Рабочая программа по биологии, 6 класс (на дому) VIII вид
рабочая программа (6 класс) по теме

Клюквина Евгения Федоровна

 

В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у школьников чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Дети должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Распределение времени на изучение тем указано в программе ориентировочно, оно может быть изменено, исходя из местных (региональных) условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8_vid_na_domu.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы специального (коррекционного) образования VIII вида (Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида для 5 - 9 классов. . / Под ред. Бгажноковой И.М.– 4-е, испр. и доп. –– М.: «Просвещение», 2010.), учебного плана школы на 2012 – 2013 учебный год; программы развития школы «Школа самовыражения личности».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.  Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный зачет (по карточкам, самостоятельные, текстовые, контрольные работы).

В региональном учебном плане на изучение биологии в 6 классе VIII вида на домашнем обучении отводится 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета.

В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у школьников чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Дети должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Распределение времени на изучение тем указано в программе ориентировочно, оно может быть изменено, исходя из местных (региональных) условий.

Содержание курса.

В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды,  воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

Природа. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу. Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.

  1. Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование   свойств воды. Использование воды в быту, промышленности         сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
  2.  Растворение соли, сахара в воде.
  3.  Очистка мутной воды.
  4.  Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
  5. Определение текучести воды.
  6. Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды

и других целей.

  1. Воздух. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование   свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх,  холодный опускается вниз. Движение воздух. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство   поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни  животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь почва).
  2. Обнаружение   воздуха в какой-либо емкости.
  3. Упругость воздуха.

4. Воздух — плохой проводник тепла.

5.        Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

6.        Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

  1. Полезные ископаемые Полезные ископаемые и их значение.Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.Горючие полезные ископаемыеТорф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использованиеКаменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

         Демонстрация опытов:

  1. Определение некоторых свойств горючих полезных исконас мых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
  2. Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).

Экскурсии в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

  1. Почва.  Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

  1.    Выделение воздуха и воды из почвы.
  2.    Обнаружение в почве песка и глины.
  3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
  4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке:  боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

- отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов;

- отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;

- определять температуру воздуха, воды.

Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов

1

Общее знакомство с природой.

1

2

Вода.

8

3

Воздух.

5

4

Полезные ископаемые.

11

5

Почва.

5

6

Проверочная работа.

5

Итого:

34

Используемый учебно-методический комплекс:

  1. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2011.
  2. Биология. Неживая природа. 6 класс: рабочая тетрадь для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – М.: «Просвещение», 2008.

Список литературы:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. Бгажноковой И.М.– 4-е, испр. и доп. –– М.: «Просвещение», 2010.
  2. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2011.
  3. Биология. Неживая природа. 6 класс: рабочая тетрадь для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – М.: «Просвещение», 2008.

Тема урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители, контроль

Дата

План

Факт

Общее знакомство с природой.

1.

Неживая и живая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.

Природа Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.

отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов

Уч. с. 5-11, Р.т. с. 3-4

Письменные задания

03.09.

Вода.

2.

Вода в природе. Вода – жидкость.

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование   свойств воды. Использование воды в быту, промышленности          и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло;

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- определять температуру воды.

Уч. с. 14-21,

Р.т. с. 5-7

Письменные задания

10.09.

3.

Температура воды и ее измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении.

Уч. с. 21-27,

Р.т. с. 8-10

Письменные задания

17.09.

4.

Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело

Уч. с. 27-31,

Р.т. с. 11

Письменные задания

24.09.

5.

Превращение воды в пар. Кипение воды.

Уч. с. 31-36,

Р.т. с. 11

Письменные задания

01.10.

6.

Три состояния воды в природе. Вода – растворитель.

Уч. с. 37-44,

Р.т. с. 12

Письменные задания

08.10

7.

Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества.

Уч. с. 44-50,

Р.т. с. 13-15

Письменные задания

15.10

8.

Чистая и мутная вода. Питьевая вода.

Уч. с. 50-57,

Р.т. с. 16

Письменные задания

22.10.

9.

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

Уч. с. 57-64,

Р.т. с. 16-17

Письменные задания

05.11.

10.

