профилактика бродяжничества воспитанников - рекомендации для персонала детского дома
статья по теме

Проблема бродяжничества и его коррекции весьма распространена... Обычно инспектор и ревизор усматривают здесь непорядки в постановке учреждения и обвиняют администрацию или педагогический коллектив. Однако объективная оценка причин побегов должна учитывать также состав воспитанников и возможные болезненные непреодолимые влечения к странствованиям...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof-ka_brodyazhnichestva.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика бродяжничества воспитанников

с рекомендациями для персонала детского дома

Материал подобран педагогом-психологом О.А.Панченко

        Проблема бродяжничества и его коррекция весьма распространена и у нас, и за рубежом и связана с тяжелым для детских учреждений явлением – побегами, процент которых может варьироваться от 1,5%. Среди умственно отсталых детей процент бродяжничества составляет до 4%, среди выпускников вспомогательной школы – до 16,2%, среди направленных в психиатрическую больницу – 70%, как указывает медицинский психолог Д.Н.Исаев. В работе с трудновоспитуемыми детьми процент побегов иногда превышает 10%. Обычно инспектор и ревизор усматривают здесь непорядки в постановке учреждения и обвиняют администрацию или педагогический коллектив.

        Однако объективная оценка причин побегов, по мнению отечественного педагога В.П.Кащенко, должна учитывать также состав воспитанников. Среди них нередко бывают психически больные, например с циклотимией, шизофренией, с неудержимым стремлением к странствованию, бродяжничеству, которые своим страстным стремлением легко заражают других воспитанников.

        Фактором длительного бродяжничества нередко является ненормально выраженное влечение к половым излишествам, извращениям, психоактивным веществам.

        Известно также, что у истеричных детей, детей-эпилептиков временами бывает своеобразное сумеречное состояние с болезненными влечениями к странствованиям. Ребенок убегает из дома, бродит на свободе, а, возвращаясь, не может вспомнить, что с ним происходило в это время.

        Кроме того, патологическое бродяжничество может быть обусловлено особым психопатическим состоянием, описанным венским профессором Августом Рейсом под термином импульсивное бродяжничество.

        Импульсивное влечение к уходам чаще наблюдается у детей с патологически измененным темпераментом и элементарной аффективностью: хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к напряженности аффекта и дисфориям.

        Для полноты изложения этиологии надо упомянуть, что наряду с бродяжничеством, обусловленным биопатическими причинами - дромоманией, есть вызываемое социальными условиями (нужда, сиротство, конфликты, боязнь школы и т.д.) Этот вид бродяжничества мы не имеем в виду и ограничиваемся только ненормальной его формой.

В редких случаях становление дромомании происходит, когда к привычным уходам присоединяется компонент влечения на фоне акцентуаций характера, резидуальной церебрально-органической недостаточности, дисгармонично протекающего пубертатного периода и т.д., в связи с чем бродяжничество приобретает неодолимый характер.

Уходам, связанным с истинной дромоманией часто предшествует внезапное изменение настроения (скука, тоска), возникает немотивированная тяга к перемене обстановки.

Страсть к переходу с места на место неизбежно приводит к сопутствующим ему явлениям – попрошайничеству, кражам, ночлегу на улице и т.д. Возвращаясь, ребенок может спокойно оставаться на месте, иногда полгода, потом эта страсть опять пробуждается, и он снова пускается в путь, часто незапланированно, необдуманно, куда и как – толком он и сам не знает.

Начинают убегать чаще всего с 8-10 лет, больше мальчики, максимальное количество побегов приходится на воспитанников младшего подросткового возраста и с интеллектуальной недостаточностью.

В одних случаях, пишет детский психиатр С.Ю.Циркин, начиная с 14-15 лет, проявления дромомании постепенно сглаживаются. В других, в зависимости от дефекта, могут повторяться в течение десятилетий.

        Лечебно-педагогический режим. Задачей коррекции будет устранить все, что вредно отражается на нервно-психическом здоровье ребенка, и подвергнуть основное заболевание специальному лечению. Каждый отдельный случай, естественно, требует индивидуальной психопатологической оценки, индивидуального лечебного отношения и воспитания. Этому особенно способствует основательное изучение каждого случая.

