Общешкольное мероприятие "Игры народов Татарстана"
методическая разработка на тему

Материал предназначен для педагогов коррекционных школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_narodov_tatrstana.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

Мамадышская  (специальная ) коррекционная школа- интернат 8 вида

Игры народов Татарстана

(общешкольное мероприятие)

                                                                                                  Разработала и провела:

                                                                                                  воспитатель 1 квалификационной

                                                                                                  категории Петухова Т.С.,

                                                                                                 

Игры народов  Татарстана

Ведущий: Добрый  день дорогие ребята,

Добрый день дорогие  родители

Добрый  день, гости званные  и желанные!

Пожалуйте, гости  дорогие пожалуйте.

Давно вас ждем- поджидаем

Без вас  не начинаем!

Проходите, гости милые рассаживайтесь.

               (музыка народная)

Ведущий: Тема нашей встречи сегодня « Игры народов  Татарстана».

Как вы знаете,  в  Татарстане Единой дружной семьёй компактно проживают: татары, русские, марийцы, удмурты и другие национальности.

Народная  игра – часть общей устной поэтической культуры, для которой характерно взаимовлияние жанров, благодаря чему идет  их  внутреннее обогащение и развитие. Типы народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать  такие  игры: игры  с движениями, прыгание игры с песнями  хороводами, игры  с завязанными   глазами , игры  с палками  деревяшками, домашние  игры, зимние  игры и.т.д. Игры тесно связанные  не только  народными обрядами и праздниками, но  и  временами года. Молодежь зимой  играет  на льду, ледяных горках, лепят снеговиков, гоняется на санках. Весной  играю  у ручейка. Летом  играют  в воде, в пруду, в озере.

Как только наступали теплые весенние дни и на протяжения всего солнечного лета, молодежь собиралась на посиделки, уже  не  в избах, а на свежем  воздухе. В  каждом  селении были  для  этого свои  любимые места для игр и посиделок: на  улице у чьих – либо ворот, на опушке березовой рощи, на свежераспустившейся  зелени луга. Молодежь устраивала хороводы. Мелькали разноцветные наряды в веселой пляске к  игре. Девушки  украшали головы  венками  из полевых цветов, лентами обвивали ветки березок. Участвовали  в хороводах и дети.

Ведущий: Весна.

Кая гына карама син-

Бөтен җирдә-тантана.

Әтиләр дә әниләр дә

Балалар да шатлана.

Нилетән бу, нилетән бу?

Берәрегез беләме?

Ник белмәскә! Бүген, бүген

Бәйрәм безнең мәктәптә.

1 Сценка: “Көтүче һәм сыер савучы”.

    2 Песня: “Җырлыйк дуслар”.

Килдек дуслар Идел-диңгез кичеп

Сезне сагынып кошлар кебек очып.

Кош канатлары түгел иңемдә

Җыр канатлары минем куңелемдә.

Кушымта: Җырлыйк дуслар бергәләп

  Җырлыйк дуслар.

  Иң матур җырларны сайлап кына

  Яшик бу илләрдә сайрап кына.

Бүләк итеп чәчәкләр өзмәдем

Сегдә мин  иң матур җыр эзләдем.

Матур җыр таптым туган илемдә.

Моңлы көй оттым тургай телендә.

Куш. шул ук

-Кыз: Нинди матур су буйлары. Кызлар әйдәгез үзебезнең яраткан уеннарыбызны уйныйбыз.

“Тугәрәк уен” (сузләре  китапта)

“ Капкалы” – уены

“Кәрия –Зәкәрия”- уены

-Кыз: Безнең бит  бүген кунак егетебез бар. Ушма авылыннан килгән. Әйдәгез сынап  карыйк эле, нәрсәләр эшли белә икэн ул?

КУНАК ЕГЕТЕ ТАТАР ХАЛЫК БИЮЕН БАШКАРА

Ведущий: История татарских игр органически связана с историй народа. Его трудовой деятельностью, бытом обычаями  и традициями, верованиями. Татарские народные  игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью.

Игра:  “ Маляр и краски” (Буяну  - буяну )    

Правила  игры : В игре участвуют 5 -10 человек . На  расстоянии 15-10 метров  чертят  две параллельные линии.На одной из них  устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между  линиями чертят круг “дом маляра”. Выбирают водящего и маляра, остальные игроки  становятся “красками”. Краски садятся на скамейках, отослав маляра в дом. Водящий распределяет между  играющими краски (красный, желтый, зеленый и.т.д.) Подходит маляр  и спрашивает:

-Бабушка, бабушка,  я пришел за  краской. Разрешите взять?

-У меня, дружочек, красок много очень. Какую  тебе дать?

Маляр  выбирает свет краски. Краска, услышав свой свет, быстро встает и бежит до второй линии. Маляр пытается догнать его и коснуться  рукой. Если ему это удается, то он отводит “краску”  в свой дом. Если маляр не поймает краску, то она  возвращается  к себе  в дом.

Игра: “ С картошкой “

Правила игры: Играют 4-5 пар детей. Дети встают парами лицом друг  к другу, зажимают лбами картофелину и пляшут под музыку. Картофелину нельзя  трогать руками. Тот  у кого она  падает, выходит  из  игры. Побеждает пар , которая танцует дольше всех.

