Комнатные растения.
методическая разработка по теме

Шпалова Лариса Александровна

Урок развития речи в 3 классе  специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx51.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Комнатные растения. Герань, традесканция.

Цель:  Уточнить и расширить представления о комнатных растениях.

Задачи: 1. Учить детей вести диалог, добиваться полных, правильных ответов на вопросы учителя, дополнять высказывания товарищей. Формировать умения учащихся использовать в речи вновь усвоенные слова, составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях, опираясь на картинный план;

2. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

3. Развивать связную речь учащихся, художественно-эстетическое восприятие окружающего;

4. Воспитывать потребность в красоте, эстетический вкус.

Оборудование: комнатные растения, опорный картинный план, аудио-видеозапись, раздаточный материал, карточки с изображением растений.

I. Организация учащихся.

Психологический настрой на урок.

- Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

                                    Ответить хочешь

                                    Не кричи, а только

                                    Руку подними.

                                    Когда учитель спросит – встань.

                                    Когда он сесть позволит – сядь.

II. Работа с календарем природы.

- Какое сегодня число, день недели, месяц?

- Составьте рассказ о погоде, используя карточки.

                                        (отметить в календаре природы)

 

III. Повторение пройденного.

а) Какую тему изучали на прошлом уроке?

      (учились распознавать деревья, различать их по внешнему виду. Узнали какую пользу приносят деревья)

б) Как же вы помните изученный материал, повторим.

                (иллюстрации «Деревья», у уч-ся цифры 1-9)

    Выберите номера тех картинок, на которых изображены деревья. Под каким номером лишнее?

в) Выбрать, среди разных частей растений (листья, стебель, ствол, корень, ветки, семена, плоды) те, которые относятся к дереву.

      (уч-ся выбирают нужные карточки, ставят их к данной части дерева. Называют их.)

г) Какое вам было задано задание на дом?   (приготовить рассказы о деревьях )

- Кто хочет рассказать?

«Берёзка»   Я – красивое дерево. Недаром люди сочиняют обо мне стихи и песни: «Берёзка, моя берёзонька.

            Берёзка моя белая.

            Берёза кудрявая!»

  На тебе, берёзонька, листья зелёные; под тобой, берёзонька, травка шёлковая. Дерево на славу! Как оно кудряво! Как оно бело. Я пользу людям приношу: мои дрова берёзовые дают много тепла, из меня делают лыжи, мебель; получают деготь. Почками берёзы лечатся от простуды, настоем натирают руки и ноги. Все любят пить мой берёзовый сок.

- Спасибо тебе, берёзка, за всё. Все ребята бережно к тебе относятся.

«Дуб»  Я дуб – самое могучее дерево. С моим именем связано представление о силе, красоте. Не случайно древние люди называли меня «красавцем». Однако дуб не только могуч и красив. Моя, очень прочная древесина высоко ценится во многих областях промышленности, из неё изготавливают красивую, прочную мебель, двери. Моя крона используется в медицине, как вяжущее средство. Из желудей приготавливают кофе.

- Спасибо и тебе – дуб!

«Рябинка»  Я дерево стройное. А какие у меня листья. Особые, вырезные. Осенью мой наряд самый красивый. Алые гроздья ягод видны издалека. Сколько птиц я спасаю зимой от голода.

-Спасибо и тебе, рябинка! Мы с ребятами очень любим гулять по рябиновой аллее в нашем школьном дворе. Мы следим, чтобы никто не ломал тво ветки.

- Молодцы, ребята! Хорошие рассказы составили.

     (выставляются красные жетоны)

- Деревья – существа живые, они связаны с человеком. Ещё в старину раненые воины искали дерево, особенно дуб и сосну. Считалось, что если прикоснуться к ним, можно быстрее выздороветь. Перед дальними походами тоже прикасались к деревьям, набирались от них сил.

- А какую ещё пользу приносят деревья? (Лес является домом для птиц и животных. Очищают воздух. Человеку легко дышится в лесу).

IV. Релаксация.

- А как приятно побродить по лесу, полюбоваться его красотой, послушать, как поют птицы, как шуршит ветерок в листве деревьев, как неподалеку журчит ручеёк ). (аудиозапись «Прогулка по лесу).

- И от этого на душе становится спокойно и радостно.

V. Введение в тему.

- Я вам приготовила загадки. А вы постарайтесь их отгадать.

         (после отгадывания выставляются иллюстрации)

Его весной и летом                              

Мы видели одетым,  

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.     (Дерево)          

                                У полевой дорожки

                                У самого села,

                                Стоит на хрупкой ножке

                                Она, как снег, бела.   (Ромашка)

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.    (Помидор)

                                 Она под осень умирает,

                                 И вновь весною оживает,

                                 Коровам без неё – беда,

                                Она их главная еда.  (Трава)

- Как назвать одним словом все эти предметы? (растения)

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о растениях. А о каких, вы сейчас сами скажите.

- Посмотрите на картинки. Назовите, что на них изображено. (ромашка, василёк, фикус, колокольчик).

-Какую картинку вы бы убрали? Почему?

- Какие растения называются комнатными?

  (растения, выращиваемые человеком для украшения своего дома).

          VI.    Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать комнатные растения по их внешнему виду; сравнивать их, познакомитесь с названиями новых комнатных растений.

