конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин
план-конспект по теме

Мичеева Елена Геннадьевна

Предлагаются конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_rasskazov_po_serii.doc68 КБ
Microsoft Office document icon konspekty_rasskazov_2.doc38 КБ
Microsoft Office document icon konspekty_rasskazov_3.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по серии картин         

                «Михась – друг пограничников».

        

Цель: Обучение рассказыванию по серии картин, умение излагать свои мысли по         готовому плану, составленному в форме вопросов.

        

Сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок. (Рассматривание серии картин)

  1. .Что случилось в начале?
  2. Что потом?
  3. Почему пограничники дарят мальчику велосипед?

Что вы видите на 1 картинке? ( Мальчик выглянул в окно и увидел незнакомого         мужчину.)

  1. Дайте имя мальчику.
  2. Где, по-вашему, живет мальчик? (На краю села, у границы)
  3. Почему вы решили, что это был незнакомец?
  4. Куда направлялся незнакомец?

        

Что изображено на 2 картинке? (Мальчик рассказывает пограничникам о                                                                                         незнакомце.)

Что было дальше? (Пограничники взяли собаку и побежали следом.)

Кем, по-вашему, оказался незнакомец? ( Врагом, нарушителем границы.)

        

Чем все закончилось? За что пограничники наградили мальчика?

Как поступил мальчик?

Как можно озаглавить рассказ?

Воспитатель задает вопросы:        

1. Где жил Михась?                                На краю села, у границы

2. Кого увидел Михась в окно?                Незнакомого человека

3. Куда направился незнакомец?                Пошел, зашагал, направился,  повернул  к         полустанку

4. Кому сообщил об этом Михась?                Пограничникам

5. Как поступили пограничники?                 Задержали незнакомца

6. Кем оказался незнакомец?                         Врагом, нарушителем границы

7. За что пограничники наградили мальчика?

Составление рассказа по цепочке.

Тема: Составление рассказа и запись по серии картин «Друзья птиц».        

        

Цель: обучение рассказыванию по серии картин, закрепление знаний о зиме и зимующих          птицах.

Сегодня мы будем составлять рассказ по 3 картинкам.

Посмотрите на каждую картинку очень внимательно. Какое время года изображено на картинках?

Как вы догадались, что на картинках зима?

Поставьте картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Какая картинка будет первой? Расскажите что на ней изображено.

1). Каких птиц вы видите? Как они себя чувствуют? (им голодно.)

 Почему птицы, утром прилетев к кормушке, остались голодные? (Птицы, подлетев к кормушке, нашли на ней вместо корма – снег.)

Наверное, ночью шел снег и поэтому утром, кормушка была занесена снегом.

Давайте, придумаем название к этой картинке. («Голодные птицы»)

Запишем слова, которые помогут рассказать по этой картинке.

(Кормушка в парке, занесена снегом, прилетев к кормушке, остались голодные)

2). Кого вы видите на этой картинке? Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало. Как одним предложением сказать про остальных детей? (они принесли ягоды, семена.)

Как назовём эту картинку? («Друзья птиц»)

Запишем «слова – помощники» (Сметает, вешает, принесли семена и ягоды)

У нас осталась ещё одна картинка. Нам нужно закончить рассказ.

Посмотрите ещё раз на все картинки. Чем отличается 2 картинка от 1 и 3? Кого на ней нет? Почему?

(Куда подевались птицы, на 1 и 3 они есть?)

(Птички ждали, когда ребята уйдут. Они боятся людей, т.к. маленькие, беззащитные.)

3). Как только ребята отошли к скамеечке, птицы тут же слетели…(откуда?) с дерева и налетели на корм.

Как изменилось настроение у птичек? Почему? Как можно сказать о том, что делают птицы? (клюют, обедают, угощаются).

Что делают дети? Какое у них настроение? (У ребят было хорошее и веселое настроение оттого, что они помогли пернатым друзьям.)

Как их можно назвать? (Друзья птиц.)

Придумайте название этой картинке. («Все рады»)

Дайте название своему рассказу? (Друзья птиц)

Примерный рассказ:

        Наступила зима. Ребята повесили кормушку в парке.   …

Ночью выпал пушистый белый снег. Утром птицы  прилетели к кормушке, а вместо

корма – снег.

        Пришли ребята. Ваня сметает веником снег с кормушки. Оля и Саша

Принесли корм.  Маленькая Маша принесла гроздья рябины.  Коля развешивает на ветках кусочки сала.

