Главные вкладки

    Конспект подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи
    план-конспект занятия по теме

    Тютерева Маргарита Игоревна

    Конспект подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по коррекции фонетико-фонематических нарушений  речи.

     

    Тема: Звук [ж]

     

    Цель: Автоматизация звука [ж] в слогах и словах

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по коррекции фонетико-фонематических нарушений  речи.

    Тема: Звук [ж]

    Цель: Автоматизация звука [ж] в слогах и словах

    Задачи:

    1. Развитие артикуляторной моторики.

    2. Уточнение артикуляторно-акустической характеристики звука.

    3. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

    4. Развитие длительного неречевого выдоха.

    5. Развитие модуляции голоса по силе.

    6. Развитие мелкой моторики.

    7. Воспитание умения работать в коллективе.

    Оборудование: предметные картинки (жаба, рак, жук, море, дом, пижама, жёлудь, ухо, корова), разноцветные кружочки (синие, красные), индивидуальные зеркала (5 штук), фланелеграф, бабочки из папиросной бумаги (5 штук), красные флажки (4 штуки).

    Ход занятия

    Деятельность логопеда

    Деятельность детей


    1. Организационный момент

    - Здравствуйте, дети! Сядьте ровно, руки положите на стол перед собой.


    2. Развитие мелкой моторики.

    Логопед предлагает детям выполнить упражнения: «колечко», «коза», «пальчики здороваются».


    3. Дыхательные упражнения.

    1) Игра «Шарик»

    –  Давайте встанем в круг, левую руку положим на живот. Смотрите, когда мы правильно дышим, то наш живот становится похожим на шарик, надувается, а когда мы

    медленно, спокойно выдыхаем, то наш животик как шарик сдувается.

    Логопед показывает детям как надувается живот при вдохе и как сдувается при выдохе.

    - Похож? А теперь вы  покажите, как вы надуваете свои шарики, и медленно их сдуваете.

    Логопед подходит к каждому ребёнку и проверяет выполнение задания.

    - Молодцы.


    2)  Игра  «Бабочка»

    Детям выдаются бабочки из папиросной бумаги, которые прикреплены ниткой к указательному пальцу.

    - Посмотрите ни наших бабочек, они сидят у нас на ладошке, им никак не взлететь, давайте им поможем. Встаньте ровненько, поднимите ладошку на уровень рта и аккуратненько подуйте, чтобы бабочка улетела.

    Сначала логопед сам выполняет задание, а потом предлагает его выполнить детям.

    - Какие вы молодцы! Все справились с заданием, садитесь.


    4. Голосовые упражнения.

    Игра «Эхо»

    - Мы с вами сейчас поиграем, для этого нам  будет нужно разделиться на две команды.

    Представьте что мы в горах, громко кричим «Ау», а эхо нам отвечает «Ау»- «Ау», только как оно будет нам отвечать?

    - Правильно

    - Давайте сначала одна команда буде кричать «Ау», а другая будет отвечать, как эхо, тише.

    - Молодцы! А теперь давайте поменяемся, ваша команда теперь будет начинать.

    - Хорошо. Молодцы.


    5. Артикуляторная гимнастика

    Логопед вместе с детьми перед зеркалом выполняет упражнения:

    для губ:

    - улыбка-трубочка

    для языка:

    - сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу;

    - широкий кончик языка поднять за верхние зубы, широкий кончик языка опустить за нижние зубы;

    -  сделать «лодочку»;

    - сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать чашечку в рот и подуть на нёё.


    6. Сообщение темы

    - Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об одном звуке, а о каком, вы должны догадаться сами. Я прочитаю вам небольшой стишок, а вы подумайте:


    «Каждый жук жужжит о том,

     Как же жутко быть жуком,-

     Каждый может обижать,-

     Как об этом не жужжать?»


    - Догадались, что это за звук?

    - Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия звук [ж]. А для того чтобы мы его правильно произносили, нужно чтобы наши губы и язык хорошо работали.


    7. Произнесение звука [ж]

    Логопед сам произносит звук [ж], а затем просит каждого ребёнка произнести этот звук.


    8. Повторение артикуляторной характеристики звука [ж]

    - Давайте подумаем, какой звук [ж]? Гласный или согласный?

    - А как работают наши губы, когда мы его произносим? Правильно.

    - А на что похож наш язык, когда мы произносим звук [ж]? Помните, мы смотрели картинки, на которых он был изображён.

    Правильно.

    - А наш звук твёрдый или мягкий?

    - А он звонкий или глухой? А почему?


    9. Автоматизация звука [ж] в слогах:


    Игра «Подними флажок»

    - Слушайте внимательно, если услышите звук [ж], поднимите флажок: жа, ро, ла, жу, ко, вы; ар, от; жба, дже, кра, жда;




    Игра «Кто  внимательнее»

    1) - Слушайте внимательно! Я произношу слоги, а вы их повторяйте: жу-же-жа, жа-же-жу; лжо-лже; жба-жда-дже, жа-жо-жу, жа-же-жу, жу-жа-жо; жда-жду-жди.

    Слоговые ряды логопед произносит, закрывая лицо экраном.

    2) - Слушайте внимательно! Произнесите слоги жа(жу), столько раз, сколько я хлопну в ладоши.

    Логопед хлопает 3(5) раз.


    10. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений


    1) - Слушайте внимательно! Я буду произносить слова, и если вы услышите звук [ж], то хлопните в ладоши: жук, лак, рак, жаба, пар, дом, кожа, мак, ужин, джем, лампа, пожар, пижама, море.

    2) На столе лежат картинки, нужно выбрать только те, в названии которых есть звук [ж].

    3) Логопед вывешивает на фланелеграф 3 картинки в строку: жаба, ухо, корова.

    - Внимательно посмотрите на картинки и

    назовите их.

     Какой звук стоит первым в слове ЖАБА?

     Какой звук стоит первым в слове УХО?

     Какой звук стоит первым в слове КОРОВА?


    Молодцы! Правильно! А теперь из первых звуков каждого слова  составьте новое слово. Первый звук мы возьмём из первого слова, затем из второго, а затем из третьего.

    Так какое слово у нас получилось? Правильно!

    4) Анализ и составление схемы слова «ЖУК»

    - Сколько звуков в слове ЖУК?

    - Какой гласный есть в слове?

    - А где он стоит?

    - А остальные звуки какие?

    - Какой первый звук? Каким кружочком мы его обозначим? Почему?

    - А второй звук? Каким кружочком мы его обозначим? Почему?

    - А какой третий звук? Каким кружочком мы его обозначим? Почему?

    Логопед просит одного ребёнка подойти к фланелеграфу и составить схему слова.

    - Молодец, правильно. Садись


    5) – Придумайте слова со звуком [ж], чтобы звук был в начале (середине) слова.

     

    11. Подведение итогов занятия

     - Что мы делали на занятии? Какой звук изучали?

     - Сегодня все хорошо работали, молодцы! Занятие закончено.





























    Здравствуйте






    Дети выполняют упражнения












    Да

    Дети выполняют упражнение















    Дети выполняют упражнение









    Тише


    Дети выполняют задание



    Дети выполняют задание







    Дети выполняют упражнения






















    Звук [ж]








    Дети произносят звук





    Согласный.

    Вытягиваются, похожи на «бублик».



    На чашечку


    Всегда твёрдый

    Звонкий. Горлышко дрожит, когда мы его произносим




    Дети выполняют задание







    Дети повторяют слоговые ряды




    Дети выполняют задание











    Дети выполняют задание



    Дети выполняют задание





    [Ж]

    [У]

    [К]






    ЖУК



    Три

    У

    В середине

    Согласные

    [ж]

    Синим. Он согласный

    [у]

    Красным. Он гласный

    [к]

    Синим. Он согласный





    Дети выполняют задание





    [ж]


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»

    Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....

    Логопедический семинар на тему: «Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников».

    «Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников»....

    Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Посуда"

    Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Посуда"...

    Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».

    При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры  слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...

    Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи на логопедических занятиях с использованием ИКТ

    Вашему вниманию представляется работа на тему: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи на логопедических занятиях с использованием ИКТ».   Выбранная тема является в настоящее в...

    Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

    Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...