Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Кузько Наталья Александровна

 

Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является специфическим для обучения школьников с нарушением интеллектуальной деятельности. Эти обучающиеся испытывают огромные трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений, применения различных видов памяти, внимания, мышления, ориентировки в пространстве, умения комментировать свои действия.

         Основной задачей данного перспективно-тематического планирования является организация психологического сопровождения младших школьников с особенностями развития, коррекция психофизического развития и адаптация к учебной деятельности и школьной среде в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihomotorika_i_sensornye_processy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является специфическим для обучения школьников с нарушением интеллектуальной деятельности. Эти обучающиеся испытывают огромные трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений, применения различных видов памяти, внимания, мышления, ориентировки в пространстве, умения комментировать свои действия.

        Основной задачей данного перспективно-тематического планирования является организация психологического сопровождения младших школьников с особенностями развития, коррекция психофизического развития и адаптация к учебной деятельности и школьной среде в целом.

        Оно реализуется через развитие:

  1. двигательной области коры головного мозга:

--- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами;

--- умение правильно держать карандаш, ручку; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения;

--- формирование зрительно-моторных координаций.

  1. Речевой области коры головного мозга:

--- формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

  1. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
  2. Координация крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
  3. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  4. Формирование навыков учебной деятельности:

--- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

--- умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Планирование состоит из 6 блоков:

  1. Развитие мелкой моторики и графических навыков.
  2. Ориентировка в пространстве.
  3. Развитие познавательной активности.
  4. Развитие памяти, сенсорной сферы.
  5. Развитие внимания, сенсорной сферы.
  6. Комплексное развитие психических функций и сенсорной сферы.

Дидактические задания, используемые на занятиях, подбирались с учётом следующих особенностей умственного развития обучающихся:

  1. все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в дидактических заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти, восприятия, мышления, воображения, связной речи и сенсорной сферы младшего школьника;
  2. развитие психических процессов происходит разнонаправлено и длительно, поэтому была продумана вариативность материала, возможность его многократного использования. Постепенно усложняется как сам материал, так и условия выполнения задания.

Приёмы и методы, используемые на занятиях: игра, наглядный, практический, словесные методы; наблюдение, собеседование, тестирование, анализ результатов деятельности; учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой, --- позволяют не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.

По окончании цикла занятий предполагается развитие и совершенствование у младших школьников:

--- мелкой моторики рук (зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

--- крупных движений и умения владеть своим телом;

--- пространственных и временных представлений (ориентировка на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентировка во времени);

--- активной речи, словарного запаса;

--- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

--- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

5 КЛАСС

(68 часов)

(2 часа в неделю)

  1. Психогимнастика (4 часа)

Развитие коммуникативных умений. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. Развитие эмоциональной сферы. Тренинговые упражнения, способствующие мышечному расслаблению.

  1. Диагностика состояния сенсомоторных процессов (3 часа)

Определение состояния уровней построения движений. Определение ведущего анализатора.

  1. Развитие психомоторики
  1. Дыхательные упражнения. Четырёхфазные дыхательные упражнения.            Поверхностные и глубокие дыхательные движения. Восстановления дыхания после интенсивных упражнений.
  2. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал, самомассаж головы, стоп рук, ушных раковин, хлопки, танцевальные движения.
  3. Оптимизация тонуса. Релаксационные упражнения: «Летняя ночь», «Отдых на море», «Отдых в волшебном лесу», «Водопад».
  4. Развитие чувства ритма --- выполнение движений под музыку, под счёт; отхлопывание ритма известных песен.
  5. Динамическая организация движений – выполнение упражнений типа «Галоп», «Кукольный шаг», «Робот» и т.п.
  6. Развитие ловкости. Игры: «Достань мяч», «Четверо в комнате», «Камешки» и т.д.
  7. Повышение устойчивости. Упражнения для развития равновесия с лентами, скамейкой, мячом.
  8. Работа с патологическими ригидными телесными установками: отработка глазодвигательных упражнений, тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка.
  9. игры на развитие скорости и координации движения руки: «Змейка», «Щелчки», «Бантики», «Перетяжечки», «Прижми палец», «Фантики», «Блошки» и т.д.
  1. Оздоравливающие учебные игры (48 часов)
  1. Игры для тренировки диспетчерской программы (6 часов): «Замри-отомри», «Держи себя в руках», «урок», «Сборы в школу», «Кто пойдёт гулять с собакой?», «Внимание, приготовились, начали».
  2. Игры для тренировки кинестетического анализатора (6 часов): «солнышко, заборчик, камушки», «Проба Бируни», «Идёт бычок», «Катись колбаской», «Ловкие ящерицы», «Прыжки через газету», «Защитный скафандр», «Марионетки».
  3. Игры для тренировки аудиального канала; развитие чувства ритма