        Закончив работу, ребята отошли к скамеечке и стали наблюдать.  Птицы тут же

Слетели с деревьев и налетели на корм.

        Ребята были рады, что помогли птицам.

Тема: Составление рассказа по серии предметных картин «Весна»        

Цель: развитие связной речи, составление предложений по картинкам и опорным словам, объединение предложений в связный рассказ, закрепление представлений о ранней весне.

На доске картинки:  Солнышко (какое?) – яркое, теплое, большое, ласковое.

                             Снег (какой?) – рыхлый, темный, мокрый, грязный.

                             Небо (какое?) – голубое, высокое, чистое.

Составление предложений по картинкам и опорным словам.

Солнце, сильнее                                          Солнце пригревает сильнее.

Снег, проталины, кое – где                         Снег почернел, начал таять.

                                                        Кое – где видны проталины.

Ручейки, звенят                                          Побежали, зазвенели быстрые ручейки.

Деревья, ещё, но уже                                  Деревья ещё стоят голые, но на ветках уже                                                                 набухли почки.

Подснежник, первый, из – под снега        Из – под снега выглянул первый подснежник.

Воробьи, ветка, весело                                 Воробьи  весело чирикают на ветке.

Объединение предложений в связный рассказ.

Рассказывание по цепочке с опорой на серию картин «Весна».

Тема: Составление рассказа по серии картин «Умный ёжик».        

        (с пропуском одного фрагмента – картинки серии)

Цель: Обучение составлению рассказа по серии картинок, развитие навыков анализа           наглядно изображённого события, умения воссоздавать сюжетную ситуацию на  основе сопоставления содержания отдельных картинок, развитие воссоздающего и          творческого воображения.

Отгадайте загадку:

                        Шуба – иголки;

                        Свернётся он – колкий,

                        Рукой не возьмешь.

                        Кто же это? (Ёж).

Сейчас мы будем составлять рассказ о ёжике по картинкам.

Рассматривание серии картинок :

1).     Что вы видите на картинке?

             Какие деревья здесь растут?                                                                        Как называется место, где растут яблони?                                                Кто изображен на картинке?

        Что делает ёжик с яблоками? (сгребает, собирает в кучу.)        

        Почему яблоки лежат на земле? (созрели)

        В какое время года начинают созревать яблоки?

2).        Что сделал ёжик? Куда он залез?

        Где лежат яблоки?

        Где сидит ёжик?

3).

4).         Что изображено на картинке?

        Куда, по – вашему, пошел ёжик?        

Ребята, посмотрите, 1 картинка пропущена. Давайте подумаем, что может быть изображено на ней?         

        Как яблоки могли оказаться на спине ёжика?

        Для чего ёжик залез на дерево?

Нужно составить рассказ о ёжике по картинкам. Я начну, а вы продолжите.

«Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из…(леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие…(яблони). Ёжик добежал до сада и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные …(яблоки). Ему захотелось принести домой яблок. Но как унести их домой он не знал. Задумался ёжик, а потом решил…»

Составление продолжения рассказа, опираясь на серию картинок.

Тема: Составление рассказа по серии картин «Скворечник»        

Цель: Развитие связной речи, отработка умения устанавливать причинно – следственные         связи, закрепление представлений о ранней весне, воспитание заботливого         отношения к птицам.

1).        Какая из картинок должна стоять 1? Почему?

        Какое время года изображено?

        Какая это весна ранняя или поздняя? Почему?

        Что изображено на картинке?

        Дайте имена мальчику и девочке.

        Откуда идут ребята?

        Что они увидели, когда шли из школы?

        Почему скворечник пришел в негодность за зиму?

        Каким он стал? (чёрным, ветхим, дряхлым, поломанным).

        Дайте название этой картинке. (Старый скворечник.)

2).        Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?

        (Построить новый скворечник)

        Для этого они пришли в мастерскую.

        Что делают дети в мастерской? (Таня несёт доски. Ваня приготовил инструменты. Ребята строят новые скворечники.)

        

        Дайте название 2 картинке. ( Работа в мастерской ).

3).         Что было дальше? (Таня и Ваня взяли лестницу и стали развешивать скворечники на деревьях).

        Назовите эту картинку. (Ребята развешивают скворечники.)

4).        Чем всё закончилось?

        Почему они отошли в сторону, когда увидели скворцов?

        Чему рады дети?

