Рабочая программа по предмету "Живой мир", 1 класс
рабочая программа по теме

Рабочая программа создана для работы с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта на основе программно - методических материалов под редакцией И.М. Бгажноковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._zhivoy_mir.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Живой мир» в 1 классе

Для детей с выраженным недоразвитием интеллекта

Пояснительная записка.

  1. Рабочая программа составлена на основе программно – методических материалов И.М.Бгажноковой (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.)

Цели и задачи программы:

Курс «Живой мир» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью обеспечить начальные представления школьников с выраженной интеллектуальной недостаточностью о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром.

Задачами курса «Живой мир» для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

  1. Развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;
  2. Воспитание экологической культуры.

  1. Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 66 учебных часов для обязательных уроков  «Живой мир» в 1 классе для детей с выраженным недоразвитием интеллекта из расчета 2 учебных часа в неделю. Программой предусмотрены занятия по нескольким разделам.

  1. Форма организации образовательного процесса

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

— рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

— наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

  1. Учебно – методический комплект      

Программно – методических материалы (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа имеет 9 содержательных разделов: «Я и мое окружение», «Сезонные и изменения в природе, сутки», «Школа», «Дом», «Овощи, фрукты, ягоды», «Одежда и обувь», «Животные, птицы, насекомые», «Растения», «Транспорт».

Наименование разделов

Наименование темы

Количество часов

всего

Контрольные, практические работы, экскурсии

Раздел 1.

Я, моё окружение.

Я и моя семья.

Мои друзья.

2

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Своё имя, фамилию, возраст;
  2. Названия некоторых членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь);

Уметь:

  1. Разбираться в родственных отношениях;
  2. Называть имя и фамилию друга.

Раздел 2.

Сезонные изменения в природе, сутки.

Осень.

Сезонные изменения в природе: осень. (Экскурсия.)

Времена года: осень.

Зима.

Сезонные изменения в природе: зима. (Экскурсия.)

Времена года: зима. 

Зимние забавы детей.

Весна.

Сезонные изменения в природе: весна. (Экскурсия.)

Времена года: весна.

Лето.

Сезонные изменения в природе: лето. (Экскурсия).

Времена года: лето.

Летние забавы детей.

10

4

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Времена года: осень, зима, весна, лето;
  2. Основные признаки времен года;

Уметь:

  1. Определять по наблюдениям и иллюстрациям изображенные времена года;
  2. Называть основные явления природы.

Раздел 3.

Школа.

Школа.

Класс.

2

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Назначение школы;
  2. Объекты школы (классы, коридоры, туалеты, библиотеку, спортивный зал);
  3. Устройство классной комнаты.

Уметь:

  1. Ориентироваться в школе и классе.

Раздел 4.

Дом.

Мой дом. Адрес.

Дом, где я живу: комната, кухня, спальня, коридор, ванная.

Мебель.

Посуда.

4

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Адрес школы;
  2. Названия комнат дома (комната, кухня, спальня, коридор, ванная) и их назначение;
  3. Названия некоторой мебели (шкаф, стол, стул, диван, кровать, тумбочка) и их назначение;
  4. Названия некоторой посуды (кастрюля, чайник, тарелка, чашка, ложка, нож) и ее назначение.

Раздел 5.

Овощи, фрукты, ягоды.

Овощи.

Овощи: картофель.

Овощи: морковь.

Овощи: огурец.

Овощи: помидор.

Обобщающий урок: овощи.

Огород. Экскурсия.

Огород.

Фрукты.

Фрукты: яблоко.

Фрукты: груша.

Фрукты: банан.

Обобщающий урок: фрукты.

Сад.

Ягоды.

Ягоды.

Ягоды: клубника.

Ягоды: виноград.

Ягоды: вишня.

Ягоды: слива.

Обобщающий урок: ягоды

18

1

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Некоторые овощи (картофель, помидор, огурец, морковь);
  2. Некоторые фрукты (яблоко, груша, банан);
  3. Некоторые ягоды (клубника, виноград, вишня, слива);
  4. Где и как растут данные овощи, фрукты и ягоды.

Уметь:

  1. Уметь соотносить реальный предмет с картинкой;
  2. Уметь обследовать предмет (тактильно, зрительно, на вкус).

Раздел 6.

Одежда и обувь.

Одежда.

Одежда.

Сезонная одежда.

Обувь.

Обувь.

Сезонная обувь.

4

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Названия некоторой одежды и обуви;
  2. Различать одежду и обувь для девочек и мальчиков.

Уметь:

  1. Выбирать одежду и обувь по сезону.

Раздел 7.

Животные, птицы, насекомые.

Вводный урок: животные.

Домашние животные.

Домашние животные: собака.

Домашние животные: кошка.

Домашние животные: корова.

Обобщающий урок: Домашние животные.

Дикие животные.

Дикие животные: медведь.

Дикие животные: волк.

Дикие животные: заяц.

Обобщающий урок: Дикие животные.

Птицы.

Вводный урок: птицы.

Домашние птицы: курица, петух.

Птицы наших краев: ворона.

Птицы наших краев: воробей.

Обобщающий урок: птицы

Насекомые.

Вводный урок: насекомые.

Насекомые: муха.

Насекомые: паук.

Насекомые: бабочка.

Обобщающий урок: насекомые

19

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Названия некоторых домашних и диких животных, птиц и насекомых;
  2. Чем питаются и где живут животные.

Уметь:

  1. Узнавать животных на картинках;
  2. Имитировать действия животных, птиц и насекомых.

Раздел 8.

Растения.

Вводный урок: растения. 

Растения: деревья.

Растения: трава и цветы.

Лес.

Комнатные растения.

Уход за комнатными растениями.

6

В результате изучения темы ученик должен

Уметь:

  1. Различать деревья, травы и цветы.
  2. Различать культурные и дикорастущие цветковые растения.
  3. Ухаживать за комнатными растениями (поливать, обтирать пыль).

Раздел 9.

Транспорт.

Транспорт.

2

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

  1. Названия некоторых видов транспорта (грузовик, трактор, автобус, самолет, корабль).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

- адрес школы;

- своё имя, фамилию, возраст;

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать диких и домашних животных, птиц, насекомых;

- различать времена года, их основные признаки;

- различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

- названия некоторых видов транспорта;

- выбирать одежду и обувь по сезону.

- различать одежду и обувь для девочек и мальчиков.

- уметь обследовать предмет (тактильно, зрительно, на вкус).

Литература.

Матвеева Н.Б.  Живой мир (программа для детей с выраженным недоразвитием интеллекта) – Просвещение.  М.: 2008.

Морозова И.А., Пушкарёва М.А. ознакомление с окружающим миром – Мозаика – Синтез. М.: 2011.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир (программа - учебник) – АСТ. М.: 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...