Помощь детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями .
статья по теме

Кочетова Любовь Михайловна

 

 
   В статье ставится проблема помощи детям с ограниченными    возможностями. Анализируются отличительные особенности психической
деятельности детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Раскрывается коррекционно - развивающее значение использования малых форм фольклора для развития умственно-отсталых детей. Представляется авторское понимание механизма эффективности использования фольклора в работе с детьми данной категории. Даны рекомендации по использованию фольклорных форм в образовательном и воспитательных процессах ( на занятиях и в повседневной жизни ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon so-1__kochetova.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Помощь детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

     «Каждый человек имеет право на  образование», - так записано в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Задача государства реализовать эти положения в жизни,обеспечив получение образования каждому в доступном ему объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу разных причин имеет выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

      В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям данной категории. Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. По данным Министерства Образования РФ 85% детей- воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского или коррекционно — педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи [ 1, стр. 4].

       Категория  детей с тяжелыми и множественными нарушениями многие годы считалась «не обучаемой», считалось, что образование таких              детей бессмысленно: неэффективно и бесполезно тратить деньги на их обучение, ведь они всё равно не смогут жить и трудиться самостоятельно, а  значит и не смогут  «приносить пользу обществу» [ 1, стр. 5 ].  

      Идея включения детей с такими тяжелыми нарушениями в систему государственного образования ещё достаточно нова. Включение в систему специального образования детей с тяжелыми нарушениями в развитии закрепило за ними право на получение образования, которое «приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» ( ст. 23, п. 3 Конвенции о правах ребенка,  ратифицированной РФ 15 сентября 1990 г.) Наша страна находится на начальном этапе развития формирования системы помощи для детей с серьёзными ограничениями функционирования. Человек с позиции гуманистических взглядов рассматривается не как инструмент производства материальных ценностей, а как самоценность, вне зависимости от его возможностей и недостатков [ 1, стр. 6 ].

       Дети со сложной структурой дефекта представляют собой большую группу детей с ограниченными возможностями. Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются грубые нарушения всех сторон психики : внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Внимание у таких детей всегда нарушено : оно недостаточно устойчиво. Воспитанники легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для различных игровых и бытовых заданий.

    С памятью у детей данной категории также проблемы. Они не в состоянии запомнить расположение картинок, названия реальных или изображенных на картинках предметов,тексты коротких стихотворений. Особенно у таких воспитанников нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем ему рассказывают. В младшем возрасте он практически не в состоянии объединить в группы игрушки, относящиеся, например к мебели, посуде и др., беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается под руку.

   Нарушение мышления у детей с ограниченными возможностями непосредственно сказывается на овладении речью. В младшем возрасте такой ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего, жесты и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Собственная речь у таких воспитанников отсутствует, либо появляется очень поздно. Дети,не умеющие говорить, обращаются ко взрослым жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определенный смысл. Они пользуются отдельными многозначными искаженными аналогами слов, часто звукоподражательными плана : машина, корабль, велосипед, поезд - «ту-ту», «би-би»; есть, пить, откусывать- «ам»; упасть, сесть, лечь - «па» [ 1, стр. 8 ].

    Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены.

       На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей данной категории. Работники образования в настоящее время относительно свободны в выборе образовательных программ : наряду с основными используют дополнительные. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. С повышенным вниманием к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.

      Наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных областях работы с умственно отсталыми детьми. Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека [ 2, стр. 3 ].

      Известно, что для плодотворного общения воспитателя и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений. Ценность  детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры — песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые жанры народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — звуковые, речевые, смысловые [ 2, стр. 5 ]. Простая рифма неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют воспитанника прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформулированы произвольные действия внимания, реакции на слова.

    Пестушки - от слова «пестовать» - в старину означало няньчить маленького ребенка, ухаживать за ним. В настоящее время чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать. Пестушки включают игровое взаимодействие с воспитанником, когда воспитатель выполняет движение за него.

                                  Ножками потопаем

                                  Топ -топ -топ-топ.