(6 часов): «Поезд в Вологду», «Ики-юки», «Пошумелки», «Расшифруй слово».

4.4.   Игры для тренировки визуального канала (6 часов): «Сравни буквы», «Не сойти с тропы», «Раскраска участков», «Буквы в воздухе», «Воздушные спирали».

4.5.    Игры для тренировки взаимодействий правого и левого полушарий мозга (6 часов): «Заяц-барабанщик», «Раскладка алфавита», «Секреты ладушек», «Прыжки на месте.

4.6.    Игры для тренировки левого полушария мозга (9 часов): «Лишние картинки», «Определения», «Классификация картинок», «Перепутавшиеся буквы», «Мяч и числа», «Раскладка сотни».

4.7.    Игры для тренировки правого полушария (9 часов): «Вопросы к предмету», «Вопросы к предложению», «Отгадай предмет» «Точка зрения», «История в картинках», «Хорошо-плохо».

5. Оздоравливающие программы (10 часов)

Игры на стадионе. Пешеходная прогулка по лесу. Звуки вокруг нас. Цвет вокруг нас. Коллективное творческое дело.

  1. Контрольная диагностика состояния психомоторных и сенсорных                            процессов (3 часа)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся должны уметь:

--- выполнять упражнения по словесной инструкции учителя;

--- самостоятельно принимать решения в ходе меняющейся ситуации в предложенной игре;

--- проявлять адекватные эмоциональные реакции;

--- осуществлять элементы самоконтроля в ходе оздоравливающих учебных игр;

--- быстро и качественно выполнять базовый набор игр.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.В. Беззубцева, Т.Н. Андриевская «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму» –М.: ГНОМ и Д., 2004г.
  2. Л.Я.Береславский «Весёлая академия (развитие внимания)»—М.: -- Махаон, 2004г.
  3. Н.И. Касабуцкий «Давайте поиграем»—М.: Просвещение, 1991г.
  4. Ю.А.Костина «Играя, учимся сравнивать, ищем сходства и различия» --Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004г.
  5. А.Левина, О.Морозова «Учимся ориентироваться в пространстве» --М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2005г.
  6. А.Левина, О.Морозова «Запомни картинки» -- М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004г.
  7. Н.В. Масберг «Прописи. Обведи и раскрась» --М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2003г.
  8. Л.В. Махотина «Прописи. Рисуем по клеточкам» --М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2003г.
  9. Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова «Готовимся к школе» --К.: ГИГШВ, 1998г.
  10.  А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания» --М.: ТЦ Сфера, 2001г.
  11.  Г.В.Соколов «Скрытые картинки»  Ярославль: Академия развития, 1998г.
  12.  Т.А.Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики»  М.: ГНОМ и Д, 2004г.
  13.  О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова «350 упражнений для подготовки детей к школе»  М.: Аквариум, 1998г.
  14.  Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Помоги принцу найти Золушку»  М: Просвещение, 1994г.
  15.  О.Холодова «Юным умникам и умницам (задания по развитию познавательных способностей)»  М.: Росткнига, 2005г.
  16.  В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»  СПб.: Лань, 1997г.
  17.  И.Н. Чеплашкина, Л.Ю. Зуева, Н.Н. Крутова «Математика – это интересно»  СПб.: Детство-пресс, 1999г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья коровка".

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"  раздела  "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья кор...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

Коррекционное занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для развития восприятия пространственных отношений «Зима» 4 класс школа VIII вида

Коррекционное занятие разработано по теме "Моделирование расположения предметов в пространстве и на листе бумаги "...

Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"

Цели урока: Коррекционно-развивающие: ·        Развивать мелкую и крупную моторику·        Развивать тактильные ощущ...

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".

Цель урока:  Развивать у  учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...