Проект «Игротерапия в процессе интеграции детей с нарушениями развития в интегрированной группе детского сада»
методическая разработка по теме

Лаврова Елена Владимировна

Данный проект раскрывает возможности использования игротерапии для детей с нарушениями в развитии в условиях интегрированной группы детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические карты

Фамилия, имя ребенка:                                                                   Дата рождения:

Карта №1 Гигиена тела (уход за собой)

Учебный год

Основные виды и навыки

Гигиена тела (уход за собой)

2009-2010

2010 - 2011

2011 - 2012

2012 - 2013

мытье рук;


мытье ног;


мытье лица;


вытирание полотенцем малых размеров;


полоскание

      зубов;


чистка зубов;


расчесывание волос;


использование носового платка;

Все действия выполняются взрослым – 4 балла        

Возможно совместное выполнение        -3 балла

Эпизодическое самостоятельное выполнение – 2 балла        

Регулярное самостоятельное выполнение – 1 балл

Карта №2 Пользование туалетом

Учебный год

Основные виды и навыки пользования туалетом

2009-2010

2010 - 2011

2011 - 2012

2012 - 2013

 умение проситься в туалет в знакомой обстановке, не знакомой обстановке;

умение сдерживать оправление нужды;

 снятие одежды перед оправлением нужды

отправление нужды в унитаз, горшок,

пользование туалетной бумагой;

смывание унитаза;

мытье рук после оправления нужды

             надевание одежды

Все действия выполняются взрослым - 4 балла        

Возможно совместное выполнение – 3 балла

Эпизодическое самостоятельное выполнение – 2 балла

Регулярное самостоятельное выполнение – 1 балл

Карта №3 Питание

Учебный год

Основные виды и навыки Питание

2009-2010

2010 - 2011

2011 - 2012

2012 - 2013

Питье из чашки кружки

Использование столовых приборов:

столовой ложки;

чайной ложки;

вилки;

Использование салфетки

Разворачивание несложных упаковок (на конфетах, печенье, шоколаде, т.п. )

Отвинчивание пробки (лимонад)

Насыпание, и размешивание сахара

Простейшая сервировка стола

Уборка со стола (уборка посуды, протирание влажной тряпочкой)

Карта №4 Одежда. Одевание и раздевание.

Учебный год

Основные виды и навыки Одежда. Одевание и раздевание.

2009-2010

2010 - 2011

2011 - 2012

2012 - 2013

Надевание и снятие отдельных предметов одежды:

носок;

колготок;

головных уборов;

варежек, перчаток;

трусов;

брюк;

маек;

платья (через голову);

рубашки;

пальто;

шубы;

заправка рубашки

Расстегивание и застегивание одежды на:

«липучках»;

пуговицах;

молниях;

кнопках;

крючках;

петлях;

Расшнуровывание и зашнуровывание элементов одежды

Завязывание и развязывание шарфа, пояса, платка косынки, банта, ленточек

Раздевание и одевание в определенном порядке

Складывание одежды

Развешивание одежды в шкафчик

Все действия выполняются взрослым – 4 балла        

Возможно совместное выполнение – 3 балла

Эпизодическое самостоятельное выполнение – 2 балла

Регулярное самостоятельное выполнение – 1 балл

Карта №5 Мытье рук

Учебный год

Основные виды и навыки

Мытье рук

2009-2010

2010 - 2011

2011 - 2012

2012 - 2013

Открытие кранов

Регулирование напора воды

Взятие мыла

Смачивание рук и мыла

Намыливание ладоней

Возращение мыла в мыльницу

Намыливание тыльной стороны кистей рук

Смывания мыла

Закрытие кранов

Все действия выполняются взрослым – 4 балла        

Возможно совместное выполнение – 3 балла

Эпизодическое самостоятельное выполнение -2 балла

Регулярное самостоятельное выполнение – 1 балл



Предварительный просмотр:

Адаптирующие игры в коррекционной работе

Источник: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.

Игра имеет большое значение для обучения и коррекции не только детей, но и вполне взрослых молодых людей с умственной отсталостью.
Предлагаемые нами игры можно условно разделить на несколько видов:

игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие);

игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений);

игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;

игры, направленные на развитие произвольного внимания и памяти;

игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).

Родителям, занимающимся со своим "особым ребенком" дома, следует прежде чем вводить традицию игровых семейных вечеров, поставить перед собой конкретную задачу. Спросите себя: чему в первую очередь мне необходимо научить моего ребенка? Например: пользоваться плитой, отвечать на телефонные звонки, самостоятельно одеваться, ходить за хлебом, вызывать врача, накрывать на стол, мыть посуду, выносить мусорное ведро и пр. Чтобы отработать эти навыки, необходимо "включить" все психические процессы ребенка: сенсорно-перцептивные, психомоторные, эмоционально-волевые, познавательные и другие.
Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социального ориентирования лиц с нарушением интеллекта. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что "герои" и объекты наших игр — обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, тарелки, прочая домашняя утварь и другие простые предметы, которые легко найти в доме или на улице.
Наблюдая за детьми с нарушением интеллекта, мы заметили, что привлекают их в большей мере простые игры-манипуляции. Именно их мы и предлагаем вашему вниманию.
Мы предлагаем вам и несколько сценариев групповых игр, которые могут быть рекомендованы при работе в разных центрах временного пребывания, реабилитации и коррекции, а также классах и группах "особый ребенок" в образовательных учреждениях. Все предлагаемые игры могут быть с успехом использованы и
для занятий с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Индивидуальные игры с пуговицами, спичками

"Пуговичный массаж".

Заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было побольше. А теперь совместно с ребенком:

опустите руки в коробку;

поводите ладонями по поверхности пуговиц;

захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите руки;

погрузите руки глубоко в "пуговичное море" и "поплавайте" в нем;

попробуйте перетирать пуговицы между ладонями;

наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку;

сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите "щепотку" пуговиц... отпустите;

берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;

те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней.

А теперь поставьте коробку на пол:

погрузите в коробку голые ступни;

совершайте ими круговые движения;

поглубже погрузите ступню в пуговицы, пошевелите пальцами ног;

попробуйте перебирать пуговицы пальцами ног;

попытайтесь перетирать пуговицы между ступнями;

захватите пуговицы пальцами ног, затем приподнимите и разожмите пальцы.

Комментарий. Благодаря такому массажу мы активизируем так называемый "мануальный интеллект", стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.

"Пуговичное ожерелье".

Выложите пуговицы на стол. Их должно быть достаточно много, различающихся как по форме, так и по цвету и размеру. Скажите ребенку: "Давай сделаем в подарок нашей бабушке белое (или любого другого цвета) ожерелье. Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи ее перед собой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их справа и слева от центральной. А теперь выбери две пуговицы еще меньше..." Таким образом, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для усложнения игры можно нанизывать пуговицы на нить или леску.
Комментарий. Игра позволяет закрепить знания цвета, формы, величины и понимание пространственных направлений. Кроме того, ребенок переживает в процессе этой игры радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему. Используя принцип игры "Пуговичное ожерелье" вы можете играть, экспериментируя с цветом, формой, величиной и пространственным расположением пуговиц.

"Пуговичное лото".

Возьмите две красочно иллюстрированные книги. Найдите самые красивые картинки. Одну книгу отдайте ребенку, другую возьмите себе. Разноцветные пуговицы пересыпьте в полотняный мешочек. Скажите ребенку: "Будем играть в лото. У каждого из нас есть картинка. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет и искать такой же цвет на своей картинке. Если ты находишь этот цвет на картинке, то получаешь пуговицу и кладешь ее на картинку — на то место, которое того же цвета, что и пуговица. Потом ты достаешь пуговицу, я называю ее цвет и ищу его на своей картинке. Если я правильно назвала и нашла этот цвет, ты мне даешь пуговицу, и я кладу ее на нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета своей картинки пуговицами".
Комментарий. Особенностью этой игры является то, что она содержит инструкцию и правила. В игре может быть победитель и проигравший. Таким образом мы начинаем формировать адекватное отношение к своей и чужой победе, учим переживать поражение. Так, через систему игр, мы переходим от "мануального" интеллекта к "социальному".

"Семейные истории".

Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, предостерегающих, мудрых или забавных, героями которых были мы сами и члены нашей семьи. Припишите их пуговицам. Так опыт и традиции вашей семьи перейдут к ребенку. Бессознательное ощущение своих "корней" создаст чувство уверенности и защищенности как у вас, так и у ваших сына или дочери.
Устройтесь удобно за столом, на ковре или на мягком диване. Включите приятную музыку. Достаньте коробку или шкатулку, в которой хранятся пуговицы. Вспомните, как не одно поколение женщин вашей семьи держали эту шкатулку в своих руках, складывая и перебирая пуговицы. Тихонько потрясите закрытую шкатулку с пуговицами над своим ухом и ухом ребенка, прислушиваясь к шепоту времени... Скажите: "В этой коробочке хранятся пуговицы, которые были на одежде — твоей, моей, бабушкиной, дедушкиной. Слышишь их разговор — они рассказывают друг другу и нам удивительные истории нашей семьи. Послушай, вот одна из них..."
Пример: "Есть в этой коробочке пуговичка с моего свадебного платья. Она маленькая, белая, блестящая, гладкая, прохладная. Давай найдем ее в коробке. Да, это она. Эта пуговица помнит нашу с папой свадьбу. Она помнит улыбки, пожелания счастья, много радости. Поэтому она приносит радость и счастье. Возьми ее в руку, сожми в кулаке, согрей ее. Чувствуешь, к тебе пришла радость? Теперь, если ты останешься дома один и тебе станет грустно, найди эту пуговичку, подержи в своих руках, и она придаст тебе силы. Пуговичка может дарить радость и другим. С кем бы ты хотел поделиться радостью? Скажи этому человеку что-нибудь хорошее".
Комментарий.Вы можете рассказывать истории о различных событиях, происходивших в вашей жизни, приписывая пуговицам чувство, окрашивающее данную историю. Таким образом вы создаете символы различных эмоциональных состояний, что способствует развитию коррекции эмоционально-волевого поведения вашего ребенка.

"Родословное дерево".

Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите вертикальную линию в центре листа. Представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и попросите ребенка выбрать пуговицу, принадлежащую маме, и пуговицу, принадлежащую папе. Положите "мамину" пуговицу слева от ствола дерева, "папину" — справа. Скажите: "У каждой семьи есть родовое дерево. Есть оно и у нас. Сейчас мы вместе его нарисуем. Нижние ветви дерева принадлежат старшему поколению: твоим бабушкам и дедушкам. Причем, как с маминой, так и с папиной стороны. У папы есть мама и папа, и у меня есть мама и папа. Мы называем опору семьи "старшим поколением". Найди четыре самые большие пуговицы и расположи их на нижних ветвях: моих родителей — слева, а папиных родителей — справа. У старшего поколения появились дети: у моих родителей — я, у папиных — папа. Мы с папой называемся "средним поколением". Возьми две пуговицы поменьше — это я и папа. Расположи наши пуговицы над бабушкиными и дедушкиными ветвями. У нас с папой родился ты (твоя сестра, брат). Это — "младшее поколение". Поэтому найди пуговицу(ы) еще меньше и расположи их на самых высоких ветвях. Правда, красиво? Но дерево не может жить без корней. Корни нашего дерева — родители твоих бабушек и дедушек. Их называют "прадедами". Вот тебе самая большая пуговица, положи ее в основание ствола, туда, откуда растут у дерева корни".
Комментарий.Эта игра не только позволяет закрепить понятия "больше—меньше", но и формирует уважительное отношение к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.

"Бабушкина пуговица".

Возьмите пуговицу, которая когда-то была на одежде вашей мамы. Дайте ребенку подержать ее в руках и скажите: "Эта пуговица была на кофте твоей бабушки. Давай с тобой подумаем, что она "видела".
Комментарий. Игра может носить и другое название, если вы решите выбрать пуговицу, принадлежавшую другим членам вашей семьи. Придумывая рассказы, вы можете познакомить ребенка с различными социальными ситуациями и научить его вести себя в них, опираясь на опыт кого-то из родственников.
"Знакомая незнакомка" (игра со спичками).

Пусть вас не пугает название. Конечно, мы все помним, что "спички — не игрушка", однако в умелых и ловких руках они становятся прекрасным тренажером ддя тонких движений пальцев рук, зрения, для концентрации внимания, развития кратковременной памяти и творческих способностей.
Для этой и других игр со спичками вам понадобятся ковер (одеяло), если вы собираетесь играть на полу; стол (если играть за столом); два коробка спичек. Удобно расположитесь с ребенком на полу или за столом. Включите приятную музыку. Из коробка возьмите три спички. Положите их на стол или ковер. Предложите ребенку взять одну спичку. Скажите: "Держи спичку в руках. Ощупай ее. Какая она? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Тонкая или толстая? Понюхай ее. Знаком тебе этот запах? Это запах серы, из которой сделана головка спички. Теперь ощупай головку спички. Рассмотри ее внимательно. Какого она цвета? Какой она формы? Видишь, какая интересная спичка! Как ты думаешь, из чего она сделана? Конечно, из дерева. Чувствуешь, спичка согрелась в твоих руках. Пока ты держал в руках спичку, твои руки ее запомнили. Пусть запомнят ее и твои глаза. Рассмотри ее внимательно, а потом положи свою спичку на стол (или на пол), рядом с другими. Я буду перемешивать спички, поэтому закрой глаза. А теперь найди свою спичку. Молодец!" При этом ребенок может ощупывать все спички, нюхать их, долго рассматривать. Заметьте, какое именно действие помогло ему отыскать спичку. Таким образом вы узнаете, что помогает вашему сыну (дочери) в процессе запоминания и узнавания (какой сенсорный канал доминирует: зрительный, тактильный или обонятельный). Если наше описание игры показалось вам сложным, не спешите отказываться от нее. Проиграйте ее сами со своим ребенком, давая ему образец поведения в этой ситуации.
Комментарий. Эта простая игра поможет развить навык концентрации внимания, произвольного запоминания, способность прислушиваться к своим ощущениям и дифференцировать их, она также способствует развитию мелкой моторики. Нельзя оставить без внимания и мыслительные операции, которые используются в процессе поиска своей спички.
К игре "Знакомая незнакомка" можно прибегать при обучении навыкам самообслуживания и социального ориентирования.

"Спичечный узор".

Возьмите три спички. Зажмите их в ладонях. Потрясите и бросьте на стол (или ковер). Вместе с ребенком рассмотрите образовавшуюся комбинацию. Скажите: "Посмотри, как красиво легли спички. Куда "смотрят" головки спичек? Запомни этот узор. Сможешь его повторить? Я тебе помогу. Давай возьмем три спички из коробка. Смотри на наш узор и постарайся его повторить. Молодец! А теперь давай поиграем так. Узор от нас спрятался под листом бумаги. Он хочет найти своего брата (или сестру). Давай ему поможем. Запомнил этот узор? Сделай такой же. Молодец!" Если ребенку сложно выполнять задания самостоятельно, помогайте ему, проговаривая каждое свое действие.
Комментарий.Эта игра помогает развивать произвольное внимание и память, мелкую моторику, пространственные представления и многое другое.

"Ожившие фигуры".

Высыпьте спички из коробка на стол, разложите их. Скажите ребенку: "Давай нарисуем из спичек дом (складываем из спичек дом), а рядом с домом что?.. Дерево. А потом?.. Дорожку... Куда? К речке. Смотри, какая интересная картина у нас с тобой получилась! А теперь попробуй сам нарисовать что-нибудь из спичек. Молодец!"
"Давай с тобой подумаем, кто живет в этом доме? Да, бабушка! Мы сделаем ее из спичек. А кто еще?.."
В этой игре вам помогут ваши воображение и изобретательность. Далее можно попытаться создавать и объемные фигуры и здания.
Комментарий.На этих незамысловатых играх учатся актеры, совершенствуя наблюдательность, воображение, внимание, память и чувствительность, что помогает нам ориентироваться в окружающем мире и гибко приспосабливаться к его изменяющимся условиям.
Групповые игры с бытовыми предметами
"Обыкновенное чудо". Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, который вы легко найдете на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь. В игре могут принимать участие два, три, четыре и более человек. Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее, так, чтобы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру.

Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Скажите участникам игры: "У меня в руке камень. Он тяжелый (движение вашей руки вверх и вниз имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответствовать тем ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу". С этими словами вы передаете камень игроку, сидящему слева от вас. Спросите его: "Что ты ощущаешь? Какой камень на вес? (Сопровождайте свой вопрос движениями рук, имитирующими взвешивание.) Правда, тяжелый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень.) Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, предложите ему для сравнения похожий камень, который не побывал еще ни в чьих руках.) Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой то же самое — совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу". (Естественно, этот текст вы можете адаптировать к ситуации, учитывая речевые возможности игрока, если же ваш подопечный не говорит — предоставьте ему возможность согревать в руках камень, пока вы сами произносите этот текст за него, ведь самое главное — прожить этот процесс, приобретая опыт "сотворения чуда"!) Затем камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к вам. Вы говорите игрокам: "Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает тепло наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!"
Комментарий. Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа. Помимо этого очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо, преображая окружающий мир.

"Камень и веревка".