        Дайте название этой картинке. (Скворцы прилетели. Новый дом для скворцов.)

        Как можно назвать рассказ? Почему? (Новый скворечник. Друзья птиц.)

Составление рассказа по цепочке.

        « Наступила весна. Таня и Ваня шли из школы и увидели на березе обветшалый за зиму скворечник. «Уже наступила весна. Скоро прилетят птицы из тёплых стран, а где они будут жить?» - подумали ребята. Они решили сделать новый скворечник.

        Таня и Ваня пошли в мастерскую. Ваня приготовил инструменты, а Таня принесла доски. Они принялись за работу и сколотили новые скворечники.

        Когда скворечники были готовы, ребята взяли лестницу и стали развешивать их на деревьях. Ваня залез на лестницу, а Таня подавала ему скворечник.

        Вскоре к скворечнику прилетели птицы. Это были скворцы. Ребята спрятались за березу, чтобы не мешать птицам, и стали наблюдать. Таня и Ваня были очень рады тому, что птицам понравился новый скворечник».

Тема: Составление рассказа по серии картин «Один дома».                

Цель: Развитие связной речи, составление рассказа по 6 картинкам.

  1. Рассматривание серии картин.

- Кто главный герой серии?

- Обратите внимание на 1 картинку. Что вы увидели? (Девочка уходит в школу, а котёнок остаётся один.)

- Дайте имя девочке, котёнку.

- Что произошло потом?

2 картинка: (Котёнок хотел запрыгнуть на стол, но не смог. Он  стянул скатерть со стола, уронив вазу с тюльпанами.)

3 и 4 картинка: Котёнок залез на письменный стол и стал играть клубком. Клубок скатился со стола и покатился по полу, а котёнок за ним.

- Придумайте переход от одной картинки к другой. (Вскоре котёнку надоел клубок и он захотел кушать.)

5 картинка: ( Котёнок залез на кухонный стол и перевернул банку с вареньем.)

- Что произошло дальше?

6 картинка: ( Девочка моет котёнка.)

- Почему девочка стала мыть котёнка? ( Он перепачкался вареньем.)

- Девочки не было дома. Откуда она появилась? Сделайте переход от 5 картинки к 6.

(Когда Маша пришла из школы, она увидела, что …)

- Как можно закончить рассказ? Что могла сказать девочка котёнку? Чем всё закончилось?

- Как можно озаглавить рассказ? ( Один дома.)

  1. Составление рассказа по картинкам.

        Примерный текст рассказа.

        У Маши появился маленький котёнок. Она назвала его Тимка.

         Однажды Маша ушла в школу, а Тимка остался дома один. Ему было очень скучно. Котёнок решил запрыгнуть на стол и посмотреть что там, но не смог. Он  стянул скатерть со стола и уронил вазу с тюльпанами. Вода из вазы вылилась на Тимку. Он стал совсем мокрый.

        Тимка испугался и убежал в другую комнату. Котёнок залез на письменный стол и стал играть клубком. Клубок скатился со стола и покатился по полу, а котёнок за ним. Вскоре Тимке надоел клубок и он захотел кушать.

        Он пошёл на кухню и залез на кухонный стол. На столе стояли чайник и банка с вареньем. Котёнку захотелось попробовать варенья. Он попытался залезть в банку, но она перевернулась и варенье разлилось по столу. Тимка весь выпачкался вареньем.

        Тут пришла из школы Маша. Она увидела, что Тимка весь в варенье. «Ну и шалун ты, Тимка!»- сказала девочка Она налила в таз воды и стала купать котёнка. Потом Маше пришлось убираться за Тимкой.

        Вскоре Тимку  всё  звали Шалуном.

Тема: Составление рассказа по серии «Собака Пушок».

Цель: развитие связной речи, составление рассказа по 2 картинкам, расстановка их в логической и временной последовательности.

Сегодня будем составлять рассказ по серии «Собака Пушок».

Рассмотрите картинки. Какая из них должна стоять первая? Почему?

Что вы видите на 1 картинке? ( Мальчик уходит в школу. Дома остаётся один Пушок.)

Дайте имя мальчику.

Что произошло дальше? ( Собака стаскивает скатерть со стола. На пол падают чашка, ложка, нож.)

Как вы думаете, почему собака так поступила? ( Она была шалунья и так играла.)

Что случилось потом? (Пришёл Саша из школы. Он увидел что натворил Пушок и подумал : «Какой ты шалун, Пушок!»

