План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».
план-конспект урока по теме

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema._semya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 64 «Яблонька»

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья».

Подготовила и провела учитель-логопед Попова Т.В.

 Тема: семья.

Цели: 1) Активизация и обогащение словаря детей по теме  «семья».

           2) Закрепление  умения  образовывать сравнительную степень прилагательных, образовывать  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепить умение изменять слова по падежам         ( тв.п., пр. п.)

          3) Развитие связной речи: закреплять умение составлять рассказ по картинному плану.

          4) Развитие  психических процессов (внимания и мышления).

         5) Воспитание уважительного отношения к взрослым и членам семьи.

Оборудование:  родословное дерево, предметные картинки с изображением членов семьи  ( 2               бабушки, 2 дедушки, папа, мама, сын ( внук), дочь (внучка), сюжетная картина «Семья», текст Л. Толстого «Старый дед»,  Незнайка (кукла).

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

-Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришел Незнайка, он приготовил много вопросов, поможем ему ответить на них?

  1. Сообщение темы занятия:

      -Ребята,  перечислите кого вы видите на картинке.

-Как назвать их одним словом? (семья)

- Сегодня на занятии мы будем говорить о семье.

3)  Беседа о семье.

-Кого из членов семьи не хватает на картинке? (бабушки, дедушки)

Игровое упражнение «С кем ты живешь?» (словоизменение Тв.п.)

Я живу с мамой, папой, бабушкой, братом…»

Игра на внимание «Будь внимателен».

Хлопни в ладоши, если я назову члена семьи.

Бабушка, соседка, мама, дочка, врач, дворник, дедушка, учитель, папа, сын, продавец, внучка, внук.

_Кто самый младший член семьи на этой картинке?

-Придумайте ему имя.

-Кто самый старший член семьи?  Придумайте ему имя и отчество.

- Почему взрослых людей называют по И.О.?

-Откуда берется отчество?

С давних времен в России почитали и уважали отцов и дедов. К их мнению и советам всегда прислушивались. Сажали в доме, за столом на самое почетное место. Первый начинал есть дедушка и только потом приступали к еде все остальные члены семьи.

Послушайте рассказ Л.Н.Толстого и подумайте чему он учит.

Чтение рассказа «Старый дед» Л.Толстого.

-Как вы думаете чему учит этот рассказ? (Заботиться и уважать старых людей)

-А вы заботитесь о своих родственниках? Как?

(помощь по хозяйству, уход и игры с младшими, вежливые и ласковые слова…)

  1. Физ. Минутка .Игра с мячом «Скажи ласково»

Мама-мамочка, мамулечка;

Дед-дедушка, дедулечка;

Сестра-…

Сын-…

Дочь-…

Брат-…

Внук-…

Внучка-…

  1. Игра «Ау вас» ( образование сравнительной степени прилагательных)

 Составление предложения со значением противопоставления.

Мы с Незнайкой начинаем предложение, а вы должны похвалить семью ещё лучше, чем мы.

Наша семья большая, …а наша еще больше.

Наша семья дружная, а наша ещё дружнее.

                      крепкая, а наша ещё крепче.

                     культурная,…

                     заботливая, …

                     воспитанная,….

                    трудолюбивая,…

  1. Знакомство с родословным деревом.

Незнайка:

-Ой, ребята, смотрите тут какое-то дерево стоит.

-Это не простое дерево, оно рассказывает о всех родственниках одной семьи. Называется оно родословное дерево. Давайте расставим всех членов семьи на свои места.

Внизу самые большие , старые ветви. Сюда мы поставим самых старых и уважаемых членов семьи (бабушки и дедушки:  2 пары)

-Вторые (средние) ветки поменьше, помоложе.

Кого мы поставим на средние ветки? (маму, папу)

Кто ты для мамы?

Кто твоя мама для бабушки и дедушки?

Кто твой папа для бабушки и дедушки?

-Третьи веточки самые молодые. Кого мы поставим на самые верхние веточки?

Кто ты для бабушки, для дедушки?

Кем приходятся мальчик и девочка друг друга (брат и сестра).

  1. Игра «Старше или младше?»

Сравниваются 2 члена семьи (по картинкам с родословного дерева). Дети составляют предложения.

Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы.

Дедушка-внучка;

Папа-сын и т.д.

  1. «Исправь ошибки незнайки».

Сначала родились мы, а потом наши родители.

Бабушка младше мамы.

Я бабушкин сынок.

  1. Пословицы, поговорки о семье.

(проводилась предварительная работа с детьми)

  1. Расскажи о себе по картинному плану.

На доске выставлены картинки-символы: мальчик, дом, цифра(5 или 6),папа, мама, девочка, врач, школа. Каждый ребёнок должен составить рассказ о своей семье, опираясь на картинки-подсказки. Логопед дает образец рассказа:

«Меня зовут Смирнов Виктор. Мне шесть лет. Я родился 5 декабря.

Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 7 квартира 14.

Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.

Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учительница.

Моей старшей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе.»

1-2 ребенка составляет по плану рассказ.

Д/З. Подготовить рассказ о своей семье.

  1. Итог.

О чем сегодня мы говорили?

Незнайка: Я понял в семье я буду вежливым,воспитанным,заботливым, а когда выйду во двор подерусь с мальчиком, разобью окно, поругаюсь с соседкой, они же не члены моей семьи. Правильно?

Дети объясняют , что нужно быть вежливым всегда.

Вся Земля-наш светлый дом.

Много есть соседей в нем,

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки.

Травка, птички и цветы

И, конечно, я и ты.

В этом славном доме нужно

Жить со всеми очень дружно,

Никого не обижать,

Всех соседей уважать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"

Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"...

Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в усло...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"

Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...

Логопедическое занятие по развитию лексико-граммаических категорий и связной речи. Тема: Составление творческого рассказа по стихотворению С.В.Михалкова "Мой щенок" с пересказом произошедших событий от другого лица.

Цель: развитие связной речи и лексико-грамматических категорий путём использования элементов технологий «пересказ стихотворного текста своими словами», «пересказ произошедших событий...

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи  в подготовительной группе «Зима»...

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

Конспект логопедического занятия ориентирован на обучающихся с РАС, обучающихся по АООП 8.2...