В этой игре могут участвовать несколько игроков. Для игры вам понадобятся камень и обыкновенная бельевая веревка. Игроки и ведущий размещаются удобно на ковре или рассаживаются на стульях по кругу. Ведущий показывает игрокам камень и спрашивает: "Что у меня в руках?" Дает каждому игроку подержать камень в руках, акцентируя внимание не только на его весе, форме, виде поверхности, но и на твердости. "Камень очень твердый, — говорит ведущий, — сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я!"
Ведущий с силой сжимает кулаки и предлагает игрокам ощупать свои руки, чтобы они смогли почувствовать напряжение и твердость рук. "А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!" Он обходит всех участников игры, проверяет напряжение их рук, хвалит удачно выполнивших задание, еще раз показывает это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добиться, чтобы все участники (по мере возможности) успешно выполнили это задание. "Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! А теперь посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите, сверните, сожмите... Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!" Ведущий расслабляет свои руки так, чтобы они напоминали плети, были мягкими, гибкими, податливыми. Позволяет каждому игроку ощупатьсвои руки, покачать их, "поиграть с ними". "А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревками". (Ведущий обходит всех участников игры, проверяет выполнение задания.) Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку! (Ведущий может в виде помощи показывать игрокам то камень, то веревку.) Итак, слушайте команду:

Камень!

Веревка!

Камень!

Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрягать так, чтобы тело стало "каменным". Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы! Слушайте команду:

Веревка!

Камень!

Веревка!

Молодцы!

Комментарий.Игра содержит элементы изотонической гимнастики, что позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела. Тем самым она способствует снятию чрезмерного напряжения и учит основам самоконтроля и саморегуляции.

"Волшебные руки".

В игре принимают участие несколько игроков (от двух до пяти). Один из игроков будет изображать камень. Он встанет (сядет, ляжет — как это будет ему удобно), напряжет мышцы своего тела и застынет. (При затруднении — ведущий показывает это действие.) Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот "камню", постараются передать ему свое тепло (см. игру "Обыкновенное чудо").
Ведущий говорит игрокам:
— Положите свои руки на "камень", говорите вместе со мной: "Дарю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего
сердца, мою любовь и преданность!" (Действие с приговором повторяйте несколько раз.)
— Что вы чувствуете? Что происходит с вашими руками? Что происходит с "камнем"? (Ведущий помогает игрокам выразить свои ощущения словами.)
Ведущий может предложить и образец высказывания. Например: "Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками "камень", я его согреваю..."
Очень важно, чтобы каждый участник этой игры побывал в роли камня, чтобы каждый почувствовал тепло добрых человеческих рук. После проведения игры обсудите, что ощущали и чувствовали игроки, когда были в роли камня и когда согревали его. Что им понравилось больше, отдавать или принимать человеческое тепло?
Комментарий. Наряду с развитием ощущений и эмоционально-волевой сферы формируются и навыки позитивного общения, основанные на принятии как себя, так и другого человека.

"Чудесные пироги".

В игре принимает участие четное количество человек (4—8). Необходимо приготовить большой ковер или несколько маленьких ковриков. Включите магнитофон. Пусть звучит легкая, нежная, приятная музыка. Игра начинается в парах. Пары размещаются так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, не мешая другим парам. Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто-то будет пирогом, а кто-то — поваром. Роли распределены, будущий "пирог" лежит на ковре (наживоте), а "повар", стоя на коленях, склоняется над "пирогом". Игра начинается!
Ведущий говорит игрокам: "Для того чтобы испечь пирог, нам нужна... мука. Вот она перед вами (указывает на игроков, лежащих на полу). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать! (Ведущий кладет свои ладони на спину одного из лежащих на полу игроков и слегка давящими и покачивающими движениями создает незначительную вибрацию в теле игрока.) Повторяйте за мной! (При необходимости ведущий оказывает помощь тем "поварам", которые не могут самостоятельно справиться с заданием.) Помните о том, дорогие мои "повара", что только в мягких, нежных и добрых руках получаются чудеса. Молодцы! Мука просеяна. Что мы будем делать дальше?" А теперь вспомните какой-либо из рецептов приготовления торта, пирога, плюшек, сырников... И приступайте к его воплощению, имитируя весь технологический процесс на теле игрока, вызвавшегося быть "пирогом".
Игра заканчивается воображаемым чаепитием.
Данную игру необходимо проигрывать несколько раз, чтобы каждый игрок побывал и в роли повара, и в роли пирога. Затем игру можно несколько изменить, например: "пирогом" будет один участник, а "поварами" все остальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это сделать? А это уже вам подскажет ваша фантазия или же коллективный творческий поиск.
Комментарий. Игра знакомит с процессом приготовления выпечных изделий и активизирует навыки, приобретенные на занятиях по социализации, а также учит позитивному взаимодействию, усвоению законов ненасильственной коммуникации.

"Пять пальцев".

В игре принимают участие несколько человек (от 3 до 6). Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с приятной музыкой.
Скажите игрокам: "Есть такое выражение — знать, как свои пять пальцев! Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес. А хорошо ли на самом деле мы знаем свои пять пальцев?! Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую ладонь. Рассмотрите линии, которые есть на ней. Найдите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! А теперь — то же самое, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией исследуйте свою руку. Обратите внимание на то, как и где пересекаются линии на ваших ладонях. Пройдитесь пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами. Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки... Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. А теперь — сможете ли вы найти их с закрытыми глазами? Отлично! Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их "имена"? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длинный? (И так далее.) Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите карандашом свою правую руку. У вас на листе получится контур вашей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы правы, нет индивидуальных особенностей наших ладоней: линий и их пересечений, мозолей и царапинок... Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Возможно, кто-нибудь из игроков сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо будет срисовать со своей руки, а кому-то потребуется и помощь ведущего. Если участник игры не может держать в руке карандаш, то рисовать можно и на песке.)
Нарисовалц? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом — вашей ладонью! Похоже? Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь! (Рассмотрите полученные рисунки. Подчеркивайте при этом не качество выполненной работы, а индивидуальность каждой руки.) Что вы узнали о себе и своей руке интересного и нового, на что раньше не обращали внимание?"
Итак, у ведущего в руках оказались рисунки-портреты ладоней игроков. Что же делать дальше? Можно устроить выставку этих рисунков под названием "МИР НА НАШИХ ЛАДОНЯХ". Можно отправиться на поиски "СТРАНЫ СОКРОВИЩ", карта которой начертана линиями руки. (Каждый участник игры должен найти свой рисунок руки среди нескольких и доказать, что он не ошибся, сверив выбранный рисунок со своей ладонью.) Подумайте вместе с игроками, почему "СТРАНА СОКРОВИЩ" имеет форму руки? Какие сокровища можно найти в этой стране?
Комментарий.Особенностью этой игры является привлечение внимания игрока к себе, к своим индивидуальным качествам. Игра учит принятию себя, своих способностей и возможностей.
Важно, чтобы игра не утомляла игроков, а была для них интересна и увлекательна. Пробудить интерес к игре, а в данном случае и к самому себе, игроку не удастся без вашей помощи.