Как можно начать рассказ? (У Саши была собака Пушок. или  На день рождения Саше подарили собаку. Он назвал её Пушок.)

Составление рассказа по картинкам серии.

Примерный текст рассказа:

У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собака осталась дома одна. Захотелось ей поиграть. Собака стащила скатерть со стола. На пол упали чашка, ложка, нож. Пришёл Саша из школы. Он увидел, что натворил Пушок и подумал: «Какой ты шалун, Пушок!»

                                                                        

        

Тема: Составление рассказа по серии картин «Пограничники».         

Цель: Составление рассказа по картинкам .

        У пограничника была умная собака Ингус.  Однажды пограничник с собакой отправился в дозор.

        Вдруг собака почуяла след. Похоже, что недавно здесь прошёл враг. Ингус взял след и побежал вперёд, а пограничник за ним. Вскоре они увидели нарушителя. Вдруг диверсант выстрелил и ранил пограничника в голову. Ингус бросился на врага и  задержал его. Вскоре подоспел отряд пограничников. Они задержали диверсанта и помогли раненому бойцу. Раненый пограничник был отправлен в больницу. Его друзья часто навещали больного.

        Вскоре пограничник поправился и снова  заступил на охрану границы. 

Тема: Составление рассказа по серии «Грибники».

Цель:

Что вы видите на 1 картинке? (Две девочки и мальчик идут в лес по грибы.)

Дайте имена ребятам.

Как одеты ребята? Почему? (Ребята пошли в лес летом.)

Что было дальше? ( Вдруг они нашли большой белый гриб. Петя достал нож и срезал боровик.)

Какие грибы дети нашли под берёзами? (В тени берез ребята нашли семейку подберёзовиков и положили их в корзину.)

Расскажите о последней картинке. (Когда они набрали полные корзины, то пошли домой.)

Что за гриб рос на дорожке?(На дорожке рос большой мухомор, но они не взяли его.) Почему? (Мухомор – очень ядовитый гриб.)

Как мы закончим наш рассказ? (Дома мама сварила детям на обед грибной суп.)

Как можно озаглавить этот рассказ? («Грибники».)

Составление рассказа.

Примерный рассказ:  

        Летним утром Маша, Катя и Петя решили сходить в лес по грибы. Они взяли корзинки и пошли.

          Вдруг видят, растёт на дорожке белый гриб боровик. Петя достал нож из кармана и срезал его. Пошли ребята дальше. В тени берез они нашли семейку подберёзовиков и положили их в корзину. Когда корзины были наполнены, Маша, Катя и Петя пошли домой. На дорожке рос большой мухомор, но они не взяли его. Мухомор – очень ядовитый гриб.

        Дома мама похвалила детей и сварила на обед грибной суп.

Тема: Составление рассказа по серии картин «Мамина помощница».

Цель: Развитие связной речи.

Рассматривание картинок серии. Расстановка их во временной и логической последовательности.

Что вы видите на 1 картинке? (Мама и её дочка сидят за столом.)

Как вы думаете, в какое время суток это происходит? (Утром за завтраком.)

Что было дальше? (Мама уходит на работу. Девочка остаётся дома одна.)

Дайте имя девочке.

Что происходило дальше? ( Лена моет посуду. )

Как по-вашему, Лена большая девочка или маленькая? Почему? ( Маленькая, т. к. она подставила скамеечку, чтобы мыть посуду.)

Расскажите о следующей картинке. ( Когда Лена вымыла посуду, она взяла тряпку и стала вытирать пыль в шкафу.)

(Затем она расставила книги и игрушки на полках. Потом Лена взяла швабру и стала подметать пол.)

Чем всё закончилось? ( Вечером пришла с работы мама. Она похвалила дочку за уборку.)

Как можно озаглавить рассказ? (Мамина помощница.)

Примерный текст рассказа:

        Однажды утром после завтрака, когда мама ушла на работу, Лена решила сделать уборку.

        Сначала она решила помыть посуду и подставила скамеечку, чтобы достать до крана. Когда посуда была вымыта, Лена взяла тряпку и стала вытирать пыль в шкафу. Затем она расставила книги и игрушки на полках. Потом Лена взяла швабру и стала подметать пол.

        Вечером пришла с работы мама. Она похвалила дочку за уборку и сказала: «Какая ты у меня помощница! Спасибо тебе, дочка».

