Главные вкладки

    Давайте говорить друг другу комплименты..
    план-конспект занятия по русскому языку на тему

    Березуева Оксана Анатольевна

    Мастер-класс по культуре речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master.docx22.58 КБ
    Файл davayte_govorit_drug_drugu_komplimenty.pptx478.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс

    Давайте говорить  друг другу комплименты…

    (Практикум по культуре речи).

    Здравствуйте!

    (ответ)

    Здравствуйте! Что особого тем мы сказали?

    Просто “здравствуйте” больше мы ничего не сказали?

    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

     Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь ?

    Оттого, что каждому из нас приятно слышать добрые, хорошие слова, услышать похвалу в свой адрес. И я хочу, чтобы сегодня вы почувствовали себя в миредобрых слов и понимания друг к дугу.

    Слайд  Давайте говорить друг другу комплименты.

    Обратите внимание на эти слова

    -Кому они принадлежат?

    -Правильно. Они принадлежат Булату Окуджаве (1924 -1997), который стоит у истоков бардовской песни. Его называют романтиком, потому что в его песнях мы все – люди, человечество оказываемся выше и чище, добрее, с лучшими качествами, с лучшими надеждами.

    Итак, у нас обозначилась тема нашего занятия

    -А что же такое КОМПЛИМЕНТ?

    Ответ

    Правильно. Комплимент – любезные, приятные слова, лестные слова (но не льстивые, когда в сердце яд, а на языке мёд). ( слайд)

    - Комплименты обожают все без исключения. Вот только говорить их не так просто, как кажется. Для этого нужно быть внимательным и обладать чувством такта. Хороший комплимент – это целое искусство. А знаете ли вы, каким  должен быть комплимент?

    Ответ Без двусмысленности

    Учитель Верно, комплимент должен отражать исключительно положительные качества. Например фразу «Какая вы сегодня красивая!» комплиментом назвать трудно. В ответ сразу напрашивается вопрос: «А что, в остальные дни – некрасивая?»  

    …  у тебя очень приятная улыбка.

    Ответ: Без гипербол (излишних преувеличений)

    Учитель  Правильно. В комплименте нужно использовать только реальные факты иначе он будет воспринят как лесть . Допустимо лишь небольшое преувеличение «Тебе очень идёт красный цвет» - это комплимент.а слова «Ты самая красивая на свете»- явная лесть.

    … с тобой очень интересно общаться.

    Ответ  Без  «приправ»  

    Действительно,  комплимент « Руки у тебя золотые, а вот язык – твой враг» содержит неприятную приправу. Такие приправы являются «ложкой дёгтя» и сводят на нет даже самый хороший комплимент.

    …  вам очень к лицу ваш наряд

    Ответ  Без нравоучений.

    Учитель : Это значит, что комплимент должен только констатировать наличие какого-либо качества, но не содержать рекомендации по его улучшению Например,  «Тебе очень идёт это платье, всегда его носи» .Это уже поучение.

     Но самый удачный комплимент – это комплимент на фоне антикомплимента (но, конечно, без самоуничижения)

    Вашей выдержке можно позавидовать, у меня так получается не всегда.

    А знаете ли вы , что есть правила, которые необходимо соблюдать, если вы решили сделать комплимент. Я хочу вас с ними познакомить.

    Слайд

    Правила

    1. Не растягивайте комплимент. В длинном высказывании легко теряется суть, и человеку может просто надоесть вас слушать.
    2. Старайтесь выделять не очевидные, а скрытые качества . Большинство людей считают, что человек, заметивший какие-то нюансы нашей личности и отметивший их с помощью комплимента, на самом деле проявляет к вам интерес
    3.  Никогда не «вымучивайте» комплимент. Если у вас не получается сказать искренне, лучше вообще промолчите.
    4. Старайтесь выбирать для комплимента  подходящее время.  Даже самый хороший комплимент может вызвать раздражение, если он неуместен.
    5. Комплимент нужно отличать от лести.  Комплимент отличается  тем, что в нём  дается небольшое преувеличение. Лесть часто грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за неправдоподобности. Хотя есть люди, которым и лесть по душе. Но все же, многих лесть отталкивает.

    Физминутка

    Самомассаж
    По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями:
    Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка, (Хлопки в ладоши.) Хлоп, другая!
    Правой, правою ладошкой (Шлепки по левой руке от плеча к кисти.)
    Мы пошлепаем немножко. (Шлепки по правой руке.)
    А потом ладошкой левой
    Ты хлопки погромче делай.
    А потом, потом, потом (Легкое похлопывание по щекам.)
    Даже щечки побьем.
    Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки над головой.)
    По коленкам - шлеп, шлеп! (Хлопки по коленям.) По плечикам теперь похлопай! (Шлепки по плечам.)
    По бокам себя пошлепай! (Шлепки по бокам.)
    И погладим мы себя.
    Вот какая красота. (Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.)

     Послушайте комплименты и попробуйте определить, почему они неудачные.

    1. У тебя сегодня такая красивая причёска! (двусмысленный)
    2. Ты выглядишь сегодня лучше всех! (лесть)
    3. Платье у тебя очень красивое, только оно тебе велико!

