Календарно-тематическое планирование уроков труда в 9 классе (для детей с глубокой умственной отсталостью).
календарно-тематическое планирование по теме

Шайхутдинова Надия Mифтаховна

Пояснительная записка.

   Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений и дворников. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией по уровню сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plany_po_trudu_9_klass.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа- интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. села Камышла

Календарно-тематическое планирование уроков труда

 в 9 классе

(для детей с глубокой умственной отсталостью).

                                                                               Составила:

                                                                                                       Учитель класса для детей

с глубокой умственной отсталостью

                                                                                                                        Шайхутдинова Надия  Мифтаховна                                      

Подготовка младшего обслуживающего персонала.

9 классы.

Пояснительная записка.

   Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений и дворников. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией по уровню сложности.

Занятия по обслуживающему труду направлены на:

- коррекцию личности умственно отсталого ребенка.

- практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.

- формирование у них знаний, умений, навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

   Школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения дворников, цветоводов и садоводов.

   При обучении детей, для которых предназначена данная программа, большую трудность представляет формирование знаний и общетрудовых умений. Для успешного решения этих задач необходимо использовать специфические для вспомогательной школы методы обучения: опора на наглядность, включение в подготовленную деятельность предметных действий, проговаривание вслух, работа с демонстрационными технологическими картами, дидактические игры. Особое внимание уделяется повторению учебного материала. Предлагаются образцы для подражания, например, образцово убранный участок, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях.

   Формирование у учащихся трудовые навыки должны быть в итоге профессиональными как по темпу работы, так и по содержанию двигательной программы трудового приема.

   Количество часов на темы и порядок прохождения тем являются примерными. Они могут изменяться учителем в зависимости от имеющихся условий обучения. Темы, для изучения которых нет соответствующих условий, заменяются другими.

   Теоретическое обучение проходит в школе, в специально оборудованном кабинете. Он должен быть оснащен рабочими столами, уборочным инвентарем и предметами санитарного оборудования. Для организации обучения школа должна располагать территорией, достаточной для разбивки цветников, посадки кустарников и деревьев. Желательно также иметь теплицу.

   Для хранения уборочного инвентаря в кабинете или подсобном помещении располагают специальные стойки. Метла,  совки, лопаты и.т.д. хранятся в стойках с пазами для каждого инвентарной единицы. Школьники работают только с индивидуальными орудиями труда. Для этого пазы в стойках и ручки орудий труда нумеруются. Тряпки маркируются в соответствии с назначением и в чистом виде располагаются на вешалках-сушилках в подсобном помещении.

Программа содержит темы по цветоводству, декоративному садоводству и по подготовке дворника.

Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами), способствует социальной адаптации ребят.

   Предлагаемая программа содержит, в основном, сведения по технологии работ с учетом нравственного воспитания и развития учащихся. Необходимо уделять большое внимание воспитанию доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь друг другу. Особое значение придается коммуникабельных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе дворником предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом, в том числе различными службами; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми.

   Учащиеся должны четко усвоить должностную инструкцию и научиться выполнять свои обязанности в точном соответствии с ней. Для этого на начальном этапе обучения большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

   Обязательным при обучении является изучение техники безопасности при работе на всех рабочих местах.

Программа по обслуживающему труду

для детей с глубокой умственной отсталостью.

9 класс ( 476 час ).

Цель: ознакомление учащихся с функциональными обязанностями дворника на примере выполнения работ по уборке школьного двора и пришкольного участка.

Уборка в летнее, осеннее, весеннее время дорожек, газонов, твердых покрытий.

Тематика:

1.инструменты и хозинвентарь.

2. правила техники безопасности.

3. виды покрытий (твердое, грунтовое, газон)

4. сбор и утилизация мусора

Практические работы:

  1. подметание дорожек, площадок с различным видом покрытий.
  2. сбор, переноска, утилизация мусора.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- название инструментов и хозинвентаря (метла, лопата, грабли, совок, контейнер для мусора, спецодежда: халат, рукавицы).

- назначение и устройство инструментов (лопата, грабли, метла).

- порядок хранения инструментов и хозинвентаря.

- правила техники безопасности при работе с инструментами и хозинвентарем.

Учащиеся должны уметь:

- применять инструменты и Хозинвентарь по назначению, хранить его.

- применять правила техники безопасности на практике

- производить подметание твердых покрытий по образцу убранного участка.

- производить сгребание листвы по образцу убранного участка.

- производить перенос мусора.

Уход за зелеными насаждениями.

Тематика:

  1. инструменты и инвентарь.
  2. правила техники безопасности.
  3. виды зеленых насаждений.
  4. осенняя перекопка почвы.
  5. обрезка кустарника.