Повторение темы «Вода». Проверочная работа.

Письменные задания

12.11.

Воздух.

11.

Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг.

Воздух Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование   свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх,  холодный опускается вниз. Движение воздух.Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство   поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни  животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.


- отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов;

- некоторые свойства   газообразных тел на примере воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- определять температуру воздуха.

Уч. с. 65-74,

Р.т. с. 18-19

Письменные задания

19.11.

12.

Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Уч. с. 75-80,

Р.т. с. 20-23

Письменные задания

26.11.

13.

Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха в природе.

Уч. с. 80-87,

Р.т. с. 24-25

Письменные задания

03.12.

14.

Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа.

Уч. с. 88-101,

Р.т. с. 26-32

Письменные задания

10.12.

15.

Чистый и загрязненный воздух. Значение воздуха. Охрана воздуха.

Уч. с. 101-110

Письменные задания

17.12.

16.

Повторение темы «Воздух». Проверочная работа.

Письменные задания (тест)

24.12.

Полезные ископаемые.

17.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняки, песок, глина.

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).


- отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов;

- отличительные признаки основных полезных ископаемых;

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере полезных ископаемых, способность хорошо или плохо проводить тепло;

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Уч. с. 111-128,

Р.т. с. 33-36

Письменные задания

14.01.

18.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа. Добыча и использование.

Уч. с. 128-133,

Р.т. с. 37-38

Письменные задания

21.01.

19.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля. Добыча и использование.

Уч. с. 133-137,

Р.т. с. 38-40

Письменные задания

28.01.

20.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча. Природный газ. Свойства газа. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Уч. с. 137-143,

Р.т. с. 40-42

Письменные задания

04.02.

21.

Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений.

Уч. с. 143-145,

Р.т. с. 42

Письменные задания

11.02.

22.

Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Уч. с. 145-150,

Письменные задания

18.02.

23.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов; железная руда, ее внешний вид.

Уч. с. 150-154,

Р.т. с. 43

Письменные задания

25.02.

24.

Черные металлы. Свойства черных металлов. Чугун. Сталь. Распознавание стали и чугуна.

Уч. с. 155-160,

Р.т. с. 44

Письменные задания

04.03.

25.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства. Распознавание алюминия.

Уч. с. 160-164,

Р.т. с. 45

Письменные задания

11.03.

26.

Медь. Свойства меди. Распознавание меди и применение. Олово. Свойства олова. Применение.

Уч. с. 164-169,

Письменные задания

18.03.

27.

Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия при использовании металлов человеком. Охрана недр.

Работа с картой

25.03.

28.

Повторение темы: «Полезные ископаемые». Проверочная работа.

Письменные задания (тест)

01.04.

Почва

29.

Почва – верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы. Минеральная и органическая часть почвы.

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.

- отличительные признаки песчаной и глинистой почвы;

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Уч. с. 170-177,

Р.т. с. 47

Письменные задания

08.04.

30.

Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина - минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве.

Уч. с. 177-182,

Р.т. с.

Письменные задания

15.04.

31.

Разнообразие почв. Различие почв по их составу. Водные свойства песчаных и глинистых почв.

Песчаные и глинистые почвы.Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.Основное свойство почвы — плодородие.М естные типы почв: название, краткая характеристика.Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Уч. с. 183-184,

Письменные задания

22.04

32.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Уч. с. 14-21,

Р.т. с. 48

Письменные задания (Пр. р.)

29.04.

33.

Как проходит вода в разные почвы. Испарение воды из почвы. Основное свойство почвы – плодородие. Почвы и растения.

Уч. с. 184-189,

Р.т. с. 49

Письменные задания

06.05.

34.

Эрозия почв. Охрана почв. Повторение темы «Почва». Проверочная работа.

Уч. с. 193-197,

Р.т. с. 50

Письменные задания (тест)

13.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии, 6 класс (на дому) VIII вид

Изучение географии нашей страны и материков в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта расширяет их представления об окружающем мире.Географический материал в силу своего содержания...

Рабочая программа по математике, 6 класс (на дому) VIII вид

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII  вида.       Исходя из целей специа...

Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида

Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида...