Конспект коррекционно- развивающего занятия "Как индюк заговорил"
план-конспект по теме

Сидорова Таисия Сергеевна

Конспект коррекционно- развивающего занятия "Как индюк заговорил"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_indyuk_zagovoril.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Занятие № 1

Тема: Подготовительный этап

Цели:

      Коррекционно-образовательные:

  1. Активизация и актуализация словаря по изучаемой лексической теме, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование единственного и множественного числа существительных и т.д.).

      Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке нарушенных звуков.
  2. Развитие графических навыков, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, сенсорных и моторных функций.

      Коррекционно-воспитательные:

  1. Коррекция нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Оборудование: Пособие «Логопедическая тетрадь № 1 по коррекции и формированию лексики, грамматики, связной речи у детей с нарушением речи» автор Кантур Т.Г., Сидорова Т.С.; «Логопедическая тетрадь № 2 для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»; картинки-упражнения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Основная часть

Сказка «Как индюк заговорил. Молчаливый индюк»

Подготовительные упражнения к постановке звука (л).

   История эта случилась в самой обыкновенной деревне. И героем ее стал самый обыкновенный индюк. А случилось все так. У одной хозяйки жили куры, утки, гуси, индюки – все пели песни.

   А наш герой всегда молчал. Хозяйка даже сама обеспокоилась. Может заболел ее питомец, что же делать? Все его обижали, не хотели с ним дружить.

   Однажды наш индюк решил убежать от хозяйки и от всех. Бежит он, смотри и не смотрит по сторонам. Вдруг наш герой падает через что-то длинное. Он открыл глаза и увидел змею (упр. № 1 «Змейка»). Змея то высовывала, то прятала язык.

Змея: - Что ты здесь делаешь?

Индюк молчал. Змея удивилась.

Змея: - Какой ты странный!

   Тогда змея уползла. Индюк понял, что и змея не хочет с ним дружить. Побежал индюк дальше, выбежал в поле, а в поле мяч лежит и ворота стоят. Осмотрелся он по сторонам, никого нет. И решил он мяч в ворота загнать (упр. № 2 «Загнать мяч в ворота»). Как здорово, ему понравилось, и он впервые подумал, плохо одному, нужно найти друга.

   Вдруг откуда не возьмись, появилась девочка.

Девочка: - Ты один?

   Индюк молчал. Она взяла с собой индюка и пошла кататься на качелях (упр. № 3 «Качели»). Девочка была доброй и решила научить индюка петь песенку парохода (упр. № 4 «Пароход»). Индюку очень понравилось и у него получилось. Девочка пригласила индюка в гости, и они стали есть вкусное варенье с блинами (упр. № 5 «Вкусное варенье», упр. № 6 «Блинчик»). Когда они поели, побежали на улицу.

Девочка: - Хочешь, индюк, я тебя научу щелкать кончиком языка (упр. № 7 «Пощелкать кончиком языка»)?

Индюк: - От радости кивнул головой.

   Они увидели магазин.

Девочка: - Ой, как здорово, здесь есть мой любимый сок с соломинкой (упр. № 8 «Подуть через соломинку»). Они так увлеклись, что не заметили, что наступил вечер.

Девочка: - Ой, мне пора идти домой! А тебя я так и не научила петь песни?

   Вдруг слышит песню индюка – Бл – бл – бл (упр. № 9 «Индюк»). Девочка обняла индюка и пригласила его к себе домой. Но довольный индюк побежал домой к своей хозяйке и все услышали.

Куры, утки: - Ой, научился петь? Ура?

Индюк: - Бл-бл-бл – пел свою песню. Хозяйка обрадовалась, что индюк нашелся и все до утра слушали историю, которая произошла с индюком. А утром все стали собирать горох и угощать Индюка (упр. № 10 «Разноцветный горох»).

Упражнение  «Змейка».

Цель: развитие подвижности языка.

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

Упражнение  «Загнать мяч в ворота».

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались. Для этого их можно слегка прижать ладонями.

Упражнение «Качели-2».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и нижними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не слушался, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

Упражнение «Пароход».

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к небу. Длительно произносить звук (Ы) («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук (Ы) не переходил в (И), губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение «Вкусное варенье».

 Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются  на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

Упражнение «Блинчик».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 10. Следить,  чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Упражнение «Пощелкать кончиком языка».

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

Упражнение «Подуть через соломинку».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю посередине языка.

Следить, чтобы щеки не надувались.

Упражнение «Индюк».

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.

Упражнение «Разноцветный горох».

Цель: учить сортировать горох по цвету.

Стараться не отрывать язык от губы. Затем убыстрять темп.

  1. Массаж  пальцев, пальчиковая  гимнастика, динамическая  пауза.

                стр.                  упр.

  1. Лексико-грамматические упражнения
  1. Ирг. Упр. «Назови  ласково»  стр.             упр.
  2. Ирг. Упр. «Подбери  к каждой предметной  картинке три  признака. Какой? Какая? Какие?»  стр.              упр.
  3. Игр. Упр. «Назови к предмету три  действия»  стр.          упр.
  4. Ирг. Упр. «Еще»  стр.                      упр.
  5. Игр. Упр.  «Скажи  наоборот» стр.             упр.
  1. Работа  над  звуко-слоговой стороной  слова. Игра «Прошагай», игра «Прохлопай», игра «Скажи  медленно».
  2. Связная  речь. Пересказ  «                                   »    стр.                  упр.  
  1. Составление  рассказа  по  картинкам.

                                        «                                                                             »                            

  1. Игры  и игровые  упражнения  на  развитие ВПФ  и  мелкой  моторики.
  1. Игра «Соедини  по  точкам» стр.                упр.
  2. Игра  «Четвертый  лишний»  стр.               упр.
  3. Игра «Лабиринт»                   стр.                упр.
  4. Игра «Заштрихуй», «                          ».  стр.                  упр.
  5. Игра «                       », «                      » стр.                упр.
  1. Итог  занятия
  1.    Повторение  звука, который  отрабатывался  на занятии;
  2.  Анализ  основных  положений  артикуляции  изучаемого  звука;
  3.    Заключительное  проговаривание.
  4.    Закрепление слов  по  теме «                                        ».  

     9. Оценка  работы  ребенка  проводится  с  положительной  психологической  направленностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия СБО

Конспект коррекционно-развивающего занятия СБО (социально-бытовое ориентирование) "Знакомьтесь - профессия повар" составлен для работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационно...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе

Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в д...

Конспект коррекционно- развивающего занятия "День ангела"

святочно духовно - нравственное  развлечение...

Конспект коррекционно- развивающего занятия "День ангела"

авторская разработка конспекта занятия...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

конспект коррекционно-развивающего занятия по ритмике во 2 классе коррекционной школы

конспект открытого занятия по ритмике в коррекционной школе, с элементами логоритмики, психогимнастики....

Конспект коррекционно-развивающего занятия (предметная область «Коррекционные курсы») "Космос. Космические помощники"

Конспект коррекционно-развивающего занятия(предметная область «Коррекционные курсы»)  Тема занятия для детей - Космос. Космические помощники.Методическая тема занятия - Сенсомото...