        



Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по серии картин «Один дома».                2 этап, предлоги, №5.

Цель: Развитие связной речи, составление рассказа по 6 картинкам.

  1. Рассматривание серии картин.

- Кто главный герой серии?

- Обратите внимание на 1 картинку. Что вы увидели? (Девочка уходит в школу, а котёнок остаётся один.)

- Дайте имя девочке, котёнку.

- Что произошло потом?

2 картинка: (Котёнок хотел запрыгнуть на стол, но не смог. Он  стянул скатерть со стола, уронив вазу с тюльпанами.)

3 и 4 картинка: Котёнок залез на письменный стол и стал играть клубком. Клубок скатился со стола и покатился по полу, а котёнок за ним.

- Придумайте переход от одной картинки к другой. (Вскоре котёнку надоел клубок и он захотел кушать.)

5 картинка: ( Котёнок залез на кухонный стол и перевернул банку с вареньем.)

- Что произошло дальше?

6 картинка: ( Девочка моет котёнка.)

- Почему девочка стала мыть котёнка? ( Он перепачкался вареньем.)

- Девочки не было дома. Откуда она появилась? Сделайте переход от 5 картинки к 6.

(Когда Маша пришла из школы, она увидела, что …)

- Как можно закончить рассказ? Что могла сказать девочка котёнку? Чем всё закончилось?

- Как можно озаглавить рассказ? ( Один дома.)

  1. Составление рассказа по картинкам.

        Примерный текст рассказа.

        У Маши появился маленький котёнок. Она назвала его Тимка.

         Однажды Маша ушла в школу, а Тимка остался дома один. Ему было очень скучно. Котёнок решил запрыгнуть на стол и посмотреть что там, но не смог. Он  стянул скатерть со стола и уронил вазу с тюльпанами. Вода из вазы вылилась на Тимку. Он стал совсем мокрый.

        Тимка испугался и убежал в другую комнату. Котёнок залез на письменный стол и стал играть клубком. Клубок скатился со стола и покатился по полу, а котёнок за ним. Вскоре Тимке надоел клубок и он захотел кушать.

        Он пошёл на кухню и залез на кухонный стол. На столе стояли чайник и банка с вареньем. Котёнку захотелось попробовать варенья. Он попытался залезть в банку, но она перевернулась и варенье разлилось по столу. Тимка весь выпачкался вареньем.

        Тут пришла из школы Маша. Она увидела, что Тимка весь в варенье. «Ну и шалун ты, Тимка!»- сказала девочка Она налила в таз воды и стала купать котёнка. Потом Маше пришлось убираться за Тимкой.

        Вскоре Тимку  всё  звали Шалуном.

Какие предлоги мы использовали в рассказе?

                                                                                        1 этап, диф-ция К-Г, №4.

        Тема Составление рассказа по серии картин: « В гости к белке».

Цель: Развитие связной речи, составление рассказа по  4 картинкам.

- Что вы видите на 1 картинке? ( На картинке нарисована белка и праздничный стол, на котором стоит торт и три чашки.)

- Посмотрите на белку, какой красивый бант она завязала на груди.

- Почему  она такая нарядная и накрыла праздничный стол? (У белки день рождения и она ждёт гостей.)

- Сколько гостей будет у белки?

- Кто придёт в гости к белке? (Ёж и заяц)

- Как вы думаете, что происходило до момента, изображённого на 1 картинке? (Белка пекла торт, приглашала гостей.)

- Перед вами 2 картинка. Что вы видите на ней? ( В гости к белке прискакал зайка, в руках у него подарки: морковка и цветы (ромашки).)

- Посмотрите на 3 картинку. Расскажите о ней. (В гости к белке идёт ёжик. Он несёт в подарок яблоко и цветы - одуванчики.)

- Что вы можете рассказать по 4 картинке? (Гости сидят за столом, а белка их угощает чаем с тортом.)

- Обратите внимание на ёжика. Как вы думаете, почему он снял сапожки и поставил ножки на подушку? (Ёжик живёт далеко. Он долго шёл и у него устали ножки.)

- Что происходило потом? ( Когда они попили чай, то стали играть в разные игры, танцевать. Когда наступил вечер, то гости попрощались с белкой и пошли домой.)

- Расскажите о вашем отношении к изображённому на картинках.

- Как можно озаглавить рассказ? Почему?

- Составьте рассказ по этим картинкам.

Примерный текст рассказа:

                                День рождения белки.

