ДОКЛАД На тему: «Песочная терапия»
статья по теме

Козлова Мадлена Александровна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ « СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА №19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ.

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

  На тему: «Песочная терапия»

 

 

 

 

 

Г. Москва

ГКУЗСДР № 19 ДЗМ

ВОСПИТАТЕЛЬ

КОЗЛОВА М. А.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ « СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА №19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ.

ДОКЛАД

                                            На тему: «Песочная терапия»

Г. Москва

ГКУЗСДР № 19 ДЗМ

ВОСПИТАТЕЛЬ

КОЗЛОВА М. А.

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал, и дети и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть разным. Сухой и легкий или тяжелый и влажный он с легкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях.

Создателем «Песочной терапии» стала ученица известного психоаналитика К. Г. ЮНГА  –Дора Калф. В основе песочной терапии лежит учение Юнга о том, что наше подсознание всегда стремится помочь нам справиться с  проблемами и болезнями, используя при этом подсказки-символы. Сегодня песочную терапию используют в своей практике многие психологи и психотерапевты, помогая тем самым расшифровать подсказки нашего подсознания.

Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов.

Где ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме – игре свои страхи, желания, сомнения, злость, волнения и мечты – представляет детям песочница. Она является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека.  А выразив их вовне и посмотрев  на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решение для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его и создает новый, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит. Кроме того, сам песок обладает уникальным свойством заземлять отрицательные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны существенно  повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Изначально использовавшаяся прежде всего как игровая среда для детей, песочная терапия быстро стала методом, который можно применять в работе со взрослыми, может использоваться как средство сопровождения психологического здоровья больного, находящегося в стационаре, в частной практике, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в психологических консультациях.

Цель песочной терапии для детей:

  1. - развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и     саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
  2. - формирование у ребенка представления об окружающем мире.
  3. - развитие общей и мелкой моторики.

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

  1. -дети чувствуют себя более успешными.
  2. - на занятиях весело, нет скуки и монотонности.
  3. - страх и напряжение исчезают.

Решает проблемы у детей:

  1. - агрессивное поведение
  2. - трудности привыкания ребенка к новым условиям в связи со сменой жительства.
  3. - специфические трудности и особенности воспитания ребенка.
  4. - проблемы общения со сверстниками.
  5. - вербальная агрессия
  6. - патологические привычки –  грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос.
  7. - нарушение поведения, ухудшение здоровья у ребенка при поступлении в д\р.
  8. - гиперактивность и нарушение концентрации внимания.
  9. - тревожные состояния
  10. - депрессивные состояния у детей.      

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания:

  1. - уровень тревожности ребенка очень высок.
  2. - есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
  3. - есть кожные заболевания и порезы на руках.

Сегодня песочная терапия в России зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве.

Организация игрового процесса песочной терапии:

  1. -демонстрация песочницы:    50-70-8 – размер соответствует объему поля зрительного восприятия. Материал – дерево. Цвет – борта: естественный цвет дерева, дно - голубое. Песочница на треть заполнена чистым, прокаленным песком.
  2. - демонстрация большой коллекции фигурок, в совокупности символизирующих мир. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
  3. -знакомство с правилами игр на песке.
  4. - формирование темы занятия, инструкций, содержания занятия.
  5. - завершения занятия.

 Детей песок притягивает как магнит, пробуждая их естественную тягу к игре. Свободно играя с песком и « строя свой собственный мир», ребенок легко выражает свои мысли и желания, мотивы и переживания. Это и является главным достоинством песочной терапии – мягко проявлять проблематику и творчески обучить новому поведению.

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".

Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....

Арт-терапевтический процесс: песочная терапия и песочная анимация

В данной работе кратко рассмотрены исторические предпосылки становления арт-терапии и юнгианской песочной терапии, показаны направления развития песочной терапии, отличительные особенности юнгианской ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии....

Презентация на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного во...

Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»

Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...

Программа по песочной терапии «Песочный мир – волшебный мир»

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восп...

Коррекционное занятие с использованием песочной терапии по теме «Использование цветного песка для создания объёмных фигур из пластилина. Грибы»

Коррекционное занятие с использованием песочной терапии по теме «Использование цветного песка для создания объёмных фигур из пластилина. Грибы»...


 

Комментарии

Козлова Мадлена Александровна

Возможности выражения эмоций, желаний, в процессе игры с песком.