Практические работы:

  1. определение зеленых насаждений на конкретном участке.
  2. перекопка приствольных кругов.
  3. обрезка сухих переломанных веток.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в задании с помощью учителя.

- применять инструмент по назначению.

- применять правила техники безопасности.

- производить перекопку почвы.

Учащиеся должны знать:

- названия инструментов для ухода за зелеными насаждениями (лопата, грабли, секатор).

- назначение, исправное состояние инвентаря, порядок хранения инвентаря.

- правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Отработка приемов уборки школьной территории в зимнее время.

Тематика:

  1. уборка улиц, площадок в зимнее время.
  2. инструмент и Хозинвентарь. Назначение. Уход за ним.
  3. спецодежда.
  4. уход за тротуаром, дорожками.
  5. правила техники безопасности.

Практические работы:

  1. уборка снега с твердых покрытий.
  2. очистка крыльца.
  3. обработка льда песком.

Учащиеся должны знать:

- название инструмента и хозинвентаря (лопата, скребок), спецодежды: куртка, рукавицы.

- назначение инструмента.

- правила работы и техники безопасности при уборке мостовых и тротуаров.

- значение своевременной уборки снега.

Учащиеся должны уметь:

- убирать снег с крыльца, тротуара.

- пользоваться инструментом и хозинвентарем по назначению

Работа с декоративными и садовыми растениями.

Цель: закрепить навыки ухода за растениями.

Тематика:

  1. виды декоративных комнатных растений.
  2. виды садово-огородных растений.
  3. виды размножений растений: (черенками, клубнями, луковицами, семенами).
  4. способы рассады растений.
  5. способы подготовки почвы.
  6. способы выращивание рассады.

Практические работы:

  1. пересадка растений.
  2. выращивание растений из семян.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Учащиеся должны знать:

- название некоторых садово-огородных растений.

- виды размножения растений.

- Способы рассадки растений.

- способы выращивания растений.

Учащиеся должны уметь:

- определять виды растений.

- подготавливать семена к посадке.

- выращивать рассаду.

Календарно-тематическое планирование уроков труда

(для детей с глубокой умственной отсталостью).

на 1 четверть в 9 б классе 2011-2012 учебный год (126 часов)

Тема урока

К-во ч-сов

ЗУН

Учебные и коррекционные цели и задачи

Оборудования и место работы

1

Повторение.

Беседа о подготовке школьников к труду. Профессии, изучаемые в школе.

Профессии, изучаемые в школе.

Расширить знания учащихся о профессиях изучаемые в школе. Воспитывать любовь к труду. Пополнение словарного запаса.

Мастерские по труду.

2

Знакомство с простейшими профессиями обслуживающего труда.

Иметь представление о профессиях обслуживающего труда.

Познакомить учащихся с простейшими профессиями обслуживающего труда: дворника, уборщика, мойщика посуды, рабочих прачечной. Развивать кругозор. Пополнение словарного запаса.

Экскурсия по школе. Дидактическая игра «Чей инструмент?».

3

Профессия дворник. Функциональные обязанности дворника.

Иметь представление о профессии дворника и его функциональных обязанностях.

Развивать кругозор. Пополнение и расширение словарного запаса. Воспитывать уважение к труду дворника.

Загадки и пословицы. Игра «Угадай, что я делаю?».

4

Встреча и беседа с школьным дворником.

Иметь представление о профессии

Развивать кругозор. Пополнение и расширение словарного запаса. Воспитывать уважение к труду дворника.

Пригласить в класс дворника.

5

Знакомство с трудовыми функциями дворника в осеннее время года.

Иметь представление о функциональных обязанностях дворника осенью.

Дать общие сведения о функциональных обязанностях дворника осенью. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Коррекция речи.

6

Хозинвентарь дворника. Их устройства и назначение.

Знать назначение и устройство инструментов.

Познакомить учащихся с инструментами дворника. Коррекция памяти и внимания.

Метла , лопаты, грабли, носилки.

7

Правила подготовки инструментов и хозинвентаря к работе. Порядок их хранения.

Обращение с метлой, лопатой, граблями, носилками.

Учить правильно пользоваться инструментами, повторить технику безопасности. Пополнение и расширение словарного запаса.

Демонстрация инструментов и шкафчика для них.

8

Правила техники безопасности при работе с инструментами и безопасной работы при уборке территорий.

Применять правила техники безопасности на практике.

Учить правильно пользоваться инструментами, повторить технику безопасности. Пополнение и расширение словарного запаса

Демонстрация инструментов и шкафчика для них.

9

Практическая работа: подметание дорожек с твердым покрытием.

Применять правила техники безопасности на практике.