"Рука друга".

В игре принимает участие четное количество игроков. Разместитесь за столом, на диване, на ковре (кому как удобно). Пусть звучит приятная музыка. Распределите игроков по парам. Может быть, кто-то желает выбрать партнера сам? Скажите игрокам: "Мы уже знаем, как много чудес и сокровищ таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по РУКЕ ДРУГА! И в этом путешествии каждого из нас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке". Свою речь ведущий непременно сопровождает действием. Показывает на своей руке одному из игроков те линии и их пересечения, бугорки и впадинки, о которых идет речь. Тем самым ведущий дает образец позитивного взаимодействия с партнером,
Игра начинается. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости он оказывает играющим помощь. Вербализует, комментирует действия игроков, или совместно с парой исследует руку одного из партнеров... Когда игра закончится, обсудите ее. • Что ты чувствовал, когда вел партнера по своей руке? О чем хотел рассказать, что показать, а что скрыть, спрятать? Приятны тебе были прикосновения партнера, или нет?
• Что чувствовал ты, когда путешествовал по руке партнера? Что нового узнал? Приятны ли тебе были
прикосновения к его руке? Расскажи об этом!
Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях как хозяина страны, так и путешественника.
Комментарий. "Познай себя и неустанно познавай другого", — гласит народная мудрость. Внимание к другому, понимание его, принятие — вот "золотой ключик", открывающий волшебные двери в миры ближних. На поиски такого ключика и нацеливает всех нас эта игра.
Очень важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Как это сделать?
Если ваши игроки могут говорить, то побеседуйте с ними, обсуждая такие вопросы:

Понравилась ли тебе игра?

Что ты чувствовал, когда участвовал в ней?

Для помощи вашим воспитанникам заранее заготовьте карточки, на которых будут написаны опорные фразы. Карточки красного цвета будут соответствовать позитивным эмоциям и чувствам, а черного — негативным. Например: "Мне было приятно. Это было здорово! Мне понравилось держать в руках теплый камень и греть его. Это было весело. Это что-то новенькое. Хорошо!" Или: "Мне было неприятно. Это просто ужасно — держать в руках камень! Мне не понравилась эта игра. Я ничего не понял(а)". Предложите выбрать ту карточку, надпись на которой соответствует пережитым ощущениям. При затруднении прочитайте надписи сами, перебирая карточки. Попросите участников повторять за вами ту фразу, которая им понравилась. Обсудите ее.
Если же участники игры не говорят, то можно предложить им выбрать одну из предложенных цветных полосочек красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и черного цветов. Скажите игрокам: "Возьми ту полосочку, цвет которой нравится больше всего". Выбранный участником игры цвет соответствует его настроению и состоянию на данный момент и отражает те чувства, которые игрок испытал во время игры. Мягко проинтерпретируйте полученные результаты: красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета — позитивные чувства; а черный, коричневый, серый — негативные. (Если вам необходимо провести более детальное обследование, обратитесь к тесту Макса Люшера.)
Другой способ обсуждения игры — тестирование поверхностями. Приготовьте картонные квадраты размером 20x20 см. Наклейте на них: манную крупу, дробленый горох, гречку, вату, поролон, бархатную и наждачную бумагу, различные виды тканей, елочный дождик, веревки в различных переплетениях и пр. Таким образом у вас получится целый набор различных поверхностей. Разложите их перед участниками игры.
Скажите: "Познакомьтесь с поверхностями. Подержите квадратики в руках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выберите поверхность, которая вам понравилась".
Понаблюдайте за своими подопечными. Обратите внимание на то, как они исследуют предложенный материал, как взаимодействуют друг с другом, какую поверхность выбирают. Постарайтесь проанализировать результаты, опираясь на предыдущие наблюдения за воспитанниками, знание их интересов и наклонностей. Допустим, игрок выбирает шершавую на ощупь и невзрачную на вид карточку. О чем это может вам говорить? Или же он берет в руки карточку, бархатистую на ощупь и яркую, красочную на вид. Что это может означать?
Если же и этот вид деятельности почему-либо невозможен, то можно "обсуждать" игру с помощью мешочков или подушечек, сшитых из одного материала и одинакового размера. Однако заполнять их вы должны будете различным материалом. Чем же можно заполнить подушечки или мешочки? Мукой и крахмалом, горохом и фасолью, орехами и шишками, ватой и гайками, фольгой и газетой... Взаимодействуя с предложенным материалом, участники игры не только обогащают свой чувственный опыт, но и начинают познавать себя, свое состояние "здесь и сейчас".

Об АВТОРАХ
Грабенко Татьяна Михайловна — сурдопедагог, дефектолог, логопед, игротерапевт. Преподаватель Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, лауреат Премии мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства. Ведущий сотрудник Института сказкотерапии.
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна — доктор психологии, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия", преподаватель Института специальной педагогики и психологии, ректор Института.