        Сегодня у белки день рождения. Она пригласила на праздник своих друзей: ёжика и зайца. Для гостей белка накрыла праздничный стол: испекла торт и заварила вкусный чай. Затем белка завязала красивый бант на шее и стала ждать гостей.

        Первым прискакал заяц. Он принёс в подарок морковку и ромашки.

        Потом пришёл ёжик. Он принёс белке подарок: цветы и яблоко.

        Гости сели за стол. Белка стала угощать их чаем с тортом. Ёжик долго шёл, устал, поэтому он снял сапоги и поставил ножки на подушку.

        Когда они попили чай, то стали играть в разные игры, танцевать. Незаметно наступил вечер. Гости попрощались с белкой, поблагодарили за вкусное угощение  и пошли домой.

        

- Назовите общий звук в  словах : белка, зайка, ёжик. (к)

- Какой 1 звук в слове «гости»? (г).

- Чем похожи звуки К – Г? Чем они отличаются?

                                                                        

                                                                        Подготовительный этап, Слово, №9.

Тема: Составление рассказа «Осень».        

Цель: Учить составлять рассказ об осени, опираясь на рисунки – схемы. Закрепление примет осени.

На доске появляется символ солнца. Какое солнце осенью? ( Солнце осенью греет слабо, т. к. у него короткие лучи.)

Символ ветра: Осенью ветер дует какой? ( Осенью дует холодный, сильный ветер.)

Символ дождя .Осенью на небе много туч и часто идёт дождь. Какой? (Мелкий, моросящий, холодный, частый.) Осенью на небе много туч и часто идёт моросящий, холодный дождь.

А что происходит с листьями? Символ опавших листьев. ( Они желтеют, сохнут и опадают.) Листья опадают, а деревья и кустарники становятся голыми.

Символ осенних деревьев.

Расскажите о птицах и животных осенью. Символы птиц и животных. Осенью перелётные птицы улетают на юг, а зимующие перебираются поближе к человеку. Животные делают запасы на зиму. Белка и зайчик меняют шубку, а ёж и медведь ложатся в спячку.

Составление рассказа по цепочке, используя опорные картинки.

        Наступила осень. Дни стали холоднее, т. к. солнце греет слабо. Часто дует холодный, сильный ветер.

        Осенью на небе много туч и часто идёт моросящий, холодный дождь.

Листья опадают, а деревья и кустарники становятся голыми.

        Осенью перелётные птицы улетают на юг, а зимующие перебираются поближе к человеку. Животные делают запасы на зиму. Белка и зайчик меняют шубку, а ёж и медведь ложатся в спячку.



Предварительный просмотр:

                                                                                        1 этап, диф-ция Б – П, № 4.

Тема: Составление рассказа по серии «Собака Пушок».

Цель: развитие связной речи, составление рассказа по 2 картинкам, расстановка их в логической и временной последовательности.

Сегодня будем составлять рассказ по серии «Собака Пушок».

Рассмотрите картинки. Какая из них должна стоять первая? Почему?

Что вы видите на 1 картинке? ( Мальчик уходит в школу. Дома остаётся один Пушок.)

Дайте имя мальчику.

Что произошло дальше? ( Собака стаскивает скатерть со стола. На пол падают чашка, ложка, нож.)

Как вы думаете, почему собака так поступила? ( Она была шалунья и так играла.)

Что случилось потом? (Пришёл Саша из школы. Он увидел что натворил Пушок и подумал : «Какой ты шалун, Пушок!»

. Как можно начать рассказ? (У Саши была собака Пушок. или  На день рождения Саше подарили собаку. Он назвал её Пушок.)

Составление рассказа по картинкам серии.

Примерный текст рассказа:

У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собака осталась дома одна. Захотелось ей поиграть. Собака стащила скатерть со стола. На пол упали чашка, ложка, нож. Пришёл Саша из школы. Он увидел, что натворил Пушок и подумал: «Какой ты шалун, Пушок!»

На котором месте стоит звук «б» в слове «собака»? (на 3-ем) Дайте характеристику звуку.

Назовите парный согласный звук звуку «б»? (звук «п»)

Чем они похожи? Чем отличаются?

                                                                        3 этап, правила построения текста, №1.

        

        Тема: Составление рассказа по серии картин «Пограничники».         

Цель: Составление рассказа по картинкам и началу, запись одной из частей.

