Работа с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии
статья по теме

Ирина Леонидовна Лакизо

 

 

Дети с синдромом Дауна способны усвоить множество понятий и постоянно расширять круг этих понятий и слов. Именно на стадии использования одного слова закладывается основа для дальнейшего освоения языка. Чтение поможет вам обогатить словарь ребенка и расширить его кругозор. Только постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи.

 

P.S. На самой ранней стадии старайтесь показывать ребенку сам предмет (действие) и называть его словом. Когда мышление малыша будет более натренировано, можно переходить к картинкам, но не забывайте, что маленькие дети могут не воспринимать нарисованное на картинке как аналог предмета.

 

Нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):

- анатомические факторы;

- физиологические факторы;

- неврологические факторы;

- проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

- языковые факторы;

- невербальные факторы;

- ситуационные факторы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon daun.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Особые детиhttp://tayga.info/details/2010/12/19/~101707

сегодня, 05:59 

Ояш — небольшой поселок на востоке Новосибирской области. 19 декабря сюда, по дороге из Кузбасса, заедет детский омбудсмен Павел Астахов. Он проинспектирует работу местного дома-интерната для умственно отсталых детей. Корреспондент Тайги.инфо посетил это учреждение на несколько дней раньше и посмотрел, в каких условиях живут его воспитанники.

От Новосибирска до Ояша около часа езды. В машине — министр социального развития Новосибирской области Сергей Пыхтин и уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Надежда Аникеева. Их задача — пройти по маршруту, которым, как предполагается, пойдет Павел Астахов, замерить время, скорректировать график его пребывания в регионе, чтобы нигде не было сбоев. Я — в нагрузку. До поездки у меня дважды спросили, была ли я в подобных учреждениях прежде, умственно отсталые дети — особый контингент. Не была. Немного волнуюсь.

По дороге от собеседников узнаю, что раньше в Ояше дети-инвалиды жили в деревянных бараках на березовых подпорках, построенных еще в послевоенные годы, а врачи пугали мам, что отправят их отпрысков сюда, если те не будут нормально заниматься по программам реабилитации. Наводить здесь порядок начали в 2000 году. «Меня тогда назначили начальником управления соцзащиты населения при администрации Новосибирской области, — рассказывает Сергей Пыхтин. — Приехал я в Ояш, зашел в эти бараки, а там — дети лежачие с тоненькими ножками и смрад от испражнений. Решил — во что бы то ни стало — сделать для них нормальные условия. Я нашел деньги, получил полное понимание у руководства области, очень помогла Любовь Швец (
депутат Госдумы от КПРФ, — прим. Тайга.инфо), другие люди нашлись, которые поддержали. И в 2003 году первый корпус был сдан».

Интернат для Ояша — градообразующее предприятие. Это, если вдуматься, поражаетДом-интернат по периметру огорожен высокими бетонными плитами. Неподалеку торчит труба котельной, которая отапливает не только это здание, но и другие дома поселка. Как оказалось, интернат для Ояша — вообще градообразующее предприятие. Это, если вдуматься, поражает: обычно градообразующими являются фабрики-заводы, а тут — учреждение для умственно отсталых. «А у нас котельные свои, водонапорные башни свои. Мы даже улицы электричеством питаем», — объясняет Любовь Присмакина, директор дома-интерната, встретившая нас у входа. В своей должности она 12 лет, недавно за заслуги попала в книгу «Человек года». Энергичная и подтянутая, бодро идет через холл здания и рассказывает, будто рапортует: «У нас несколько сотен человек трудоустроены. Не только воспитателями и медработниками. Есть те, кто работает на хозяйстве — со скотом, на посадках. Тут же больше трех гектаров земли за нами закреплено, мы и овощи высаживаем, и коров содержим. Все свое. И полная автономия. Пойдемте, перекусите с дороги, у нас как раз обед».

На обед — борщ, к нему — загустевшие сливки собственного производства, на второе — картошка с мясом. Рядом на тарелочках маленькие пирожки. Тоже с мясом, очень вкусные. И главное — к ним какое-то особенное внимание. Спрашиваю — почему? Оказывается, воспитанницы интерната, те, что постарше, учатся готовить в специально оборудованных кухнях, ну и лепят там эти пирожки.

После обеда идем по зданию, заглядываем в комнаты, где живут и учатся дети. Именно учатся: все дети с более-менее сохранным интеллектом зачислены в школу, к ним приходят преподаватели, а по итогам обучения выдается аттестат государственного образца. И диагноз — необучаемый — снимается. Принцип поселения — по 12 человек. Группы называют семьями, ребятишек в них отбирают по способностям и увлечениям. В качестве «квартир» две комнаты, в одной, побольше, стоят кровати для отдыха, в другой — столы для занятий. Дети помладше после обеда спят, те, что постарше — занимаются. Здесь повсюду плоды их творчества — раскрашенные фигурки из теста, вышитые нитками и бисером узоры, поделки, вазочки. Каждый проявляет себя, как может. Пытаюсь установить контакт, спрашиваю у ребят имена и кто что делает прямо сейчас. Некоторые отвечают очень неразборчиво — говорить хорошо они пока не научились. Я не переспрашиваю, задаю следующий вопрос — будто мне все понятно. Они снова отвечают — так же неразборчиво, стесняются и опускают глаза.

У логопеда сидит девочка Вера. Правда, сначала кажется, что Вера — мальчик. У нее короткая стрижка и на голове ни одной заколочки. Женщина, которая с ней занимается, громко произносит ее имя. Вера оглядывается на нас и улыбается. Она учится говорить. Одно из упражнений — дуть в соломинку, чтобы в полулитровой банке булькала вода. В привычном нам мире эти соломинки подают к алкогольным коктейлям, кока-коле и прочим напиткам.

В одной из «квартир» нас встречает Костя. Сложно сказать, сколько ему лет. На вид — около десяти. С Костей еще трое парней в трусах. Увидев нас, они разбегаются по комнате, выкрикивая маты — то немногое, чему научились у родителей. Костя замечает мой фотоаппарат, хватается за него и требует: «Дай нажать на кнопку!» Все три снимка, которые он сделал, получились отлично, даже горизонт не завален. Костя требует еще, но нам пора уходить. «Очень энергичный парень», — говорю я воспитателям. Те в ответ объясняют, что гиперактивность — одно из проявлений болезни.

По соседству комната-класс. Там стоят большие мониторы Apple, купленные по одной из федеральных программ. Здесь четыре и в другом классе два. Говорят, надо бы больше, этих не хватает. Дети на компьютерах играют в игры и проходят специальные развивающие программы. Один из мальчиков рисовал пальму: надо навести курсор мышки на точку, нажать на нее и тогда от соседней точки к этой проложится черная линия. Точек много, пальма — одна. Он ее почти закончил.

