Выступление "Специфика логопедической работы в классах-группах"
презентация к уроку по теме

Корюкина Вера Вячеславовна

 

Специфика логопедической работы в классах-группах (с детьми с ограниченными возможностями здоровья) специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГСОУ

«Специальная коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №1 VIII вида г.Владимира»

Специфика логопедической работы

в классах-группах

(с детьми с ограниченными

возможностями здоровья)

Корюкина В.В.

Апрель 2012 г.

Цель – системная логопедическая работа, способствующая наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся, овладение ими самостоятельной связной, грамматически правильной речью, овладение элементами грамоты.

Задачи:

 - постоянное развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики;

             - практическое усвоение лексических и грамматических средств языка (словарь);

    -   формирование        правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

     - развитие навыков звукового анализа и синтеза;

     - развитие психических функций (внимание, память, мышление).

Используемые программы:

«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель – НИИ Дефектологии АПН СССР, Москва, 1984 г.

             «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва, «Владос», 2007 г.

             Н.В.Нищева, «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей о общим недоразвитием речи», СП, «Детство-пресс», 2007 г.

             В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва, «Гном-пресс», 1998 г.

Характеристика контингента:

        Я работаю учителем-логопедом  в классах-группах специальной коррекционной школы-интерната №1 VIII вида г.Владимира с 2003 г.         Это дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья с диагнозами: Фенилкетонурия, Синдром Дауна, Цитомегаловирус, синдром Ангельмана и рядом других сопутствующих заболеваний (нарушение интеллекта до стадии имбицильности, эпилепсия, ДЦП, патология зрения, шизофрения). У меня 4 класса-группы.

        Общее количество – 23 человека:

  1. с диагнозом ОНР 1 уровня на фоне олигофрении (6 человек)
  2.  с диагнозом ОНР 2 уровня на фоне олигофрении (17 человек).

Психолого-педагогическая характеристика:

ОНР 1 уровня на фоне олигофрении (6 детей из 23 – 26%) – у этой категории детей речевые средства общения крайне ограниченны. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами обозначая разницу значений. Лепетные образования, в зависимости от ситуации, можно расценить как однословные предложения. Пассивный словарь детей несколько шире активного. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков значительно больше, чем правильно произносимых. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

Обучение детей 1 уровня:

1. Работа по расширению понимания речи (развитие пассивного словаря: развитие у детей представлений  о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание конкретных слов и выражений).

2. Развитие самостоятельной речи (формирование активного словаря - по подражанию, краткий ответ на вопрос).

3. Формирование звуковой стороны речи (выделение заданного слова в ряду других слов, показать картинку – Кто купается? Кто катается?)

4. Расширение объема слуховой памяти (запоминание ряда из 2-3 картинок)

5. Формирование звукопроизношения (артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики и др.)

6. Работа над слоговой структурой слова (отхлопывание с соблюдением соответствующего ритма; проговаривание одинаковых слогов – да-да, да-да; деление слов на слоги).

7. Изучение звуков и букв (правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции). Чтение обратных слогов.

Психолого-педагогическая характеристика: 

ОНР 2 уровня на фоне олигофрении (17 детей из 23 – 74%) – речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем до 16-20. При воспроизведении слов из 2-3 и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или наоборот добавляют слоги, искажают их звучание.  Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из одного, двух или трех слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций (смешение падежных форм, употребление числа и рода глаголов и др.).

Обучение детей 2 уровня:

1. Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря.

2. Усвоение простых грамматических категорий.

3. Коррекция звукопроизношения.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Работа над слоговой структурой слова.

6. Практическое употребление предложений из нескольких слов (заучивание чистоговорок и коротких стихов).  

7. Развитие психических функций (памяти, внимания, мышления). Внимание, память - работа с парными и разрезными картинками, кубиками, пазлами. Мышление – классификация предметов (овощи, фрукты, игрушки, одежда, мебель).

В результате сложившейся систематической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья за последние три года удалось добиться следующих результатов:

1. Развитие артикуляционной моторики улучшилось на 31%;

2. Развитие фонематического восприятия – на 19%;

3. Развитие мелкой моторики – на 22%;

4. Состояние звукопроизношения:

- изолированно - 15 звуков у 9 детей (ОНР1-1, ОНР2-8);

- в слогах - 9 детей (ОНР1-1, ОНР2-8);

- в словах – 5 детей (все ОНР2).