        У пограничника была умная собака Ингус.  Однажды пограничник с собакой отправился в дозор.

        Вдруг собака почуяла след. Похоже, что недавно здесь прошёл враг. Ингус взял след и побежал вперёд, а пограничник за ним. Вскоре они увидели нарушителя. Вдруг диверсант выстрелил и ранил пограничника в голову. Ингус бросился на врага и  задержал его. Вскоре подоспел отряд пограничников. Они задержали диверсанта и помогли раненому бойцу. Раненый пограничник был отправлен в больницу. Его друзья часто навещали больного.

        Вскоре пограничник поправился и снова  заступил на охрану границы. 

                                                                                                2 этап, корень, № 2.

Тема: Составление рассказа по серии «Грибники».

Цель:

Что вы видите на 1 картинке? (Две девочки и мальчик идут в лес по грибы.)

Дайте имена ребятам.

Как одеты ребята? Почему? (Ребята пошли в лес летом.)

Что было дальше? ( Вдруг они нашли большой белый гриб. Петя достал нож и срезал боровик.)

Какие грибы дети нашли под берёзами? (В тени берез ребята нашли семейку подберёзовиков и положили их в корзину.)

Расскажите о последней картинке. (Когда они набрали полные корзины, то пошли домой.)

Что за гриб рос на дорожке?(На дорожке рос большой мухомор, но они не взяли его.) Почему? (Мухомор – очень ядовитый гриб.)

Как мы закончим наш рассказ? (Дома мама сварила детям на обед грибной суп.)

Как можно озаглавить этот рассказ? («Грибники».)

Составление рассказа.

Примерный рассказ:  

        Летним утром Маша, Катя и Петя решили сходить в лес по грибы. Они взяли корзинки и пошли.

          Вдруг видят, растёт на дорожке белый гриб боровик. Петя достал нож из кармана и срезал его. Пошли ребята дальше. В тени берез они нашли семейку подберёзовиков и положили их в корзину. Когда корзины были наполнены, Маша, Катя и Петя пошли домой. На дорожке рос большой мухомор, но они не взяли его. Мухомор – очень ядовитый гриб.

        Дома мама похвалила детей и сварила на обед грибной суп.

Какие однокоренные слова вы использовали в тексте? (гриб, грибники, грибной)

                                                                                        2 этап, Приставки, №7.

 Тема: Составление рассказа по серии картин «Мамина помощница».

Цель: Развитие связной речи, практическое употребление слов с приставками  в рассказах.

Рассматривание картинок серии. Расстановка их во временной и логической последовательности.

Что вы видите на 1 картинке? (Мама и её дочка сидят за столом.)

Как вы думаете, в какое время суток это происходит? (Утром за завтраком.)

Что было дальше? (Мама уходит на работу. Девочка остаётся дома одна.)

Дайте имя девочке.

Что происходило дальше? ( Лена моет посуду. )

Как по-вашему, Лена большая девочка или маленькая? Почему? ( Маленькая, т. к. она подставила скамеечку, чтобы мыть посуду.)

Расскажите о следующей картинке. ( Когда Лена вымыла посуду, она взяла тряпку и стала вытирать пыль в шкафу.)

(Затем она расставила книги и игрушки на полках. Потом Лена взяла швабру и стала подметать пол.)

Чем всё закончилось? ( Вечером пришла с работы мама. Она похвалила дочку за уборку.)

Как можно озаглавить рассказ? (Мамина помощница.)

Примерный текст рассказа:

        Однажды утром после завтрака, когда мама ушла на работу, Лена решила сделать уборку.

        Сначала она решила помыть посуду и подставила скамеечку, чтобы достать до крана. Когда посуда была вымыта, Лена взяла тряпку и стала вытирать пыль в шкафу. Затем она расставила книги и игрушки на полках. Потом Лена взяла швабру и стала подметать пол.

        Вечером пришла с работы мама. Она похвалила дочку за уборку и сказала: «Какая ты у меня помощница! Спасибо тебе, дочка».

Назовите слова с приставками, которые вы использовали в своих рассказах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин

Предлагаются конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин...

Конспект НОД "СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ КАРТИН "СНЕГОВИК" 6 г.ж.

ТЕМА:      Составление рассказа по серии картин "Снеговик". ЦЕЛЬ:       развитие связной речи, грамматического строя речи. ЗАДАЧИ...

Конспект занятия по составлению рассказа.

Составление рассказа о зиме....

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".

dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...