Выступление "Правовое воспитание"
методическая разработка по теме

Мухутдинова Эльза Рифатовна

материал предназначен для педагогов коррекционных школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_vospitanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД:

Правовое воспитание.

Традиционная цель воспитания в образовательном учреждении - формирование правовых знаний, правил поведения в обществе,  так как каждый ребенок находится в социуме.

К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо и применительно к правоведению, к изучению отечественного права. Ведь опора на гражданское воспитание-залог успешного воспитания подрастающего поколения.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010г. сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания. Этим критериям в определенной степени соответствует деятельный подход к изучению права.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.

Общеизвестно, что в механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения. Формируя у учащихся представление об узаконенном понимании этой меры, воспитатель может использовать, например, форму имитационной деловой игры. Подобные формы работы играют социально-профилактическую роль в формировании правомерного, гуманистически ориентированного поведения школьника.

Практическая направленность гражданского воспитания предлагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе самостоятельной работы школьники должны освоить предметные (специальные) умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

В нашей школе с учетом особенностей развития умственно отсталых детей ведется большая работа по правовому воспитанию.

Учителя и воспитатели осуществляют ее как на уроках, так и во внеклассное время.

Первый урок, с которого начинается учебный год в 3 классе - «Урок гражданина».

Задача урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, о Родине.

На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Для этого знакомим детей с малой Родины – города, где они живут, и постепенно подводим к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны. Гражданин – житель страны, который признает ее законы, он любит свою страну, гордится ею.

Первоклассник – маленький гражданин большой страны, ее будущее. Званием гражданина следует гордиться. За время учебы в школе дети много узнают о родной стране, о правах советских граждан.

Для первоначального знакомства с понятием «права» и «обязанности» в начале учебного года, разговор на занятии идет о важном для каждого ребенка событии – с сегодняшнего они ученики. Детям разъясняется, что они, как граждане России имеют право на образование. Главная цель школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны.

Главная задача школьников – старательно учиться. Следует подчеркнуть, что кроме права на учебу, у школьников есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своем рабочем месте, научить осознавать ответственность за свое поведение.

С учащимися ведется работа по понедельникам, организуется линейка, где выступают сами дети. Они рассказывают о хороших поступках, о нарушениях дисциплины. Суждение из уст своих товарищей имеет влияние на нарушителей. Приглашаются к учащимся работники детских комнат милиции, которые конкретно рассказывают о дисциплине школьников, об ответственности за поступки.

Проводим занятия по изучению правил дорожного движения; беседы на тему: «Что такое дисциплина?» «Твоя обязанность успешно учиться и быть дисциплинированным».

В каждой группе есть так называемые трудные дети. Эти дети находятся под постоянным контролем педагогов, имеющих тесный контакт с семьей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...