Предварительный просмотр:

Название проекта:

«Игротерапия в процессе интеграции детей с нарушениями развития

в интегрированной группе детского сада»

Цель:

- Интеграция детей с нарушениями развития в группу обычных сверстников, социальная адаптация и абилитация детей  в интегрированной группе средствами игротерапии.

- Продемонстрировать возможности детей с особыми образовательными потребностями и перспективы их включения в общество через распространение нашего опыта.

Основные задачи:

1. Формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных возможностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

     2. Создание условий для проведения комплексной педагогической  и  социально-психологической реабилитации детей с нарушениями развития.

     3. Преобразование предметно – развивающей среды в интегрированной группе.

     4. Создание благоприятного психологического климата в сообществе семей здоровых детей и детей с проблемами развития.

     5. Пропаганда интегративного движения в микрорайоне, городе (публикация статей, методических рекомендаций, проведение совместных мероприятий).

Новизна проекта:

Принципиальная новизна проекта заключается в развитии вариативной формы организации дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями – интегрированной группы в детском саду, пропаганде интегративного движения в обществе.

География реализации проекта:

Проект реализуется в рамках дошкольного учреждения.

Сроки выполнения проекта:

Сентябрь 2012 г.- май 2013 года.

Концепция интегрированой группы детского сада:

В настоящее время задача интеграции детей с особенностями развития в социум – приоритетная  задача всей системы образования, так как ее решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры.

        Дети с недостатками развития, также как и нормально развивающиеся их сверстники, должны иметь право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Актуальность:

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения - это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития.

Интеграция - это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Существующий социальный заказ находит воплощение в различных моделях отечественного образования.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем коррекционной педагогики является интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии (совместно с нормально развивающимися детьми). Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой – поиском оптимальных условий социализации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями. В последние годы в Чувашии, как и по всей России, увеличилось число детей-инвалидов, их количество в республике превысило 600 тыс. человек. Ведущими причинами инвалидности являются соматическая патология, психические расстройства, болезни нервной системы, врожденные аномалии.

Совместное дошкольное воспитание является важнейшим вкладом для последующей интеграции детей с ограниченными возможностями в общество. Шансы для успешной интеграции значительно возрастают, так как для детского общения типичны наиболее простые формы взаимоотношений, в детском саду не возникает чувство предубеждения по отношению к нетипичному ребенку. При этом необходимо отметить, что использование интегративных форм на уровне детского сада должно осуществляться с соблюдением определенных требований. В частности, в дошкольном учреждении тщательно продумывается соответствующее оснащение помещений, оснащение игрового пространства (т.к. для дошкольников игра является ведущим видом деятельности), а также обеспечение профессионального консультирования и подготовки всех участников интеграционного процесса, осуществляется повышение квалификации воспитателей, делается особый упор на терапевтические и оздоровительно-педагогические аспекты.

Принципы игротерапии:

Стимуляция и поддержка игровой деятельности.

Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка.

Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком.

Признавая добровольность главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности.

Желательно придерживаться ролей организатора игровой среды, демонстратора, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо - генератора идей.

Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку.

Малыш может выбирать "глупую", "примитивную" с точки зрения взрослого игру. Но это выбор ребенка, на который он имеет право. Ребенок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. В этой ситуации взрослый должен постараться поддержать эту игру, стать ее участником, только после установления партнерских отношений показать возможности ее модификации (если игра действительно слишком бедна и монотонна).

Необходимо быть чрезвычайно чувствительным к сигналам ребенка, показывающим его отношение к игре и игрушкам. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры. Не менее опасно для развития ребенка безразличие к его игре.

Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка.

Каждый ребенок рождается со своими задатками. Генетические причины, заболевания и среда определяют направление его индивидуального развития. Особенности темперамента малыша, сильные и слабые стороны психики проявляются постепенно в процессе его взаимодействия с окружением. Умение замечать и осознавать характерные черты поведения ребенка может помочь взрослым удержаться от непроизвольного и формального подталкивания его к неинтересным играм (в силу их сложности и малой привлекательности).

Мнение специалиста может оказаться полезным на этапе оценки функциональной компетентности ребенка и первичного подбора необходимых игрушек. После этого желательно проведение игрового эксперимента, во время которого может быть получена важная информация об игровых потребностях ребенка, его игровом стиле, игровых навыках и игровых стереотипах родителей. На основе полученной информации возможно проектирование адекватной игровой деятельности и разумного выбора игрушек.

Оптимальная организация игровой среды.

Необходимость оборудования игровой среды для ребенка кажется очевидной. Невозможно придумать универсальную оптимальную среду для ребенка с особенностями развития. Оборудование игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда должна быть организована, так что бы облегчить приспособление к ней ребенка и приучить его к порядку.

Принципы функционирования интегрированной группы:

Принцип компетентности.

      Вся работа с ребёнком должна проводиться профессионально грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуществляют специальные педагоги и психолог. Развитие и коррекцию речи проводят логопеды.

Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

Принцип взаимодействия с родителями.

      Родители являются полноправными участниками абилитационного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое медицинское, психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в дошкольном учреждении.

      Дефектолог систематически беседует с родителями о результатах диагностики и наблюдений, даёт рекомендации по вопросам семейных взаимоотношений.

Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.

Принцип ежедневного учёта психофизического состояния при определении объёма и характера проводимых с детьми мероприятий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены колебаниям в эмоциональном состоянии, работоспособности и внимания.

        Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечебными мероприятиями, проведение которых требует значительного количества времени и сил ребёнка и оказывает определённое влияние на психофизическое состояние ребёнка.

Принцип сочетания работы по развитию  нарушенных функций и формированию  приёмов их компенсации.

Гибкость режима работы.

Продуманность и систематизированность игрового оснащения группы.

Выявление ребенка с проблемами в развитии

Виды развивающей деятельности детей в интегрированной группе:

Формирование умения сотрудничать в социуме.

