Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является специфическим для обучения школьников с нарушением интеллектуальной деятельности. Эти обучающиеся испытывают огромные трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений, применения различных видов памяти, внимания, мышления, ориентировки в пространстве, умения комментировать свои действия.
Основной задачей данного перспективно-тематического планирования является организация психологического сопровождения младших школьников с особенностями развития, коррекция психофизического развития и адаптация к учебной деятельности и школьной среде в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihomotorika_i_sensornye_processy.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является специфическим для обучения школьников с нарушением интеллектуальной деятельности. Эти обучающиеся испытывают огромные трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений, применения различных видов памяти, внимания, мышления, ориентировки в пространстве, умения комментировать свои действия.
Основной задачей данного перспективно-тематического планирования является организация психологического сопровождения младших школьников с особенностями развития, коррекция психофизического развития и адаптация к учебной деятельности и школьной среде в целом.
Оно реализуется через развитие:
- двигательной области коры головного мозга:
--- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами;
--- умение правильно держать карандаш, ручку; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения;
--- формирование зрительно-моторных координаций.
- Речевой области коры головного мозга:
--- формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
- Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
- Координация крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
- Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.
- Формирование навыков учебной деятельности:
--- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
--- умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Планирование состоит из 6 блоков:
- Развитие мелкой моторики и графических навыков.
- Ориентировка в пространстве.
- Развитие познавательной активности.
- Развитие памяти, сенсорной сферы.
- Развитие внимания, сенсорной сферы.
- Комплексное развитие психических функций и сенсорной сферы.
Дидактические задания, используемые на занятиях, подбирались с учётом следующих особенностей умственного развития обучающихся:
- все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в дидактических заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти, восприятия, мышления, воображения, связной речи и сенсорной сферы младшего школьника;
- развитие психических процессов происходит разнонаправлено и длительно, поэтому была продумана вариативность материала, возможность его многократного использования. Постепенно усложняется как сам материал, так и условия выполнения задания.
Приёмы и методы, используемые на занятиях: игра, наглядный, практический, словесные методы; наблюдение, собеседование, тестирование, анализ результатов деятельности; учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой, --- позволяют не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.
По окончании цикла занятий предполагается развитие и совершенствование у младших школьников:
--- мелкой моторики рук (зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
--- крупных движений и умения владеть своим телом;
--- пространственных и временных представлений (ориентировка на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентировка во времени);
--- активной речи, словарного запаса;
--- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
--- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
5 КЛАСС
(68 часов)
(2 часа в неделю)
- Психогимнастика (4 часа)
Развитие коммуникативных умений. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. Развитие эмоциональной сферы. Тренинговые упражнения, способствующие мышечному расслаблению.
- Диагностика состояния сенсомоторных процессов (3 часа)
Определение состояния уровней построения движений. Определение ведущего анализатора.
- Развитие психомоторики
- Дыхательные упражнения. Четырёхфазные дыхательные упражнения. Поверхностные и глубокие дыхательные движения. Восстановления дыхания после интенсивных упражнений.
- Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал, самомассаж головы, стоп рук, ушных раковин, хлопки, танцевальные движения.
- Оптимизация тонуса. Релаксационные упражнения: «Летняя ночь», «Отдых на море», «Отдых в волшебном лесу», «Водопад».
- Развитие чувства ритма --- выполнение движений под музыку, под счёт; отхлопывание ритма известных песен.
- Динамическая организация движений – выполнение упражнений типа «Галоп», «Кукольный шаг», «Робот» и т.п.
- Развитие ловкости. Игры: «Достань мяч», «Четверо в комнате», «Камешки» и т.д.
- Повышение устойчивости. Упражнения для развития равновесия с лентами, скамейкой, мячом.
- Работа с патологическими ригидными телесными установками: отработка глазодвигательных упражнений, тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка.
- игры на развитие скорости и координации движения руки: «Змейка», «Щелчки», «Бантики», «Перетяжечки», «Прижми палец», «Фантики», «Блошки» и т.д.
- Оздоравливающие учебные игры (48 часов)
- Игры для тренировки диспетчерской программы (6 часов): «Замри-отомри», «Держи себя в руках», «урок», «Сборы в школу», «Кто пойдёт гулять с собакой?», «Внимание, приготовились, начали».
- Игры для тренировки кинестетического анализатора (6 часов): «солнышко, заборчик, камушки», «Проба Бируни», «Идёт бычок», «Катись колбаской», «Ловкие ящерицы», «Прыжки через газету», «Защитный скафандр», «Марионетки».
- