«Развитие у ребенка с КИ диалогической речи»
консультация

Матюшинець Людмила Валерьевна

Основные этапы обучения диалогу  детей с КИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного  округа—Югры

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида»

 «Развитие у ребенка с КИ диалогической речи»

Подготовила учитель-дефектолог

Белокопытова Л.В

Неотъемлемой задачей развития связной речи у детей с КИ является обучение умению вести диалог. Ведущей нитью данного направления работы можно рассматривать такой аспект, как научить детей с КИ правилам логического построения высказывания, умениям располагать предложения (или реплики диалога) в определённой последовательности, правильно использовать синтаксические и грамматические средства.

Существует пять основных групп диалогических единств А. Г. Зикеева, которые определяют начальную и последующую работу по обучению диалогу детей с КИ.

 I группа – вопросно-ответные единства, выясняющие определённый элемент мысли с побуждением назвать его:

- Кто сегодня дежурный?

- Я.

- Кого нет в классе?

- Андрея.

 II группа – вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо:

- Сегодня тепло?

- Нет, сегодня прохладно.

- Да, сегодня тепло.

III группа – вопросно-ответные единства с альтернативной формой вопроса

(предполагающего несколько возможных вариантов ответа):

- Ручка лежит в столе или на окне?

- В столе.

- На окне, а не в столе.

- Не на окне, и не в столе, а в шкафу.

             IV группа – диалогические единства типа «Сообщение – вопрос».

Использование их требует создания соответствующей ситуации, когда

реплика учителя вызовет ответную реакцию учащихся в виде вопроса:

- Сегодня на занятии будет что-то интересное.

- Что мы будем делать?

- Мы будем играть.

- Как будем играть?

 V группа – диалогические единства типа «Сообщение – сообщение».

Этому диалогу свойственна экономичность речевого оформления, множество

неполных предложений.

- Ты прочитал эту  сказку?

- Да.

- И я тоже.

- А я не смогла прочитать.

         Работа над диалогом должна продолжаться и вне группы, дома, в саду.

           Обучение диалогу может проходить те же четыре основных этапа, что и овладение любым речевым материалом. Знакомство с определённым типом диалога ( I этап усвоения) может происходить на любом занятии развития речи. Это является дополнительной целью  занятия.

             Выбор того или иного типа диалога зависит, во-первых, от основной темы занятия и, во-вторых, от уровня развития речи учащихся.

             В своей работе при обучении диалогу у детей с КИ чаще всего использую диалогические единства  I типа – вопросно-ответные, выясняющие место действия, время, причину. Например, при работе над предложениями, включающими словосочетания с предлогами, используется диалог I типа:

        - Где лежит мяч?

        - На столе.

При усвоении словаря можно планировать работу над диалогами III типа с использованием игровых приёмов.

            Например, в игре «Угадай, что в мешочке». Один ребёнок берёт предмет из мешочка, а другие дети в это время задают ему вопросы.

        - Там овощи или фрукты?

        - Там овощи.

        - Там помидор или огурец?

        - Там  огурец (помидор).

             В процессе развития связной устной речи, в беседах на темы из  жизни ребят можно начинать знакомить детей с диалогами IV  и  V типов.

        - Завтра мы пойдём на экскурсию.

        - Куда мы пойдём?

        - В парк.

        - Когда мы пойдём?

        - После занятий.

Как видно из приведённых примеров, II этап усвоения – воспроизведение речевого материала как бы проникает в I этап и неразрывно связан с ним.

             III этап – варьирование и комбинирование речевого материала – при обучении диалогу предполагает включение в уроки развития речи ряда тренировочных упражнений.

             Некоторые из них:

        1) Составление диалога по аналогии с образцом.

        - Куда ты положил  мяч?

        - Я положил мяч в шкаф.

        -  Куда?

        -  В шкаф.

        2) Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам (ситуациям) относятся ( соответствующие картинки выставлены на доске).

        3) Составление диалога по заданной ситуации:  (по картинке, по описанию).

        1 сентября. Алёша и Саша встретились во дворе школы.

        Послушай (прочитай) их диалог. Послушай, что они говорят … (даётся текст диалога).

             IV этап овладения диалогом – закрепление полученных навыков в естественных ситуациях общения.

         Ежедневная и систематическая работа по формированию, расширению лексического запаса и развитие диалогической речи у детей с КИ приводит к достаточно высоким результатам. Следует отметить и ещё один аспект.  Ребёнок развивается не только под воздействием среды, но и в результате его личной активности, его собственной самостоятельной практической и умственной деятельности. В разных формах общения (и прежде всего в речевом общении) ведущая роль принадлежит мотивам, побуждающим ребёнка вступать в контакты с товарищами, со сверстниками и взрослыми, включаться в различные виды деятельности с целью познания и удовлетворения разнообразных потребностей развивающейся личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку в 11 классе "Профессии. Развитие навыков устной монологической и диалогической речи"

Данная работа была представлена на конкурс муниципального уровня "Учитель года". Прзентация в формате Ppt выполнена с использованием мультимедийных средств, Интернет и информационных источников. Этапы...

"Расширение лексико-грамматических навыков по теме "Экология". Развитие навыков аудирования,монологической и диалогической речи в рамках изучаемой темы".

Данный урок составлен по УМК  "Spotlight 11"  издательства"Просвещение".  Урок отражает метапредметные связи-химия, экология, татарский язык. В основе урока лежит кейс-метод, позволяющи...

Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи

В разработке представлены этапы, направления и упражнения работы по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР....

«Ролевая игра как средство развития мотивации студентов при обучении диалогической речи на уроках английского языка»

В данной статье изложен теоретический материал по вопросу использования ролевых игр для совершенствования иноязычной диалогической речи обучаемых, создания атмосферы сотрудничества и личной заинтересо...