Развитие разных видов восприятия, целенаправленной деятельности, памяти, мышления.

Формирование игровой деятельности.

Развитие речевых функций.

Ознакомление с окружающим миром.

Формирование элементарных математических представлений.

Обучение навыкам изобразительной и конструктивной деятельности.

Музыкально-ритмическая деятельность.

Развитие двигательных навыков.

Художественное творчество.

Режим работы интегрированной группы: с 7.30 до 17.30.

Количество детей в интегрированной группе –

12 нормально развивающихся детей и 5 детей с нарушениями развития.

Посещение интегрированной группы для детей с инвалидностью – бесплатно.

Объемы и источники финансирования:

мероприятие

примерная стоимость

финансирование

приобретение развивающих игр для детей


3000 рублей

бюджетное финансирование

заказ стендов для наглядной информации


5000 рублей


спонсорская помощь

создание фоно - видеотеки


500 рублей

помощь попечительского совета

художественные и обучающие книги для детей


3000 рублей

бюджетное финансирование

приобретение мультимедийного оборудования

50000 рублей

бюджетное финансирование

приобретение канцтоваров

2000 рублей

бюджетное финансирование

Выезд Деда Мороза на дом к детям с нарушениями развития


1000 рублей

помощь попечительского совета

Призы и подарки для детей на праздничных мероприятиях


3000рублей


спонсорская помощь

Смета расходов на реализацию проекта:

Направляются средства

Источники финансирования

Сумма

1.



2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.

12.

13.


14.


15.

16.

17.

18.

оборудование для развития общих движений (фитболы, тренажеры, массажеры);

игрушки для развития движений рук и ручных навыков;

игрушки для развития тактильного восприятия;

игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

игрушки для развития слухового восприятия;

игрушки для развития невербального мышления;

игрушки для развития речи, языка и вербального мышления,

игрушки для социально-эмоционального развития;

оборудование и игрушки для игр с водой;

игрушки для игры с сыпучими материалами;

оборудование для сенсорного развития;

музыкальные игрушки и книжки;

детская мебель для сюжетно – ролевых игр;

театральные игрушки для кукольного и других видов театра;

дидактическая кукла

игрушки для сюжетно – ролевых игр

игрушки для конструктивных игр

напольное покрытие

Получение гранта



Получение гранта


Получение гранта


Получение гранта


Получение гранта


Получение гранта


Получение гранта


Получение гранта


Получение гранта


Получение гранта


Получение гранта

Получение гранта

Получение гранта


Получение гранта


Получение гранта

Получение гранта

Получение гранта

Получение гранта

3000



3000


2000


4000


1500


3000


3000


2000


2500


2000


5000

3000

10000


4000


1000

5000

4000

2000

Содержание проекта:

1. Обоснование:

Для любого ребенка игра является одним из важнейших средств социализации и познания окружающего мира. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными видами инвалидности роль игровой деятельности значительно возрастает, выступая при этом эффективным методом обучения и установления контактов со своими сверстниками. Игры интегративного характера позволяют не только разрушить барьер между детьми, но и создают возможность здоровым почувствовать, пережить, в каком мире и с какими проблемами сталкиваются их сверстники с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, зрения или слуха.

Отсюда актуальность проблемы:

        Увеличивающееся число детей, рождающихся с проблемами здоровья и развития, которым необходимо предоставить равные стартовые возможности при получении образования.

Интеграция детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения для обеспечения целостного развития детей.

2. Имеющиеся ресурсы:

тренажерный уголок, оснащенный велотренажером,

батутом,

мягкими модулями,

сухой бассейн,

уголок (мини – кабинет) дефектолога,

музыкальный (совместно с физкультурным) зал,

мультимедийное оборудование,

чувашская изба (мини – музей),

 игровое оборудование,

наличие пособий, дидактического материала

3.Промежуточные и конечные результаты реализации проекта:

Промежуточные результаты проекта:

I этап:

-повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ;

-овладение навыками проектной деятельности;

-повышение интереса к проблеме;

- расширение    знаний родителей о вопросах интеграции, применении игротерапии как средства коррекционной работы с детьми.

II этап:

-включение родителей воспитанников в процесс интеграции детей как равноправных партнеров;

- развитие игровой деятельности у детей;

- активизация психических и познавательных процессов;

-воспитание  чувства толерантности у детей и взрослых;

- повышение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интеграции методами игротерапии.

III этап:

- внедрение в образовательно -  коррекционный процесс опыта работы;

- пропаганда интегративного движения в микрорайоне, городе.

Конечный результат проекта: 

-Успешная реализация процесса интеграции детей с нарушениями развития в сообщество сверстников средствами игротерапии.

-Преобразование развивающей среды интегрированной группы ДОУ, насыщение ее современными развивающими играми и пособиями, оборудованием.

-Ознакомление общественности с опытом работы интегрированной группы детского сада.

Схема управления проектом.

 

План мероприятий по реализации проекта:


п/п

Этапы

 реализациипроекта

Сроки проведения

Программа действий

Исполнители:


1.


Организацион-

ный


Сентябрь 2012 г.

- Изучение научно-методической литературы по проблеме.


- Анализ предметно - развивающей среды в группе.

 - Анкетирование родителей.

- Оформление наглядной информации (стендов) для родителей.

- Разработка документации:

Утверждение перспективного плана работы с детьми по игротерапии, плана совместных мероприятий.



Учитель - дефектолог,

воспитатели интегрированной группы,

музыкальный руководитель


2.


Коррекционно-технологический


Октябрь 2012 – апрель 2013 г.г.

-Реализация рабочих программ педагогов, плана мероприятий по интеграции детей в сообщество сверстников.