На первом этаже зал, где дети занимаются специальными физическими упражнениями. Когда мы туда заходим, в специальных прыгунках, привязанных к протянутому под потолком тросу, сидит Максим. Недавно ему сделали операцию, чтобы он мог стоять на ногах. Теперь — учится ходить. Я спрашиваю, нравится ли ему. Он кивает головой, смеется, говорит, что даже не больно, и вместе с воспитателем проходит половину комнаты.

Раньше воспитанников из детского дома-интерната переводили в дом-интернат для взрослых, а оттуда одна дорога — на кладбищеСледующий пункт нашей программы — социальная гостиница на 80 мест, которую в Ояше выстроили и запустили в марте 2010 года. Это уникальное решение для тех детей, кто достиг 18 лет. Раньше воспитанников из детского дома-интерната переводили в дом-интернат для взрослых, где контингент куда более тяжелый. Ну а оттуда одна дорога — на кладбище. Теперь у парней и девушек есть возможность социализироваться под присмотром соцработников: они живут в комнатах по нескольку человек или в одиночку, обставляют их на свой вкус (средний размер пенсии по инвалидности — около семи тысяч рублей) и работают, трудоустраиваясь, как правило, на полставки — уборщицами, столярами и т.д. Кто-то со временем находит себе вторую половину, и тогда им подбирают в селе дом. У одной пары даже родился ребенок — здоровый.

Здесь же — мамы с больными ребятишками. Они не только используют возможности дома-интерната, но и сами учатся ухаживать за своими детьми — под присмотром специалистов реабилитационного центра. Мне поясняют, что традиционно для проведения курса реабилитации ребенка помещают в медицинское учреждение — на три недели и без родителей. В Ояше этот принцип нарушили. Мамы и папы проходят реабилитацию вместе с ребенком, причем, долгосрочную. «Мы здесь уже три месяца, прорыв очень большой, все нравится, и ребенок делает успехи», — рассказала нам одна из мам. Она уверяет, что после всех новосибирских клиник результат увидела только здесь.

Однако на этом останавливаться не собираются. Любовь Присмакина все так же энергично ведет нас к каким-то постройкам, показывает помещения. В одном из них разместят коров с телятами, в другом — крытый ипподром (открытый работает уже давно), чтобы в качестве реабилитации детей иппотерапию можно было использовать и зимой. Оглядываясь на то, что уже сделано, понимаешь — все здесь будет, и тяжелый медицинский диагноз — не всегда приговор.

Елена Шкарубо

Нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):

- анатомические факторы;

- физиологические факторы;

- неврологические факторы;

- проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

- языковые факторы;

- невербальные факторы;

- ситуационные факторы.

Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна.

Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

- высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

- особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

- открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

- маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

- относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.  

Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

- низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;

- более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);

- распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.

Особенности смешанные, анатомо-физиологические:

- увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;

- гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам), относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.

Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка. Итак, намного лучше и безопаснее заниматься с ребенком упражнениями, развивающими силу языка и губ: просить ребенка стискивать губы, трогать языком различные области во рту и снаружи. Разработаны различные комплексы артикуляционных упражнений вам в помощь.

Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.

Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, – это:

- дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;

- апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.

(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)

Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).

Над гипотонусом мышц языка, губ, щек можно и нужно работать с помощью артикуляционного массажа и артикуляторных упражнений (см., например, ссылка несколькими строчками выше).

Вот некоторые из таких упражнений.

Играйте с ребенком у зеркала. Поощряйте его повторять за вами, например, следующие движения:

- округлите губы;

- посылайте воздушные поцелуи;

- почмокайте губами;

- улыбнитесь, а затем надуйте губы;

- проговаривайте долгие, напряженные гласные [ууу], [иии];

- нахмурьтесь;

- широко откройте рот;

- плотно закройте рот;

- попробуйте изобразить, что дотрагиваетесь кончиком языка до кончика носа;

- оближите губы – можно обмазать губки ребенка чем-нибудь вкусным наподобие желе, чтобы его мотивировать;

- скажите «мммм»;

- зевайте;

- вздыхайте.

Повторяйте эти упражнения без зеркала, ориентируясь на артикуляцию друг друга.

С более старшими детьми можно использовать те же упражнения, добавьте к ним в игровой форме следующие:

- удерживайте язык упертым в зубки на счет от 1 до 10;

- попеременно произносите напряженное [уу] и широко улыбайтесь (как если бы вы произносили [ии] – 10 раз;

- приоткройте рот совсем чуть-чуть, потом шире, шире, потом закройте;

- открывайте и закрывайте рот быстро, под счет;

- перемещайте язык с одного конца ротовой полости до другой и обратно;

- медленно и старательно оближите языком губы;

- дотроньтесь до щеки ребенка снаружи и попросите его прикоснуться к этому же месту щеки изнутри ротовой полости кончиком языка.

Не забывайте делать упражнения в игровой форме, можно награждать ребенка призом за каждый успех.

Выдувайте мыльные пузыри. У малыша не сразу это получится, но это неважно, главное – он будет стараться округлить и вытянуть губы.

Учите ребенка играть со свистками, это хорошо тренирует и дыхание, и мышцы губ. Если ребенок не может сомкнуть губы вокруг свистка, обвяжите вокруг этого участка свистка кусочек поролона. Используйте различные по форме свистки.

Играйте с различными духовыми музыкальными инструментами, например, с игрушечной флейтой, губной гармошкой.

С более старшими детьми можно поиграть в игру «Изобрази такую рожицу», используйте нарисованные рожицы мультяшек, карикатуры, сами корчите рожи, не забывая о различных положениях и движениях языка и губ.

Как уже говорилось выше, у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше развита зрительная, а не слуховая, память. Поэтому им можно помогать осваивать речь не только на слух, но и с помощью зрительных опор. Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки, карточки с буквами. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения.

Безусловно, неврологическое состояние ребенка не может не оказывать влияния на речь. Некоторые проблемы, например, не пропавшие вовремя рефлексы, - прерогатива врача-невролога. Если у ребенка наблюдается дизартрия, обычно у него отмечаются не только трудности с речью, но также и проблемы с глотанием и с жеванием.

Специальное лечение и практика позволяют ребенку научиться говорить более понятно.

У детей с дизартрией ошибки с речью всегда одни и те же. Если такой ребенок неправильно выговаривает какое-то слово, он обычно выговаривает его именно так, и не иначе.

У детей с апраксией ситуация противоположная. Главная проблема у них – с «программированием» речи, поэтому они могут переставлять звуки внутри слова; в одно время они могут произносить какое-то слово правильно, а в другое время – ошибаться. По исследованию Л.Кумин (1994), от 48% (младшие дети) до 72% (старшие дети) родителей детей с синдромом Дауна отмечали, что у их детей есть проблемы апраксического типа.

Для апраксии характерны следующие внешние признаки:

- ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;

- непоследовательность ошибок в речи;

- ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;

- ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;

- проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;

- ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;

- отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.

Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться.

Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы.

Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.

В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать, например, «Привет, как дела?».

Если у ребенка отмечаются трудности с речью, не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Ребенок не капризничает и не упрямится, он действительно в состоянии сказать это правильно, и не нужно акцентировать внимание на негативном опыте, напротив, нужно давать ему позитивный опыт, мотивацию, повышать уверенность в себе.

Вы можете использовать для общения с вашим ребенком т.н. поддерживающую коммуникацию .

Говоря  о понятности речи следует учитывать следующие аспекты речи:

- артикуляция;

- фонологические процессы – ребенок не договаривает слово до конца, упрощает, произносит одни звуки вместо других; у обычных детей это проходит, по крайней мере, к 5 годам, у детей с синдромом Дауна может продолжаться намного дольше, с этим придется работать;

- характеристики голоса;

- резонанс;

- скорость речи (слишком быстрая или слишком медленная речь);

- беглость речи (то есть нет ли в речи заикания и длительных пауз);

- ударение и интонационные конструкции.

Артикуляция – движения органов речи, необходимые для формирования звука. Органы речи – это язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы. Для отработки отдельных звуков придумайте, с чем у вас ассоциируется данный звук («ззз» - комарик, «ссс» - вода бежит из-под крана и так далее), и отрабатывайте их в игровой форме. Занимаясь отработкой какого-то звука, старайтесь подобрать как можно больше слов с этим звуком – но не абстрактно, а так, чтобы ребенок живо реагировал на них. Например, работая со звуком «п», приготовьте или закажите пиццу, купите попкорн…

У более старших детей с синдромом Дауна может хорошо получаться выговаривать отдельные слова, но могут возникнуть проблемы с многосложными словами или фразами из нескольких слов. При тренировке можно простукивать ритм фразы (четыре слова или слога – четыре хлопка), использовать барабан.

Характеристики голоса – это тембр, громкость, диапазон.

Что касается тембра, у детей с синдромом Дауна голос часто бывает хриплым или сиплым, что нередко обусловлено отоларингологическими проблемами (аденоиды, заложенность носа…). Покажите ребенка лор-врачу.

Громкость речи у детей с синдромом Дауна часто страдает, они говорят громче или тише, чем нужно. Иногда это связано с проблемами со слухом, ребенок просто не слышит собственного голоса. Иногда у ребенка не хватает дыхания на то, чтобы произносить все четко и громко. Наконец, ребенок может просто стесняться. В таком случае поможет практика. Как правило, никаких особых техник для работы над этим аспектом с детьми с синдромом Дауна не требуется, им помогают те же приемы, что при работе с обычными детьми. Попробуйте объяснить ребенку, что на футбольном поле кричать можно, а дома на кухне – нельзя. Попрактикуйтесь с различными ситуациями, заранее обсудите различные места (в школе, в церкви нельзя кричать). Обсудите, громко или тихо рычит лев в зоопарке, капает вода из крана, поют птицы. Обращайте на это внимание ребенка. Поиграйте с детьми в «глухой телефон» и подобные игры.

Резонанс – это понятие относится к тому, какой резонатор (нос или рот) мы используем для произнесения звука. Дети и взрослые с синдромом Дауна часто говорят «в нос». Это может быть связано с увеличенными аденоидами, частой заложенностью носа вследствие простуд или аллергий; эти проблемы поможет решить отоларинголог. Другие звучат несколько гнусаво. Это обычно обусловлено пониженным тонусом мышц. В этом случае могут помочь артикуляционные упражнения, логопед также может порекомендовать применение специальных устройств для тренировки нёба, языка.

Скорость речи. Дети с синдромом Дауна зачастую начинают говорить с нормальной скоростью, но, волнуясь, начинают тараторить, и то, что они говорят, ускользает от слушателя. Тренируйтесь с ребенком, пропевая фразы на различные мелодии, отстукивая ритм с помощью барабана. Обсудите с ребенком проблему, проиллюстрируйте различную скорость речи / движения с помощью рисунков (заяц и черепаха) или игрушек (катайте машинку с разной скоростью). Если ребенок еще не слишком велик, можете поиграть с ним, подкидывая его или укачивая на руках – быстро-быстро-быстро или мееееееееееееедлееееннно.

Как уже говорилось выше, проблемы с беглостью речи обычно сводятся к тому, нет ли в речи заикания и длительных пауз. Если это ваш случай, старайтесь не привлекать к проблеме повышенного внимания. Терпеливо ждите, пока ваш ребенок осилит слово или фразу, не договаривайте за него. Смотрите ему в глаза, показывайте, что вы внимательно его слушаете. В случае возникновения у ребенка подобных проблем вы должны обратиться к неврологу и к логопеду.

Над ударением и интонацией в речи особого ребенка также нужно работать. Вам помогут песенки, попевки. Обращайте внимание ребенка на то, что вопрос и утверждение звучат по-разному и разница заключается иногда только в интонационном рисунке («Ты пойдешь на футбол?» - «Ты пойдешь на футбол»). Потренируйтесь с ребенком, начиная с фраз из одного слова. Предложите ему сок, например: «Сок?». Пусть он согласится, скажет, что будет сок, одним словом: «Сок».

Что касается содержательной стороны и проблемы понятности речи, возможны следующие трудности.

Детям с синдромом Дауна нелегко придерживаться какой-то одной темы, они в своих рассказах «скачут» с темы на тему.

Ребенку с синдромом Дауна трудно дается связная речь. Нужно учить его пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Понятность речи зависит от многих факторов: от того, насколько слушатель знаком с говорящим, насколько близка и понятна тема, насколько эмоционально к ней относится говорящий, как он себя чувствует, от того, насколько шумно в помещении, и так далее.

Иными словами, понятность речи зависит не только от речи говорящего, но и от слушателя, самого сообщения и от ситуации речи.

Старайтесь работать над понятностью речи в теплой обстановке, создавайте для ребенка положительную мотивацию. Например, если вы попросили ребенка сделать заказ в кафе, а официантка никак не может понять, что он пытается сказать, мягко помогите ребенку. Не заставляйте его чувствовать расстройство или унижение. Но не старайтесь перехватывать инициативу, пока ребенок еще хочет добиться успеха. Будьте терпеливы и настойчивы, но не забывайте показывать малышу, что вы его любите и цените.

Пользуйтесь специализированной литературой для логопедов и дефектологов. На материале русского языка написано огромное количество книг, некоторые из них доступны в Интернет, например, в библиотеке PedLib.

Детям с синдромом Дауна сложно запоминать цифры и слова, в отличие от других детей. В этом им может помочь обучение при помощи песни или танца, которое, помимо обучающей функции, несет в себе удовольствие.

