Урок СБО в 10 классе СКОШИ I вида "СПИД - чума XXI века."
методическая разработка (10 класс) по теме

Кузнецова Ольга Витальевна

 

          Данная разработка урока СБО в 10 классе СКОШИ I вида (конспект и презентация) имеет цель:  утверждение здорового образа жизни, выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни. Необходимо помочь подросткам осознать, что СПИД – чума XXI века; сформировать ответственные отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; вести профилактику возможных болезней и зависимостей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spid-chuma_xxi_veka.rar933.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ЯО Рыбинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

Конспект урока

 социально-бытовой ориентировки

в 10 классе

по теме «СПИД – чума XXI века»

Учителя  Кузнецовой О.В.

2012-2013 учебный год

__________________________________________________________          

Тема. СПИД – чума ХХI века. (2 часа.)

Цель и задачи: 

  1. утверждение здорового образа жизни, выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни. Помочь подросткам осознать, что СПИД – чума XXI века;
  2. сформировать ответственные отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. профилактика возможных болезней и зависимостей.

Подготовительная работа.

1. Готовится презентация.

2. Готовятся таблички с новыми понятиями.

3. Готовятся карточки с изображением 15 подростков  для АНТИ-СПИД игры «Не передай это дальше!».

Оформление, оборудование и инвентарь:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки для АНТИ-СПИД игры, наборы цветных карандашей на каждого учащегося, на магнитную доску помещаются таблички с новыми понятиями;

План урока.

  1. Организационный момент.

2.  Вводная часть.

3.  Беседа «Что такое СПИД?».

а) Что такое СПИД?

б)  Как выглядит это заболевание?

в)  Пути передачи вируса.

4.  Как уберечься от СПИДа?

5. АНТИ-СПИД игра «Не передай это дальше!».

6.  Как проверить, здоров ли ты?

7. Поговорки и крылатые выражения.

8.  Итог урока.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

     Наденьте наушники.

     Ты слышишь? – Алеша.                       - Я слышу.

     Какой сейчас урок?                                - Сейчас урок социально-бытовой      

                                                        ориентировки.

2. Вводная часть (презентация, слайд 1)

    Какая тема урока?        - Тема урока «СПИД – чума ХXI

                  века».

3. Беседа «Что такое СПИД?» (слайд 2)

а) Что такое СПИД?        - Я не знаю.

        - Это болезнь.

    Верно.

синдром приобретенного иммунодефицита.

(слайд 2)

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – такое название получила тяжелейшая болезнь нашего времени. 

Это смертельное заболевание, которое люди лечить пока не научились.

Впервые СПИД был зарегистрирован в США весной 1981 года. В настоящее время в мире больных СПИДом около 1 миллиона, а зараженных – более 10 миллионов человек.

(слайд 3)

Установлено, что вирус СПИДа обладает свойством поражать иммунную систему организма. Этот вирус попадает в кровь и повреждает белые кровяные шарики (лимфоциты), являющиеся важной защитной системой организма.

Человек, зараженный вирусом СПИДа (вирус ВИЧ – это ещё не болезнь), может   заболеть и умереть от обычной простуды.  Дело в том, что поражение организма этим вирусом ослабляет защитные, иммунные силы человека (иммунитет – это невосприимчивость к разным болезням).

(слайд 4)

Природная защита организма не справляется, её недостаточно (то есть – она в дефиците). И организм начинает разрушаться из-за простого насморка.

Поэтому этот смертельный вирус называется ВИЧ-инфекция (вирус иммунодефицита человека).

Человек, зараженный вирусом СПИДа, может длительное время не чувствовать признаков заболевания и считать себя здоровым, но активно распространять инфекцию. Но однажды вирус может проснуться и начать свою разрушительную работу. И человек сгорает, как свечка.

(слайд 5)

б) Как выглядит это заболевание?        - Я не знаю.

    У больных СПИДом организм не может бороться с какой-либо инфекцией, болезни протекают очень тяжело со смертельным исходом.

(слайд 5)

В результате попадания  вируса ВИЧ в организм:

1) поражается иммунная система, организм становится беззащитным перед возбудителями различных инфекций, которые для здоровых людей не представляют опасности; 
   2) развиваются опухоли;
   3) почти всегда поражается нервная система, что приводит к нарушениям мозговой деятельности и к развитию слабоумия.

