конспект урока для 4 класса по развитию речи "Деревья: дуб, тополь"
методическая разработка по теме

Материал предназначен для учителей коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_razvitiyu_rechi.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деревья: дуб, тополь.»

Цели:

1. Познакомиться со строением дерева; с лиственными деревьями дубом и тополем, их значением для жизни человека; развивать словообразовательную функцию речи.

2. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; коррекция мышления.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: рисунки деревьев, карточки с названиями деревьев, рисунок дерева, карточки с названиями частей дерева, ветки дуба, жёлуди, листья тополя, дуба, тополиный пух.

Ход урока:

Оргмомент.

Работа класса.

Дыхательная гимнастика:

 вдох – выдох;

вдох – выдох порциями;

вдох – задержка дыхания – выдох.

Артикуляционная гимнастика. «Сказка о Веселом Язычке».

Проверка домашнего задания:

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- На какой улице расположена наша школа?

- Чье имя она носит?

- Если идти в школу по улице Советской, какие здания нам встречаются на пути? А что расположена по соседству с нашей школой?

4. Новая тема:

а) упражнения по развитию памяти. Демонстрируется ряд картинок (7-10) с изображениями деревьев, нужно запомнить, в каком порядке они стоят. За тем предлагается ученикам закрыть глаза. В этот момент учитель меняет картинки местами или убирает одну из них, спрашивает, что изменилось.

- Назовите растения по порядку.

б) лексические упражнения.

- Скажите ласково: береза – березонька, тополь – тополек, дуб, сосна, ель, груша, яблоня, ива, клен, липа, рябина.

5. Актуализация знаний. Работа по картине «Лес»:

- Как назовем эту картину? Почему?

- Что растет в лесу?

- Какие деревья вы знаете?

- Что общего у всех деревьев?

Демонстрируется рисунок дерева. Учитель предлагает расставить карточки с названиями частей дерева в той последовательности, в какой они расположены  у растения. Предварительно на доске проводиться линия мелом и учитель говорит, что это земля.

- Какие органы растения расположены под землей? (корень, корневище, корневая система)

- Что эти органы делают для растения? (корень – питание растения осуществляется с корня)

- Как называется стебель у дерева? (ствол – по нему питательные вещества и вода поднимаются вверх к листьям)

- Какие органы отходят от стебля? (ветви)

- Какие органы прикрепляются к веткам? (листья, цветок и плод семенами. Лист осуществляет дыхание растения. Из цветка образуется плод с сменами, из которых можно вырастить новое растение)

6. Изучение нового материала:

а) отгадайте загадку и тогда вы узнаете тему нашего урока.

Много рук, а нога одна.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший,-

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

б) сегодня мы с вами познакомимся с двумя лиственными деревьями. Это дуб и тополь.

- Вы знаете эти деревья? Покажите их на рисунке.

- Что вы знаете о дубе?

Со словом «дуб» связано представление о силе, красоте и мощи. Не случайно, древние люди называли его «красавцем». Дуб – самое могучее дерево, растущее у нас. Его мощный ствол, покрытый плотной, крепкой корой, держится на прочных корнях. Листья образуют крону. Древесина прочная, с красивым узором. Однако это дерево не только красиво. Его очень прочная древесина ценится во многих областях промышленности; из желудей изготавливают кофе; из коры – дубильные вещества, используемые в медицине (вяжущие вещества). В детстве этот великан очень беспомощный и капризный. Он не выносит ни мороза, ни ветра, ни ярких солнечных лучей. Поэтому прорасти и жить первые год – два он может только под защитой других деревьев или кустарников. Но зато потом он переживает все рядом растущие растения и остается на поляне один. Дуб живет в среднем 1000 лет. Чем больше вырастает дерево, тем выше качество древесины. Из древесины дуба наши предки возводили срубы колодцев, из древесины делали столы, полозья саней, бочонки. Сваи в реку тоже забивали дубовые, так как дуб не гнил в воде. Отвар коры дуба применяют внутрь при поносах, при отравлении грибами, при полоскании горла при ангине.

в) обобщающая беседа:

- Почему древние люди называли дуб красавцем?

- Где люди применяют древесину дуба?

- А как вы думаете, что означает слово «дубрава»? (это лес, где растут одни дубы.)

И так, подведем итог. Дуб – могучее дерево, у него прочное древесина, применяется в кораблестроении, медицине, при изготовлении мебели.  

III. Физкультминутка.

                                  На поляне  дуб зеленый

                     На поляне дуб зеленый,

                    Потянулся к небу кроной.

(Потягивание – руки вверх.)

                    Он на ветках среди леса

                   Щедро жёлуди развесил.

(Потягивание – руки в стороны.)

                   А внизу грибы растут,

                  Их так много нынче тут!

                  Не ленись и не стесняйся,

                  За грибами наклоняйся!

(Наклонение вперед.)

                   Вот лягушка поскакала,

                  Здесь воды ей, видно, мало.

                  И квакушка бодро скачет

                  Прямо к пруду, не иначе.

(Прыжки на месте.)

                  Ну, а мы пройдем немного.

                  Поднимаем выше ногу!

(Ходьба на месте.)

                  Походили, порезвились

                  И на травку опустились!

(Дети садятся за парты.)

Тополя – традиционные декоративные деревья. Сейчас, пожалуй, нет населенного пункта в зеленом наряде которого не было бы тополей.

Это крупные деревья высотой до сорока метров, с мелкими цветами, собранными в сережки, которые появляются до распускания листьев. Особенность тополя в том, что он, как губка, впитывает все отрицательное из окружающей среды. В городах он играет роль санитара, очищает воздух. Тополь имеет светлую кору, листья имеют треугольную форму, края которых зубчатые. Во время цветения тополя созревает плод в виде маленькой черной коробочки, которая окружена большим количеством пуха. Летом когда цветет тополь, по всюду летают тополиный пух. И многие ребята, поджигают его, не задумываясь о том, что от огня могут загореться и деревья. А это очень опасно. Древесина тополя используется при производстве бумаги и спичек, идет на изготовление ящиков.

IV. Итог урока. 

- Ребята, мы говорили с вами о деревьях. А как мы должны заботиться о них?

- Сегодня вы узнали, что в лесном царстве есть деревья. И все они нуждаются в нашей заботе и охране. О каких деревьях мы с вами говорили?

 V. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"

Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...

Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....

Конспект урока по письму и развитию речи (3 класс)

Тема: "Правописание слов со слогами жи-ши"...

План - конспект урока по технологии "История развития костюма" для 9 класса

На уроке по технологии "История развития костюма" учащиеся знакомятся с особенностями исторического костюма в разные периоды времени, выполняют практическую работу, которая способствует развитию творч...

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...