Звук и буква "Р"
план-конспект урока по теме

Логопедическое занятие. 

Тема. Звук и буква "Р"

Обобщающий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zvuk_r_kursy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква р »

Цели занятия.

1.Образовательная:

Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь

антонимов, активизация словарного запаса.

 2.Коррекционные:

развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;

развитие фонематических процессов;

развитие и совершенствование связной речи;

обогащение словаря;

развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

  3. Воспитательная:

воспитание любви к русской речи;

привитие любви к природе и животному миру.

  Оборудование:

           Рисунки зверей и птиц (крокодил, кенгуру, жираф, зебра,

           тигр, верблюд, сорока и др. ), гор, замка, озера, фруктовых де-

           ревьев, цветов (ромашки, астры, розы, георгины); игрушки

           (Буратино, Петрушка, крокодил Гена, Чебурашка, Дракон);

           символ звука «р»; замки звуков,Черный замок.

I. Организационный момент.

Логопед

         Велико значение языка в жизни человека. Русский язык, на котором мы говорим,

         красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира.Ребята,

         вы знаете А.С.Пушкина?

         Какие стихи, сказки вы знаете?

         Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал русский язык А.С.Пуш-

          кин

         А чтобы овладеть русским языком, надо научиться правильно говорить, все зву-

         ки русского языка произносить чисто, четко.

         Скажите, какое правило речи мы с вами знаем и стараемся соблюдать?

 Ученик.

          Говори громко, четко, выразительно. Все слова в речи проговаривай ясно, пра-

          вильно.

Логопед.

           Правильно. Мы все должны помнить и соблюдать, не говорить так, будто у нас

           во рту каша.

Ученик.

           Семь лет Сереже в январе,

            Пока шесть лет, седьмой,

            Но с ним играют во дворе

            И взрослые ребята.

Ученик.

            А как на санках, например,

            Он с гор летает смело!

            Сереже только буква «р»

            Немножко портит дело.

Логопед.

II. Основная часть.                                                                                                                              Ребята, а мы тоже не умели говорить звук «р». А теперь все научились гово-

 рить его правильно, чисто, красиво.

 Давайте вспомним, как звук «р» к нам попал?

1.Психогимнастика.

Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите,

как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву.

(Тр-р-р,тр-р-р.) Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р) Покажите,

как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом ….(кар-

р-р-р, а мама-ворона отвечает ему низким голосом ……(кар-р-р-р)

Ребята, вы догадались, какой звук придет к нам в гости? (Звук «р»)

2. Характеристика звука «р»

Какой он? Радостный или грустный? Звонкий или глухой? Гласный или согласный?

 3. Произношение изолированного звука. Работа над голосом.

Послушайте сказку. В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах

жил звук «р». Произнесите этот звук. Чем он вам понравился?

Вокруг звука «р» рычали звери. Как они рычали? Грохотал гром.

(Произносится звук «р» с усилением и ослаблением голоса.)

Это были звуки, с которыми нельзя было подружиться. Стало ему грустно.

(Произносится звук «р» с грустью)

Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в школу № 4 к первоклас-

сникам, там все буквы и звуки живут в волшебных замках, и ребята научились их

произносить» Обрадовался звук «р» этому известию и отправился в дорогу. А сейчас

мы будем смотреть будто в волшебное зеркало, все видеть и помогать звуку «р».

 4.Автоматизация звука «р» в слогах, словах.

(Выставляется картинка с изображением гор)

Что это? (горы) Звуку «р» надо помочь перебраться через горы. Отправьте ему на по-

мощь гласные звуки.

Прилетел звук «а». Какой слог получился? (Ра)

(Аналогичное задание дается со звуками у,ы,о.

Получилось волшебное заклинание – ры,ро,ру,ра – расступись- ка ты гора!

Повторите его.

(Дети повторяют и изображают, как раздвигается гора)

Расступилась гора, а за ней огромные «та-во-ро». Что я перепутала? Произнесите

слово правильно. (Ворота). Упал звук «р», поранил руку и воскликнул: « Ох, рана!»

Какое слово можно составить из этих двух слов? (Охрана)

 5. Подбор антонимов. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Чтобы охрана пропустила звук «р» через ворота, надо сказать особые слова. Я бу-

 ду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы

будете произносить противоположные по смыслу слова – хорошие слова.

Зло. (Добро) Лень. (Трудолюбие) Трусость. (Храбрость) Грусть. (Радость)

Ура! Ворота открылись! За воротами – звери. Если отгадаете их, они помогут звуку

«р», укажут ему путь.

Задания:

а ) В названии животного первый звук т-мягкий, последний – р, кто это? (Тигр)

«Разбросайте» звуки этого слова. Какой гласный звук есть в этом слове? На каком

месте стоит звук «р»? Сколько звуков в слове тигр? Соберите «рассыпанные» звуки

ж, р, и, а, ф в слово. (Жираф)

б)  Отгадайте название животных в словах с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-

     гу. ра-зеб, блюд- вер. ( Крокодил, кенгуру, зебра, верблюд.)

     С кем подружился звук «р.»? (С крокодилом, зеброй, верблюдом, кенгуру.)

     Кто помог ему продолжить путь? (верблюд.)

6. Падежное управление.

    Идет звук «р.», вдруг перед ним сад. Что увидел звук «р.»? (Фруктовый сад, цветы.)

    Назовите эти цветы. (Ромашки, астры, розы, георгины, нарциссы.)

    Сорвал звук «р.» хоть один цветок? Что он подумал?

                   Незаметно распыляются духи.

    Что вы почувствовали? (Аромат цветов.) Звук «р.» любовался…(ромашками, розами,

     георгинами)

7. Произношение звука «р.» в предложениях. Словообразование.