        Метод активизации целеустремленных действий включает применение различных методов при вдумчиво налаженной организации детского коллектива и единой тактике воспитания детей. Это предполагает  достаточный состав  педагогического персонала (преподаватели, воспитатели, узкие специалисты, инструкторы, администрация), его сговоренность в действиях, тщательно проводимая дифференциация детей по группам и малочисленность каждой группы.

Это рационально поставленный труд воспитанников – умственный и физический – и так же организованный досуг вызывают в ребенке удовлетворение от содержательно проведенного дня. Использование разных видов творческого, а не только шаблонного труда, проведение частых экскурсий, ближних и дальних, игр и спортивных мероприятий, посещение кружков, секций, участие в детских организациях соответственно возрасту позволяют отвлечь ребенка от его нездорового влечения и глубже вовлечь в нормальную детскую жизнь, организовав разнообразную жизнь с живыми и яркими впечатлениями, чтобы не было скучно, серо и однообразно. Метод воспитания через коллектив дает значительные результаты.

С трудным ребенком П.Г.Бельский предлагает использовать метод индивидуального воздействия. Дружественная эмоциональная связь воспитателя с ребенком позволяет в начале работы над собой подчиниться требуемому режиму ради близкого, любимого, чтобы доставить ему радость и тем самым себе. Путем доверительных бесед воспитателя с косвенным указанием на неправильную целевую установку поведения у ребенка снижается уровень травматизировавших его переживаний, он постепенно принимает новые формы социально полезных установок, сознательно отказываясь от прежнего поведения. Эмоциональную энергию переводят на смежную, по природе своей, формируя новые социально полезные цели: эмоцию азарта – в спорт, самовыставления – в театральную работу и т.п. Изменяются целевые установки эмоций путем поручения ответственных должностей в самоуправлении в целях борьбы за лучшие формы общежития данного коллектива и т.п. Так целесообразен перевод хаотической, стихийной агрессивности в агрессивность по отношению к объективным социально враждебным феноменам. Раскупорка эмоций (обращенных на себя и против всех) путем широкого социально радостного общения с окружающим коллективом, причем в тяжелых случаях вначале через общение с близким человеком, небольшой группой чутких товарищей. Итогом работы является постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с педагогом и полное направление своей энергии на коллектив. Но при таком методе работы необходимо опасаться полной фиксации ребенка на образе близкого человека, способствующей при жизненной неудаче отказу от борьбы (уходу в болезнь, в невротическое состояние, где снова его «я» в центре внимания). Кроме того, П.Г.Бельский добавляет, что все индивидуальные меры должны проводиться в коллективе и с коллективом воспитанников, без правильной организации которого работа не представляется возможной.

Личностные качества воспитателя трудновоспитуемого ребенка: твердая воля, которая будет служить источником воли для ребенка с ослабленной или неустойчивой волей; настойчивость в своих требованиях, энергичность, активность, решительность, выдержка, строгость к своим словам, обещаниям, способность в этом быть постоянным примером для эмоционально-неустойчивого ребенка; тактика твердого, уверенного и в то же время терпеливого, бережного отношения, в том числе и для коррекции навязчивых мыслей, действий; живость, владение методом здорового смеха, умение заражать детей своим поведением, так как в любом доме должна царить радостная атмосфера.

Хочется добавить, европейские и американские исследователи полагают, что воспитателю исключительных в отношении характера детей следует иметь в виду положение, что для воспитания воли важно не развитие воли, например чтобы перенести трудные минуты или чтобы достигнуть поставленной себе цели, но выработка мотивов, обуславливающих наши действия. Среда с самыми широкими и разнообразными своими раздражителями должна быть организована таким образом, чтобы создавать и вырабатывать в ребенке мотивы ожидаемых от него поступков.

Используемая литература:

1. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П.Кащенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.

2. Циркин, С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / В.В.Абраменкова, Н.Н.Авдеева, В.М.Башина и др.; Под ред. С.Ю.Циркина. – СПб.: Питер, 2004. – 896 с.

3.Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н.Исаев. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Организация работы по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома.

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем детском доме особенно ....

Методические рекомендации для педагогов детского дома

Почему важна культура речи для воспитанников и выпускников детских домов? Потому что , грамотная литературная речь, владение ею, повышают самооценку учащихся и шанс  затять достойное место в соци...

«Профилактика девиантного поведения подростков в условиях детского дома»

В данной разработке представлен практический опыт работы с детьми, относящимися к категории "трудновоспитуемых" и проживающих в условиях детского дома. Особо акцентируется внимание на организации комп...

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...