ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
статья по теме

Малихова Лариса Николаевна

Современные социально-экономические условия предъявляют повы­шенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей.  В данной статье раскрываются возможности профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки на материале деятельности  Курской школы-интерната I и  II вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 (НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСКОЙ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА I И II ВИДА)

Малихова Л.Н., учитель-дефектолог

Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей. В связи с этим сегодняшние выпускники учебных заведений с нарушенным слухом должны получить не только образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах как глухих, так и слышащих.

Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, медицинской, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению воспитанников выпускных классов основной школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности.

Одна из приоритетных задач предпрофильной подготовки воспитанников с нарушенным слухом в современных производственно-экономических условиях - это подготовка выпускников школ-интернатов к труду по осознанно выбранной профессии, а при необходимости - и к перемене профессии, рода деятельности; их социализация и профессиональное самоопределение.

Вопрос о сущности профессионального самоопределения занимает важное место в творческом поиске педагогов, психологов, философов. Современная концепция профессионального самоопределения (В .А. Поляков, С.Н. Чистякова, Е.Н. Землянская и др.), основанная на разработанной Р. Бернсом «Я-концепции» развития личности, рассматривает профессиональное определение как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, и трактуется как «Я»-концепция индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные условия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Согласно данному подходу,

 профессиональное самоопределение - процесс формирования у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Очевидно, что при таком подходе предпрофильная подготовка становится важным средством социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основное условие предпрофильной подготовки - алгоритм действий и педагогическое сопровождение самоопределения воспитанников.

Общие управленческие действия для педагогического коллектива, реализующего идеи профилизсщии образования:

1.  Изучение и согласование ведущих понятий, идей и целей предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе обсуждения нормативно-правовых документов по профилизации специального (коррекиионного) образования;

2.  Исследование потенциальных возможностей и имеющихся ресурсов: учебно-воспитательных, научно-методических, материально-технических, управленческих, финансовых для введения предпрофильной подготовки  (факультативных курсов,   информационной работы,   профильной ориентации);

3. Проектирование и программирование педагогической и управленческой деятельности по введению предпрофильной подготовки:

-   для учителей - разработка программ факультативных курсов индивидуального профессионального сопровождения;

для классных руководителей - разработка системы деятельности по диагностированию интересов, потребностей, способностей  по созданию образовательного пространства для профессионального самоопределения воспитанников;

-    для администрации - разработка нормативно-локальных актов по профессиональной ориентации.

4.   Планирование работы по введению предпрофильной подготовки;

5.  Организация работы по предпрофильной подготовке (составление информационной карты образовательных услуг в муниципальной образовательной сети, система мероприятий по информированию__и профильной  ориентации воспитанников и т.д.);

6.  Контроль и коррекция деятельности педагогического коллектива по «ведению предпрофильной подготовки (мониторинг, экспертиза, диагностика и т.д.).

Педагогическое сопровождение самоопределения воспитанников -особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с воспитанником по оказанию ему поддержки в личностном становлении избираемой профессиональной деятельности и самореализации к ней.

Для того чтобы профессиональное самоопределение воспитанников с недостатками слуха было успешным, в Курской школе-интернате I и II вида разработана интегративная целевая программа по предпрофильной подготовке и планированию карьеры воспитанников, сквозная на все годы обучения, охватывающая деятельность разных специалистов школы-интерната.

     

 

Этапы проведения программы:

        I  этап (младший школьный возраст) - осуществление подготовки  к трудовым навыкам, ознакомление с профессиями, включение детей в носильный общественно-полезный труд;

        II  этап (10-15 лет) - формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии и интереса к конкретной трудовой деятельности;

III этап (16-18 лет) - формирование знаний и умений воспитанников Ориентироваться в мире профессий; социально-профессиональная направленность подготовки воспитанников к труду в различных сферах деятельно-. ш с учетом психофизических возможностей подростков, осознанный выбор профессии и место получения профессионального образования. Программа предусматривает взаимодействие с профессиональными учебными заведениями, центрами профориентации, службой занятости, специализированными предприятиями, реабилитационными учреждениями и т. п.