    Какие фруктовые деревья увидел звук «р.»? (Грушевые, гранатовые, персиковые.)

    На этой лозе растет….(виноград). Какая это лоза? (Виноградная.) Расскажите, какие

    фруктовые деревья угощали звук «р.» плодами (Грушевое дерево угостило его гру-

    шами, персиковое дерево - персиками, виноградная лоза – виноградом.)

    поблагодарил звук »р.» фруктовые деревья, а куда дальше идти – не знает. В саду

    есть цветок, который ему поможет.

8. Звуковой,  слоговой анализ слова.

           Выставляется схема слова роза из цветовых символов.

         

    Догадайтесь, как называется этот цветок? (Роза) Почему вы думаете, что это роза?

     Как может помочь роза звуку «р.»? (Роза дает ему свой розовый лепесток, который

     показывает направление.)

9. Произношение звука »р.» в потешках.

    Идет звук «р.» песенки распевает, потешки распевает.

    (Ра-ра-ра, стоит высокая гора. Рад – рад- рад, растет сладкий виноград. Нат- нат-

    нат, я люблю гранат.

III. Физкультминутка.

      Подул сильный ветер. Покажите, какой? Вырвал ветер лепесток у звука «р.» и

      унес его. Покажите, как полетел лепесток?

      Пошел звук «р.» дальше. Видит – стоит знак, а на нем надпись: «Направо пойдешь-

      к Дракону попадешь, (покажите) налево пойдешь - в Рыжий город попадешь « (по-

      кажите) Куда пошел звук «р. «? (Направо)

10.Произношение звука «р.» в словах и предложениях. Подбор опредеделений.

     Выставляется изображение Черного замка.

     Слышит звук «р.» чьи- то рыдания.

      Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без

      этого звука, вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу_ атино, Пет_ушка, к_око-

      дил Гена.

                    Открываются игрушки.

       Какой звук забрал у них Дракон? Знаете, зачем? Чтобы еще больше рычать и быть

       более сердитым. Скажите ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук «р.»

                   Дети подбирают определения.

       Каким стал Дракон? (Хорошим, добрым.) Что сказали звуку «р.» Чебурашка, Бура-

       тино? С кем он подружился? Он стал их…(другом). Кого вы можете назвать своим

       другом? Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и

       братство дороже богатства».

11.Сочинение стихов, подбор рифм.

     Развеселились наши герои, стали стихи сочинять. Поможем им.

     Буратино взял…(топор)

     И пошел чинить..(забор).

     Видит он – стоит …(машина),

     Но машина без…(бензина).

     Влил бензин он в …(мотор)        

     И наехал на …(забор).

     Тут Тортилла…(прибежала)

      Буратино…(отругала).

12.Буквенный анализ и синтез слова радуга.

«Куда же мне идти дальше?» - спросил звук «р» у Дракона. «Я покажу тебе                                       волшебную дорогу,- сказал Дракон, - если отгадаешь мою загадку:  

    «Разноцветное коромысло над рекой повисло». (Радуга.)

      Дети повторяют загадку. Выставляются в перепутанных словах буквы этого

     слова в виде дуги, буква «р.» пропущена. Дети называют буквы в нужной после-

     довательности и указывают, какой буквы не хватает.

     По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук «р. « - в Рыжий

     город.

13. Чтение отрывка сказки Г.Юдина «Рыжий город»

      «В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли

       по рыжим травам, впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли.

       Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков»

       Что было рыжим в этом городе?

       Увидел звук «р.» рыжую девочку и спрашивает: Здесь г. Кольчугино, школа №4?

       Что ему ответила рыжая девочка? Попрощался звук» р.» с рыжим городом, вышел

        на дорогу, и тут его закружил рыжий ветер, поднял в воздух и опустил его возле

       школы №4, где мы и находимся. Поздоровайтесь с ним. Скажите ему, как назы-

       вается наш город, область, Родина. А теперь покажите, в каком замке он будет жить.

14. Буква  «р.»

      Выставляется буква «р.»

      Звук «р.», посмотри -  вот это твоя буква.

      Букву «р.» писать несложно.

      Справа к палке осторожно

       Подрисуем мы кружок,

       И получится флажок.                     

                     Л. Леонова

      Детям предлагается изобразить букву «р.» с помощью пальчиков и соответствую-

     щих поз. Затем подставляется недостающая буква «р.» в слове радуга.

IV.  Итог занятия

      Владея речью, мы можем быть уверены, что нас поймут. Мы можем объяснить

      свои затруднения. Мы можем понимать других и, если нужно, помочь им. Язык

      устанавливает связь между людьми, дружеские отношения, он помогает жить. 

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                         

                                                                                                                                          

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                           

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Букварем"

Представлен конспект праздника "Прощание с Букварём" , данное мероприятие проводилось в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В разработке подробные реплики действующих лиц, стихотворе...

праздник букваря

материал используется по оканчанию изучения алфавита на татарском языке...

До свиданья, Букварь!

Познавательно - развлекательное мероприятие для учащихся 1-го класса...

The ABC lesson. Урок- "праздник Букваря" во 2 классе.

Урок-" праздник Букваря" провожу после изучения  всех букв алфавита. На урок приглашаю учителя начальной школы, родителей, чтобы дети могли продемонстрировать свои успехи в изучении английского я...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Звук и букваР"

Цели.1.Коррекционно-образовательная.ü Автоматизировать звук [Р].ü Познакомить с буквой Р.2.Коррекционно-развивающие.ü Уточнить артикуляцию звука[Р] [Р’]. Закрепить его правильное произношение.ü ...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....