формы обучения учащихся с ОВЗ
статья (7 класс) по теме

статья о работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(из опыта работы по раскрытию творческих способностей учащихся с ОВЗ)

                                                                      И.В. Васильева,
                                                                                               учитель русского языка и литературы
                                                                                отделения надомного обучения
                                                                                               ГОУ СОШ № 648 САО

Приоритетным понятием современной системы образования является понятие качества образовательного и воспитательного процесса, а приоритетным направлением – создание Школы Успешности. В новых реалиях действительности главной задачей образовательных учреждений становится задача социализации учащихся, которых мы, учителя, должны не только обучить, научить, воспитать, но и, в первую очередь, подготовить к жизни в социуме, помочь в профессиональном самоопределении, «найти»  скрытые, подчас очень глубоко, способности и таланты, развить их, используя при этом здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии.

Я учитель надомного отделения общеобразовательной школы № 648 Северного административного округа города Москвы. Не секрет, что об инклюзивном образовании говорят много, но, к сожалению, чаще именно говорят: специально разработанных программ практически нет, методического обеспечения маловато, не в каждой школе есть свой дефектолог, не всё говорят родители и не все из них помогают. Поэтому о многом приходится догадываться, изучать специальную литературу, делать выводы на основе наблюдений и анализа за поведением учащихся, за ходом их обучения, за умением общаться с окружающими.

В основе образовательной и воспитательной системы отделения надомного обучения нашей школы, которое работает с 2003 года, лежит принцип единства учебной урочной и внеурочной творческой деятельности, что позволяет удовлетворять потребности учащихся в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов, помогает приобрести социальный опыт, «работающий» на последующую успешную социализацию. Обязательным условием данной системы является постоянное взаимодействие с семьями учащихся, совместное творчество детей, их родителей и учителей.

Современная личностно-ориентированная педагогика исходит из постулата: «Каждый ученик – творческая личность», поэтому опыт творческой деятельности учащегося, особенно для детей с ограниченными возможностями, становится одним из важнейших компонентов  содержания образования. Процесс саморазвития личности не происходит сам по себе: нужно чем-то «зацепить» ребенка, увлечь, тривиально, но научить учиться, добывать необходимые ему знания самостоятельно. Нам, учителям, постоянно приходится учиться так выстраивать отношения со своим учениками, чтобы они чувствовали со стороны учителя и уважение к своей личности, и доверие, и, в первую очередь, веру в их силы и возможности. И всегда, каждую минуту, работая с такими детьми, необходимо помнить, что «особые» дети – мерило нашей профессиональной и человеческой компетентности: мы, как и врачи, должны руководствоваться правилом «Не навреди».          

Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по развитию творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Среди моих учеников особенно выделяются двое: оба с глубокой психо-неврологической патологией, оба живут в своем, закрытом от других мире, оба в этот мир стараются никого постороннего не впускать. Один из них очень способный, начитанный, умеющий глубоко анализировать и делать нестандартные выводы, активен в учебе, с четкой мотивацией, требующий повышенного уровня подготовки учителя.  Другой, старший по возрасту, привык все перекладывать на плечи мамы, на учебу практически не мотивирован, школьную программу по литературе знает только в родительских пересказах, а желание петь у данного ученика явно преобладает над желанием грызть гранит науки. Объединяет же обоих полное отсутствие опыта общения со сверстниками, да они и не стремятся к этому общению: в своей скорлупе им и спокойно, и комфортно. А социализировать надо, потому что прожить в этой скорлупе всю жизнь они не смогут. И если первый ходит в школу и все-таки волей-неволей постоянно находится среди других учащихся, то второй, по медицинским рекомендациям, покидает пределы квартиры в редких случаях. Методом проб и ошибок действовать было нельзя. Приходилось аккуратно нащупывать способы и приемы взаимодействия, по мере необходимости их корректировать, постепенно погружая учащихся в социум.

С первым из моих учеников мы для начала учились работать с открытой дверью кабинета: никак не хотел выползать из своей раковины. Потом перенесли занятия в зимний сад, куда на переменах учащиеся заходят отдохнуть. Пришлось мне в некоторых моментах выступать посредником в установлении контактов. Но все это общение – он плюс учащиеся – давалось нам с превеликим трудом. А вот театральные постановки школьной студии произвели эффект. Правда, сначала никак идти не хотел: много людей вокруг, вдруг что случится! В зале не отходил от меня ни на шаг, но, увлекшись действием, происходящим на сцене, забыл про все свои страхи и, пожалуй, среди всех смотрящих был самым благодарным зрителем. После спектакля пришлось включить его в обсуждение пьесы, в котором были задействованы и другие учащиеся. И, наверное, впервые мой ученик проявил желание идти домой не с бабушкой, а с другими ребятами. Теперь мы учимся выстраивать отношения со сверстниками, посещая и обсуждая спектакли школьного театра, и, таким образом, начинает в подростке пробуждаться интерес к тем сторонам жизни общества, которые прежде были отгорожены от него закрытой дверью.