В процессе решения .проблемы предпрофильной подготовки неслышащих подростков в специальной школе следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения. Это вызвано тремя обстоятельствами:

во-первых, воспитанники с нарушением слуха (в большей степени глухие) обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;

во-вторых, недостаточное развитие словесной речи неслышащих воспитанников затрудняет получение информации о профессиях;

в-третьих, нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (радио, документальные и научные фильмы с дикторским текстом и пр.) (А.П. Розова, 1979).

Большая роль в самоопределении подростков с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии принадлежит развитию, активизации творческой познавательной деятельности как в субъективном отношении, так и в объективном - определение психолого-педагогических факторов и средств формирования профессиональной готовности. Работа педколлектива направлена к самоопределению и самореализации каждого воспитанника.

Следует учитывать, что жизненные устремления и притязания глухих и слабослышащих воспитанников выпускных классов разнообразны, но часто неадекватны, неустойчивы и несоразмеримы с физическими возможностями. Поэтому важнейшими социальными задачами Курской школы-интерната I и II вида являются: предпрофильная подготовка, направленная на осознанный выбор доступной и интересной для воспитанников профессии; формирование профессиональной направленности; формирование общетрудовых навыков по выбранной профессии и подготовка к успешной работе по ней в рабочих коллективах.

В настоящее время на предпрофильную подготовку в школе интернате ориентирована предметная область «Технология». Основная педагогическая цель ее реализации - допрофессиональное и начальное профессиональное трудовое обучение. В последнее время в силу ряда объективных и субъективных причин в специальных коррекционных школах для глухих и слабослышащих детей стало очень сложно, а то и просто невозможно осуществлять допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку по профилям и профессиям. Профессии, по которым возможно обучение и школах I и II вида, как правило, являются непрестижными. Неудовлетворенность профессией, получаемой в школе, и стремление получить впоследствии новую приводят к значительному увеличению материальных затрат на профессиональное самоопределение и жизненную самореализацию лиц с нарушенным слухом. Это обстоятельство и делает проблему предпрофильной, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки воспитан ников одной из самых актуальных.

На современном этапе развития трудового обучения системы специального коррекционного образования лиц с нарушением слуха нет единых форм обучения и единого подхода к предпрофильной. допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки глухих и слабослышащих старшеклассников, что создает серьезные трудности организационного, педагогического и материального характера.

Огромную помощь в организации допрофессионального обучения воспитанников Курской школы-интерната I и II вида оказывают обязательные занятия по выбору, факультативные занятия, занятия объединений дополнительного образования. Эти учебные часы расширяют общеобразовательные знания и политехнический кругозор, закрепляют знания воспитанников на практике, формируют трудовые умения, корригируют речевое и интеллектуальное развитие.

Выпускники обучаются в начальных, средних, высших учреждениях профессионального образования как совместно со слышащими, так и в отдельных группах, но, к сожалению, по окончании этих учебных заведений устроиться на достойную работу им становится все сложнее.

Вместе с тем, анализ выбора профессии и трудоустройства выпускников Курской школы-интерната I и II вида с 2007 по 2011г.г показывает, что выпускники нашей школы-интерната трудятся в разных отраслях народного хозяйства: пищевой, деревообрабатывающей, обувной, швейной, текстильной, трикотажной, полиграфической промышленности, на строительстве, в коммунальном хозяйстве, сфере бытового обслуживания и др.

Современное производство требует широкой общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки. Е5 связи с: этим воспитанникам с нарушением слуха необходимо давать профессию с «широким профилем», которая предусматривает наличие нескольких смежных специальностей, а также умений и навыков, используемых в разных видах трудовой деятельности.