Прививать трудолюбие, умение правильно подметать. Повторить технику безопасности.

Метла, лопата, ведра.

10

Спецодежда: виды, назначение и их хранение.

Соблюдать личную гигиену.

Прививать культуру труда и личной гигиены. Расширение словарного запаса, развитие речи.

Демонстрация спецодежды.

11

Заготовка веника и черенков.

Правильно срезать растение.

Познакомить с правилами сбора, сортировки и изготовления метлы. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Поход в лес.

12

Практическая работа: сбор крупного мусора на территории школы.

Соблюдать технику безопасности.

Социальная адаптация, применение своих знаний на практике.

Территория школы. Перчатки, вёдра.

13

Уход за зелеными насаждениями.

Осмотр и оценка состояния цветковых растений, посеянных весной.

Ориентироваться в задании по образцу.

Учить видеть конечный результат своего труда. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Прививать любовь к природе. Развивать внимание, наблюдательность.

Цветник на пришкольном участке.

14

Инструменты и инвентарь для ухода за зелеными насаждениями. Их назначение.

Знать название инструментов и их назначение.

Познакомить учащихся с инструментами для ухода за зелеными насаждениями. Коррекция памяти и внимания.

Лопата, секатор, нож, грабли, сучкорез.

15

Правила подготовки инструмента к работе, порядок хранения садового инструмента.

Знать порядок хранения инвентаря.

Учить правильно пользоваться инструментами. Воспитывать бережное отношение к инструментам.

Садовые инструменты

16

Правила техники безопасности.

Знать правила техники безопасности при работе с режущим инструментом.

Познакомить с правилами техники безопасности. Расширить кругозор. Развивать речь. Воспитывать трудолюбие.

Садовые инструменты

17

Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте.

Знать названия цветковых растений и различать их.

Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса.

Плакат с изображением цветковых растений.

18

Практическая работа: прополка сорняков в цветнике.

Уметь применять свои знания и умения на практике.

Учить видеть конечный результат своего труда. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Прививать любовь к природе. Развивать внимание, наблюдательность.

Перчатки, ведро. Работа в цветнике.

19




20

Признаки созревания семян. Приемы сбора семян с вегетирующихся цветочных растений.

Практическая работа: сбор семян однолетних цветочных растений.

Уметь определять созревшие семена.

Уметь применять свои знания на практике.

Научить приемам сбора семян. Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Развитие мыслительных операций.

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, группировка). Развитие мелкой моторики, зрительного внимания.

Различные семена цветковых растений.

Работа в цветнике. Пакетики, ножницы.

21

Способы хранения и просушки семян после сбора.

Знать способы хранения и просушки

Развитие слуховой и зрительной памяти, мыслительных операций. Развитие речи, обогащение словаря.

Коробочки, различные ёмкости.

22

Работа с картоном. Изготовление коробочек для просушки семян.

Соблюдать технику безопасности.

Закрепить знания и умения работать с картоном и ножницами. Развивать глазомер, мелкую моторику.

Картон, линейка, карандаш, ножницы, клей.

23

Размещение семян в картонные коробки и установка их на просушивание.

Применять полученные знания и умения на практике.

Познакомить с правилами работы. Расширить кругозор. Развивать речь. Воспитывать трудолюбие.

Коробки, семена.

24

Виды многолетних цветковых растений.(зимующие и не зимующие). Разница между ними.

Уметь различать зимующих и незимующих  многолетних растений.

Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия. Развитие памяти с опорой на имеющие знания.

Коррекция речи.

Плакаты и фотографии с изображением растений.

25

Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. Понятие деление многолетнего растения.

Знать методы размножения многолетних цветковых растений.

Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса.

Клубни и луковицы растений.

26





  27

Самостоятельная работа. Определение вида зимующего цветкового растения.


Пион. Общее представление о строении многолетнего цветкового растения.

Уметь применять полученные знания  и умения на практике.


Уметь показывать и называть основные части растения.

Закрепить знания и умения. Развитие долговременной памяти. Коррекция речи.



Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи.

Клубни и луковицы растений



Рисунок цветка.

28

Практическая работа. Подготовка пиона к пересадке.

Доводить начатое дело до конца.

Учить видеть конечный результат своего труда. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Прививать любовь к природе. Развивать внимание, наблюдательность.

Работа в цветнике. Инструменты- лопата, ведро.

29

Подготовка почвы и посадочной ямы для пересадки пиона. Пересадка растения.

Работать аккуратно, соблюдать технику безопасности.

Познакомить с правилами техники безопасности. Расширить кругозор. Развивать речь, крупную моторику. Воспитывать трудолюбие.

Перчатки, лопата, лейка, клубни растения.

30

Тюльпаны. Общее представление о строении многолетнего цветкового растения.

