Конспект урока по предмету: "Развитие речи и окружающий мир" на тему:"Весна"
методическая разработка на тему

 Белозерова Елена Викторовна

Урок был составлен и подготовлен для детей с умственной отсталостью и двигательными нарушениями (ДЦП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individ_zanyatiya.odt13.7 КБ

Предварительный просмотр:


Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга                                                              Санкт-Петербургское бюджетное государственное стационарное учреждение  социального обслуживания                                                                                                          «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4                                          (СПб ГБСУ СО «ДДИ № 4»)

«УТВЕРЖДАЮ»

___________________________

                                                                              ___________________________

                                        «____»_________________20__г.

Конспект

открытого логопедического занятия

по теме: «Весна»

Провела логопед: Белозерова Е.В.

Павловск                                                                                                                            2012 г.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Весна» (Обобщающее занятие).

Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Весна».

2.Упражнять в подборе  антонимов, определений к заданным словам.

3.Продолжать работать над  словообразованием с помощью приставок и суффиксов.

4.Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.

5.Закрепить название весенних месяцев.

6.Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие.

3.Развивать память, мышление, творческое воображение.

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Развивать связную речь.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать  эмоциональный  отклик на изображение на картине.

2.Воспитывать самостоятельность, инициативность.

3.Воспитывать умение слушать внимательно педагога.

4.Воспитывать коммуникативные навыки.

5.Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: предметные картинки с признаками весны, прищепки, разрезная сюжетная картинка, аудиозаписи (пение птиц, журчание ручья, капель), скворечник, скворец, фланелеграф.

Предварительная работа: раскрашивание картин с изображением весны, знакомство с приметами весны и типичными весенними явлениями в природе (капель, проталины), дидактическая игра «Времена года», экскурсия на участок, по территории  д/д.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуй, Инна, гости! Как сегодня светло и тепло! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь тебе, а ты улыбнись мне и гостям! ( аудиозапись «Звуки весны»).

2.Основная часть.

Логопед: Инна, послушай стихотворение.

Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели,

Звонко капают капели,

Вот и кончилась зима

К нам опять пришла … (весна).

Ответ ребенка.

Объявление темы занятия.

Логопед: Вот и к нам пришла весна. Как ты уже догадалась, сегодня мы будем говорить о весне.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Но сначала давай вспомним сказку « О весенних приключениях Язычка».

«Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке (покажи,  как он это делал). Упражнение «Лопаточка».

А весенним солнечным деньком Язычок просыпался, мыл круглое окошко-губы. Упражнение «Вкусное варенье».

После этого Язычок выглядывал из окошка и прятался, уж очень ярко светило весеннее солнышко. Упражнение «Змейка».

Язычок надевал солнечные очки, смело смотрел вверх на солнышко, вниз - на землю. Упражнение «Качели».

Мимо пробегала  лошадка, и язычок цокал  вместе с ней. Упражнение «Лошадка».

После этого Язычок играл с любимой игрушкой-мельницей, показывал, как дует весенний ветерок (вдох через нос, выдох через рот). Упражнение  «Мельница».

Развитие диалогической речи.

Логопед: Давай вспомним весенние месяцы.

Ребенок: Первый месяц-март.

Второй-апрель.

Третий-май.

Логопед: А теперь назовем приметы весны. Возьми  картинку, назови,  что на ней изображено (примета весны) и прикрепи к фланелеграфу. (Предлагаются картинки с приметами весны).

  • Из теплых стран возвращаются перелетные птицы;
  • Распускаются первые цветы;
  • Бегут быстрые ручьи;
  • По ручейкам дети пускают кораблики;
  • На реке начинается ледоход;
  • Слышна звонкая капель;
  • Появляются темные проталины

 

Подбор антонимов к заданным словам.

Логопед: Как много ты знаешь о весне, а зиму с весной не перепутаешь?

Я буду начинать предложение, а ты заканчивай.

  • Зима ушла, а весна… (пришла).
  • Зима холодная, а весна…(теплая).
  • Зимой сугробы высокие, а весной…(низкие).
  • Зимой небо пасмурное, а весной…(ясное).
  • Зимой солнце стоит низко, а весной…(высоко).
  • Зимой воздух холодный, а весной…(теплый).
  • Зимой день короткий, а весной…(длинный).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: А теперь давай назовем ласково слова, связанные с весной.

  • Солнце? (солнышко)
  • Ручей? (ручеек)
  • Снег? (снежок)
  • Ветер? (ветерок)
  • Лист? (листик)
  • Цветок? (цветочек)
  • Дерево? (деревце)

Логопед: Молодец! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Развитие общей моторики.

Физминутка «Заботливое солнышко».

Логопед: А теперь отдохнем. Повторяй движения за мной.

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик (ребенок скрещивает руки над головой).

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи (плавно покачивает руки вверху).

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки (ритмично потирают щеки).

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки (ритмично постукивает пальцем по носу).

Золотят веснушки деток,

Очень нравится им это!

Развитие мелкой моторики.

Логопед: Чего не хватает у нашего солнышка?( Лучиков). Солнышко рассыпало свои лучики. Давай поможем им вернуться к солнышку. (Прикрепление прищепок).

Развитие слухового восприятия.

Логопед: Послушай звуки весны ( аудиозапись: пение птиц, журчание ручья, капель).

Логопед:Что ты слышала (ответ ребенка). Замечательно!

Логопед: Отгадай загадку:

Это кто пожил за морем,

А теперь летит над полем

В деревянный свой дворец,

Это черненький… (скворец).

Логопед: И к нам прилетел в гости скворец. Послушай,  как поет скворец (предлагается аудиозапись «Пение скворца»).  

Скажи, как называется домик скворца? (скворечник).

Логопед: Молодец! Посмотри, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой-птичкой. Ребенок комментирует действия логопеда.

Употребление предложно-падежных конструкций.

  • Скворец вылетел из скворечника;
  • Скворец облетел вокруг скворечника;
  • Скворец взлетел на крышу скворечника;
  • Скворец слетел с крыши скворечника и улетел.

Логопед: Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а тебе я предлагаю превратиться в художницу. Я тебе раздам  фрагменты картины, а ты должна их сложить вместе ( разрезная картинка).

Логопед: Молодец! Посмотри, какая получилась картинка. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое.

Подведение итогов занятия (оценка работы ребенка).

Логопед: На этом наше занятие закончилось. Давай вспомним, о чем мы говорили на занятии (ответ ребенка). Спасибо. Ты замечательно занималась.

                                                                                      Составила логопед  4 корпуса

                                                                                              Белозерова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Домашние животные. Кошка с котятами"

Урок, составленный для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по предмету: развитие речи и окружающий мир ТЕМА: «Весна».

ТЕМА:  Весна.Цель:  способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.Задачи:Образовательные:·...

Методическая разработка Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему "Лесные ягоды"

Урок направлен на знакомство с такими лесными ягодами как черника, брусника, клюква, с характерными внешними особенностями каждого вида ягод, вкуса, особенностями произрастания....

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему "Домашние животные"

Представленный материал предназначен для проведения урока по теме "Домашние животные" для учащихся с нарушениями в развитии.Содержит доступные и интересные задания.Урок с использование...

Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на тему «Насекомые».

Уточнение и расширение  словаря по теме «Насекомые».Систематизировать знания о насекомых....

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему:"Что в саду и в огороде?"

Закрепление и обобщение представлений обучаегося о двух группах плодов-фруктов и овощах....

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему "Насекомые"

Целью урока является уточнение и систематизация знаний о насекомых....