                                  Ручками похлопаем

                                  Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если воспитатель еще эмоционально пропевает слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца. У воспитанника устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. Последующие повторы помогут ребенку запомнить движения и выполнить их самостоятельно, так при помощи фольклора обучаем малышей.

      Ребенок никогда не забудет, как воспитатель качал его на ноге  и напевал :

                                 Поехали,поехали

                                 С орехами, с орехами !

                                 Поскакали, поскакали

                                 С калачами, с калачами !

                                 Вприпрыжку, вприскок,

                                 По кочкам, по кочкам,

                                 В ямку - бух ! [ 3, стр. 14 ].

 

Игры - потешки развивают речь малыша:

                                 - Ладушки — ладушки,

                                 - Где были?

                                 - У Аннушки.

                                 - Что ели?

                                 - Оладушки.

                                 - Где оладушки?

                                 - Съели...

                                 - Нет оладушек. [ 3, стр. 17 ].

Потешки помогают в режимных моментах: при подготовке к умыванию, ко сну. Одевая на прогулку, можно отвлечь ребенка словами :

                              Наша Маша маленька,

                              На ней шубка маленька...[ 2, стр. 20 ]

Если малыш плачет, можно рассказать :

                             Ты не плачь, не плачь, не плачь,

                             Я куплю тебе калач. [ 2, стр. 20 ]

Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, но они до сих пор не утратили своей актуальности. Под текст потешек воспитанники с удовольствием умываются, обедают, засыпают, собираются на прогулку. Жизнь детей становится интереснее и ярче. Из нее уходят скука, однообразие и монотонность.

      Частью игры с воспитанниками являются и считалки. Считалка в простейшей форме это счет. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним : « Аты- баты, шли солдаты.»

     Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят малыша ко сну, убаюкивают.

     Подвижные  игры — незаменимое  средство пополнения воспитанником знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, сноровки, ценных моральных качеств. В играх он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность («Салки с приседанием», «Прятки», «Хоровод»). Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнить те или иные движения, соблюдать игровые правила.

        М. Ю. Новицкая отмечает : « Разнообразна, пестра, многоцветна ткань художественного слова в детских играх. Ей присущи все поэтические особенности, характерные для детского устного творчества, унаследованные от плодоносящего древа могучей традиционной народной культуры. Это диалогичность, эмоциональные двойные обращения и звукоподражания ; четкий ритм, рифма, динамичность сюжетного действия, эффектная предметность изображения, простая и выразительная игровая атрибутика.» [ 4, стр. 4]

        В настоящее время дети с тяжелыми и множественными нарушениями так же, как и во все времена, ожидают от воспитателей, педагогов внимания, заботы, любви, выраженной не только в добром слове, но и в действиях. Они тянуться к воспитателю, виртуозно владеющему народным фольклором. Их завораживает напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете. При этом у воспитанников развиваются внимание, память, мышление и речь. А если они выполняют определенные движения, то дополнительно развивают координацию и ловкость.

        Важно не только любить воспитанника, но и уметь эмоционально ярко и красиво выразить свои чувства, и в этом воспитателям и педагогам помогает народное слово — непревзойденный «учитель» : вот почему всем специалистам, работающим с умственно отсталыми детьми, так важно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с воспитанниками, умело включать малые фольклорные формы в свою повседневную речь.

Литература.

  1. Яковлева  Н.Н. Использование Фольклора в развитии дошкольника. – С.-П., «Детство-Пресс», 2011
  2. Маллер  А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006
  3. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. М.,ТЦ Сфера, 2011
  4. Навицкая М.Ю. Народная детская поэзия ( прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) М.,АРКТИ, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Реферат.

Реферат по олигофренопедагогике. В нём даётся психолого-педагогическая характеристика обучающихся класса для детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью и  особенности организации коррек...

Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Игры на  стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...

тематическое планирование по сенсо-моторному развитию для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Зрительно-слуховая стимуляция №ТемаКоличество часов Первое  полугодие1 четверть - 27часов Обследование зрительного восприятия3  Обследование слухового восприя...

Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...

Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания

Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:1.     Психодиагностика.2.     Психологичес...

Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями"

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав чело...