Уметь показывать и называть основные части растения.

Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи.


Рисунок цветка.

31

Практическая работа. Подготовка почвы для посадки. Посадка луковиц тюльпана.

Работать аккуратно, соблюдать технику безопасности.

Познакомить с правилами техники безопасности. Расширить кругозор. Развивать речь, крупную моторику. Воспитывать трудолюбие.

Перчатки, лопата, лейка, клубни растения.

32





33

Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями. Строение растения (подземная и надземная).

Виды зимующих многолетников цветковых растений (требующие и не требующие легкого прикрытия на зиму)

Уметь показывать и называть части растения.


Различать и называть растения.

Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи.



Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи

Рисунок цветка





Плакаты, рисунки.

34

Практическая работа. Удаление отмерших стеблей и листьев с растений.

Уметь применять полученные знания  и умения на практике.


Познакомить с правилами техники безопасности. Расширять кругозор. Развивать речь. Воспитывать трудолюбие.

Секатор, грабли, ведро.

35

Неглубокое рыхление вокруг растений и вскапывание почвы в междурядьях.

Уметь применять полученные знания  и умения на практике.

Познакомить с правилами техники безопасности. Расширять кругозор. Развивать речь. Воспитывать трудолюбие.

Лопата, перчатки.

36

Укрытие многолетних цветковых растений опилкой.

Доводить начатое дело до конца. Работать аккуратно.

Развитие мелкой и крупной моторики. Создание положительного эмоционального настроя, ситуации успеха.

Ведро, опилка.

37

Очищение цветника от засохших растений.

Соблюдать технику безопасности.

Закрепить технику безопасной работы с граблями. Прививать трудолюбие.

Грабли, носилки.

38

Осенняя перекопка почвы.

Производить технологически правильно перекопку.

Развитие трудолюбия. Учить правильно перекапывать землю. Прививать трудолюбие.

Лопаты.

39

Сгребание опавших листьев. Сбор мусора в кучи, переноска мусора.

Прививать культуру труда и личной гигиены. Умение коллективно обсуждать последовательности действий.

Грабли, носилки.

Календарно-тематическое планирование уроков труда

(для детей с глубокой умственной отсталостью).

на 2 четверть в 9 б классе 2011-2012 учебный год (98 часов)

Тема урока

К-во ч-сов

ЗУН

Учебные и коррекционные цели и задачи

Оборудования и место работы

1

Осенний уход за декоративными кустарниками.

Кустарники, используемые для озеленения школьного двора: названия, правила осеннего ухода.

Знать названия декоративных кустарников и различать их.

Учить правильно ухаживать за кустарниками.

Развитие наблюдательности, долговременной памяти. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи.

Декоративный кустарник.

2.

Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: виды, правила безопасной работы.

Осенний уход за кустарниками

Учить правильно пользоваться инструментами, соблюдать правила безопасной работы. Воспитывать бережное отношение к инструментам.

Секатор, ножовка.

3

Практическая работа: вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных.

Уметь применять знания и умения на практике.

Закрепить технику безопасной работы с секатором. Прививать трудолюбие

Секатор, ножовка

4

Удаление срезанных веток. Сгребание опавших листьев.

Соблюдать технику безопасности.

Прививать трудовые навыки. Коррекция мышления и памяти.

Грабли.

5

Вскапывание почвы вокруг кустов.

Уметь ухаживать за кустарниками

Учить правильно перекапывать землю. Прививать трудолюбие.

Штыковая лопата

6

Деревья на пришкольном участке. Строение дерева.

Знать названия деревьев, различать их.

Развитие речи. Расширение и пополнение словарного запаса.

Экскурсия по территории школы.

7


8

Основные породы деревьев.


Осенний уход за деревьями. Значение ухода.

Знать породы деревьев.

Уметь ухаживать за деревьями.

Дать общие сведения о различных видах деревьев. Развитие внимания.

Развивать мотивацию к познанию окружающего мира. Прививать любовь к природе. Расширение и пополнение словарного запаса.

Плакаты, рисунки.


Плакаты и рисунки

«Труд людей в осеннем лесу».

9

Приствольный круг. Правила вскапывания круга вокруг плодовых деревьев.

Приствольный круг, его значение.

Коррекция речи и памяти. Расширение и пополнение словарного запаса.

Демонстрация приствольного круга на чертеже.

10

Практическая работа. Вскапывание приствольного круга лопатой.

Копать землю.

Закрепить умение работать лопатой, соблюдать технику безопасности. Развивать внимание, глазомер.

Штыковая лопата.

11

Сбор опавших листьев и укладка их в кучи граблями

Работать граблями

Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности.

Грабли.

12

Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.

