Обследование речи и моторики у детей младшего школьного возраста
статья по теме

Копликова Наталья Николаевна

Подобраны методики разных авторов, дающие углубленную диагностику речи и моторики. На основе такой диагностики вычерчивается индивидуальный профиль ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание и структура обследования моторики и речи у детей младшего  школьного возраста с  системным недоразвитием речи при дизартрии.

                                                Учитель-логопед Копликова Н.Н.

Для углубленного обследования моторики и речи мною были подобраны методики авторов, которые дают более точные результаты.

     Немаловажным моментом в проведении обследования является знание той нормы,  тех средних показателей,  которым  должно соответствовать развитие  исследуемой функции в тот или иной возрастной период. Также требования к уровню развития двигательных умений у детей школьного возраста определены, в частности, в методическом пособии Гаркуши Ю.Ф. «Педагогическое обследование детей».  Автор  отмечает  особую значимость  педагогического обследования детей с нарушениями речи, так как на основе данных  такого обследования  можно разработать систему коррекционной работы.

     Для обследования моторики и речи  был составлен план практической части:

     1.Обследование  общей   моторики  по   мотометрической  шкале Озерецкого-Гельнитца.

     2. Обследование мелкой моторики (Г.А. Волкова, Н.В. Нищева).

     3.Обследование произвольной мимической  моторики (Л.А. Квинт, Г. Гельнитц).

     4.Обследование моторики артикуляционного аппарата (Г.В. Бабина).

     5.Обследование чувства ритма (Н.В. Микляева).

     6.Обследование речи (Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, А.Р. Лурия).

     К каждому  пункту  обследования  подобраны  различные  задания в соответствии с  возрастом ребенка, а так же психического, физического и речевого развития, которые были взяты из диагностических  методик у различных авторов. Так же, нами была  разработана бальная система для подсчета результатов обследования и разработаны уровни: высокий, средний, низкий, очень низкий. Все  результаты  заносились  в  протоколы,  которые  были оформлены в виде таблиц.

     И  так, для обследования  общей  моторики была  использована мотометрическая шкала  Озерецкого-Гельнитца. В своей практической работе были  использованы восемь заданий :

     1 задание. Стояние в течение 10 сек. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами.

     Инструкция: испытуемый поднимается на пальцы ног, становится на цыпочки, руки  вытянуты  по  швам, ноги плотно сжаты, пятки и  носки сомкнуты.

     Оценка результатов; 1 балл - задание ребенок выполнил.

     0  баллов   -  задание  ребенок  не  выполнил.  Тест  считается невыполненным,  если  испытуемый:  сошел с  первоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу.

     Шатание,  балансирование при поднимании и опускании на пальцах ног, за минус не принимаются, но оговариваются в протоколе. При неудаче допускается повторение теста, но не более трех раз.

2 задание. Прыгание с  открытыми  глазами попеременно, правой и левой ногах на расстояние в 5 м.

 Инструкция: ребенок сгибает под  прямым  углом ногу в коленном

суставе, руки на бедрах. По звуковому сигналу начинает прыгать и, допрыгав

до заранее указанного места, опускает ногу; после перерыва в 30 сек. прыгает

на другой ноге.

         Оценка результатов:

          1 балл - тест  считается  выполненным, если задание  выполнено для обеих конечностей

            0,5 баллов - при выполнении задания для одной ноги, в протоколе указывается для какой ноги выполнено задание.

             0 баллов - тест считается невыполненным, если испытуемый больше чем на 50см отклоняется от прямой линии, коснулся пола подогнутой ногой или размахивал руками.

При неудаче допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой ноги. Скорость не учитывается.

     3 задание. Стояние на одной ноге с открытыми главами в течение 10 сек. (попеременно на правой и на левой).

     Инструкция: левая нога согнута под прямым углом в  коленном

суставе; левое бедро - параллельно правому, слегка отведено,       руки выгнуты, по швам. При спонтанном опускании приподнятой ноги следует предложить ребенку немедленно выровнять ногу до прямого угла. После 30 сек. перерыва то же испытание проделывается на другой ноге.

     1 балл - ставится за выполнение задания на обеих конечностях;

     0,5 баллов - при неустойчивости на одной ноге   и в протоколе

отмечается, какая нога более устойчива.

