Статьи
статья

«Последующее всегда основывалось на предшествующем,

а предшествующее укреплялось  последующим»

(Ян-Амос Коменский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в развитии речи детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства – важное условие предупреждения неуспешности в обучении

Авторы: Кабаченко Н. А., Кабаченко Е. И.  учителя-логопеды по инновационной работе

ГОУ Д/С 2444 г. Москва

«Последующее всегда основывалось на предшествующем,

а предшествующее укреплялось  последующим»

(Ян-Амос Коменский)

   В настоящее время организация преемственности в образовании не только между отдельными субъектами (детский сад – школа), но и в рамках конкретного учреждения является  актуальной и  очень важной  задачей, которая направлена на то, чтобы создать каждому ребёнку комфортные условия   для его полноценного, гармоничного развития  и обучения. Осуществление преемственности между дошкольным учреждением  и школой направлено на то, чтобы с  одной стороны (ДОУ) обеспечить максимальную  готовность ребёнка к школьному обучению, с другой стороны (школа) обеспечить  максимально комфортные условия процесса адаптации. Но обеспечить максимально возможную готовность ребёнка к  школьному обучению невозможно  за один и даже два года. Это длительный процесс, включающий все возрастные периоды дошкольного детства.

Готовность ребёнка к обучению в школе обеспечивается качественным усвоением знаний и умений в рамках каждого возрастного  периода, которое выражается в  их  соответствии требованиям программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этих условиях преемственность  в рамках дошкольного учреждения призвана выполнять роль связующего механизма  между  четырьмя возрастными периодами физического и психического развития детей, включающими:

  1. ранний возраст - от 1года до  трёх лет (ясли, первая младшая группа);
  2. младший дошкольный возраст – от трёх до четырёх лет (вторая младшая группа);
  3. средний дошкольный возраст – от четырех до пяти лет (средняя группа);
  4. старший дошкольный возраст - от пяти до семи лет (старшая и подготовительная группы).

   И от того на сколько эффективно решаются образовательные задачи текущего года обучения, на сколько развитие ребёнка будет соответствовать  планируемым промежуточным результатам в конце года,  зависит  успешность усвоения им программного материала  следующего года.

   Важнейшим фактором, во многом определяющим успешность и активность ребёнка как субъекта образовательной деятельности является   своевременное, полноценное овладение речью.

Появившийся на свет младенец не умеет говорить, но  имеет способность к усвоению языка,   на котором  с ним общаются окружающие его люди. Овладение речью  происходит постепенно, это сложный психофизиологический процесс, требующий определённых условий:

  1. отсутствие патологии  в строении и  достаточное развитие  артикуляционного аппарата (скоординированная работа мышц лица, губ, щёк, языка, глотки, гортани, голосовых связок);
  2. отсутствие   патологии в строении и достаточное развитие дыхательной системы  (сила выдоха, полнота вдоха);
  3. отсутствие патологии в строении и достаточное развитие физического и фонематического слуха  (умение слышать и дифференцировать звуки речи);
  4. необходимый уровень развития мышления, памяти, внимания;
  5. наличие полноценной речевой среды (активное общение со взрослым, предметное окружение);
  6. наличие потребности в общении.

   Не секрет, что в каждой возрастной группе детского сада в начале учебного года есть дети, чье речевое развитие значительно отстаёт от нормы. Среди них могут находиться дети, не посещавшие ранее детский сад и те, кто посещал  предыдущую возрастную группу. Они составляют группу риска   по речевым нарушениям. У них  низкие стартовые возможности, и велика вероятность того, что программа предстоящего года не будет освоена в полной мере т.к. для её успешного усвоения отсутствует  важное условие –соответствующий возрасту уровень развития речи. Нарушения в развитии речи значительно снижают ее понимание,  познавательные возможности ребёнка,  не дают  ему  выражать свои мысли, а значит быть полноценным  участником образовательного процесса. В этих условиях очень важно понять, какой характер носит нарушение, возможно  ли его преодоление в рамках данной группы силами воспитателя и  имеющихся в ДОУ специалистов, или ребёнку требуется углубленное обследование, перевод в специализированную группу и помощь специалистов в области  педагогической коррекции и медицины.

 Логопедическая диагностика  детей, посещающих вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы, проведённая в начале учебного года в рамках эксперимента «Технология преемственности – как условие преодоления неуспешности в образовании на каждой возрастной ступени» выявила наличие в каждой возрастной группе детей, имеющих нарушения речи различной степени выраженности.

С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели и родители, было проведено анкетирование. Анкетирование воспитателей показало, что многие считают, что они не достаточно эффективно владеют  методами и приёмами развития речи детей. Им требуется помощь в организации: работы по предупреждению возникновения речевых нарушений с детьми, чья речь находится в настоящее время в пределах возрастной нормы; работы с детьми группы риска; развивающей речевой среды в группе и партнёрского  взаимодействия с родителями.

Анкетирование родителей показало, что они не обладают необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Не могут организовать условия для полноценного развития речи ребёнка в семье, часто просто пассивны, из-за нехватки времени. Снимая с себя ответственность за развитие ребёнка, демонстрируют потребительское отношение к дошкольному учреждению. Родителям необходима информация: об особенностях психофизического развития детей; о роли родителей в процессе воспитания и обучения ребёнка; о последствиях во время не устранённых речевых  нарушений, и возможностях их своевременного предупреждения и устранения.

   Таким образом, были выявлены причины, не способствующие  нормальному речевому развитию детей, и намечены пути их устранения:

работа с воспитателями:

  1. оказание методической помощи воспитателям по развитию речи детей в конкретной возрастной группе;
  2. оказание методической помощи по развитию речи детей группы риска;
  3. разработка индивидуальных  рекомендаций по развитию речи на каждого ребёнка с учётом индивидуальных потребностей;
  4. разработка рекомендаций по развитию речи всей группы;
  5. оказание методической помощи по формированию в группе развивающей предметно-пространственной среды;
  6. оказание помощи в организации партнёрского взаимодействия с родителями.

работа с родителями:

  1. педагогическое  просвещение родителей;
  2. разработка индивидуальных  рекомендаций по развитию речи на каждого ребёнка с учётом индивидуальных потребностей и возможности их использования в домашних условиях;
  3. направление родителей детей с выраженными речевыми нарушениями на  ПМПк дошкольного учреждения, а затем ПМПК округа для определения дальнейшего образовательного маршрута.

   Таким образом, логопедическая диагностика детей, анкетирование родителей и воспитателей  в рамках экспериментальной деятельности позволили выявить имеющиеся проблемы в развитии речи детей и искать пути их преодоления в организации сотрудничества путем вовлечения в образовательный процесс всех субъектов образовательной деятельности в каждой конкретной группе, в дошкольном учреждении в целом и   преемственности в рамках этого сотрудничества.

Литература:

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»Издательство: Мозаика-Синтез, 2010

Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М., Мозаика-Синтез, 2005.

Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи./ В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.— М., 1984.

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Просвиркин В.Н. Преемственность в системе не-прерывного образования: теория и технология. М.: Московский психолого-социальный институт – 2007.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учебное пособие. -М.: Изд-воМГЗПИ. -1991.

Источник: Журнал "Преемственность в образовании preemstvennost.ru"

http://preemst.e-2a.ru/index.php/novyj-nomer/12-uud/26-logoped-preemstvennost-2444


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....