Применять правила техники безопасности на практике.

Дать общие сведения о видах дорожек: грунтовые, с асфальтовым и бетонным покрытием на пришкольной территории.

Экскурсия по территории школы.

13

Очистка дорожек и площадки от опавших листьев.

Правильно подметать веником.

Правила техники безопасности при работе с инструментами и безопасной работы при уборке территории.

Веник, грабли, лопаты, ведра.

14

Уборка спорт площадки от мусора.

Работать граблями

Закрепить умение работать граблями. Развивать умение ориентироваться по образцу убранного участка территории.

Грабли, ведра.

15

Промывка игровой веранды.

Выжимать тряпку

Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности.

Тряпки, ведра.

16

Уборка игровой площадки

Уметь применять знания и умения на практике

Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности.

Грабли, ведра

17

Уборка мусора около контейнера- мусоросборника.

Применять правила техники безопасности на практике.

Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности.

Перчатки, лопаты, грабли

18

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.

Значение и приемы обмолота и очистки семян.

Уметь ориентироваться при работе на образец.

Дать общие сведения о приемах обмолота и очистки семян.

Семена

19

Признаки доброкачественности и сортировка семян.

Определять вид и качество семян.

Развитие речи, расширение и пополнение словарного запаса. Развивать внимание и наблюдательность.

Семена

20

Приспособления для фасовки семян (наперсток, чайная ложка).

Уметь пользоваться ими.

Прививать культуру труда и личной гигиены.

Наперсток, чайная ложка, семена цветов

21

Способы хранения крупных партий цветочных семян.

Знать способы хранения

Познакомить с различными способами хранения семян. Развивать долговременную память

Коробочки, различные баночки

22

Тканевый мешочек – наилучшая тара для хранения семян. Размеры мешочка, ткань.

Внимательно слушать объяснение

Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса.

Ткань, линейка, чертеж мешочка

23

Практическая работа: заготовка деталей для пошива мешочка.

Работать по чертежу, делать разметки

Учить правильно делать разметки. Развивать внимание и наблюдательность.

Ткань, ножницы, линейка, карандаш

24

Складывание деталей мешочка. Соединение боковых краев ручным стачным швом.

Выполнение стачного шва

Учить соблюдать технику безопасности. Ориентироваться по образцу. Коррекция мелкой моторики, воспитание аккуратности.

Нитки, иголка, ножницы.

25

Обработка верхнего среза швом в подгибку с закрытым срезом.

Выполнение шва в подгибку

Закрепить навык планирования и умения работать аккуратно, по образцу.

Нитки, иголка, ножницы.

26

Заготовка бумажных пакетов для семян.

Пользоваться линейкой.

Учить правильно делать разметку. Развивать глазомер. Закрепить навык умения контролировать правильность выполнения задания.

Бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка

27

Наклеивание на пакеты изображений цветов тех растений, чьи семена будут храниться в них.

Знать названия цветов.

Развивать долговременную память. Коррекция мелкой моторики, развитие пространственной ориентации. Воспитание самостоятельности.

Клей, рисунки.

28

Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей.

Работать по образцу

Развитие трудолюбия, умение работать в коллективе, сообща. Учить соблюдать правила работы.

Сухие плоды цветов

29

Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные и недозревшие).

Уметь сортировать

Развивать глазомер. Закрепить навык умения контролировать правильность выполнения задания.

семена

30

Насыпка определенного объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

Расфасовка семян по пакетам.

Учить работать с приспособлениями для фасовки семян. Развивать глазомер. Коррекция мелкой моторики.

Пакетики, клей, семена.

31

Подготовка к Новому году.

Изготовление гирлянд и цепочки из цветной бумаги.

Уметь применять знания и умения на практике.

Развитие речи, мыслительных операций, внимания. Закрепить навык планирования, умения работать коллективно, сообща.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Календарно-тематическое планирование уроков труда

(для детей с глубокой умственной отсталостью).

на 3 четверть в 9 б классе 2011-2012 учебный год (140 часов)

Тема урока

К-во часов

Цели и задачи

Оборудования

1

Знакомство с основными видами практических работ в 3 четверть.

Расширить знания учащихся. Воспитывать любовь к труду. Формирование умения планировать свою деятельность.

2-3

Профессия – дворник.

Развивать кругозор. Пополнение и расширение словарного запаса. Воспитывать уважение к труду дворника.

Фотографии и рисунки с изображением дворника

4-5

История развития профессии дворника.

Дать общие сведения о истории развития профессии. Расширять кругозор, словарный запас.

Компьютер, слайды.

6-7

Профессиональные функции современного дворника.

Закрепить ранее полученные знания. Развивать долговременную память, внимание и наблюдательность.

8-9

Знакомство с трудовыми функциями дворника в зимнее время.

Дать общие сведения о функциональных обязанностях дворника в зимнее время. Расширить кругозор, пополнение словарного запаса.

10

Дворницкий инструмент.

Познакомить учащихся с инструментами дворника. Коррекция памяти и внимания.

Веник, лопата, лом, и.т.д.


11



12.

Метлы. Виды и их назначение. Техника безопасности.


Практическая работа с метлой. Подметание крыльца.

Учить правильно пользоваться метлой. Повторить технику безопасности. Пополнение и расширение слов. запаса.

Развивать долговременную память. Коррекция общей моторики, развитие пространственной ориентации. Воспитание самостоятельности.

Метла.




Метла, ведро, совок.

13.

Лопата. Виды и их назначение. Техника безопасности.

Учить правильно пользоваться лопатой. Повторить технику безопасности. Пополнение и расширение словарного запаса.

Лопата для уборки снега.

14.

Приемы уборки снега лопатой, не нарушающие дорожные покрытия.

Учить правильно работать лопатой, рабочие позы. Умение обсуждать последовательности действий.

Лопата.

15-16.

Практическая работа. Расчистка дорожек от снега.

Развитие трудолюбия, умение работать в коллективе, сообща. Учить соблюдать правила безопасной работы.

Лопаты для уборки снега.

17-18

Вспомогательные средства. Скребок, лом и кувалда. Их назначение. Техника безопасности.

Дать общие сведения о вспомогательных средствах работы дворника в зимнее время.

Пополнение и расширение словарного запаса. Учить соблюдать технику безопасности.

Скребок, лом, кувалда.

19.

Зависимость твердости льда и снега от температуры воздуха.

Развитие речи, расширение и пополнение словарного запаса. Развивать внимание и наблюдательность.

Снег, лед, вода.

20.

Приемы колки льда, не нарушающие дорожное покрытие.

Учить правильно пользоваться инструментами. Повторить технику безопасности. Пополнение и расширение словарного запаса.

Скребок, лом, кувалда.

21-22

Практическая работа. Скалывание и уборка льда.

Прививать культуру труда и личной гигиены.

Лом, лопата, ведра.

23-24.

Средства механизации. 

Тележки (тачки). Их устройства и назначение. Безопасное обращение.

Дать общие сведения о устройстве тележки и его назначении. Учить правильно пользоваться им и по назначению. Расширение и пополнение словарного запаса.

Тележка.

25-26.

Практическая работа. Уборка снега и льда в специально отведенное место.

Учить соблюдать технику безопасности и бережному отношению к оборудованию. Ориентироваться по образцу убранного участка территории.

Лом, лопаты, тележка.

27-28.

Зимняя спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение, хранение.

Развитие речи, пополнение и расширение словарного запаса.

Валенки, рукавицы, теплая куртка и.т.д.

29-30

Изготовление открытки и сувенира к 23 февраля.

Закрепить навык планирования и контролировать правильность выполнения задания. Коррекция мелкой моторики, воспитание аккуратности.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.

31-33.

Работа с картоном и бумагой. Изготовление рамок по образцу.

Учить делать разметки линейкой и угольником по заданным размерам. Коррекция мелкой моторики и глазомера. Воспитание аккуратности.

Картон, обои, клей, ножницы.

34-36

Аппликация из опилок.

Познакомить учащихся со свойствами опилок, техникой работы. Развивать кругозор, прививать культуру труда.

Разноцветные опилки, рамка, клей.

37-39

Изготовление открытки и сувениров к 8 марта.

Развитие речи, мыслительных операций, внимания. Закрепить навык планирования и умение работать аккуратно и по образцу.

Картон, цветная пряжа, ножницы, клей.

40.

Цветоводство.

Расширить знания учащихся о цветоводстве.

Плакаты.

41.

Цветковые растения, их многообразие.

Познакомить учащихся с разнообразием цветковых растений. Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса

Набор открыток.

42-43

Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними.

Дать общие сведения о культурных и дикорастущих растениях. Расширять кругозор. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Плакаты, открытки.

44.

Виды однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках.

Познакомить с однолетними цветковыми растениями, используемые для посева на газонах и в цветниках.

Набор открыток.

45-46.

Подготовка почвы к посеву рассады однолетних цветковых растений.

Учить правильно подготавливать почву к посеву рассады. Развивать внимание и наблюдательность.

Чернозем, лотки, песок.

47.

Разметка посевных рядков с помощью маркера и веревки.

Учить правильно делать разметку. Развивать глазомер. Закрепить навык умения контролировать правильность выполнения задания.

Ящики с черноземом, маркер, веревка.

48.

Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив.

Учить правильно делать углубления посевных рядков. Развивать глазомер, воспитывать усидчивость.

Ящики с черноземом. Семена. Вода.

49.

Уход за комнатными растениями. Чистка и помывка поддонов. Опрыскивание и полив растений.

Коррекция мелкой моторики, воспитание аккуратности.

Комнатные растения, чистая тряпка, вода.

50.

Работа на территории школы: уборка мусора.

Социальная адаптация, применение своих знаний на практике.

Лопаты, веники, ведра.

Календарно-тематическое планирование уроков труда

(для детей с глубокой умственной отсталостью).

на 4 четверть в 9 б классе 2011-2012 учебный год (112 часов)

Тема урока

К-во ч-сов

ЗУН

Коррекционные цели и задачи

Оборудования и место работы.

1

Обязанности дворника по уходу за территорией зеленых насаждений, закрепленных за ним.

Обязанности дворника

Дать общие сведения о функциональных обязанностях дворника в весеннее время. Расширить кругозор, пополнение словарного запаса.

Школьный двор

2

Ручной инвентарь для работы в цветнике.

Назначение инвентаря.

Дать общие сведения о вспомогательных средствах работы дворника в цветнике

Ручной инвентарь

3

Правила работы граблями, лопатой и мотыгой.

Соблюдать технику безопасности

Пополнение и расширение словарного запаса. Учить соблюдать технику безопасности.

Ручной инвентарь: грабли, лопата, мотыга.

4

Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением. Виды ухода.

Уход за многолетними цветковыми растениями.

Дать общие сведения об уходе за зимующими многолетними растениями. Расширить кругозор, пополнение словарного запаса.

Зимующее многолетнее цветковое растение.

5

Практическая работа. Удаление мульчирующего слоя.

Удаление мульчистого слоя

Коррекция мелкой и общей моторики. Воспитание аккуратности.

Грабли.

6

Легкое рыхление почвы.

Умение рыхлить лопатой

Учить правильно подготавливать почву к посеву рассады. Развивать внимание и наблюдательность.

Лопата, грабли

7

Цветник.

Что такое цветник, для чего он нужен.

Расширить знания учащихся о цветнике. Развитие речи, пополнение и расширение словаря

Цветник на пришкольном участке.

8

Элементы цветочного оформления улицы.

Что такое цветник, для чего он нужен.

Расширить знания учащихся о оформлении цветника. Развитие речи, пополнение и расширение словаря

Цветник на пришкольном участке.

9

Рабатка.

Что такое рабатка

Расширить знания учащихся о рабатке. Развитие речи, пополнение и расширение словаря

Тетрадь, цветные карандаши.

10

Клумба.

Что такое клумба

Расширить знания учащихся о клумбе. Развитие речи, пополнение и расширение словаря

Тетрадь, цветные карандаши.

11

Бордюр.

Что такое бордюр

Расширить знания учащихся о бордюре. Развитие речи, пополнение и расширение словаря

Тетрадь, цветные карандаши.

12

Групповая посадка.

Групповая посадка

Расширить знания учащихся о групповой посадке цветов. Развитие речи, пополнение и расширение словаря

Тетрадь, цветные карандаши.

13

Подбор цветковых растений.

Уметь подбирать цветковые растения

Познакомить учащихся с разнообразием цветковых растений. Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса.

Тетрадь, цветные карандаши.

14

Способы разметки элементов цветочного оформления.

Знать способы разметки

Учить правильно делать разметки. Развивать внимание и наблюдательность.

Тетрадь, цветные карандаши

15

Выращивание рассады цветковых культур.

Развитие речи, мыслительных операций, внимания. Закрепить навык планирования и умения работать аккуратно.

Цветочные семена

16

Правила полива рассады.

Правильно поливать рассаду

Научить правильно поливать рассаду. Развитие долговременной памяти, глазомер. Коррекция речи.

Рассады

17

Выращивание рассады (с пикировкой и без нее)

Уметь пикировать

Познакомить учащихся с методами выращивания рассады. Развивать кругозор, прививать культуру труда.

Рассада

18

Условия для получения дружных всходов.

Выращивать рассаду

Познакомить учащихся с  условиями выращивания рассады. Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса.

Рассада

19

Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый грунт.

Выращивать рассаду

Развитие речи, расширение и пополнение словарного запаса. Развивать внимание и наблюдательность.

Рассада

20

Многолетние цветковые растения

Различать и определять цветковые растения

Познакомить с разнообразием цветковых растений. Расширение и пополнение кругозора, словарного запаса.

Плакаты и рисунки.

21

Флоксы. Виды растений, их размножение.

Знать о цветке

Развитие речи, пополнение и расширение словарного запаса.