     0 баллов - тест  считается невыполненным, если испытуемый после трехкратного напоминания все же опустил приподнятую ногу; тест также считается невыполненным, если испытуемый, хотя бы раз коснулся земли, подогнутой ногой, сошел с места, подпрыгивал,  приподнимался на пальцах ноги, балансировал. Допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой ноги.

     4 задание Бросание в цель ручного мяча диаметром 8 см.

     Инструкция: на высоте груди испытуемого на стену прикрепляется доска-цель размером 25x25 см. Мяч бросается с расстояния 1,5  м. Из 5-ти бросков каждой рукой должно быть три попадание правой, два попадания левой рукой.  Мяч  желательно не  бросать снизу.  Решающим,  однако, являются попадания. Повторные попытки не разрешаются.

     Оценка результатов

    5 баллов – попал в цель и правой и левой рукой нужное количество раз.

     4-3 балла - попал и левой и правой рукой в цель, но допустил ошибки.

     2-1 балл - допустил много ошибок, но при этом смог попасть в цель.

     0 баллов - не попал в цель, с заданием не справился.

     5 задание: Прыгание с места (разбег не допускается) через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола.

     Инструкция: при  прыжке необходимо сгибать обе ноги в коленных суставах и одновременно отделять  их от  земли (перепрыгивание, а  не перешагивание).

     Оценка результатов:

     1 балл - из трех проб ребенок должен два раза перепрыгнуть, не задев веревки.

     0  баллов  - данное  количество  баллов ставится  ребенку, если  он отказался выполнять задание или упал, так же  коснулся руками пола. В протоколе отмечается, стал ли ребенок на носки или на пятки.

     6 задание Стояние в течение 15 сек. с закрытыми глазами.

     Инструкция: руки вытянуты по швам, ноги поставлены так, чтобы носок левой  ноги тесно примыкал к  пятке правой; стопы должны быть расположены  по прямой линии.

     Оценка результатов:

     1 балл - ребенок простоял 15 сек.  с закрытыми глазами, с места не сходил и не балансировал.

     0 баллов - с заданием не справился: сошел с места и балансировал.  Допускается повторение теста.

     7 задание. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой руки (по очереди) кончика носа.

     Инструкция: ребенку предлагают  коснуться кончика носа  сначала правой рукой, а затем левой.

     Оценка результатов:

     1 балл - быстро дотронулся кончика носа.

     0 баллов - ставим, если испытуемый коснулся не кончика носа,  а какого-нибудь другого места и только уже потом кончика носа.

  Допускается повторение  теста, но не более трех раз каждой рукой  в отдельности. Из трех проб две должны быть положительными.

     8 задание Испытуемому предлагается в течение 10 сек. Указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги, размер которых произволен, но должен быть одинаковым для обеих рук.

     Инструкция: ребенок должен  правой  рукой нарисовать круги по направлению часовой стрелки, левой рукой в обратном направлении.

     Оценка результатов:

     1 балл -  задание считается выполненным, ребенок правильно сделал вращения и правой и левой рукой.

     0  баллов -  задание  считается невыполненным, если  испытуемый вращал руки одновременно в одну сторону, описывал круги неправильной формы или  описывал  один  круг  меньше  другого. При неудаче  тест повторяется, но не более 3-х раз.

Общий подсчет  баллов  и уровней  развития общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца представлен в таблице 2.

                                                         

Общий подсчет баллов и уровней развития общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

Уровень развития

общей моторики

1 задание

1 балл

Высокий уровень

0 баллов

Низкий уровень

 2 задание

1 балл

Высокий уровень

0,5 баллов

Средний уровень

0 баллов

Низкий уровень

 3 задание

1 балл

Высокий уровень

0,5 баллов

Средний уровень

0 баллов

Низкий уровень

4 задание

5 баллов

Высокий уровень

4-3 балла

Средний уровень

2-1 балл

Низкий уровень

        0 баллов

Очень низкий уровень

5 задание

1 балл

Высокий уровень

        0 баллов

Низкий уровень

6 задание

        1 балл

Высокий уровень

 0 баллов

Низкий уровень

7 задание

 1 балл

Высокий уровень

 0 баллов

Низкий уровень

8 задание

 1 балл

Высокий уровень

         0 баллов

Низкий уровень

           

Общий результат по развитию общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца

     Высокий уровень - 10 - 12 баллов.