При помощи пения и музыки дети с синдромом Дауна учатся различать звуки на слух, развивают свое воображение и учатся выражать свои мысли через слова, музыку, движения и жесты. В пении можно повторять одни и те же слова для лучшего их запоминания в приятной и творческой форме. Обучить ребенка несложной песенке может показаться трудным заданием, но оно того стоит, поскольку через этот способ ребенок выучит новые слова и сможет применять их в обычной жизни. Ребенок с синдромом Дауна также часто использует целые фразы из песен в повседневном общении. При этом дети также учатся рифмовать слова, что развивает их творческий потенциал.

Пение также развивает у таких детей навыки чтения. При пении дети произносят слова по слогам, что помогает им научиться читать. Также при пении дети учат новые для них слова, которые могут быть объяснены в самой песне, что помогает им лучше запомнить значение нового слова.

Если пение сопровождается танцами или другими движениями, это способствует улучшению их координации движения. Этот метод развивает у детей память и образное мышление. Пение также улучшает здоровье детей за счет правильного дыхания и улучшения циркуляции крови в легких.

Некоторые идеи по поводу того, каким словам/понятиям и когда учить

Во время одевания:

- части тела;

- предметы одежды;

- названия цветов;

- числительные;

- предлоги;

- слова, обозначающие относительные понятия (передний – задний, задом наперед, вверх – вниз, следующий, последний…);

- глаголы (застегнуть, просунуть, дать…).

Во время еды:

- названия продуктов;

- названия приемов пищи;

- названия посуды;

- глаголы (пить, есть, жевать, глотать…);

- прилагательные (горячий, холодный, пустой…);

- предлоги («в», «из»);

- экспрессивные междометия («ммм, вкусно»).

Во время прогулки:

- названия транспортных средств;

- слова, связанные с погодными условиями;

- все, что можно увидеть на улице: деревья, цветы и т.п.;

- предметы одежды и глаголы одевания;

- глаголы движения;

- предлоги;

- названия звуков, звукоимитации;

- приветствия.

Во время игры:

- названия игр и игрушек;

- глаголы (пинать, катать, кидать, бросать…);

- цвета и формы;

- глаголы,

- слова, связанные с погодными условиями.

Во время похода за покупками:

- названия продуктов, предметов одежды, бытовых приборов и проч., в зависимости от магазина;

- глаголы (купить, положить, достать, вынуть…);

- названия предметов в магазине – касса, тележка…

Во время купания:

- названия частей тела, игрушек, мыло-шампунь-вода-душ…;

- глаголы (налить, брызгать…);

- прилагательные (мокрый, сухой, теплый, холодный, маленький…).

Во время укладывания в постель:

- существительные (кровать, одеяло, подушка, окно, ночник…);

- глаголы (читать, поцеловать, спать, укрыть…);

- стандартные фразы «спокойной ночи», «приятного сна».

Дети с синдромом Дауна способны усвоить множество понятий и постоянно расширять круг этих понятий и слов. Именно на стадии использования одного слова закладывается основа для дальнейшего освоения языка. Чтение поможет вам обогатить словарь ребенка и расширить его кругозор. Только постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи.

P.S. На самой ранней стадии старайтесь показывать ребенку сам предмет (действие) и называть его словом. Когда мышление малыша будет более натренировано, можно переходить к картинкам, но не забывайте, что маленькие дети могут не воспринимать нарисованное на картинке как аналог предмета.

Чтение книг

Малыши начинают разглядывать книги задолго до того, как научатся читать и говорить. Рассматривая книжку вместе с ребенком, вы ненавязчиво учите его, как ее правильно держать, как перелистывать страницы; что читаем мы слева направо и сверху вниз, и т.п. Самое важное, что можно сделать для того, чтобы научить ребенка читать, - это читать книги вместе с ним. Ребенок заметит, что буквы и слова не случайно имеют повторяющиеся формы и не слишком похожи на случайные каракули, постепенно начнет понимать в этом систему. Читая малышу, вы обогащаете словарь ребенка, помогаете ему различать звуки на слух.

Выбирайте книги о том, что интересно вашему ребенку, с яркими иллюстрациями. Адаптируйте – сокращайте и упрощайте – текст так, чтобы ребенок мог понять то, что вы читаете. Старайтесь, чтобы чтение вызывало только положительные эмоции, возьмите ребенка на руки, обнимайте его во время чтения. Читайте эмоционально, увлеченно.

Старайтесь вовлекать ребенка в процесс чтения, просите его повторить или подсказать знакомые ему слова, показать героя на картинке, попросите его имитировать какие-то действия, описываемые в книге. Так, при чтении «Курочки Рябы» даже маленький ребенок может попытаться произнести слова «баба», «деда», «ко-ко», «пи-пи» (как говорит курочка и мышка); имитировать, как дед и баба били по яйцу, как упало яичко, имитировать звуки плача деда и бабы над разбитым яйцом…

Создавайте персональные книжки о вашем ребенке, используя его фотографии в различные моменты, за разными делами. Можно выдумывать истории, используя фотографии, или заранее придумать сказку и наделать постановочных кадров с участием ребенка и/или его игрушек. Ромена Августова советует также придумывать стихи о вашем ребенке, они легче запоминаются благодаря ритму и рифме.

Поскольку дети с синдромом Дауна обычно отличаются хорошей зрительной памятью, жестовый язык для них – удачный способ общения. Взрослые должны сопровождать каждое слово соответствующим жестом, таким образом, ребенок постоянно СЛЫШИТ слово и ВИДИТ жест.

Часто родители волнуются, что дети выберут «легкий» способ общения, жесты, и гораздо позднее начнут говорить. На самом же деле многолетний опыт применения этой системы показывает, что: (1) дети с синдромом Дауна (и не только), использующие жестовый язык, в среднем начинают говорить раньше, чем дети, не использующие никаких опор; (2) словарный запас у детей с синдромом Дауна, использовавших язык жестов, в дальнейшем оценивается как на 30% более богатый, нежели у их сверстников с тем же диагнозом, его не использовавших; (3) дети с синдромом Дауна зачастую могут начать использовать жестовый язык, то есть эффективно общаться с окружающими, очень рано – в возрасте 8-12 месяцев, тогда как собственно первые слова чаще всего появляются в речи детей с синдромом Дауна гораздо позже.

Таким образом, детям, которых учат жестовым обозначениям, гораздо легче выразить свои желания, свои мысли. Развивается их мышление, воображение, повышается мотивация к общению. У детей, которые не могут говорить и не имеют альтернативной системы выражения, может развиться фрустрация (депрессия) и нежелание продолжать попытки наладить общение.

Зачастую дети начинают использовать жесты спонтанно: показывать на то, что им хочется, рукой или пальчиком, изображать посасывание бутылочки (пальца, языка), если они голодны или проголодались. Однако таких спонтанных жестов недостаточно для развития словаря, речи в целом и мышления. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы ввести в обиход упорядоченную систему жестов, а также о том, чтобы все окружающие ребенка люди (в семье, у теть-бабушек и т.п., на детской площадке, в детском саду и так далее) трактовали эти жесты однозначно и также использовали их ПАРАЛЛЕЛЬНО с обычной, словесной речью.

