Условия формирования письменной речи
материал по теме

Жукова Зоя Витальевна

Условия формирования письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usloviya_formirovaniya_pismennoy_rechi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования

правильной письменной речи

                                         

                                                                           Составитель:    

                                                                           Жукова З.В.

                                                                           учитель-логопед         

        Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие письменная речь в качестве равноправных входят чтение и письмо. Письменная речь формируется в условиях целенаправленного  обучения, её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуется в ходе всего дальнейшего обучения.

        А.Р.Лурия определял письмо как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегание вперед, повторов и т.п.).

        Письмо включает ряд специальных операций:

                    А – Ф – Г - К  

анализ звукового  состава слова –

                - определение последовательности звуков

                    -  уточнение звуков, т.е. превращение слышимых вариантов    в

                       чёткие речевые звуки – фонемы

перевод фонем (слышимых звуков) в графемы (в зрительные схемы          

                     графических значков с учетом пространственного расположения

                     их элементов).

перешифровка зрительных схем букв в кинетическую систему

                     последовательных движений, необходимых для записи (графемы

                     переводятся в кинемы):

              Звук – фонема – графема – кинема

        Перешифровка осуществляется в третичных зонах коры головного мозга (теменно - височно-затылочная  область). Морфологически третичные зоны окончательно формируются на 10–ом – 11–ом году жизни. Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

        Весь процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

          

   речедвигательный        зрительный

   анализатор                    анализатор

 

             артикулема           графема

                             фонема               кинема

     

    Речеслуховой                                                      двигательный

    анализатор                анализатор

        Согласованность этих факторов плюс уровень развития психических процессов плюс соматическое состояние плюс индивидуальные особенности организации деятельности плюс согласованность операционной и мотивационной сфер = слагаемые успеха овладения письмом.

        На пути их возникает много трудностей и много причин неправильного развития и становления письменной речи. Выделяют специфические  и неспецифические трудности.

  Неспецифические –

  1. – недостатки методики обучения, (опора на принцип      механического

              копирования

  1. – форсирование темпа обучения
  2. – сильное функциональное напряжение, трудность концентрации

               внимания

  1. – выраженное функциональное напряжение и утомление
  2. – нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и

              функциональным напряжением

     6.  -  непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая

               неустойчивая работоспособность

     7. -   индивидуальные особенности деятельности

     8. -– педагогические недоработки

     9. -   слишком быстрый темп письма

     10. - индивидуальный темп деятельности

Обуславливают трудности формирования зрительного образа (1.2), формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (2.1), неспособность скопировать графический элемент, букву (1), нарушение кинетически сходных букв (1, 2, 3), неустойчивый почерк (1, 2,..4), сильный нажим, тремор (5+ неправильная поза, положение ручки), замены акустически сходных букв (1, 6), недописывание слов, букв (1, 6), не использование правил (6, 7, 8, 10), ухудшение почерка (9, 10).

Специфические трудности –

  1. – нарушение устной речи
  2. – неустойчивая сформированность зрительной памяти
  3. – недостаточная сформированность зрительно - пространственного      

   восприятия

  1. - недостаточная сформированность зрительно- моторных координаций,

   моторных функций

  1. - трудности звукобуквенного анализа
  2. – недостаточная сформированность фонетико-фонематического

   восприятия -

        обуславливают нарушения почерка, ошибки звуковой, звуко–слоговой, акустической и кинетической  дифференциации, аграмматические и дисорфографические ошибки.

Виды ошибок:

отграничение речевых единиц

                   предложений

                   слова        

ошибки звукового анализа

                   пропуски

                   вставки

                   перестановки

                   упрощение структуры слова

                   контаминации   (была зима – блзм,

                                                лепят бабу – лепт бау)              

обозначение мягкости согласных

                   гласными второго ряда

                   буквой ь

смешение букв по акустико–артикуляционному сходству  

                   ударные – безударные

                   глухие – звонкие

                   свистящие

                   соноры р – л

                   аффрикаты

смешение букв по кинетическому сходству        

персеверации  (застревание на букве, слоге, повторение одной и той же

                         буквы, слога):

                   подежал – подбежал

                   магазим за зашиной -  магазин за машиной

                   девочка кормила петуха и курм

антиципации - (упреждения, предвосхищения)

                   на девевьях

                   дод крышей

                   жукчат рученки

                   стутупали – ступали

                   мелко мелкой рыбы – много мелкой рыбы

аграмматические нарушения

                   словообразавание

                   согласование

                   управление

                   употребление предлогов

дизорфографические ошибки

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников....

Трудности формирования письменной речи.

Выступление на родительском собрании....

Подводные камни процесса формирования письменной речи

В нашем лицее организована работа Родительского клуба  " Профессия родитель". Наэтих заседаниях логопеды и психологи отвечают на вопросы родителей . На первом заседании речь шла о проблеммах пись...

Статья " Трудности формирования письменной речи у обучающихся с ОВЗ"

Методические рекомендации по преодолению трудностей....

Статья "Формирование письменной речи у учащихся 1 классов с ОВЗ."

Анализ и особенности работы с учащимися 1 классов  с ОВЗ в условиях школьного логопункта...