Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования
статья по теме

Чанцева Татьяна Владимировна

Рекомендации  учителям русского языка и литературы, работающим в специально- коррекционных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Сопровождение     детей  с ограниченными возможностями здоровья  в процессе филологического образования

Автор:        Чанцева Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 28 г.Иркутска

  Среди решаемых в настоящее время проблем социального  оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику действенной системы профилактики социально-психологической, и, прежде всего, школьной дезадаптации  школьников.

Объектом исследования в школе  является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии и в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Педагогические условия организации коррекционной работы с детьми в классах СК  обучения

  1.Педагогическая диагностика предпосылок школьной  дезадаптации (изучение учителем анамнеза развития ребенка)

Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

2.Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка (диагностическая программа деятельности)

 3. Методы диагностической деятельности.

4. Анализ результатов динамики личностного развития детей.

6. Организация  деятельности на уроках.

 Сегодня жизнь вносит определенные коррективы в понимание проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся при изучении литературы.

Развитие устной и письменной речи школьников всегда рассматривалось методикой как одно из главных направлений в изучении литературы. Обогащение словарного запаса учащихся, в том числе изобразительно-выразительными средствами, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи  в практической работе учителя и в исследованиях методистов.

  Начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от односторонних оценок явлений искусства — все это меняет характер преподавания литературы в средней школе и стиль общения на уроках как между учителем и учащимися, так и между самими школьниками. Повышается внимание к личности ученика, к его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству.

     Однако постепенно, по мере развития общества,    методического научного инструментария, а также   самосознания человечества и его экономических возможностей внимание специалистов стало обращено также и к проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения у детей, не отягощенных явно выраженными отклонениями в развитии.

Между нормальным и аномальным развитием, равно как между здоровьем (психическим, физическим) и болезнью, существует много переходных ступеней. Эти ступени заняты пограничными состояниями и формами, которые не могут быть отнесены с полной определенностью ни к болезни, ни к здоровью. Сами границы между двумя этими категориями крайне неустойчивы и неопределенны.   Это определяет актуальность работы по педагогике   и организации коррекционной деятельности в школьной практике.

Основной целью  учителя - предметника  является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум.

 Встает вопрос: «Какие применять технологии,   методы, приемы и средства коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении в условиях массовой школы?»

    Наряду с отмеченными выше вопросами заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического обеднения, отстранения от культурных ценностей. Резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Язык многих газетных и журнальных публикаций, ораторских выступлений, отмечен бедностью и однообразием лексического состава, обилием штампов, неудачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно грубых выражений. Небрежное отношение к собственной речи проявляется у говорящих и пишущих  в построении высказываний, несоблюдении их жанровых особенностей.

Подобная речевая среда оказывает отрицательное влияние и на речь школьников, невольно усваивающих при вхождении в активную жизнь равнодушие к родному языку и небрежность в обращении с ним, и на их духовный мир в целом.

Необходимость существенного обогащения теории развития речи на уроках литературы новыми подходами диктуется актуальностью данной проблемы. Это способствовало бы повышению заинтересованности самих учащихся в совершенствовании собственной речи, эффективному формированию необходимых каждому культурному человеку речевых умений, раскрытию с наибольшей полнотой творческого потенциала личности. Формированию речевой культуры подрастающего человека во многом препятствует пассивное потребление произведений искусства через средства массовой информации: телевидение, различного рода видео, что для многих заменяет и чтение художественной литературы, и речевое общение.

Учёные уже давно доказали, что каждому человеку свойственна определённая мотивационная структура, которая в конкретной ситуации приводит к определённым действиям. Мотивация – волшебное слово для работы с детьми.

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.

Эмоциональные методы мотивации на уроках русского языка и литературы: поощрение, порицание, деловая игра, образные представления, ситуации успеха, положительная оценка, свободный выбор цели, положение значимости личности.

Волевые  методы  мотивации: предъявление требований, информация об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка.

Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной и авторитетной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в коллективных результатах, взаимная проверка и оценка, рецензирование, аудит.

Основные методы и приемы, стимулирующие  мотивацию

деятельности на  уроках русского языка и литературы:

-методы  и  приемы  работы  на  уроках со словарным запасом, связанные с деятельностью  учащихся по тексту учебника:

  1. Найти  ключевые  слова  текста , соотнести  их с символическим значением  слова

Деревья  в серебре. Серебро – символ чистоты, света,  непорочности

  1. Найти  цветные  слова текста, соотнести  их с символическим значением  слова

Забелелся  туман  над  рекой. Белый цвет- чистота, невинность.

Музыка –   тоже литература, т.к. это слышимая  речь

-использование  музыкальных  фрагментов:

  1. «Прочитай музыку»
  2. «Нарисуй  музыку»         

-работа  со сказочным  пространством (сказочный  пласт может быть в любом произведении):

Герои  рассматриваются  с внешней  и  внутренней  стороны, вход и выход героя в сказочное пространство.

Баба Яга – бабушка, живущая  далеко в лесу, в домике без окон, без дверей , символ  матриархальной эпохи. Она на грани этого мира и иного. Добрый молодец, про которого она все знает заранее, кормит, испытывает его своей неживой  пищей. Рассматриваются  движения  души  героев.

-разгадывание кода произведения

Задаются  различные  вопросы  к  прочитанному  произведению :  сказка  «Василиса Прекрасная» «Зачем девочка кормит куклу?» Кукла – талисман. обрядовый  заместитель.

Использую  методики:

-«Определение  эмоциональных состояний»

1.Определение эмоционального состояния героя (слова на доске)

2.Определение собственного эмоционального состояния.

-«Определение нравственных понятий»

1.Что значит быть добрым?

2.Что значит быть щедрым?

3.Какого человека можно назвать добрым, щедрым…?

-«Методика  представления»

1.Знаешь ли ты, что такое душа? Где она находится?

 

Умелое  сопровождение и  воздействие  на личность  учащихся  

дают   положительные  результаты .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования

Презентационный материал о сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературы...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....

Проект «Организация социально-значимой деятельности детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования»

Исследования ученых показывают, что отсутствие творчества в жизни детей с ограниченными возможностями ведет к глубокому внутреннему дисконфорту, тяжелыми переживаниям пустоты и бессмысленности жизни. ...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании

В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....

Методическое пособие "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы".

Методическое пособие "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы". Утвержден: ГБУ ДПО РМ ...