На русском языке была разработана система "Понималка .Основные жесты, с которых вам следует начинать, - это общепринятые жесты (типа «пока!»), а также движения, с помощью которых ребенок может выразить свои потребности. Обычно начинают со знаков, которые произвольно выбирают для обозначения слов «еще» (в вышеупомянутой книге для обозначения этого слова предлагается постукивание друг об друга сжатыми кулачками) и «всё», или «нет». Таким образом, ребенок сможет попросить добавки еды, повторения забавного опыта, продолжения сеанса просмотра мультиков или повтора песни – выразить ПРОСЬБУ, а также выразить ПРОТЕСТ. Как говорилось выше, именно эти два мотива являются ведущими в мотивации для общения с самого младенчества.

Далее выбор жестов индивидуален. Конечно, вы захотите, чтобы был отдельный жест, изображающий кошку, если кошка – полноправный член вашей семьи. Если у малыша есть сестра, понадобится жест для ее обозначения, а если нет – с этим жестом-словом можно повременить сколь угодно долго.

Важные требования к жестам: (1) ребенок должен легко их воспроизводить; (2) все окружающие ребенка люди должны знать, что именно обозначают эти жесты, и реагировать соответствующим образом; (3) жесты должны обозначать нечто важное для ребенка, то, что постоянно встречается или требуется ему в повседневной жизни; (4) жесты должны давать ребенку возможность выразить себя и мотивировать его для дальнейшего освоения систем коммуникации.

Обычно дети с синдромом Дауна готовы использовать первые жесты к году. Когда ребенок сможет говорить слова, он постарается озвучивать слово и одновременно делать жест. Постепенно жесты отпадут как нечто ненужное, когда ребенок полностью перейдет к словесному способу самовыражения. Обычно это происходит к пяти годам.

Важно не забывать, что при этой системе общения ребенок должен постоянно видеть вас, когда вы с ним разговариваете и параллельно жестикулируете. Вы должны постоянно уделять внимание ребенку и смотреть на него, когда он пытается вам что-то «сказать», просигнализировать. На первых порах помогайте ребенку сделать жест, взяв его руки в свои. Всякий раз, когда ребенок сделал какой-то условленный жест, повторяйте вслух соответствующее слово.

Общение с помощью досок с картинками (пиктограммами, буквами, словами)

На такой доске (или в блокноте с набором соответствующих картинок) ребенок показывает пальцем на изображение того, чего бы ему хотелось. Подобную систему можно разработать на основе компьютерных программ Boardmaker или Picture This.

Так, вы можете повесить на стену дома и/или в детском саду доску с обозначением горшка/туалета или фотографией вашего ребенка на горшке, за столом, в кроватке, на прогулке и так далее, и малыш будет показывать, чего он хочет сейчас. Можно сфотографировать предметы, ассоциирующиеся с типичными просьбами: стакан воды, горшок и проч. На кухне можно поместить доску или положить фотоальбом с фотографиями различных напитков и блюд, чтобы ребенок мог выбрать и показать вам, чего он хочет. Возле музыкального центра уместны будут обложки компакт-дисков с детскими песенками и сказками, чтобы ребенок мог совершить самостоятельный выбор и знать, что его выбор уважают. Можно также разместить фотографии, обозначающие различные игрушки и виды деятельности (гулять, купаться, смотреть мультики, играть с мячом…), чтобы лучше понимать, чего просит ваш ребенок.

Чуть более сложная система включает условные картинки, обозначающие различные понятия. Например, ребенок может прикрепить к доске карточки «хочу»+«творожок», а затем и более сложные структурно «я вижу»+«черный»+«собака».

Более старшим детям, умеющим читать (в случае серьезных проблем с речью), могут пригодиться для общения с близкими и малознакомыми людьми блокноты, где на каждой странице написаны какие-то слова или распространенные фразы.

Электронные устройства, синтезирующие речь

Это наиболее редкий и дорогой способ, который может пригодиться детям, отличающимся огромным желанием общаться и серьезными трудностями в использовании любой другой системы коммуникации. Так, ребенок может освоить озвученный плакат со слогами (самый дешевый, пожалуй, способ) или специально разработанную компьютерную программу.

Вышеописанные системы общения не являются взаимоисключающими. Ребенок с синдромом Дауна может использовать 10-30 жестов для обозначения действий и предметов и при этом показывать пальцем на прикрепленный на холодильнике магнит с изображением пакета с соком или мороженого, чтобы показать маме, чего ему сейчас хочется.

Как работать со словарем

Вы хотите научить ребенка понятию «красный» и слову/жесту, обозначающему «красный».

Соберите по всему дому красные предметы – полотенца, рубашки, игрушки. Сложите их в специальную коробку «для сокровищ». Пусть ребенок достает их по одному, а вы каждый раз будете говорить и показывать жестом «красный». Тренируйтесь каждый день на протяжении нескольких дней.

Разберите с ребенком вещи, отправленные в стирку. Отложите все красные вещи отдельно.

Пойдите в магазин и выискивайте там товары красного цвета. Возьмите с собой красную шапку или шарф, чтобы ребенок мог сравнить цвет и понять, что такое «красный».

Проведите «красный» день. Оденьтесь в красное. Приготовьте блюдо красного цвета, например, спагетти с томатным соусом, угостите ребенка клубникой, грейпфрутом, красным яблоком. Устройте экскурсию в пожарную часть. Купите ребенку игрушечную пожарную машину.

Когда ребенок усвоил понятие «красный», разложите вещи по местам и вернитесь к нормальной жизни. Но каждый раз, когда вам встречается что-то красное, повторяйте это слово и соответствующий жест.

Когда ребенок сможет сам повторить это слово и/или жест, задавайте ему вопрос: «Какого цвета?» (Ждите ответа ребенка.) «Красный. Правильно, это красный».

На этой стадии ваша главная задача – помочь ребенку освоить понятия, как активно (для использования в собственной речи), так и пассивно (для понимания). Грамматику и произношение вы отработаете позже.

Вводя новое слово, старайтесь привлекать разные сенсорные системы. Показывая ребенку машину, купите ему игрушечные машинки, дайте ему с ними повозиться. Прокатитесь на настоящей машине, обсудите производимые мотором и сигналом звуки, попробуйте их имитировать.

Предоставляйте ребенку возможность по многу раз слышать тренируемое слово (жест) и использовать его. Так, отрабатывая понятие «В (чем-то)» (где-то), создавайте разнообразные ситуации: укладывайте яблоки В корзину, кубики В коробку, сумку в магазине В продуктовую тележку, наливайте сок – он В стакане, и пр.

Используйте ситуации из реальной жизни и каждодневный опыт. Удобно изучать части тела, когда вы моете ребенка, а названия предметов одежды – в процессе одевания или выбора одежды в магазине. Изучая фрукты и овощи, приведите ребенка в продуктовый магазин, купите для ребенка фрукт и дайте его понюхать, потрогать, попробовать на вкус. У детей с синдромом Дауна затруднено абстрактное мышление, им может быть трудно соотнести пластиковое (гипсовое) и настоящее яблоко или узнать лимон на основании картинки в книжке. Апеллируя к разным сенсорным системам, вы добьетесь лучшего понимания и запоминания слова и понятия.

Не выделяйте, скажем, полчаса в день на занятия с ребенком – занимайтесь каждый день в течение дня, ненавязчиво. Учите ребенка, а не проверяйте его знания! Предоставляйте ему как можно больше возможностей попрактиковаться, он сам покажет вам, что усвоил. Не устраивайте ему экзаменов!

Повторяйте в игре то, что усвоено в реальной жизни. Выучив названия продуктов, поиграйте в магазин с игрушечными продуктами. Отрабатывайте понятия «вверх» и «вниз», играя с машинками и гаражом, и т.п.

У детей с синдромом Дауна часто плохо получается обобщать, переносить опыт из одной сферы в другую. К примеру, ваш малыш может усвоить, что розы в вашем садике – цветы, но не понимать, что соседские нарциссы – это тоже цветы. Старайтесь создавать как можно больше ситуаций использования слова. Ребенку нелегко понять, что животные, которые так по-разному выглядят, все называются «собаки», разные продукты – это всё «еда», а слово «машина» относится и к красным, и к синим автомобилям, и к «газелям», и даже к грузовикам.

Повторяйте за ребенком то, что он говорит. Повторяйте слово правильно, даже если ребенок искажает слово, но не заставляйте его тут же воспроизвести слово правильно. Если вы не понимаете, чего хочет ребенок, переспрашивайте, уточняйте, предлагайте варианты того, что, по вашему мнению, пытается сказать малыш. Так вы стимулируете его к дальнейшим попыткам, показываете, что вы его слушаете, уделяете ему внимание, цените его, в том числе как собеседника и как личность.

Следуйте за инициативой, проявленной ребенком. Если его заинтересовал какой-то предмет, назовите его нужным словом. Поговорите об этом предмете, перечислите его качества, найдите картинку с его изображением, игрушку в виде этого предмета…

Помогайте ребенку. Если у него не получается жест, возьмите его руки в свои. Если не выходит указать на картинку, возьмите его руку в свою и укажите на нужную картинку вместе. Четко и неоднократно произносите нужные слова, чтобы ребенок мог повторить за вами. Возможно, иногда вам придется подсказать ему начальный слог или начать предложение, чтобы ему осталось подставить лишь последнее слово.

Варьируйте высоту голоса, чтобы ребенку было легче: «большой» можно произносить более низким, грубым голосом, «маленький» - высоким голосом. Произнося слово «вверх», пропевайте его на две нотки, вторая выше первой, а слово «вниз» - наоборот.

Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов          

На стадии одного слова ребенок уже может выразить себя, выразить то, чего он хочет. Однако не всегда его поймут правильно. Что значит «мяч» - «отдай мяч», «давай играть в мяч» или просто «это мяч»?

На следующей стадии ребенок учится строить и произносить фразы сначала из 2, затем и из 3 слов. Продолжает расширяться его словарь, развиваться мышление. На этой стадии ребенок осознает, что между словами существуют какие-то отношения, и научится их выражать, комбинируя слова внутри предложения.

Обычные дети начинают использовать фразы из 2 слов, когда их активный словарный запас (количество слов, используемых в речи самим ребенком) насчитывает примерно 50 слов, что происходит в возрасте 19-24 месяца.

Дети с синдромом Дауна в среднем достигают этой стадии примерно в 3 года (по разным исследованиям, в возрасте от 2 до 5 лет, причем к возрасту 5 лет обычно способны построить такое предложение подавляющее большинство детей с синдромом Дауна).

[Если вашему ребенку с синдромом Дауна уже исполнилось пять лет, но он еще не использует фраз из 2 слов, обязательно проверьте его слух, зрение, проконсультируйтесь с логопедом, а также проверьте, нет ли у ребенка дополнительных диагнозов, таких как аутизм.]

Что касается активного словарного запаса, он в среднем к началу данной стадии также не меньше 50 слов (жестов), как и у обычных детей, однако у детей с синдромом Дауна и в этом существует значительный разброс (от 8 до 226 слов).

На этой стадии ребенок может передать значительно больше информации. Фразы будут разнообразны по структуре и многие из них аграмматичны (т.е. построены с нарушением правил грамматики): «Папа ушел», «Еще сок», «Мама туфли» (в смысле «мамины туфли»). Как правило, произношение на данном этапе также далеко от идеала. В это время ребенок обычно использует только знаменательные слова, оставляя освоение служебных слов (предлоги, союзы и проч.) на потом.

Стадия фразы – важный прорыв в развитии мышления и речи вашего ребенка. Теперь он сочетает уже знакомые ему слова для выражения МЫСЛИ. (Следует понимать, что сочетания типа «тетя Аня» не являются фразами из 2 слов, ребенок заучивает их как единую единицу и использует их как одно слово.)

Вы задумываетесь, как помочь ребенку перейти от стадии отдельного слова к стадии фразы из 2-3 слов. Один из наилучших способов – повторение с расширением. Вы повторяете отдельное слово, которое произносит ребенок, а затем присоединяете к нему еще одно, новое слово. Например, малыш играет с машинкой и произносит: «машина», а вы говорите: «машина, машина едет».

С помощью этого способа вы: (1) повторяете слово за ребенком, тем самым даете ему правильный образец произношения слова и показываете, что вы его слушаете; (2) подтверждаете, что то, что он сказал, правильно, повышаете его самооценку и мотивацию продолжать общение; (3) прибавляете на одно слово больше к высказыванию, самостоятельно построенному ребенком.

Разумеется, вам придется поступать так много раз, прежде чем ребенок построит свою первую фразу. Обратите внимание всех членов семьи, няни, работников детского сада на то, что с вашим ребенком нужно общаться именно так, подсказывая ему новое слово впридачу к уже сказанному.

Если ребенок не произносит слова спонтанно, когда играет, с этим способом могут возникнуть трудности. Тогда сам родитель должен начать обсуждать игру с ребенком, и, когда ребенок повторит за вами какое-нибудь слово, используйте этот трюк. Не забывайте также, что малыш может «начать разговор» и без слов, указывая или просто глядя на какой-нибудь предмет. Сначала вы назовете этот предмет («мяч»), а потом расширите фразу: «Хочу мяч».

Не выделяйте отдельного времени для занятий, просто постоянно поступайте так, общаясь с ребенком – во время игры, кормления, переодевания, любых игровых и бытовых моментов.

