Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия. Лексическая тема недели «Фрукты».
методическая разработка по теме

В данном занятии представлены разнообразные коррекционно-развивающие, речевые игры и упражнения, наглядные модели, раздаточный материал, которые стимулируют развитие познавательного интереса детей, интеллекта в рамках изучаемой лексической темы, позволяют успешно корригировать психические процессы и речь детей с нарушениями ОДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_individualnoe_zanyatie_2011-2012_g.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия.

                       

Лексическая тема недели «Фрукты».

Краткое содержание: в данном занятии представлены разнообразные коррекционно-развивающие, речевые игры и упражнения, наглядные модели, раздаточный материал, которые стимулируют развитие познавательного интереса детей, позволяют успешно коррегировать психические процессы и речь детей с нарушениями ОДА, речи и интеллекта в рамках изучаемой лексической темы.

 Цель занятия: закрепление и обобщение знаний и умений детей по теме «Фрукты», повторение речевого материала по теме «Овощи».

Задачи занятия: 1) учить детей распространять предложение, заканчивать начатое предложение, правильно согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже, изменять существительные по падежам и числам, активизировать словарь качественных прилагательных, производить звуковой и слоговой анализ слов, составлять звуковые и слоговые  схемы, обводить по шаблону и контуру и штриховать в заданном направлении, учить составлять слова из букв и читать их;

                             2) коррегировать, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход, произвольное восприятие, внимание, мыслительные операции анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, долговременное запоминание, развивать связную устную речь, активизировать словарный запас, формировать речевое дыхание, умение регулировать силу голоса, фонематический слух, анализ и синтез, пространственную и временную ориентировку, мелкую и общую моторику;

                               3) воспитывать учебную мотивацию, познавательный интерес, элементарное учебное поведение, знания, умения и навыки.

Оборудование:        таблица многофункциональная «Фрукты», натуральные фрукты, их муляжи и предметные картинки, сумка хозяйственная, дорожка массажная, таблицы с «зашумленными» и наложенными друг на друга контурными изображениями фруктов, подушки, мячик с шипами, индивидуальные наборные полотна и фишки звуковые, шаблон «банан», простые карандаши и 2 листа А-5, лазерная указка, таблица «Стрелки», игры на печатной основе «Расшифруй слово», «Прочитай слово по первым буквам», « Развитие речи старших дошкольников», «Классификационное лото».

Ход занятия:            

       1.    Организационный момент (на ковре).

- Дети заходят в кабинет по массажной дорожке.

- Дыхательное упражнение «Звуковая гимнастика»:

Дети поднимают руки через стороны вверх и также их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех звуков (в стороны-а, вверх-о, в стороны-у, вниз-и).

( Дети садятся на подушки на ковре.)

       2.     Вступительная беседа:

- Какое сейчас время года?

- Какой сегодня день недели?

- Какая сейчас часть суток?

- Какой сейчас месяц?

- А чем нас радует осень? (разноцветными листьями, последними цветами, последними теплыми ясными деньками и, конечно, богатым урожаем).

-Урожай чего собирают люди осенью? ( грибов, ягод, овощей, фруктов).

- Сядет тот на свое место, кто повторит за мной: банан, абрикос, апельсин; персик, лимон, груша, яблоко.

       3.        Знакомство с темой и задачами занятия.

- Вы проговорили слова. Что они обозначают?

- Сегодня на занятии мы повторим материал по темам «Фрукты», «Овощи».

       4.        Зрительная гимнастика с лазерной указкой и таблицей «Стрелки».

       5.        Основная часть занятия.

        а).           Игра с мячиком с шипами «Продолжи предложение»:

- Я начинаю предложение, а вы по очереди его продолжаете. Когда вы будете обдумывать свой ответ – катайте мячик между ладонями.

- Овощи – это: огурец, …

- Фрукты – это: персик, …

        б).             Речевая игра на классификацию «Овощ или фрукт?».

Перед детьми выкладываются обобщающие таблицы «Овощи», «Фрукты». Карточки с изображением овощей и фруктов в «Волшебной коробочке».

- Ребятки, рассмотрите внимательно таблицы, которая лежит перед вами. Влад, что нарисовано на твоей таблице?(огурец) А это овощ или фрукт? Значит ты будешь в пустые клеточки выкладывать картинки с изображением овощей. А у тебя, Саша? (груша) А это что? Значит ты на своей таблице будешь выкладывать только фрукты. В этой красивой коробочке лежат картинки. Будете их брать и комментировать по очереди.

       в).             Работа с таблицей «Фрукты».

- Что где находится? (Дети отвечают, употребляя пространственные термины.)

- Чего здесь не хватает? ( Дети называют любые недостающие фрукты.)

- Что здесь лишнее? Почему? (Лук лишний, т. к. это – овощ, а остальные фрукты.)