В работе с другим учеником учителям активно помогает мама. И вот вместе с мамой мы нашли выход. Учащемуся трудно читать самому, поэтому по большей части ему читают или пересказывают. Но меня такое положение вещей не совсем устраивало, потому что не было видно личностного восприятия произведений литературы и понимания позиции автора. Поэтому я попросила ученика при помощи цветных карандашей передавать свое  эмоциональное отношение к тексту: понравилось что-то – один цвет используется, не понравилось – другой. Потом выясняем, почему цвет тот или иной, переходя от такого цветового решения уже к вопросам литературоведческого анализа текста. Естественно, что процесс этот был долгий: мы «красили», а объяснять либо не хотели, либо не могли, отделывались фразами: «Я так хочу» или «Мне так нравится». Когда к нашей работе подключилась мама, цвет стал обретать форму: ученик уже не просто раскрашивал бумажный лист, а вместе с мамой рисовал фигуры людей, какие-то музыкальные инструменты, если слышал музыку текста, пытался передать пейзажные зарисовки.

Через два года такой работы вместе с мамой учащийся стал иллюстрировать изучаемые произведения художественной литературы, некоторые мы специально берем в дополнение к программным. Хотя иллюстрациями в чистом виде его работы назвать сложно, поэтому последние коррективы вносит мама: она создает «формы», а цветовое «заполнение» этих форм – самостоятельное творчество учащегося.

А еще мы со своими учениками постоянно принимаем участие в социально-образовательной акции «Лети, лети, лепесток», которая ежегодно проводится Центром психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка». И если первый раз мы были только участниками, то в 2010-2011 учебном году стали лауреатами творческого конкурса: были награждены дипломом и памятными сувенирами. Лауреатом же акции стал наш «художник»: именно его работа  была признана жюри конкурса одной из лучших. Первый же мой ученик теперь не просто пишет рецензии на школьные спектакли, но и «создаёт» свои «сценарии».

Трудно сказать, что получится в итоге такой нашей совместной деятельности, но как факт - нет озлобленности, ожесточенности на этот несправедливый мир, где другим – все, а им, «особым», - ничего: учащиеся «выливают» свои эмоции на бумаге - и снимается агрессия, мотивируется желание учиться дальше, чего-то добиться в этой жизни, занять в ней свое место.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Любая поставленная задача требует реализации, с одной стороны, удовлетворяющей как запрос родителей, так и социальный заказ, с другой – способствующей успешной социализации учащихся. Основная задача учителя, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, - способствовать безболезненному переходу такого ребенка в коллектив класса: ведь интеллект таких детей не затронут, они обучаемы, многие весьма успешно. Другой вопрос, что эти дети имеют тяжелые соматические заболевания и, как правило, опасное для себя самих и для окружающих, трудно контролируемое поведение. Но при этом в реальности отсутствует система повышения квалификации педагогов, работающих не в специализированных коррекционных школах, а в отделениях надомного обучения общеобразовательных школ. Нет ресурсных центров для учителей надомного отделения, нет возможности для консультации он-лайн со специалистами, да и сами педагоги далеко не всегда готовы поделиться своими наработками, которые, конечно, глубоко индивидуализированны, но между тем являются эффективным подспорьем в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Каждому приходится искать свой путь, свои методы и приемы работы. И получается, что учителя надомных отделений, открытых на базе общеобразовательных школ, в основном, работают что называется «на доверии» как со стороны руководителя, так и со стороны родителей учащихся.  

В отделении надомного обучения нашей школы в образовательном и воспитательном процессе мы уже в течение нескольких лет используем опыт совместного творчества учащихся, их родителей и педагогов, раскрывая таким образом творческие способности учащихся и повышая уровень самооценки детей. Такой принцип работы дает учащимся возможность выявить способы их самореализации и, главное, - включить детей с ОВЗ во взаимодействие с окружающей средой, в которой они выступают уже не как объекты, а как активные субъекты, потому что меняется их деятельностный подход к процессу обучения: от репродуктивного к продуктивному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

"Индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"

Данный индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящего на индивидуально-дифференцированной форме обучения, проживающего в усло...

"Индивидуальный план обучения учащегося младшего школьного возраста, с выраженной степенью умтственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"

Данный индивидуальный план составлен для обучения учащегося младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости, находящегося  на индивидуально-дифференцированной форме обучен...

Активные формы обучения учащихся на уроках английского языка

Изучение английского языка формирует умение осуществлять общение, способствует установлению добрых отношей посредством говорения, личностному развитию ребенка и активизирует его творческий потенциал....

Современные методы и формы обучения учащихся при изучении предмета Технология

Статья для выступления в АСОУ "Современные методы  и формы обучения учащихся при изучении предмета Технология"...

«Современные методы и формы обучения учащихся при изучении предмета Технология»

В современных условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.Подгот...