В книге Л.Кумин рекомендуется сделать небольшую доску с сигналом для ребенка, что в свое предложение ему нужно включать два (три) слова. Можно разместить на такой доске два (а затем и три) ярких, шершавых кружочка. Проговаривая «машина едет», вы указываете поочередно на первый (первое слово) и на второй (второе слово) кружок. Возьмите руку ребенка в свою, повторите фразу, прикасаясь его рукой поочередно к кружкам. Использование такой доски подключает зрительную и тактильную опору и напоминает ребенку, что нужно употреблять более развернутые фразы. Для детей с синдромом Дауна это довольно эффективный способ.

Как уже говорилось выше, на этой стадии дети зачастую не используют правильных окончаний. Повторяйте за ребенком правильную форму, но не заставляйте ребенка непременно и немедленно имитировать верный вариант. Постарайтесь акцентировать внимание на произнесении окончаний, выделяйте его голосом. Как правило, дети с синдромом Дауна начинают осознавать, что между словами существуют определенные отношения и что они имеют формальное выражение, задолго до того, как начинают правильно употреблять маркеры этих отношений в собственной речи.

Всегда хвалите ребенка, когда он использует предложение из 2 слов, можете его обнять и сказать, что теперь он говорит совсем «как большой». Попросите всех людей в окружении ребенка стимулировать его к использованию предложений из 2-3 слов.

Когда ребенок последовательно и самостоятельно использует в своей речи предложения из 2 слов, вы можете таким же способом побуждать его строить предложения из трех слов.

Повторяйте за ребенком то, что он сказал («машина едет»), а потом расширяйте высказывание («машина едет быстро, брррмм…» или «большая машина едет»).

Если вам кажется, что ребенок может строить предложения из трех слов, но не хочет, подключите песенки. Сами пропевайте какие-нибудь предложения или произносите их с повышенным драматизмом. Показывайте, как это весело и забавно. Придумывайте предложения из 3 слов вместо слогана, пропеваемого в телерекламе, на такой же мотив.

Выделите для себя структуры стандартных предложений из 2 и из 3 слов, которым надо научить ребенка. Ниже приведены примеры лишь немногих подобных фраз.

Я хочу + (слово)

Мне нравится + (слово)

Дай + (позднее «дай, пожалуйста, +») (слово)

Где + (слово)

В это время пора учиться употреблять предлоги места.

Ребенок способен спросить «где», он должен научиться и отвечать на этот вопрос. Начинайте играть с ним в «прятки»: «Где кукла (Саша, Маша, сам ребенок, братик или сестренка)? В коробке. На коробке. За коробкой. Под столом» и так далее.

Учите ребенка употреблению слова «куда». Первым ответом малыша, конечно, будет универсальное «туда». «Куда пойдем?». Сначала малыш может отвечать «кухня», «садик». Всегда поправляйте его: «в кухню», «в садик».

Когда ребенок осознает роль понятий, символов, его игры становятся более разнообразными. Он может делать вид, что пьет из игрушечной чашки или кормит куклу. Чуть позже ему захочется построить мост из кубиков и провозить машинку по нему и под ним. Подключайте игры для развития речи. Не забывайте, что для этого лучше использовать любимые игрушки ребенка, с вниманием относиться к желаниям и инициативе ребенка. Используйте описанный выше способ повторения с расширением.

Не упускайте возможность потренироваться в бытовых ситуациях: в магазине, на кухне, где малыш может помочь вам печь печенье или готовить суп.

Чтение и разглядывание картинок в книжках – также отличный способ потренироваться. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и крупным шрифтом, с толстыми страницами, чтобы ребенок мог сам их перелистывать. Дети любят повторение, и в данном случае это вам также на руку. Если малышу нравится какая-то книга, читайте ее снова и снова. Если ребенок тычет пальцем в картинку, обязательно объясните ему, что там изображено. Читайте выразительно, эмоционально. Сами указывайте на слово (например, имя героя), а затем на его изображение в книге, чтобы ребенок начинал запоминать облик букв и слова в целом.

Прочитав интересную историю, подберите игрушки, которые могли бы исполнять роль героев книги, и разыграйте сюжет вместе с ребенком. Побуждайте его говорить за героев.

Закончив чтение абзаца или отрывка на отдельной странице (особенно если сюжет книги уже хорошо знаком ребенку), задавайте вопросы: где герой? куда он пошел? (в зависимости от развития ребенка, он может сначала показывать пальцем на картинку, а затем и отвечать словами). Если малыш не может ответить на ваш вопрос, отвечайте сами, давайте ему модель.

О том, как чтение помогает развивать речь и мышление, подробно описано в книге Ромены Теодоровны Августовой «Говори! Ты это можешь», вышедшей на русском языке. Насколько нам известно, это единственное пособие подобного рода, специализирующееся на развитии речи у детей с синдромом Дауна.

На этой стадии ребенок учится использовать слова, обозначающие различные характеристики, такие как цвет, размер и форма предметов, учится комбинировать существительные-субъекты действия и глаголы-действия. Он начинает употреблять предлоги и может уже отвечать на вопросы «где», «куда», «когда» и так далее.

Значение слова, расширение словаря

Ребенок познает мир, соотнося символы-слова с понятиями (предмет «мяч» и сочетание звуков «м-я-ч»). Постепенно малыш понимает, что у значений и употребления слов есть много нюансов: тарелку разбивают, игрушку ломают, а бумагу рвут, хотя по сути значение этого процесса, в общем-то, одно и то же. Кроме того, одно и то же слово означает разные вещи в разных ситуациях.

Словарный запас подразделяется на активный (те слова, что ребенок сам использует в речи) и пассивный (слова, которые ребенок в речи не использует, но понимает их значение). Ребенок с синдромом Дауна начинает накапливать словарный запас с самого начала, этот процесс продолжается и во взрослом возрасте.

Как говорилось выше, дети с синдромом Дауна способны понять намного больше, чем сказать. В возрасте до 2 лет ребенок с синдромом Дауна может сказать или показать жестом в среднем до 14 слов, тогда как понимает он в этом же возрасте уже более сотни слов.

Вначале усваиваются слова, которые имеют конкретное значение: ребенок видит предмет и слышит слово, например, «мяч», «молоко». Исследования показывают, что ребенок с синдромом Дауна понимает, воспринимает, запоминает и использует такие слова совершенно так же, как обычный ребенок, тогда как предлоги, союзы, прочие служебные слова даются ему с гораздо большим трудом.

На стадии одного слова ребенок узнает, как называются все предметы, которые он видит, бытовые, обычные действия и так далее. Он сосредоточен на конкретном.

Обычно первые десять слов, которые осваивает ребенок, - это имена/названия членов семьи, любимых продуктов и игрушек и ежедневно употребляемые слова типа «Пока», «Привет».

