вверх; 2 - выпрямиться; 3 - наклон влево, руки вверх; 4 - выпрямится.

3.1- поворот направо; 2 - поворот налево.

IV. Изучение нового материала.

  1. Внимательно посмотрите фрагмент кинофильма «Времена года».
  1. О каком времени года рассказывает автор в этом кинофильме?
  2. Почему так решили?
  1. Послушайте стихотворение. Устно нарисуй картину, которую предста вили при прослушивании.

Придет неслышными шагами, Незримой стужею дохнет

И, все вокруг покрыв снегами,

Вдруг всем нам уши надерет:

Зачем, мол, вы в такой мороз

Из дома высунули нос?

Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила она свой серебря ный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера, реки.

(Иллюстрация «Зимой»),

  1. О каких основных признаках говорится в стихотворении? (Снег, почва, реки, мороз).
  2. Сколько календарных месяцев длится зима?

Постарайтесь отгадать загадку? О каком зимнем месяце идет речь?

Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни кого - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем новый год.

(Названия месяцев прикрепляются на фланелеграф).

На доске слова: студень, снежень, зимовей, зазимник.

  1. Как вы думаете, за что народ так называл декабрь? (За длительную сту жу, лютые морозы).

Об этом месяце народ говорит: «тепло из глаз течет», т.е. мороз прошибает до слез.

Короток декабрьский день. Кажется, только миновал полдень, а уже пол зут неумолимо серые сумерки. Вот уже и необычайно яркие в ледяном воздухе первые звезды вспыхнули на небосклоне, мороз к ночи начал крепчать. Тре вожным шепотом прошумел резкий порыв ветра.

Вихри снежные крутя:

То, как зверь она завоет. То заплачет, как дитя...

Выполним упражнение, которое поможет вам ответить на вопрос. Упраж нение с снежинками: сделали глубокий вдох и плавный длительный выдох на снежинки, губы в «трубочку».

  1. Что произошло с снежинками?
  2. Какое явление мы попытались изобразить?

Метель - выпадение снега при сильном ветре. Сухой, пушистый снег лег ко переносится ветром. Бывает, что и без снегопада сильный ветер поднимает тучи снежинок с земли, закружит, и не поймешь, то ли снег сверху, то ли с зем ли. Если разыгралась сильная метель да пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. В разных местах ее называют по-разному: буран, пурга. Сквозь снежную пелену днем, как в густом тумане, ничего не видно. Такое «помутнение» воздуха от снежинок называют снежной мглой.

  1. Какое есть еще название у погоды, когда летит снег по ветру? Вьюга.
  2. А когда ветер подхватывает снег с одного места и переносит на другое.

Посмотрите, как точно народ назвал это природное явление летит по зем ле - поземка.

Итак, основной признак зимы - снег. Дополните запись:

Снег -снегопад, ..., ..., ....

Февраль - перелом зимы. В солнечный день снег на крышах тает - начина ется капель. Натекая друг на друга и замерзая в холодном воздухе, капельки стаявшего снега образуют сосульки. (Иллюстрация).

Во время оттепели снег становится мокрый и липкий. Ночью намокший снег замерзает. На плотном снежном покрове образуется корка льда - гололе дица.

Зарядка для глаз.

Занятия на офтальмологическом тренажере.

  1. Закрепление.

Работа с экологическим букварем.

Наступила волшебница-зима. В воздухе кружатся легкие снежинки. На крышах домов лежит снег. Деревья стоят в снежном уборе. Снег укрыл землю снежным покрывалом. Ребята лепят снежную бабу.

  1. Итог урока.

Прочитайте и выберите явления, характерные для неживой природы зи мой.

Снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, измо розь, сугробы, роса, гроза, гололедица, молния, вьюга.

  1. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника. Выделить зимние явления в неживой природе.

Нарисовать снежинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"

Урок  природоведения по теме  "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....

Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"

Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

презентация к уроку "Различаются ли тела живой и неживой природы"

Презентация к уроку в рамках ФГОС относится к уроку "Различаются ли тела живой и неживой природы"  по линии Т.С.Сухова...

Конспект урока "Весна. Признаки весны в неживой природе".

Конспект урока по учебному предмету "Устная речь" для учащихся 5 класса с ОВЗ....

Серия уроков "Зима пришла. Изменения в неживой природе" по предмету Мир вокруг 9 класс специальная школа

Серия уроков "Зима пришла. Изменения в неживой природе"  по предмету Мир вокруг 9 класс специальная школа. В конспекты поурочного планирования включены коррекционные задания...