VII. Изучение нового материала.

- Какие комнатные цветы вы знаете? (бегония, фикус, алоэ, кактус …)

- Как вы различаете комнатные цветы? (по внешнему виду: по форме листьев, стеблю, по цветам).

- Для чего их выращивают? (для красоты и уюта помещений; для очищения воздуха; из-за целебных свойств).

- Отгадайте загадки. Найдите эти цветы у нас в классе:

«Лист горбочком с желобком.

 Шипы имеет, а  ранить не умеет.

 Зато лечит нас в любой день и час».  (Алоэ)

                                          Стоит мокрый Ванёк,

                                          А в кудрях огонёк. «Ванька-мокрый (Бальзамин)

            На окне цветок колючий смотрит за околицу.

            Вы его не трогайте лучше – очень больно колется.  (Кактус)

- Люди приручили к жизни в комнатах много красивых растений. Одни с красивыми листьями, другие красиво цветут. Цветы нас радуют, создают хорошее настроение, украшают наше жилище, очищают воздух, многие цветы лечат нас.

Физкультминутка.

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

            К солнцу потянулись,

           Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

           Развернут бутоны.

           В солнышке утонут.

а) А сейчас вы познакомитесь с новыми комнатными цветами.

   Куст оконный и балконный,

  Лист пушистый и душистый

  А цветы на окне – словно шапка в огне.

    -Это герань.  (Проговаривание. Цветы выставляются)

        «Чтобы солнце сквозь стекло нам в окошко не пекло,

                Мы повесили шторочку не тканую -  плетёную,

                А живую и зелёную»

     - Тра-дес-кан-ция.  (Проговаривают)

     -Чем эти цветы похожи? Что у них одинаковое?

                        (Части: корень, стебель, листья, цветки. Цвет листьев – зелёный).

в) Рассказ учителя (описание герани, затем традесканции).

        - Это – герань, по научному «пеларгония». Стебель у герани толстый, крепкий, края узорчатые (словарная работа), бархатистые.

        Цветы разноцветные: красные, розовые, белые, собраны в букет.

        Это – традесканция. Стебель тонкий, свисает вниз (свисающий), образует красивую шторочку, поэтому её помещают на высоких полочках. Листья у традесканции мелкие, продолговатые, заостренные на конце, гладкие, темнее по цвету, чем у герани.

        Цветы у традесканции – бледные, мелкие, быстро отцветают.

в)  Сравнение герани и традесканции ( по опорному плану)

- Чем они похожи? (Что у них одинаковое?)

- Чем различаются?

III. Закрепление.

а) Сравните герань и традесканцию. (Работа по карточкам. Слабые работают в парах)

Название цветка

Стебель

Листья

Цветы

ТРАДЕСКАНЦИЯ

ГЕРАНЬ

КРЕПКИЙ СВИСАЮЩИЙ

ТОНКИЙ ПРЯМОЙ

КРУГЛЫЕ

ОВАЛЬНЫЕ

УЗОРЧАТЫЕ

ЗАОСТРЕННЫЕ

МЕЛКИЕ

КРАСНЫЕ

 БЕЛЫЕ

Проверка

б) Составление рассказов о герани и традесканции учащимися (с опорой на план)

Общие признаки:

                    Герань                                                            Традесканция

Это - …..(комнатное растение)                           И это ….. (комнатное растение)

У герани есть: …,…,…,…  .                      И у традесканции тоже есть:…,…, …. .

(корень, стебель, листья, цветы)                                              (корень, стебель, листья, цветы)

Различия:

У герани стебель …,…(толстый, прямой     А у традесканции стебель …,…(тонкий, свисающий,

он всегда смотрит ввысь, тянется к солнышку)                                        словно шторочка)

У герани листья …,…,… (круглые,      А у традесканции листья:…(продолговатые, заостренные,

бархатистые, узорчатые)                                                                гладкие, темнее по цвету, чем у герани)

У герани цветы:…,….,…. (красивые,    А у традесканции цветы:…(скромные, незаметные, но

разные по-цвету, ими все любуются)                            традесканция украшает комнату своей зеленью)

в) Для чего выращивают комнатные растения?

Начни так: «Комнатные растения выращивают потому, что они … …»

          (учащиеся выбирают нужные слова, заканчивают предложение)

Красивые

Вредители

Очищают воздух

Загрязняют воздух

Создают уют

Лечат

Проверка (учащиеся читают предложение с выбранными словами)

г) А сейчас мы совершим заочную экскурсию по нашей школе (звучит музыка, показываются слайды, на которых изображены классы, украшенные цветами)

IX Обобщение

Все растения – это природа вокруг нас. Ты приходишь в природу и она доверчиво раздает свои богатства. Цветы учат нас быть добрыми и красивыми. Береги их, ухаживай за ними. А этому мы будем учиться на следующем уроке (на практическом занятии).

X Итог. Выставление оценок

Что нового узнали на уроке?

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".

Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...

Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".

Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

Материалы программы "Хозяин дома". "Комнатные растения и оформление дома комнатными растениями"

Материалы к программе «Хозяин дома».Комнатные растения и оформление интерьера комнатными растениями.     Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы являет...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

«Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений»

Познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере; научить выполнять перевалку (пересадку) растений.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавлива...

Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...