     Средний уровень - 4-9 баллов.

     Низкий уровень – 1 -3 баллов.

     Очень низкий уровень - 0 баллов.

     Задания   для  обследования  мелкой  моторики  были  взяты  из диагностических методик у Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой.  Обследование мелкой моторики разделено на три блока (10, с. 145):

     - диагностика произвольной моторики пальцев рук;

     - диагностика навыков работы с карандашом;

     - диагностика навыка манипуляции с предметами.

     К каждому блоку подобраны различные  задания с учетом возраста, физического  и  психического развития  ребенка.  За каждое  правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл,  если с заданием ребенок не справился, то ставится 0 баллов.  В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.

     При  подсчете результатов необходимо  было отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность,  скованность   движений;  нарушение  темпа  выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

  1  блок:  диагностика  произвольной  моторики  пальцев  рук.

Инструкция:  детям  были  предложены  следующие  задания,  которые выполнялись под счет:

     1 .Пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз);

     2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз);

     3. Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз);

     4. Проба «кулак - ребро - ладонь» - данная проба выполняется и правой и левой рукой по очереди и вместе,

     Общий подсчет результатов по 1 блоку:

     Высокий уровень - 4 балла.

     Средний уровень - 3-2 балла.

     Низкий уровень - 1-0 баллов.

     2 блок: диагностика навыков работы с карандашом.

     Инструкция: детям были предложены цветные карандаши, лист бумаги и трафареты и были даны следующие задания:

     1. Нарисуй прямую, ломаную, замкнутую и волнистую линию.

     2. Обведи по трафарету.

     3. Нарисуй человека.

     Общий подсчет результатов по 2 блоку:

     Высокий уровень - 3 балла.

     Средний уровень - 2 балла.

     Низкий уровень - 1-0 баллов.

     3 блок: диагностика навыка манипуляции с предметами.

     Инструкция: детям были предложены следующие игры:

     1.«Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и  застегнуть пуговицы.

     2.«Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.

     3.«Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный логопедом узор.

     4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы

    Общий подсчет результатов по 3 блоку:

     Высокий уровень - 4 балла.

     Средний уровень - 3-2 балла.

     Низкий уровень -1-0 баллов.

     Общий подсчет  баллов и уровней  развития мелкой  моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 3.

     Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.

                                                                                                      Таблица 3

№ блока

Количество баллов

Уровень развития мелкой

моторики

1  блок

4 балла

Высокий уровень

3-2 балла

Средний уровень

1-0 баллов

Низкий уровень

2 блок

3 балла

Высокий уровень

2 балла

Средний уровень

1-0 баллов

Низкий уровень

3 блок

4 балла

Высокий уровень

3-2 балла

Средний уровень

1-0 баллов

Низкий уровень

Общий результат по развитию мелкой моторики по методикам

              Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой

     Высокий уровень - 9 -11 баллов.

     Средний уровень -4-8 баллов.

     Низкий уровень - 0-3 балла.

     З.Обследование произвольной мимической моторики

     Для обследования используются тесты Л.А. Квинта  в    модификации Г.  Гельнитца (методика  адаптирована применительно   к разным возрастам.

     Инструкция: детям были предложены следующие задания:

     1. Поднять брови ("Удивление"),

     2. Слегка сомкнуть веки,

     3.Прищурить глаза ("Яркое солнце").

     4. Плотно сомкнуть веки ("Стало темно").

     5. Сжать губы.

     6. Придать   губам  такое  положение,  которое   требуется  для игры на духовом инструменте.

     7. Вытянуть губы, как для произнесения звука "о".

     8. Надуть щеки.

     9. Оскалить зубы ("Забор)

     10.Вытянуть губы, как для свиста.

     Задания повторяются  подряд  3 раза.  Обследование проводится в игровой форме. Так же дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

     Оценка результатов:

     Оценка производится по трехбалльной системе.  По замыслу авторов методики она должна отражать выраженность нарушения функции, поэтому полноценное, четкое выполнение оценивается 3 балла; частичное, нечеткое выполнение - 2 баллами; невыполнение заданий -1 балл.