5. Словарный запас:

        - пассивный - 37%;

        - активный -  16%.

Итоги развития детей с ограниченными возможностями здоровья

 1-4 классов-групп за период обучения (в процентах)

        

Взаимосвязь с учителями-дефектологами и воспитателями классов-групп, медицинским персоналом школы и родителями.        

        Успех коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от слаженности в работе всех специалистов спецшколы (учитель-логопед, учителя и воспитатели классов-групп, медики) и родителей.

        Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей-инвалидов необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду.

         В начале учебного года я знакомлю учителей и воспитателей классов-групп с результатами обследования детей. Работая с ними в тесном содружестве, организуем работу с учетом индивидуальных особенностей, здоровья каждого ребенка. Воспитатели проводят предшествующие логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную базу для формирования речевых умений. Также воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий.

        Детям-инвалидам требуется обязательное медикаментозное лечение, которое назначает врач. С этими детьми проводится комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий.

        Взаимосвязь с родителями также дает положительные результаты в работе, поэтому я стараюсь уделять большое внимание созданию сплоченного коллектива (логопед-ребенок-родители), объясняя им, что не решить всех проблем по коррекции речи в результате посещения логопедических занятий.  На родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям и рекомендации по организации ежедневных занятий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка.

В конце года я даю рекомендации родителям по закреплению полученных навыков в летний период.

Медицинская характеристика детей классов-групп

с ограниченными возможностями здоровья

  1.  Коротаев Илья – синдром Дауна, операция на сердце, снижение зрения.
  2.  Силуянова Лиза – Синдром Ангельмана, отсутствие речи (алалия, слабоумие)

- Ларионов Слава – органическое поражение ЦНС, эпилепсия, удалена почка, снижение зрения.

- Терехин Андрей – органическое поражение ЦНС за счет агенезма мозолистого тела, спастический тетропарез, расходящее косоглазие, ДЦП, аденоиды в легкой степени, снижение зрения.

- Лория Лика – органическое поражение ЦНС со слабоумием, эпилепсия.

- Лукашов Митя – ДЦП, расходящее косоглазие.

- Шишанова Катя – олигофрения, вывих левого бедра, синдром мышечной дистании, моторная алалии, имбецильность, расходящее косоглазие.

- Чиркунов Павел – ДЦП, расходящее косоглазие, имбецильность.

- Ецкова Настя – олигофрения, расходящее косоглазие, патология зрения.

Масьянов Дима – шизофрения, органическое поражение ЦНС, отставание в физическом развитии.

- Полищук  Егор – синдром Дауна, снижение зрения, ожирение.

Специфика логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается:

- ограниченность преподносимого материала на занятии;

- большая наглядность с привлечением всех анализаторов (показ на себе, ощупывание артикуляционной установки пальцами, задувание на руку, использование шпателей и зондов);

- многократное, громкое и четкое произнесение воспитываемого звука или воспроизведение данного движения;

- частая смена упражнений;

- подкрепление внимания интересом и здоровыми эмоциями (шутки, поощрения);

- проведение занятий в форме игры;

- сочетание речевых упражнений с организованными движениями;

- ввиду неумения читать и плохой способности заучивать вся работа ведется преимущественно методом подражания логопеду.

Методическое обеспечение (литература)

Пассивный

словарь

Коррекция звукопроизношения

Мелкая

моторика

Фонематическое восприятие

2011 год

2008 год

Активный

словарь

Артикуляционная моторика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Сценарий логопедического утренника в классах-группах "Путешествие в Разноцветную сказку".

Сценарий  логопедического утренника в классах-группах специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида  "Путешествие в "Разноцветную сказку"....

Конспект открытого логопедического занятия в классе-группе (для детей с ОВЗ).

Представленный конспект содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное занятие ориентировано на обучающихся детей с ОВЗ коррекционных школ VIII вида, классов-групп, имеющих дефекты п...

Открытое логопедическое занятие в классах-группах «Прогулка в лес» для детей с ОВЗ.

Обобщающее занятие по теме "Осень". Формирование представления о признаках осени....

Организация логопедической работы в школе на классах-группах с детьми-инвалидами.

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложной структурой дефекта. Содержание логопедического занятия....