Главные вкладки

    План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».
    план-конспект урока по теме

    План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema._semya.docx22.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ № 64 «Яблонька»

    План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья».

    Подготовила и провела учитель-логопед Попова Т.В.

     Тема: семья.

    Цели: 1) Активизация и обогащение словаря детей по теме  «семья».

               2) Закрепление  умения  образовывать сравнительную степень прилагательных, образовывать  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепить умение изменять слова по падежам         ( тв.п., пр. п.)

              3) Развитие связной речи: закреплять умение составлять рассказ по картинному плану.

              4) Развитие  психических процессов (внимания и мышления).

             5) Воспитание уважительного отношения к взрослым и членам семьи.

    Оборудование:  родословное дерево, предметные картинки с изображением членов семьи  ( 2               бабушки, 2 дедушки, папа, мама, сын ( внук), дочь (внучка), сюжетная картина «Семья», текст Л. Толстого «Старый дед»,  Незнайка (кукла).

    Ход занятия.

    1. Орг. момент.

    -Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришел Незнайка, он приготовил много вопросов, поможем ему ответить на них?

    1. Сообщение темы занятия:

          -Ребята,  перечислите кого вы видите на картинке.

    -Как назвать их одним словом? (семья)

    - Сегодня на занятии мы будем говорить о семье.

    3)  Беседа о семье.

    -Кого из членов семьи не хватает на картинке? (бабушки, дедушки)

    Игровое упражнение «С кем ты живешь?» (словоизменение Тв.п.)

    Я живу с мамой, папой, бабушкой, братом…»

    Игра на внимание «Будь внимателен».

    Хлопни в ладоши, если я назову члена семьи.

    Бабушка, соседка, мама, дочка, врач, дворник, дедушка, учитель, папа, сын, продавец, внучка, внук.

    _Кто самый младший член семьи на этой картинке?

    -Придумайте ему имя.

    -Кто самый старший член семьи?  Придумайте ему имя и отчество.

    - Почему взрослых людей называют по И.О.?

    -Откуда берется отчество?

    С давних времен в России почитали и уважали отцов и дедов. К их мнению и советам всегда прислушивались. Сажали в доме, за столом на самое почетное место. Первый начинал есть дедушка и только потом приступали к еде все остальные члены семьи.

    Послушайте рассказ Л.Н.Толстого и подумайте чему он учит.

    Чтение рассказа «Старый дед» Л.Толстого.

    -Как вы думаете чему учит этот рассказ? (Заботиться и уважать старых людей)

    -А вы заботитесь о своих родственниках? Как?

    (помощь по хозяйству, уход и игры с младшими, вежливые и ласковые слова…)

    1. Физ. Минутка .Игра с мячом «Скажи ласково»

    Мама-мамочка, мамулечка;

    Дед-дедушка, дедулечка;

    Сестра-…

    Сын-…

    Дочь-…

    Брат-…

    Внук-…

    Внучка-…

    1. Игра «Ау вас» ( образование сравнительной степени прилагательных)

     Составление предложения со значением противопоставления.

    Мы с Незнайкой начинаем предложение, а вы должны похвалить семью ещё лучше, чем мы.

    Наша семья большая, …а наша еще больше.

    Наша семья дружная, а наша ещё дружнее.

                          крепкая, а наша ещё крепче.

                         культурная,…

                         заботливая, …

                         воспитанная,….

                        трудолюбивая,…

    1. Знакомство с родословным деревом.

    Незнайка:

    -Ой, ребята, смотрите тут какое-то дерево стоит.

    -Это не простое дерево, оно рассказывает о всех родственниках одной семьи. Называется оно родословное дерево. Давайте расставим всех членов семьи на свои места.

    Внизу самые большие , старые ветви. Сюда мы поставим самых старых и уважаемых членов семьи (бабушки и дедушки:  2 пары)

    -Вторые (средние) ветки поменьше, помоложе.

    Кого мы поставим на средние ветки? (маму, папу)

    Кто ты для мамы?

    Кто твоя мама для бабушки и дедушки?

    Кто твой папа для бабушки и дедушки?

    -Третьи веточки самые молодые. Кого мы поставим на самые верхние веточки?

    Кто ты для бабушки, для дедушки?

    Кем приходятся мальчик и девочка друг друга (брат и сестра).

    1. Игра «Старше или младше?»

    Сравниваются 2 члена семьи (по картинкам с родословного дерева). Дети составляют предложения.

    Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы.

    Дедушка-внучка;

    Папа-сын и т.д.

    1. «Исправь ошибки незнайки».

    Сначала родились мы, а потом наши родители.

    Бабушка младше мамы.

    Я бабушкин сынок.

    1. Пословицы, поговорки о семье.

    (проводилась предварительная работа с детьми)

    1. Расскажи о себе по картинному плану.

    На доске выставлены картинки-символы: мальчик, дом, цифра(5 или 6),папа, мама, девочка, врач, школа. Каждый ребёнок должен составить рассказ о своей семье, опираясь на картинки-подсказки. Логопед дает образец рассказа:

    «Меня зовут Смирнов Виктор. Мне шесть лет. Я родился 5 декабря.

    Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 7 квартира 14.

    Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.

    Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учительница.

    Моей старшей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе.»

    1-2 ребенка составляет по плану рассказ.

    Д/З. Подготовить рассказ о своей семье.

    1. Итог.

    О чем сегодня мы говорили?

    Незнайка: Я понял в семье я буду вежливым,воспитанным,заботливым, а когда выйду во двор подерусь с мальчиком, разобью окно, поругаюсь с соседкой, они же не члены моей семьи. Правильно?

    Дети объясняют , что нужно быть вежливым всегда.

    Вся Земля-наш светлый дом.

    Много есть соседей в нем,

    И мохнатые козлята,

    И пушистые котята,

    И извилистые речки,

    И кудрявые овечки.

    Травка, птички и цветы

    И, конечно, я и ты.

    В этом славном доме нужно

    Жить со всеми очень дружно,

    Никого не обижать,

    Всех соседей уважать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

    Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

    Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"

    Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"...

    Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

    Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в усло...

    Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"

    Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема «Осень».

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема «Осень»....