Развитие и коррекция речи учащихся средних классов
статья по теме

Рыжкова Алла Анатольевна

Закончив начальную школу, учащиеся  с диагнозом дисграфиии, дислексии и дизорфографии, как правило, продолжают испытывать трудности в правильном письме и чтении. На ребенка обрушивается совершенно новая для него кабинетная система предметного обучения, где каждый учитель-предметник старается донести до него как можно больше информации, которую нужно уметь быстро и правильно перерабатывать. Естественно, что  ученикам необходима дополнительная квалифицированная помощь  логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЫЖКОВА АЛЛА АНАТОЛЬЕВНА

Государственное общеобразовательное

учреждение общеобразовательная шко-

ла № 279 Кировского административно-

го района (ГОУ СОШ № 279) г. Санкт-

Петербург, 198255,  пр. Ветеранов, д. 19.

Тел. 752-19-19, e-mail: Sc279@Kirov.spb.ru

Развитие и коррекция речи учащихся средних классов

Закончив начальную школу, учащиеся  с диагнозом дисграфиии, дислексии и дизорфографии, как правило, продолжают испытывать трудности в правильном письме и чтении. На ребенка обрушивается совершенно новая для него кабинетная система предметного обучения, где каждый учитель-предметник старается донести до него как можно больше информации, которую нужно уметь быстро и правильно перерабатывать. Естественно, что  ученикам необходима дополнительная квалифицированная помощь  логопеда. Выстраивая комплексную систему мероприятий по оказанию помощи в коррекции речевых расстройств мы учитываем возможные причины их возникновения:

 1. Органические – недоразвитие и поражение головного мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные нарушения периферических органов речи.

2. Функциональные – нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

3. Психоневрологические –нарушения памяти, внимания, мышления и другие расстройства психических функций.

4. Социально-психологические – неблагоприятные влияния окружающей среды.

5. Психосоматические заболевания – взаимовлияние психических и соматических состояний.

   Для того, чтобы эта помощь была ощутимой, при разработке логопедических перспективных планов мы используем не только классическую методику коррекции дисграфий, дизорфографий и дислексий и учебный материал школьной программы по русскому языку, а также обширный практический материал, адаптированный под учащихся средних классов.

   Для эффективности наших усилий мы учитываем несколько

основополагающих моментов.

   Мы знаем, что любая человеческая деятельность успешна, когда человек хочет, может, знает  и успевает.

   Человек:

- хочет, если у него сформирован мотив к определенному виду деятельности, и он обладает необходимыми исходными знаниями;

- может, если владеет нужными умениями;

- знает, если его знания носят профессиональный характер;

- успевает, если у него наработаны соответствующие навыки для самостоятельной работы.

На самом деле нашей первичной задачей является создание у учащегося мощной мотивации к достижению определенных результатов. Мы создаем для него ситуацию, когда он бежит на занятия с целью улучшения собственной грамотности, реально стремясь быть лучше. В этом нам помогают самые различные средства воздействия:

- дидактический материал подается в предельно понятной для него форме с красочным оформлением, с заданиями занимательного свойства;

- письменные и устные ответы на уроках регулярно оцениваются с акцентом на достигнутых пошаговых результатах, в конце учебного года при подведении итогов победителям  вручаются почетные грамоты за подписью директора и гербовой печатью школы; лучшие работы вывешиваются в кабинете на стенде;

- большая часть заданий нацелена на развитие высших психических функций;

- на занятиях используются современные инновационные компьютерные  технологии.

Мы учим ребенка учиться и уделяем должное внимание привитию учащимся определенных умений:

- использовать выученные правила, видя в каждом слове орфограмму;

- писать каллиграфическим почерком;

- видеть свои ошибки;

- активно использовать эти умения в учебном процессе.

 В продолжение всего периода коррекции дисграфии, дислексии и дизорфографии учащиеся  систематически получает знания по различным разделам русского языка. Знают не только наизусть различные правила, но и активно их используют для ликвидации безграмотности и улучшения освоения знаний по всем предметам школьного цикла.

 Учащиеся начинают успевать, потому что у них нарабатываются автоматические навыки грамотного письма, каллиграфического почерка, быстрого и правильного чтения.

Наши усилия по достижению поставленных целей и  задач мы осуществляем по трем масштабным направлениям:

Диагностика - для определения индивидуального маршрута коррекции, развития  и обучения учащихся необходимо проведение диагностики состояния основных психофизиологических процессов, участвующих в процессах речи, письма и чтения. Правильно выставленный диагноз позволяет добиться максимально положительной результативности.

Коррекция – основное направление в работе с детьми логопатами, приводящее к норме устную и письменную речь учащихся, позволяющее поднять самооценку , знания, умения и навыки учащихся на более высокий уровень.

Развитие – необходимая составляющая, направленная на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, представлений, восприятия и т.д.), оптико-пространственных ориентировок, мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи и т.д.

Нашу работу мы проводим в трех основных формах:

Традиционной – с использованием научнообоснованных методик петербургской школы.

Нетрадиционной – с привлечением различных заданий, помогающих усвоению рабочего материала (из вальдорфской педагогики, психологии и т.д.).

Инновационные компьютерные технологии – с внедрением в коррекционный процесс компьютерной программы «Логодиакорр».

Коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими речевые расстройства мы проследим на примере нарушений письменной речи – дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся специфических ошибках, обусловленных:

- несформированностью высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

- неспособностью дифференцировать фонемы на слух и в произношении;

- нарушением анализа предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза;

- несформированностью лексико-грамматического строя речи и зрительно-пространственной ориентировки.  

   Эта обширная симптоматика, как правило, имеет в своей основе поражение подкорковых и стволовых активирующих систем головного мозга.

   Устранить первопричину мы не в силах, но продолжить коррекцию комплекса возникших еще в раннем детстве речевых расстройств, можем.

 При работе над психическими функциями мы активно используем:

- речь с движением (приставки пре- и при-);

- запоминание слов «по Гарибяну» (Приложение);

- рисование форм для развития мышления, логики, моторной памяти;

- игры типа «Бабочка»;

- заучиваем стихи по рисункам.

 Занимаясь языковым и фонетико-фонематическим анализом и синтезом, мы используем виды работ «от простых к сложным»:

- устный полный фонематический анализ и синтез;

- письменные варианты полного фонематического анализа (задания типа – «Расшифруй-зашифруй слово, «Подставь слово под цветную схему звуков»);

- запись стихов в транскрипцию, с предварительным анализом слов при помощи цветных карандашей;

 Работая над развитием зрительно-пространственной ориентировки мы:

- пишем графические диктанты;

- используем задания типа «Муха», цифровые таблицы и таблицы, расширяющие поле зрения;

- «гуляем» по городу при помощи карты Санкт-Петербурга;

- занимаемся развитием мелкой моторики;

- рисуем формы, позаимствованные из методики вальдорфской педагогики.

 Задания на развитие лексико-грамматического строя речи включают объемный материал по развитию лексики и изучению правил русской грамматики в рисунках.

Изучая правило спряжения глаголов, которое является основой для усвоения причастий в 7 классе, каждый учащийся по рисункам с легкостью запоминает и использует его в правописании окончаний глаголов: «Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, 7 глаголов на - ЕТЬ: ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ,ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, 4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, а к первому спряжению относятся 2 глагола исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ и все остальные глаголы на –ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЫТЬ, -ТЬ и т.д.».

   Работая со словарными словами мы используем методику Д.И.Тихомирова, за которую он в конце 19 столетия был награжден золотой медалью. Суть методики состоит в том, что дети обучаются орфографическому чтению, то есть читают тексты и слова так как они записаны. Дети произносят слова, четко их артикулируя.

Регулярное проведение диагностики и обработка ее данных подтверждает эффективность выбранной нами коррекционно-развивающей системы воздействия на речевые расстройства учащихся средних классов.

Приложение

«Метод Гарибяна» заключается в использовании мнемонических способов запоминания учебного материала. Суть используемых нами техник заключается в составлении рассказа из запоминаемых слов.

К примеру, при изучении правописания «О-Ё» после шипящих в корне слова  детям предлагается составить ассоциативный рассказ из 17 слов:

КРЫЖОВНИК ШОРОХ ШОВ КАПЮШОН ШОУ МАЖОР ШОК ЖОР ШОМПОЛ ИЗЖОГА ЧОКАТЬСЯ ШОРТЫ ЧОПОРНЫЙ ШОРЫ ТРЕЩОТКА ЧАЩОБА ТРУЩОБА

Предварительно объясняются значения незнакомых слов и правило соединения соседних , заключающееся в повторении предыдущего слова.

При затруднении в составлении рассказа можно предложить им готовый текст, составленный учителем:

В крыжовнике раздался шорох. Шорох зашили в шов капюшона. Капюшон был главным в шоу. Шоу было мажорным. От мажора случился шок. От шока наступил жор. Жор утолили шомполом. От шомпола началась изжога. Изжогу запивали и чокались. Чокались в шортах. В правом кармане шорт лежала трещотка, в левом – шоры. Шоры закинули в чащобу. От этого чащоба стала трущобой.

Список литературы:

  1. Волкова Г.А «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи»/ Г.А.Волкова, СПб, «Детство-Пресс», 2003, 80 стр.
  2. Елецкая О.В, «Организация логопедической работы в школе»/О.В.Елецкая М., «Творческий центр», 2005, 80 стр.
  3. Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия  у детей»/А.Н.Корнев, СПб, «Гиппократ», 1995, 105 стр
  4. Лалаева Р.И., «Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников»/Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова, СПб,  «Образование», 1997, 140 стр.
  5.  Павлова М.А., «Интенсивный курс повышения грамотности на основе

НЛП/М.А.Павлова, Москва, «Творческий центр», 1997, 160 стр.

  1.  Парамонова Л.Г. «Как научить ребенка правописанию»/Л.Г.Парамонова, СПб, «Дельта», 1997, 165 стр.
  2.  Яковлева Н.Н. «Коррекция нарушений письменной речи»/Н.Н.Яковлева, Учебно-методическое пособие, СПб, 2004, 98 стр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов

Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...

Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

Тематическое планирование занятий по коррекции лексико-грамматического строя речи учащихся 4 класса

Примерное теметическое планирование занятий по коррекции лексико - грамматического строя речи учащихся 4 класса...

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)

В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы....

Развитие связной письменной речи учащихся начальных классов с ОВЗ на основе коммуникативного подхода.

Коммуникативная компетенция в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного.  Степень сформированности речевых и коммуникативных умений определяет успешност...