    ( приправа)

    1. Ты прекрасно справилась с заданием, старайся так делать всегда. (нравоучение)
    2. Ваша подруга не спала ночь, готовилась к конкурсу, а вы ей  утром: У тебя такой свежий вид сегодня! (неуместен)

    А сейчас я предлагаю вам рассмотреть ситуации, в которых комплимент очень уместен.

    Я озвучиваю ситуацию, а вы попробуйте ответить на неё комплиментом

    1. Ваш одноклассник неожиданно для всех блеснул эрудицией

     (Меня поражает широта твоего кругозора)

    1. Ваш товарищ отлично справился с очень трудным и не очень интересным заданием.

    (Это прекрасно, что у тебя такой настойчивый характер)

    1. Ваша  подруга прекрасно ответила на уроке литературы.

    (У тебя  прекрасная речь, слушать тебя было очень  приятно)

    1. Ваш одноклассник на уроке истории по памяти назвал много интересных фактов.

     (У тебя энциклопедическая память!  Твоя эрудиция меня поражает)

    Каждый человек должен не только уметь говорить комплименты, но и научится их правильно принимать. Нельзя автоматически отвергать комплименты  ни при каких обстоятельствах. Во-первых. Вы обижаете того, кто вам сказал приятные слова, а во-вторых, вы должны быть благодарны этому  человеку, потому что невольно вы начинаете верить положительной оценке. И самым правильным будет в ответ на комплимент ответить просто «Благодарю вас»

    А сейчас давайте применим на практике всё, о чем мы сегодня говорили и скажем друг другу комплименты ( не опускаясь до лести).

    Учитель по очереди даёт слово каждому.

    Молодцы! Не правда ли, что после комплимента в свой адрес настроение стало лучше? А ведь это и есть задача комплимента.

    Немного интересных фактов.   Слайды    А знаете ли вы, что комплимент имеет и культурную специфику? Так, очень странное впечатление на носителей иной культуры могут произвести некоторые комплименты женщинам. В Индии, например, можно польстить женщине, если сравнить её с коровой, а её походку с походкой слона. Хороший комплимент японке – сравнение со змеёй, татарке и башкирке – с пиявкой, олицетворяющей  совершенство форм и движений. Обращение к женщине «Гусыня» в русской культуре – оскорбление, а в Египте – ласковый комплимент. Поэтому, когда поедете в зарубежную поездку, услышав подобный комплимент, не спешите обижаться.

    И как можно чаще говорите комплименты. Не опасайтесь восхищаться другими людьми. Сказанное вами доброе слово непременно вызовет такую же ответную реакцию. Всегда произносите комплимент уверенно и обязательно улыбайтесь.  Наш  урок подошёл к концу. Надеюсь, он помог вам расширить знания о культуре речи и умении говорить комплименты.

    Вы очень внимательны и отзывчивы. Мне было приятно работать с вами.

    Давайте восклицать,

    Друг другом восхищаться!

    Высокопарных слов

    Не стоит опасаться.

    Давайте говорить

    Друг другу комплименты,

    Ведь это все любви

    Прекрасные моменты.

    Удачных  вам комплиментов!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Давайте говорить друг другу комплименты…

    Слайд 2

    комплимент Любезные, приятные слова, лестные, но не льстивые ( когда на языке мёд, а в сердце яд) Толковый словарь

    Слайд 3

    Правила комплимента Не растягивайте комплимент. Старайтесь выделять не очевидные, а скрытые качества. Никогда не «вымучивайте» комплимент. Старайтесь выбирать для комплимента подходящее время. Комплимент нужно отличать от лести.

    Слайд 4

    Ситуация 1. Ваш одноклассник неожиданно для всех блеснул эрудицией

    Слайд 5

    ситуация 2. Ваш товарищ отлично справился с очень трудным заданием

    Слайд 6

    Ситуация 3 Ваша подруга отлично ответила на уроке литературы.

    Слайд 7

    Ситуация 4 Ваш одноклассник на уроке истории по памяти назвал много интересных фактов

    Слайд 8

    А знаете ли вы, что…

    Слайд 14

    Давайте говорить друг другу комплименты…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

    Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

    "Давайте говорить друг другу комплименты"

    Классный час о формировании умения говорить друг другу комплименты в форме игры....

    «Давайте говорить друг другу комплименты»

    Урок по развитию речи в 8 классе 2вида (2 вариант). Урок посвящен речевому этикету...

    Давайте говорить друг другу комплименты

    Цель: формировать  умение  использовать  в  речи  комплименты. Задачи: Обучающая: работать над речевым этикетом: составлять комплименты, познакомить с употреблением похвальн...

    Конспект урока английского языка "Давайте говорить друг другу комплименты"

    Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в современном мире людям  и, особенно молодым людям, необходимо быть« эффективным» собесед– ником, умеющим не только слушать и слышать, но и обладающ...

    Классный час «Давайте говорить друг другу комплименты» (5-7 кл.)

    Цель классного часа: развитие умения "входить в  положение других", лучше понимать их чувства, мотивы поведения....