- Приобретение и преобразование предметно – развивающей среды интегрированной группы – насыщение ее развивающими играми и игрушками, создание игровых уголков, центров;

- формирование фонда разнообразных игр, игрушек и оборудования по разделам:

 оборудование для развития общих движений;

 игрушки для развития движений рук и ручных навыков;

 игрушки для развития тактильного восприятия;

 игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

 игрушки для развития слухового восприятия;

 игрушки для развития невербального мышления;

 игрушки для развития речи, языка и вербального мышления,

 игрушки для социально-эмоционального развития;

 игрушки для игры с водой;

 игрушки для игры с сыпучими материалами;

 музыкальные игрушки;


- Мониторинг промежуточных результатов.

-  Проведение игротерапии с детьми в образовательной, коррекционной работе.

-Разработка материалов к семинару «От интеграции к инклюзии».

- Проведение совместных спортивных и праздничных мероприятий (дети с нарушениями развития и обычные сверстники).

- Разработка картотеки «терапевтических» игр.

- Функционирование библиотеки для родителей (выдача методических пособий на дом).

- Организация тренингов для родителей нормально развивающихся детей и детей с нарушениями развития.


- Организация совместных родительско – детских семинаров.




Учитель - дефектолог,

воспитатели интегрированной группы

















Учитель - дефектолог,

воспитатели интегрированной группы









Заведующий,

дефектолог


музыкальный руководитель,

учитель –дефектолог,

воспитатели интегрированной группы




психолог





воспитатели интегрированной группы


3.


Заключительный


май 2013 г.

-Итоговый мониторинг

-Презентация полученных результатов с обобщённым опытом в СМИ

-Обобщение и распространение педагогического опыта (статья в средствах массовой информации города, день открытых дверей,

педагогические чтения, дни открытых дверей, информация на сайте ДОУ).

 



Заведующий, учитель -

дефектолог

Ожидаемые результаты:

В модели интегрированной группы детского сада используется опыт отечественной и зарубежной лечебной педагогики, возрастной психологии. Регулярное наблюдение за состоянием детей позволит оценить эффективность интегративного подхода, обозначить перспективу дальнейшего развития личности и адаптации в социуме ребенка с проблемами. Первые результаты нашей работы в этом направлении обнадеживают. У семьи ребенка с проблемами появилась возможность получения активной профессиональной поддержки. Многие из родителей избавились от депрессивных состояний, разделив груз забот о больном ребенке со специалистами. Атмосфера доверия в стенах детского сада способствует наращиванию личностного, познавательного и социального потенциала детей.

Наши дети, получив коррекционную помощь в интегрированной группе детского сада имеют возможность учиться в обычных массовых школах города по индивидуальной программе, а дети со сложными нарушениями развития - на надомном обучении или в школе – интернате, в коррекционных школах. Мы уверены, что интеграция детей с нарушениями  развития в сообщество обычных детей позволяет продемонстрировать истинные возможности детей с нарушениями развития, привлечет внимание широкой общественности к вопросам интегративного воспитания и образования.

Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:

преимущества социального характера: 

развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера 

исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера: 

подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

преимущества педагогического характера: 

рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)

активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Дети учатся воспринимать «особых» сверстников как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Устойчивость проекта:

Данный проект позволит эффективнее осуществлять формирование жизненно значимого опыта в игровой деятельности и целенаправленно развивать у детей когнитивные, речевые, моторные, социальные возможности, создание условий для проведения комплексной педагогической  и  социально-психологической реабилитации детей с нарушениями развития.

После окончания финансирования проекта мы планируем  в дальнейшем использовать игротерапию в коррекционно – развивающей работе с детьми, создать консультационный пункт на базе интегрированной группы для детей микрорайона, продолжать реализовывать процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в сообщество своих сверстников, тем самым внося свой вклад в гуманизацию нашего общества.

Врачи поликлиники выявляют детей с проблемами в развитии и направляют их в интегрированную группу детского сада

Родители детей с нарушениями в развитии обращаются в ДОУ, ПМПК  по собственной инициативе

интегрированная группа

Сотрудники ДОУ выявляют детей с проблемами в развитии и рекомендуют посещение интегрир. группы

Специалисты городской ПМПК направляют в ДОУ детей с нарушениями развития

методы и приемы интеграции

детей

включение детей в воспитательно-образовательный процесс групп

участие детей в праздниках, конкурсах, развлечениях и т. д.

игры-тренинги со здоровыми детьми

Совместные родительско-детские семинары

Библиотека для

родителей

Основные направления работы с

родителями

Наглядная информация (стенды,

фотостенд)

Тренинги

Консультации

I этап – Организационный

Цель: Анализ предметно-развивающей среды. Разработка документации, плана мероприятий.

Сроки: сентябрь 2012ода

Разработка планов

Проведение анализа

II этап – коррекционно-технологический

Цель: Преобразование предметно-развивающей среды интегрированной группы. Проведение игротерапии в процессе интеграции детей с нарушениями развития.

Сроки: октябрь 2012 года – апрель 2013 года.

Деятельность в соответствии с планом работы

Промежуточная диагностика

III этап – заключительный

Цель: подведение итогов, обобщение накопленного опыта, практическая помощь родителям.

Сроки: май 2013 года.

Анализ

Обобщение опыта работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по СБО в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения

Занятие с детьми, имеющими нарушения жрения, направленное на закрепление лексической темы "Животные жарких стран". В занятии использовано пособие ЮНЕСКО - иллюстрированные книжки для слепых детей. Зан...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности сопровождения детей с нарушениями развития в группе продлённого дня".

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях  школы для детей с ОВЗ должно быть направлено на создание оптимальных психолого-педа...

МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

В статье представлен метод комплексной сказкотерапии, используемый в рамках логопедической работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы детского сада компенсирующего вида. Данн...

Интегрированное развлечение в средней группе детского сада «В гости к Матушке Гусыне»

Интегрированное развлечение (английский язык + физкультура) закрепляет представления детей о русском фольклоре и английских народных песенках («Сказки Матушки Гусыни»), позволяет дать им с...

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе детского сада посредством речевых игр"

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе детского сада посредством речевых игр"...