Работа над словарным запасом обычно включает не только расширение словаря, но и расширение и уточнение ПОНЯТИЙ. Малыш должен понимать, что майка – это не только вот эта его белая майка, но существует понятие «майки вообще», и, если мы считаем, что он усвоил это слово, он должен узнавать майку на картинке, на вешалке в магазине и так далее. Кроме того, ребенок должен понимать, что майка – это не любой предмет одежды, что так нельзя называть, к примеру, штаны.

Особого внимания заслуживают слова с относительным значением, такие как «раньше» и «позже» («рано» и «поздно»), например. Их трудно понять в отрыве друг от друга, для их понимания необходимо знать, что имеется в виду в данной ситуации.

Обогащение словаря включает тренировку навыков следующих направлений:

- категоризации, т.е. отнесения предмета к какой-то категории (молоко – это продукт питания);

- классификации (времена года – это весна, лето, зима, осень);

- употребления синонимов (слов с похожим значением) и антонимов (слов с противоположным значением);

- употребления слов, которые чаще всего связаны общей ситуацией, например, «молоко – печенье», «носки – туфли»;

- употребления слов, обозначающих род и вид (мебель – столы и стулья; еда (наиболее общая категория) – фрукты (более дробная категория) – яблоки и лимоны).

Игры по развитию речи на сайте Лены Даниловой.

Дети с синдромом Дауна, как правило, не осваивают новые слова с постоянной и неизменной скоростью. Обычно накопление идет постепенно, довольно постоянно, до 2 или 3 лет, а затем (между 2-3 или 3-4 годами) случается резкий прорыв с накоплением большего количества слов и понятий.

После этой волны наступает некоторое замедление. Оно необходимо ребенку для того, чтобы как следует отработать усвоенные понятия и поработать над формой слов, над навыками их правильного произнесения.

Как можно работать над расширением словаря

 

Называйте все предметы, на которые смотрит ваш ребенок. Повторяйте слово неоднократно. Если вам встретятся другие объекты, которые можно назвать так же, снова укажите ребенку на эти объекты и повторите это слово, чтобы он понял, что это не «имя» конкретного предмета.

Смотрите на предмет, который называете, и указывайте на него пальцем.

Не упускайте возможности обогатить словарь ребенка в ситуациях реальной жизни. Называйте продукты в магазине, предметы вокруг игровой площадки и так далее.

Не забывайте также о глаголах: «что ты делаешь? Ты прыгаешь. Что ты делаешь? Куда ты бежишь?» и так далее. Играйте с куклами: пусть кукла попрыгает, а теперь пусть кукла ляжет, сядет, встанет…

Играйте в ролевые игры, например, «Магазин».

Подыскивайте книги о том, что происходит в реальной жизни ребенка. Съездив на море или планируя такую поездку, читайте книги о море, о пляже и так далее. По возвращении с курорта рассматривайте с ребенком ваши фотографии, вспоминайте, как и где вы отдыхали, называйте все, что встречается на фотографиях. Можете сделать свою собственную книгу с использованием фотографий вашей семьи и ребенка и сочинять собственные рассказы и сказки. Некоторые идеи по этому поводу - тут.

Занимайтесь сортировкой предметов, отрабатывая навыки категоризации. Распределяйте с ребенком, к примеру, продукты и одежду по разным коробкам. Не обязательно выделять для этого специальное время: делая уборку, вы ненавязчиво сортируете предметы, книги ставятся на полку, игрушки убираются в ящик для игрушек. Не забывайте называть для ребенка каждый предмет. Если он уже знает слово «рубашка», прибавляйте «рубашка, рубашка – это одежда».

Играйте в разнообразные игры со словами, «Я могу назвать пять видов фруктов» (для более старших детей) или своеобразные загадки «Банан – это животное? Нет, банан – это фрукт» для более младших. Подключайте игры типа лото.

Игры лото могут оказаться полезными и для отработки и запоминания слов, включаемых обычно в одну ситуацию – собака, кость, поводок, будка, намордник…

Что касается работы над грамматической правильностью речи, первыми навыками ребенка в этом смысле будут, скорее всего, следующие:

- усвоение понятия множественного числа существительных (стул – стулья, стол – столы, дом – дома);

- усвоение понятия притяжательных прилагательных (мамин, папин, Ирин);

- понимание и отработка употребления рода существительных и согласуемых с ними прилагательных, местоимений (наша мама, наш папа),

- понимание системы времен глагола.

Ребенок с синдромом Дауна понимает больше, чем может сказать. Потому, чтобы не «загрузить» его сразу полной системой грамматических категорий глагола, имеет смысл начинать учить его использовать неопределенную форму глагола, инфинитив: писать, читать, спать. Неопределенную форму глагола можно использовать во многих широко употребительных структурах: Я (НЕ) ХОЧУ…, Я (НЕ) БУДУ…, МНЕ (НЕ) НРАВИТСЯ…, НАДО…, НЕ НАДО…, МОЖНО…, НЕЛЬЗЯ…, ПОРА….

Хороший способ работать над осознанием и правильным употреблением грамматических категорий – вопросы и ответы, в т.ч. по читаемым вместе книжкам. Сначала ребенок будет отвечать кратко («Куда пошла Маша? – В школу»), затем просите его отвечать более развернуто, стимулируйте его, чтобы он вначале имитировал структуру вашего предложения в ответе («Маша пошла в школу»), а затем и расширял высказывание, добавляя что-то самостоятельно.

Родители могут помочь детям с синдромом Дауна многое дать и многое получить в этой жизни, если сумеют:




Правила родителей





- регулярно играть с ребенком, быть в его мире;



- научить детей вести себя так, чтобы с ними приятно было играть, еще до того, как научить их прилежно учиться;



- не волноваться о том, поймут ли дети школьные команды, когда они еще не умеют естественным образом общаться в повседневной жизни;



- не ожидать слишком мало и не делать за детей слишком много,



а также не ожидать слишком многого, не давать детям непосильных задач;



- уделять больше внимания мелким достижениям, чем тому, что вы считаете ошибками;



- общаться с ребенком так, как общаются дети – на равных;



- общаться с ним в течение дня, поддерживать диалог;



- следить, чтобы вы получали от ребенка в плане общения не меньше, чем даете ему.



 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Особенности учебно-воспитательной работы с детьми с множественными тяжелыми нарушениями в развитии

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.В современных экономических условиях возникает необходимость усиления социальной защиты подростков с ...

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

«Нейропсихокоррекционные методы и приемы работы с детьми с различными нарушениями в развитии»

Вашему вниманию представлен практических семинар, направленный на реализацию коррекционных задач  для воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов. Педагоги расширят знан...

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

Арт-терапия в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Доклад о методах коррекции поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития представлен на собрании  коллектива сотрудников ГКУ ЦССВ "Сколоковский"...


 

Комментарии

Ваганова Наталья Александровна

Спасибо за материал!Очень интересен Ваш опыт.Таких деток всё больше принимают наши коррекционные интернаты.