Стадии болезни СПИДА. (слайд 6)

  1. Заражение инфекцией ВИЧ:

         недельная лихорадка, увеличение лимфатических узлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к ВИЧ.

  1. Скрытый период:

         от нескольких недель до нескольких лет. Изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудание, понос, повышенная температура тела.

  1. СПИД:

         воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

    Инкубационный период при СПИДе чаще всего составляет от 3 месяцев до 5-10 лет.        

(слайд 7)

Признаки СПИДа.

Наблюдается:

- увеличение лимфатических узлов

- повышение температуры

- появление потливости

- расстройства кишечника

- лихорадка

- похудание

- воспаление легких

Поражаются:

- кожа

- глаза

- желудок

- кишечник

- легкие

- центральная  нервная система

-кровь (сепсис)

Наблюдаются опухоли:

- кожи

- головного мозга

     Лечение больных СПИДом в настоящее время малоэффективно, т.к. не найдено еще нужное средство. Это заболевание неизбежно ведет к гибели.

в) Пути передачи вируса (слайд 8)

    Каковы же причины возникновения СПИДа? 

(Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу. Затем учитель открывает запись на доске или слайд.)

(слайд 8)

Пути передачи вируса ВИЧ:

        Больше всего рискуют заразиться люди

  1. вступающие в половые контакты со случайными или неизвестными партнерами без правильного использования презерватива;
  2. вступающие в половые контакты с лицами, употребляющими наркотики внутривенно, или с людьми, имеющими много половых партнеров;
  3. употребляющие наркотики или лекарственные вещества внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл;
  4. вирус от беременной женщины, зараженной СПИДом, ее ребенку.

    (Учащиеся зачитывают каждый пункт.)

Но не следует впадать в панику.

        (слайд 9)

Невозможно  заразиться:

1) при рукопожатии, объятиях и поцелуях, разговоре;
2) при пользовании туалетом, ванной, дверными ручками;
3) через посуду, бытовые предметы, постельное белье, деньги;
4) через слезы, пот, при кашле и чихании;
5) через кошек и собак.

4. Как уберечься от СПИДа? (слайд 10)

    Как вы думаете, как можно уберечься от СПИДа?

    (Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу. Затем учитель обобщает их высказывания)

(слайд 10)

Основное условие – ВАШЕ   ПОВЕДЕНИЕ:

  1. избегать случайных половых связей, а также половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, ведущими беспорядочную половую жизнь;
  2. избегать употребления наркотиков или лекарственных веществ внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл;
  3. использовать индивидуальные средства защиты (презервативы).

    5. АНТИ – СПИД игра «Не передай это дальше!» (слайд 11)

    А сейчас смоделируем ситуацию распространения половой инфекции.

    Возьмите карточки. На них изображена компания сексуально активных подростков (так называют тех, кто имеет по три и более половых контактов в течение года). Они обозначены номерами от 1 до 15.

    Выбери любую фигурку (кроме номеров 1, 2, 3) и отметь ее красным цветом. В нашей игре это подросток, зараженный половой инфекцией.

    Выбери себе номер и знай, что эта фигурка в игре обозначает тебя (отметь ее цветным карандашом или фломастером).

    Все подростки в нашей игре будут вступать в половые контакты 3 раза (таким образом пройдет как бы один год).

    №1 обведи кружком – он будет соблюдать целомудрие (воздержание от половой жизни).

    №2 и №3 будут вступать в половой контакт только друг с другом: они влюблены друг в друга – и соблюдают верность. Обведи их общим кружком.

    Все остальные пусть вступают в контакты по 3 раза, для этого соедини выбранных партнеров цветными линиями (для каждого тура – иной цвет). Во втором и третьем турах образуй новые пары.

    После первого тура отметь также красным цветом, кто имел контакт с «красной» фигуркой – они заражены.

    После второго и третьего туров также отметь красным цветом тех, кто контактировал с «красными».

    Мы смоделировали ситуацию распространения половой инфекции в подростковой компании.

    Из 12 человек зараженными оказались 8. Четверым просто ПОВЕЗЛО.

    Заразились половой инфекцией не те, кто хуже себя вел, и здоровыми остались не самые хорошие! Просто кому-то ПОВЕЗЛО, а кому-то НЕ ПОВЕЗЛО!