Общий результат обследования произвольной мимической моторики по тестам Л.А. Квинта  и Г. Гельнитца.

     Высокий уровень - 25-30 баллов.

     Средний уровень -11-24 балла.

     Низкий уровень -0-10 баллов.

4.0бследование моторики артикуляционного аппарата (методика Г.В. Бабиной)

     Обследование моторики артикуляционного аппарата проводилось по методике Г.В. Бабиной. Оно было разделено на 4 раздела:

     1 раздел, Исследование двигательной функции губ.

     Инструкция: детям  предлагаются  задания, которые  они должны выполнить быстро, четко и под счет.

     1.  сомкнуть губы;

     2.  округлить  губы,  как при произнесении  звука  «о», удержать под счет до 10;

     3.  вытянуть губы в  трубочку как  при произнесении  звука  «у», удержать под счет до 10;

     4.  вытянуть губы,  сомкнуть  их  "хоботок",  удержать  под счет до 10;

     5.  растянуть губы в улыбке (зубов не видно), удержать под счет до 5;

     6.  максимально растянуть губы в улыбке (зубы обнажены), удержать под счет до 10;

     7.  поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

     8.  опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

      9.  многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п).

     Оценка результатов по 1 разделу:

     Подсчет  результатов  производится  таким  образом:  за  каждое правильно выполненное задание  ребенок получает 1  балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции губ.

     Высокий уровень - 8-9 баллов.

     Средний уровень - 4-7 баллов.

     Низкий уровень - 3-0 баллов,

     2 раздел. Исследование двигательной функции челюсти.

     Инструкция: детям необходимо выполнить следующие задания:

   1. широко раскрыть рот, как при произнесении звука "а", и закрыть;

   2. сделать движение нижней челюстью вправо;

   3. сделать движение нижней челюстью влево;

   4. сделать движение нижней челюстью вперед,

     Оценка результатов по 2 разделу:

     Подсчет  результатов   производится  таким  образом:  за  каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок  выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти.

     Высокий уровень - 4 балла.

     Средний уровень - 2-3 балла.

     Низкий уровень - 1-0 баллов,

     3 раздел. Исследование двигательных функций языка.

     Инструкция: ребенка просят найти свой язычок, показать его логопеду и выполнить все предложенные задания быстро и четко:

   1. положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

   2. положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

   3. переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

   4. высунуть язык («лопаточкой, иголочкой»);

   5. кончик языка по очереди приближать к верхним и нижним зубам с внутренней стороны при средне открытом рте;

   6. поднять кончик языка к  верхним  зубам,  подержать  под  счет до 5, опустить к нижним зубам:

   7, оттопырить правую, затем левую щеку языком;

   8. закрыть глаза, вытянуть  руки вперед,  кончик  языка положить  на нижнюю губу;

   9. выполнить движение языком вперед-назад.

     Оценка результатов по 3 разделу:

     Подсчет  результатов   производится  таким  образом:  за  каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок  выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти.

     Высокий уровень - 8-9 баллов.

     Средний уровень - 7-4 балла.

     Низкий уровень - 3-0 баллов.

     4 раздел. Исследование двигательной функции мягкого неба.

     Инструкция: детям необходимо  открыть  широко рот и выполнить предложенные задания:

     1.   широко открыть  рот и четко произнести звук "а" (на твердой атаке);

     2.   провести шпателем или зондом по мягкому небу,

     3.   при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

     Оценка результатов по 4 разделу:

     Подсчет  результатов   производится  таким  образом:   за  каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается  общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти.

     Высокий уровень - 3 балла.

     Средний уровень -2-1 балла.

     Низкий уровень - 0 баллов.

       

 Общий результат обследования моторики артикуляционного

                 аппарата по методике Г.В. Бабиной

     Высокий уровень - 20-25 баллов.

     Средний уровень - 10-19 баллов.

     Низкий уровень - 0-9 баллов.

5.0бследование  ритмических  способностей ребенка  

(методика Н.В, Микляевой)

     Исследование уровня развития ритмической способности включает в себя несколько компонентов.

