Главные вкладки

    «Давайте говорить друг другу комплименты»
    план-конспект урока (9 класс) по теме

    Солодянкина  Елена Викторовна

    Урок по развитию речи в 8 классе 2вида (2 вариант). Урок посвящен речевому этикету

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevoy_etiket.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «Давайте говорить друг другу комплименты»                                                                                    (Речевой этикет).

    ЦЕЛИ:  1. Обеспечить обогащение активного словаря учащихся формулами речевого этикета в различных ситуациях общения.

                   2. Формировать коммуникативные умения: умение правильно пользоваться этикетными выражениями в жизни, умение выбирать этикетные выражения в соответствии с конкретными речевыми ситуациями.

                  3. Воспитывать уважительное отношение к людям.

                  4. Развивать слуховое восприятие с голоса, с аудио- и видеозаписи.

    ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ:

    1. Выставка книг «О культуре речи и культуре поведения».

    2. Таблички и плакаты с формулами речевого этикета.

    3. Стенд «Культура речи».

    4. Видеомагнитофон. Мультфильм «Вини Пух и день забот».

    5. Музыкальный центр. Песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом  восхищаться».

                                           ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент

    Здравствуйте! Садитесь!                За экраном:   Как вы слышите?                                                    Который сейчас урок?                                         Какой сейчас урок?                                         Как вы будете говорить на уроке?



    Сейчас второй урок.

    Сейчас урок развития речи.

    Мы будем говорить четко, внятно, громко, соблюдая ударения в слова и фразах.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы будем учиться говорить друг другу вежливые слова. «Зачем учиться? - скажете вы – ведь мы и так знаем их».   Да, вы уже давно знаете много вежливых слов. Вспомним эти слова.

    1. Речевая разминка.

    Я буду читать начало фразы, а вы заканчивайте их хором:

    Растает ледяная глыба от слова теплого…


    Зазеленеет старый пень,

    Когда услышит…


    Мальчик вежливый и развитый                                                   говорит, встречаясь…


    Когда нас ругают за шалости,

    Говорим мы …


    Спасибо!



    Добрый день!




    Здравствуйте!



    Простите, пожалуйста!



    Хорошо, что вы знаете эти добрые слова.

      Сегодня на уроке вы узнаете разные речевые ситуации.

      Сегодня мы вспомним, как правильно здороваться и благодарить, будем учиться говорить друг другу комплименты и слова утешения, узнаем, что можно и нужно уметь вежливо отказывать. Иными словами, мы узнаем правила речевого этикета.

    Запишите в тетради число, тему урока: «Речевой этикет».

    Что называют словом  «этикет»? (См. табличку на доске, спишите определение в тетради):

    Этикет – это правила общения, которые основаны на уважительном отношении к людям.

    Выделите главную мысль в этом определении. (Уважительное отношение к людям).

    Главная задача нашего урока – учиться  уважительно относиться к людям. Пусть эпиграфом к нему станут слова:

                                                     

    Среди невезенья иного, среди невеселого дня                                                                                                                                   Скажите мне доброе слово, и слово утешит меня.  (Л.Щипахина)

    1. Проверка домашнего задания.

    О том, как важны в жизни человека добрые, вежливые слова, задумывались многие поэты.

    Дома вы выучили стихи о вежливости. Прочтите их выразительно.

    М. Иванова:

    Если кто-то загрустит,

    Ты его не оставляй,

    Добрым словом, добрым делом

    Утешай и помогай.

    Л. Бояринов:

    На доброе слово

    Не надо скупиться.

    Сказать это слово-

    Что дать напиться.

    М. Паклина:

    Папа разбил драгоценную вазу,

    Бабушка с мамой нахмурились сразу.

    Но папа смутился, взглянул им в глаза,

    И робко, и тихо «простите» сказал.

    И мама молчит, улыбается даже:

    «Мы купим другую, есть лучше в продаже.

    «Простите»- Казалось бы, что в нем такого,

    А вот ведь какое чудесное слово.

    Почему слово «пожалуйста» автор назвал чудесным?

                             (Оно чудесным образом изменило настроение мамы.)

    Подберите синонимы к слову «чудесный».

                             (Волшебный, необыкновенный, прекрасный.)

    О каких чудесных словах поется в песне Булата Окуджавы?

    1. Прослушивание песни                                                                               «Давайте восклицать, друг другом восхищаться».

    «Давайте говорить друг другу комплименты» - поется в песне.                                              Как вы понимаете слово комплименты?


    Комплименты – это  ласковые, любезные, приятные слова.

    Запишите  это слово в тетради. Подчеркните орфограммы в этом слове.

    5. Беседа.

    Вспомним басню И.А. Крылова «Ворона и лисица».                               (Учитель выразительно читает фрагмент басни).

    Лисица говорит много ласковых слов вороне. Можно ли назвать эти слова комплиментами?

                                           (Нет, слова лисицы лживые, неискренние)

    Верно, это не комплименты, а лесть. Найдите в толковом словаре значение слова «лесть». Ведь комплименты говорят о достоинствах действительных.  

    А сами вы умеете говорить комплименты? Проверим.

    6. Игра «Закончи фразу».                                                                          Закончите комплимент своими словами, адресуйте его соседу по парте.


    Я рад, что ты…

    Мне нравится, что ты…

    Как хорошо, что ты…

    Ты сегодня…

    Приятно, когда…

    6. Вежливая критика.

    Скажите, ребята, а всегда ли поступки человека заслуживают комплимента.    (Нет. Люди совершают и плохие поступки, которые не  заслуживают похвалы.)                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                            Кто-то ведет себя неправильно: грубит, обижает людей.                                                                                                        Что нужно сказать в таком случае? Хвалить? Молчать?                                                                   В таких случаях нужна критика.   Почтите определение этого слова.

    Критика – это указание на недостатки; отрицательное суждение о чем-либо.

                                                                                               

    Давайте потренируемся вежливо и доброжелательно высказывать отрицательное мнение о поступках человека.

    Подруга сказала, что болеет, а сама пошла на дискотеку.  


    Друг позвал на рыбалку, а сам проспал и не пришел.

     

    Мама несправедливо ругает сына.


    Не могу поверить, что такой честный человек, как ты могла меня обмануть.

    Ты всегда был таким обязательным. Удивляюсь, что тебе помешало.                                             Прости, мама, но я ни в чем не виноват.

     

    Думаю, вы поняли, что критика может и должна быть доброжелательной.                                                                                                                            Еще больше доброжелательности нужно проявить к человеку, когда ему плохо. Если человек грустит, плачет, ему нужно утешение.

    М.Иванова, повторит  слова об утешении.

                                                                             

    Если кто-то загрустит,

    Ты его не оставляй,

    Добрым словом, добрым делом

    Утешай и помогай.

    8. Утешение.

    Вспомним детское стихотворение Агнии Барто:

    Наша Таня громко плачет.

    Уронила в речку мячик…  

    Как закачивается оно у автора?                                                                                       (Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч.)                                                                                                        А какими словами вы сами утешили бы ребенка?                                                                                                             (Тише, Танечка, не плачь, мы сейчас достанем мяч.)  

     

    Какие слова утешения вы знаете? Посмотрите на доску и скажите, в каких ситуациях можно употребить следующие слова:

     Не плачь…

     Утешься…

     Не горюй…

     Не волнуйся…

     Не бойся…

     Не переживай…

     Успокойся…

     Не печалься…

    Какой литературный персонаж часто произносит слова:                                                     «Не печалься, ступай себе с богом…»?                                                                          (Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина.)  

                                                                                                                                               Какие  пословицы создал русский народ для утешения?

    (Подготовленное чтение учеником)


    Нет худа без добра.

    Горе - не беда, с кем не была.

    Одна беда - не беда.

    И у нас дома не здорово: таракан с печки свалился!

    Кроме утешающих пословиц существует целый жанр фольклора -  потешки:                                                                                                                                      


    Не плачь, не плачь.

    Куплю калач.

    А если будешь плакать,

    Куплю дырявый лапоть.

    9. Поздравление.                                                                                                                                                                           Итак, мы убедились, как важны добрые слова в трудные моменты  жизни.                                                                                                 А можно обойтись без вежливых слов в моменты  радости?                                                         (Нет, не обойтись.)                                                                                                                                                    Вспомним мультфильм о Вини Пухе. Медвежонок узнал, что у ослика Иа День рождения и решил устроить ему праздник…                                                                                                                                                         Посмотрите отрывок из мультфильма и запишите, какие вежливые слова говорят Вини Пух, Иа, Пятачок и Сова.                                                                                                  

                                                           

     

    Кто из друзей самый умный? (Сова)                                                                                                          Кто самый воспитанный? ( Иа )                                                                                                          Кто самый добрый? Обоснуйте  свой ответ.                                                                                  Что является самым главным в поздравлении: красивые слова (их так много говорит Сова) или искренность, душевность, доброта?                                              (Конечно, важнее всего, чтобы слова были  душевными, искренними.)                                                                                                                                            

    10. Домашнее задание.                                                                                                                                Посмотрите на композицию поздравления. Из каких частей  состоит поздравление?

     

                              Композиция поздравления:

                                  Обращение.

                             Текст поздравления.

                                 Пожелание.

                                                 Подпись.

    Дома составьте текст поздравления маме или бабушке с 8 Марта и  ветеранам войны с Днем Победы.

    Для обращения используйте  подходящие прилагательные из таблицы:

     

    Глубокоуважаемый

    Уважаемый

    Дорогой

    Милый

    Любимый

    Досточтимый

    11. Итоги урока.

    На уроке мы убедились, что в любой жизненной ситуации можно и нужно быть вежливым. А какими синонимами можно заменить выражение «вежливый  человек»?   ( Деликатный, культурный, воспитанный, порядочный, интеллигентный.)

    Будьте вежливыми людьми!

        Оценки за урок.

    12. Закончим наш урок под звуки песни Булата Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»

                                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

    Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

    "Давайте говорить друг другу комплименты"

    Классный час о формировании умения говорить друг другу комплименты в форме игры....

    Давайте говорить друг другу комплименты

    Цель: формировать  умение  использовать  в  речи  комплименты. Задачи: Обучающая: работать над речевым этикетом: составлять комплименты, познакомить с употреблением похвальн...

    Давайте говорить друг другу комплименты..

    Мастер-класс по культуре речи....

    Конспект урока английского языка "Давайте говорить друг другу комплименты"

    Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в современном мире людям  и, особенно молодым людям, необходимо быть« эффективным» собесед– ником, умеющим не только слушать и слышать, но и обладающ...

    Классный час «Давайте говорить друг другу комплименты» (5-7 кл.)

    Цель классного часа: развитие умения "входить в  положение других", лучше понимать их чувства, мотивы поведения....