       г).             Работа над звуковым анализом слова «лук». ( С индивидуальными наборными полотнами, наборами звуковых фишек.)

- Какой звук в этом слове первый (второй, третий)?

- Сколько всего звуков в этом слове ( гласных, согласных)?

-  Сколько в нем слогов? ( Считаем тремя способами.)

        д).            Игра «Подумай и узнай фрукт».

- Я сегодня заходила в фруктовый магазин. Как вы думаете, что я там купила и принесла вам на занятие в этой сумке?

- Правильно, это фрукты. А что это за фрукты, вы угадаете сами..

- Название этого фрукта начинается на звук г , а заканчивается на звук а, в нем 2 слога.

- Название этого фрукта начинается на звук б, а заканчивается на звук н, в нем 2 слога.

- Название этого фрукта начинается на звук а, а заканчивается на звук н, в нем 3 слога.

- Название этого фрукта начинается на звук ль, а заканчивается на звук н, в нем 2 слога.

( Выкладываются на демонстрационный столик 4 фрукта: груша, апельсин, лимон, банан.)

- Давайте еще раз разделим слова на слоги. Какое слово здесь лишнее? Почему?                     ( Апельсин, в нем 3 слога, а в других – по 2 слога.)

          е).              Игра «Узнай на ощупь».

- А остальные фрукты вы должны узнать на ощупь. ( яблоко, персик).

( Все 6 штук выкладываются в ряд на демонстрационный столик.)

           ё).             Дыхательное упражнение « Ах, как пахнет!».

- Выберите себе по одному фрукту. Вдыхаем аромат фрукта через нос. На выдохе повторяем за мной:

Ах!   Ах, пахнет!   Ах, как пахнет!    Ах, как приятно пахнет!    Ах, как фрукт приятно пахнет!

           ж).             Игра « Что изменилось?», «Чего не хватает?» (с этими же фруктами).

- Педагог меняет фрукты местами, убирает по одному фрукту, а дети угадывают, что это за фрукты.

            з).             Упражнение на коррекцию силы голоса «Тихо – громко».

( с предметными картинками с изображениями фруктов)

- Дети называют фрукт, нарисованный на предъявленной картинке то громким, то тихим голосом, ориентируясь на поднятую или опущенную руку педагога.

             и).            Игра «Узнай фрукт». ( На стол перед детьми выкладывается таблица с контурными изображениями фруктов, наложенными друг на друга).

- Дети, рассмотрите эту таблицу внимательно и назовите фрукты, которые вы узнали. Начинайте свой ответ словами: «Я узнал…» и показывайте этот фрукт пальчиком, обводя его по контуру.

             к).             Игра  «Расшифруй слово»(на печатной основе). (Таблица выставляется на наборное полотно, как опора).  

 а н б а н              л  к  о  б  я  о

 4 3 1 2 5              3  5  4  2  1  6          

- Дети, на этой таблице есть рисунки двух фруктов, названия которых зашифрованы на доске.

( Каждому дается индивидуальная карточка. Саше –банан, Владу – яблоко.)

После расшифровки производится проверка с помощью перевернутых предметных картинок с их изображением.

             л).        Речевая игра « Прочитай слово по первым буквам».

На столе перед детьми выкладывается таблица, где зашифровано слово «груша» с помощью рисунков ( гриб, ракета, улитка, шарик, аист).

- Ребята, перед вами зашифровано название фрукта. Я его спрятала в мешочек. Чтобы его расшифровать, вам надо произнести слово по звукам по очереди. После произнесения звука называйте букву, которая его обозначает, а я запишу её на доске.

              м).             Упражнение с шаблоном в штриховке в заданном направлении.

- Сейчас мы обведем по контуру простыми карандашами и заштрихуем получившееся изображение банана.

- Владик получает пустой лист бумаги, на котором он по шаблону обведет банан. Саша будет обводить банан по готовому контуру.

- Теперь Владик штрихует слева направо, не заходя за контуры, а Саша – сверху вниз.

             6.                    Итог занятия.

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Какие игры вам понравились больше всего?

- Какие фрукты я принесла из магазина в сумке?

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе

Данное занятие направлено на актуализацию знаний об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами,  конкретизацию временных и пространственных представлений ребенка ...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе

Данное занятие направлено на решение следующих задач: актуализировать знания об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, актуализировать и конкретизировать вре...

Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».

Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с подростками (5 класс) на тему: "Чувства бывают разные".

Цель: обучение навыкам распознавать собственные эмоции и чувства, учиться ими управлять, принимать эмоции окружающих.Задачи:Обучение способам невербального выражения эмоций; познакомить детей с п...

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми ОВЗ 5 класса на тему: "Учимся различать эмоции"

Цель: осмысление и обсуждение своих чувств;развитие способности управлять своими эмоциями и умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.Задачи:- научить ребенка исследовать свои эмоции...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...