При выборе профессии для глухих и слабослышащих воспитанников необходимо учитывать:

•   возможность организации профессионального обучения в школе-интернате, поскольку сложность оборудования не всегда, позволяет организовать подобное обучение в школьных условиях;

•  производственное окружение школы-интерната и степень востребованности тех или иных специальностей в регионе;

• необходимость и возможность соединения физического и умственно-10 труда в ходе производственного обучения;

•  профессиональные интересы неслышащих воспитанников;

• перспективы развития определенной профессии (специальности) в ус-ловиях технического прогресса.

Существующая ситуация позволяет обозначить ряд проблем организации предпрофильной подготовки лиц с нарушением слуха; слабая материально- техническая база и оснащение мастерских, отсутствие современного оборудования, учебно-методических и дидактических пособий, недостаточная нормативно-правовая база, отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие широкого выбора профессий, трудности с трудоустройством, низкая оплата труда глухих и слабослышащих выпускников.

Для улучшения предпрофильной подготовки воспитанников с нарушением слуха можно предложить следующие пути решения обозначенных проблем:

-  вводить новые курсы (например, «Издательское дело», «С компьютером на ты», «Основы ландшафтного дизайна» и др.) с целью обучения воспитанников организации своей трудовой деятельности;

-   организовывать допрофессиональную подготовку на базе предприятий и НПО, СПО по совместному учебному плану с С (К)ОУ за счет увеличения часов на трудовое обучение в старших классах, организовывать специальные группы для лиц с нарушением слуха в средних специальных учебных заведениях (медицинских, кулинарных, легкой промышленности и др.) без отрыва от учебы и с проживанием в школе-интернате;

-  повышать привлекательность рабочих профессий, расширять перечень профессий, по которым могут обучаться воспитанники с нарушением слуха в ПУ, колледжах и других учреждениях профессионального образования; разработать программно-методическое обеспечение по современным, востребованным профессиям;

-  готовить квалифицированные кадры учителей технологии для школ-интернатов I и II вида, преподавателей и мастеров производственного обучения для НПО, СПО (со специализацией   «сурдопедагог»);

-  изучать социум и его потребности, разрабатывать индивидуальные планы и проекты предпрофильной подготовки воспитанников Курской школы-интерната I и II вида, налаживать систему социального партнерства.

Вместе с тем, решение обозначенных проблем зависит от условий, в которых осуществляется профориентационная деятельность. Можно утверждать, что система предпрофильной подготовки будет эффективной, т. е. подведёт воспитанников с нарушением слуха к осознанному выбору профессии, если она будет постоянной, целенаправленной, учитывающей возрастные особенности воспитанников, будет иметь комплексный и коррекционно-развивающий характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева А.П. Интеграция содержания профессионально-технического образования. Текст./А.П.Беляева// Советская педагогика. 1989.-

№1С.86-89;

2. Кричевский В.Ю. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений (серия «Профильное обучение»). Текст./В.Ю.Кричевский, В.С. Кошкина;

3. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. Текст.

4. Новый политехнический словарь. Текст./ Гл.ред. А.Ю. Илишинский. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.671с;

5. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 2: Программно методические аспекты профильного обучения: Учебно-методическое пособие. Текст./ Под ред. СВ. Кривых. Санкт-Петербург -Сыктывкар: 2005.-186с;

6. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для етуд. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.

7. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 2: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. В. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.

8. Чистякова СИ. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. Текст./ Науч.ред. СИ. Чистякова. М.:АПК и ПРО, 2003.-102С



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования

Рекомендации  учителям русского языка и литературы, работающим в специально- коррекционных классах...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования

Презентационный материал о сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературы...

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Кружковая работа как одна из форм профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается роль кружковой работы на развитие обучающихся и их подготовку к осознанному выбору профессии. ...

Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания

       В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...

Внеурочная деятельность, как одна из форм работы профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из средств формирования профессионального самоопределения выпускников нашей школы выступает разноплановая внеурочная деятельность, то есть целенаправленная деятельность по организации жизнедеяте...