из опыта работы учителя-логопеда
календарно-тематическое планирование по теме

Фисенко Ирина Владимировна

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда на 2010 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

на 2011-2012 учебный год.

Ф.И.О. учителя-логопеда   Фисенко Ирина Владимировна

МКОУ СОШ   №  9                с. Воздвиженское

1. Общешкольная тема:    

«Информационные технологии в образовательном процессе. Воспитание духовно богатой и творческой личности  на основе сочетания традиций на инноваций».

2. Индивидуальная тема самообразования:

«Основные  направления  логопедической работы  с учащимися 1-х классов  по профилактике нарушений письменной речи ».

3. Предполагаемые сроки над темой. В каком учебном году начата работа и когда будет завершена:

Работа начата в 2009-2010 учебном году; будет завершена в 2011-2012 учебном году.

4. Цели и задачи самообразования на текущий учебный год: 

Цель логопедической работы:

  своевременная отработка технологии речи и  коррекции нарушений письменной    

 речи.                                                                                                                                                            Для достижения выбранной цели по самообразованию были поставлены следующие задачи:  

- проведение  логопедического обследования  учащихся 1-х классов;

- преодоление  нарушений звукопроизношения;

- развитие фонематического восприятия, фонематического слуха звукового анализа и синтеза;                                                                                                                                      - развитие лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи.

Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта, необходимо развитие психологической базы речи. Данная работа ведётся по следующим направлениям:

- развитие пространственных представлений;

- развитие временных представлений;

- формирование зрительного гнозиса;

- формирование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления.

5. Основные этапы работы над темой, и какая  работа соответственно этому этапу проведена:

1 этап. Поиск и составление списка литературы по теме самообразования:

А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова  инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

 2 этап. Изучение состояния выбранной проблемы с позиции  теории и передовой педагогической  практики:                                                                                                         

 

 Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Как показывают многолетние исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.  Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.                                

    Основная задача логопеда — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7-летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

З этап. Проектирование собственного педагогического поиска ( определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, консультации у руководителей районных МО).

Построить систему отработки технологии речи и  коррекции нарушений письменной речи среди учащихся 1-х классов.    

 4 этап. Опытно-экспериментальная проверка своего самообразовательного проекта на базе классов, где работает учитель (приглашение коллег для анализа, проведение открытых уроков, мастер-классов, срезов знаний  по целям самообразования; фиксирование  результатов в сравнительных таблицах, диаграммах; оформление вывода– то ли получено, что планировалось получить)

Для повышения своего самообразования, была на Краевом фестивале «Талант- 2010» г. Невинномысск и  посетила  мастер-класс учителя- логопеда (тема выступления «Использование игровых приёмов в работе учителя-логопеда»).

Посещение открытых уроков в начальных классах.

Выступление на районном семинаре среди учителей-логопедов. Тема выступления

«Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста. Профилактика дисграфии».

В 2011-2012 учебном году на районном семинаре  учителей – логопедов  показала открытые индивидуальные занятия с учащимися 1- ого класса на тему                                                        

«Автоматизация звука «Л» в слогах, словах», «Автоматизация звука «Л»

в словах».

Результаты проведённой работы  фиксируются в сравнительных таблицах, диаграммах. 

ДИНАМИКА  РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.

 

Уровень успешности речевой готовности

уч-ся  1  класса  2009 – 2010 уч. год.

        Уровень успешности речевой готовности

уч-ся  1-ых  классов 2010 – 2011 уч. год.

Уровень успешности речевой готовности

уч-ся  1 –ого класса на начало 2011– 2012 уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)

Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся,  данные о современном эталоне...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...