    №1, соблюдавший временное воздержание (целомудрие), наверное, скучал, оказавшись в одиночестве. Но зато теперь, когда другие в страхе, панике и отчаянии, он спокоен и доволен. Он здоров!

    №2 и №3 имели секс, сохраняя верность друг другу, и поэтому не подвергались риску. Они все время были довольны и счастливы. Они здоровы.

    А ты сам где был в этой игре?

    Выиграл ты или проиграл?

6. Как проверить, здоров ли ты? (слайд 12)

    Существуют лаборатории по диагностике вируса СПИДа в крови.

    Узнать подробности, получить консультацию, совет, провериться на половые инфекции (в том числе и на СПИД) можно:

    Город Ярославль, ул.Максимова, 8, Областной центр профилактики и борьбы со СПИДом (анонимно, бесплатно), тел. 30-38-80.

    Город Рыбинск, станция переливания крови на территории гор.больницы №1 (анонимно, бесплатно).

7. Поговорки и крылатые выражения (слайд 13)

1."Лучшая профилактика СПИДа - это голова на плечах".

2. "Заражаются по-разному, умирают одинаково".

3. "Мы - за здоровый образ жизни!".

4. "СПИД - болезнь души".

5. СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.

6. Жить дурно, неразумно, невоздержанно - значит медленно умирать. Демократ.

7. Здоровье - огромное богатство! Каждый должен хранить и тратить его с умом!

8. Сегодня мода на здоровых, добрых и умных, сильных и свободных людей.

9.Счастье и здоровье – вас и ваших детей – зависят только от вас самих!

Мы желаем Вам удачи в жизни!

1 ДЕКАБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ СО СПИДОМ! (слайд 14)

8. Итог урока.

          Что вы узнали на уроке?        - Мы узнали о СПИДе.

    Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ и ВАША ЖИЗНЬ.

                                                       Приложение.

Пути передачи вируса:

        Больше всего рискуют заразиться люди

  1. вступающие в половые контакты со случайными или неизвестными партнерами без правильного использования презерватива;
  2. вступающие в половые контакты с лицами, употребляющими наркотики внутривенно, или с людьми, имеющими много половых партнеров;
  3. употребляющие наркотики или лекарственные вещества внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл;
  4. вирус от беременной женщины, зараженной СПИДом, ее ребенку.

Стадии болезни СПИДа.

Заражение инфекцией ВИЧ:

         недельная лихорадка, увеличение лимфатических узлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к ВИЧ.

Скрытый период:

         от нескольких недель до нескольких лет. Изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудание, понос, повышенная температура тела.

СПИД:

         воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

Признаки СПИДа.

Наблюдается:

- увеличение лимфатических узлов

- повышение температуры

- появление потливости

- расстройства кишечника

- лихорадка

- похудание

- воспаление легких

Поражаются:

- кожа

- глаза

- желудок

- кишечник

- легкие

- центральная  нервная система

-кровь (сепсис)

Наблюдаются опухоли:

- кожи

- головного мозга

Невозможно  заразиться:

1) при рукопожатии, объятиях и поцелуях, разговоре;
2) при пользовании туалетом, ванной, дверными ручками;
3) через посуду, бытовые предметы, постельное белье, деньги;
4) через слезы, пот, при кашле и чихании;
5) через кошек и собак.

Как можно уберечься от СПИДа:

Основное условие – ВАШЕ   ПОВЕДЕНИЕ:

  1. избегать случайных половых связей, а также половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, ведущими беспорядочную половую жизнь;
  2. избегать употребления наркотиков или лекарственных веществ внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл;
  3. использовать индивидуальные средства защиты (презервативы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVII ВЕКЕ»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в XVII веке»....

Урок в 10 классе по теме "Церковный раскол XVII века"

Урок с использованием проблемно-диалогической технологии образовательной системы "Школа 2100", ...

Урок в 6 классе по теме "География в Средние века (Европа)".

Урок составлен на основе учебника "География. Начальный курс: 6 класс", автор А.А. Летягин, издательство "Вентана-Граф". Учащиеся узнают о морских походах викингов, занятиях викингов, об открытии ими ...

урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Разработка урока по истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"...

урок литературы 11 класс Литературный процесс 20 гг. XX века

урок литературы 11 класс  Литературный процесс 20 гг.  XX века...