Рисунок флоксы

22

Лилии. Их виды и размножение.

Знать о цветке

Развитие речи, пополнение и расширение словарного запаса.

Рисунок лилии.

23

Ирис. Их виды и размножение.

Знать о цветке

Развитие речи, пополнение и расширение словарного запаса.

Рисунок ириса

24

Выращивание зимующих однолетников.

Уметь выращивать

Развитие речи, расширение и пополнение словарного запаса. Развивать внимание и наблюдательность.

Однолетние цветы.

25

Однолетние цветковые растения.

Различать растения

Различать однолетние растения от многолетних. Развивать внимание, память и наблюдательность. Пополнение словарного запаса.

Однолетние цветы.

26

Ноготки. Выращивание ноготков в цветнике.

Знать о растении

Развивать внимание, память и наблюдательность. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи.

Ноготки. Тетрадь, цветные карандаши.

27

Настурция. Выращивание настурции на клумбах.

Знать о растении

Развивать внимание, память и наблюдательность. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи.

Настурция Тетрадь, цветные карандаши.

28

Бархатцы. Особенности выращивания бархатцев.

Знать о растении

Развивать внимание, память и наблюдательность. Пополнение словарного запаса. Коррекция речи

Бархатцы. Тетрадь, цветные карандаши.

29

Практическая работа. Полив и прореживание рассады. Уход за рассадой бархатцев.

Ухаживать за рассадой

Привитие трудовых навыков. Умение применять свои знания на практике. Соблюдение техники безопасности.

Рассада

30

Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью.

Применять знания и умения на практике.

Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности.

Ящики для рассады

31

Прореживание и пикировка рассады петунии. Уход за рассадой петунии.

Ухаживать за рассадой

Привитие трудовых навыков. Умение применять свои знания на практике. Развивать мелкую  моторику и глазомер.

Рассада петунии

32

Уборка территории школы.

 Подметание крыльца.

Правильно подметать

Закрепить умения работать метлой. Развивать умение ориентироваться по образцу убранного участка территории.

Метла, лопата, ведра.

33

Уборка детской площадки.

Применять знания и умения на практике.

Привитие трудовых навыков. Умение применять свои знания на практике. Соблюдение техники безопасности.

Метла, лопата, ведра.

34

Промывка игровой веранды.

Выжимать тряпку

Привитие трудовых навыков. Умение применять свои знания на практике. Развивать мелкую  моторику и глазомер.

Ведра, тряпки

35

Уборка спорт площадки.

Применять знания и умения на практике.

Коррекция общей моторики, развитие пространственной ориентации. Воспитание самостоятельности.

Грабли, ведра

36

Уборка мусора около контейнера- мусоросборника.

Соблюдать технику безопасности

Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности.

Перчатки, грабли, лопаты.

37

Работа в цветнике: поверхностное рыхление почвы.

Рыхлить почву

Привитие трудовых навыков и культуры труда. Соблюдение техники безопасности.

грабли

38

Перекапывание цветника. Выравнивание граблями поверхности почвы.

Работать граблями

Закрепить умение работать лопатой, соблюдать технику безопасности. Развивать внимание, глазомер.

Лопата, грабли.

39

Определение мест рабатки, групповой посадки, размещение бордюра.

Умение работать сообща

Развивать долговременную память. Коррекция общей моторики, развитие пространственной ориентации, глазомер. Воспитание самостоятельности.

Веревка.

40

Высадка рассады цветов в цветник.

Применять знания и умения на практике.

Учить правильно делать углубления посевных рядков. Развивать глазомер, воспитывать усидчивость.

Лопата, ведра, лейка.

41

Полив растений в цветнике.

Умение поливать аккуратно

Воспитывать любовь к труду. Формирование умения планировать свою деятельность.

Лейки, шланг, ведра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по счету для детей с глубокой умственной отсталостью 6 класс, тема "Решение задач с понятиями "длиннее" - "короче".

Урок по счету для детей с ГУО шестого года обучения. В конспекте представлены разноуровневые задания в зависимости от степени усвоения материала детьми....

Открытый урок по ручному труду с элементами урока чтения, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.

Тема урока: поделка из яичной скорлупы «Цыпленок».Цель урока:  учить изготавливать поделку «Цыпленка»Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике  изготовления поделки и...

Адаптированная образовательная программа "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс ( для детей с глубокой умственной отсталостью)

Адаптированная образовательная программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) и включает в себя изучение учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводс...

Конспект занятие по ручному труду, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью "Сказочный цыпленок"

Цель:  научить изготавливать поделку «Цыпленок».Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике                      изгото...

Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 6 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)

Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство"представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирова...

Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)

Специальная индивидуальная программа развития представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-...