     1. Оценка ритмов

Инструкция: исследователь стучит по столу и предлагает ребенку определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке»:

     - одиночные «пачки» (// или ///);

     - серии «пачек» (// // // или /// /// ///).

     2  Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

     Инструкция: сначала дается оценка простым ритмам:

  1. // // //;
  2. /// /// ///;
  3. // // //.

     Затем — акцентированным:

  1. •  // /// // /// //;
  2. •  /// // /// // ///

     3. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции

     Инструкция:  ребенку предлагается выполнять  ритмы по  речевой

инструкции:

     - стучать «по 2 раза»;

     - стучать «по 3 раза»;

     - стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».

     4. Воспроизведение ритмов по графической модели

     Инструкция: ребенку предлагается постучать так, как нарисовано:

      /  /  /

      // //  //;

     - ритм повтора (карточки одинаковые)

     - ритм чередования (чередуются карточки двух цветов)

      / ////// / ///////

      / / / //

      // // // //;

     - ритм  противопоставления (чередуются  карточки  двух цветов  и

размеров).

      / // / //

      // / // /

      // /  // /.

      / //  / //.

     Для оценки степени выраженности показателей можно использовать следующую шкалу:

     1 балл ребенок получает, если выполнил правильно задание, четко простучал, быстро переключился с одного задания на другое.

     0  баллов  ребенок  получает,   если   он  не  может  справиться самостоятельно с заданием, допускает при выполнении задания ошибку.

Общий результат обследования ритмических способностей ребенка по методике Н. B. Микляевой

     Высокий уровень - 18-20 баллов.

     Средний уровень -9-17 баллов.

     Низкий уровень - 0-8 баллов.

     6. Обследование речи

     В  методике  использованы  речевые  пробы,   предложенные  Лалаевой Р.И., Мальцевой Ё.В,  Лурия A.Р.  Эта методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для:

     - диагностики;

     -  уточнения   структуры  речевого  дефекта   и  оценки  степени

выраженности  нарушений  разных  сторон  речи  (получения  речевого

профиля);

     - построения системы индивидуальной коррекционной работы;

     - комплектования  групп на основе общности структуры нарушений

речи;

     - отслеживания динамики  речевого развития  ребёнка  и  оценки

эффективности коррекционного воздействия.

                           Структура методики

     Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

    Серия I - Исследование сенсомоторного уровня речи:

        1. Проверка фонематического восприятия - 5  баллов;

         2. Исследование состояния артикуляционной моторики – 5 баллов;

        3. Звукопроизношение-15 баллов;

         4. Проверка сформированности звукослоговой структуры слова -5

          баллов;

             За всю серию наивысшая оценка - 30 балов.

    Серия II - Исследование грамматического строя речи:

Пять видов заданий. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание использовать целиком. Максимальное число баллов - 30.

     Серия III - Исследование словаря и навыков словообразования:

Название   детёнышей  животных.   Образование   относительных, качественных  и притяжательных прилагательных.  Максимальное  число - баллов-30.

      Серия IV - Исследование связной речи:

Рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число -  баллов - 30.

Экспресс-методика  включает  77  заданий,  не  считая  проверки  звукопроизношения. Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество  баллов за всю методику  равно 120. Приняв эту  цифру  за  100 % можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб.  Полученное значение можно также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.

             VI уровень - 100-80% - высокий уровень;

             Ш уровень - 79,9-65% - средний уровень;

             П уровень - 64,9-45% - низкий уровень;

             I уровень - 44,95% и ниже - очень низкий уровень.

Итак: высчитав  процентное  выражение  успешности   каждой  серии, вычерчивается   индивидуальный   речевой  профиль: фонематическое восприятие; артикуляционная моторика; звукопроизношение; звукослоговая структура слова;  грамматический  строй речи; словообразование; связная речь.

        Таким образом, на основе данных  такого обследования  можно разработать точную систему коррекционной работы с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)"

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Уровень развития мелкой моторики – один из п...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Приводятся различные подходы для развития мелкой моторики....

Методическое пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего школьного возраста со спастической диплегией

Актуальность реализации методического пособия:  В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необх...