Ведущий: Русские живут на все  территории земли  и составляют более половины населения нашей страны. Многие русские народные  игры являются широко известными среди других народов. Для большинства русских народных игр  характерен: простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это  сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера  игр и тех  форм,  в которых  эти  игры бытуют  среди  самих русских  людей.

     Сегодня  к нам пришли  гости, чтобы вместе  повеселиться  и поиграть. Ведь  дети любой национальности, на каком  бы языке они  не говорили, больше всего на  свете  любят  играть.

Звучит  русская народная музыка  и выходит мальчик.

Фома:  От всей души, ото всех ворот

Приходи скорей, торопитесь народ!

Музыка замолкает. Фома поворачивается  боком к терему  и говорит:

Фома: Стою я, Фома посреди двора

Супротив терема широкого

Не  тесан. Терем, не тесен-

Только  хорошо покрашен.

Начинает играть на балалайке(звучит тихая  фонограмма балалайки).

Фома: Заиграй –ка балалайка

Заиграй-ка звончатая

Дома ли  девчата?

 Стучит в окно терема.

Фома : Дома ли Марья      (Камилла)

Дома ли Дарья                    (Тамила)

Дома ли душечка-Катюшечка (Язиля)

Красны девицы, погулять вас прошу.

Тамила: Отчего ж не пойти .

Выходят  три девицы одетые в русские народные  костюмы.

Язиля: Уж присядем ль молоденьки, на кленовую лавку. На  кленовую лавку, да под  белую  берёзу.

Тамила:  А, я прогуляюсь  , позабавлюсь

Людей посмотрю , себя покажу

Камила : А,я себя покажу , все о себе расскажу .

Разве я не хороша , не румяна , весела

 1 девочка : Как хорошо! Что мы сегодня собрались , а давайте споем нашу любимую песенку .

Песня в исполнении девочек .

1 девочка .Хорошо посидели ,да ноги отсидели, Не пора ли нам и немножко поплясать .Вот ведь , сколько народа собралось.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ В ИСПОЛНЕНИЕ ДЕВОЧЕК ,

Игра : Пчелки  и ласточка “

Правила игры . Пчелам следует летать по всей площадке .Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

В игре участвуют 5 -10 человек .Выбирают ласточку и пчел .

Играющие – пчелы -  летают по поляне  и напевают  :

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зим, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По  окончании песни ласточка говорит: “ Ласточка  встанет, пчелку поймает”. С последним  словом она  вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Ведущий: Весной православные крестьяне отмечают праздник пасхи. Если  на Пасху к вам собрались гости, или вы празднуете детский день рождения, пришедшийся на пасхальные дни, можно устроить запоминающийся и колоритный праздник  для детей в народном духе. Подойдут любые русские народные игры, и особенно старинные пасхальные игры, среди которых самая известная – эстафета с яйцом.

Эстафета с яйцом.

Реквизит- 2 ложки, 2 деревянных яйца.

Правила игры: Участвуют по 2 человека. Бегом, с яйцом в ложке добраться до финиша , обогнуть  ведерко и вернуться назад. Кто прибежит первым, то  победитель

Игра: “Яша и Маша”

Правила игры:  Играют 10-15 человек. Играющие держась за  руки образуют круг. Двое выбранных ( по жребию) становятся  в  середину  круга. Один из выбранных- Яша, другая- Маша. Им завязывают глаза. Яша и Машу поворачиваются вокруг себе  несколько раз. Затем Яша  начинает искать Машу. С этой целью он спрашивает:

-Маша , где ты?

Маша, бегая по  кругу, отвечает:

-Я здесь!

Если Яша поймает Машу, они меняются ролями .

Ведущий: В  культурно- историческом развитии любого народа игра является важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. Игра вводит ребенка в жизнь,  в общение с окружающим,  с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

На  этом наше мероприятие закончилось. Спасибо  за  участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общешкольное мероприятие, посвященное годовщине победы советского народа над фашизмом "Дорогами, опаленными войной...."

Мероприятие  посвящено событиям Великой Отечественной Войны... Целью данного мероприятия является воспитание в учащихся любви к Родине на  подвиге героев войны, на нечеловеческой стойкости и...

Урок - экскурсия по теме "Народ Татарстана в годы Великой Отечественной войны"

Интегрированный урок по истории России и  истории Татарстана и татарского народа. 9,11 класс....

внеклассное общешкольное мероприятие "Солдат непобежденного народа"

Сценарий конкурса-концерта, посвященного 70-летию Победы....

Фотоотчет общешкольного мероприятия "Традиционная одежда народов Севера"

Презентация  на тему: "Традиционная одежда народов Севера"...

Эссе Дружба народов – величие Татарстана.

Российская Федерация – это многонациональное государство, включающее в себя множество регионов, ведущих процветающую политику. Одним из таких регионов является полная свежими идеями и большим ко...

«Туристические места Татарстана» Экскурсия по городам Татарстана Казань – Елабуга – Свияжск

Туристический маршрут для гостей столицы с посещением достопримечательностей Республики Татарстан...

"РАДУГА ТАТАРСТАНА" Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, 2017 год

quot;РАДУГА ТАТАРСТАНА" Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане  2017 годЗаняла 1 место в Республик...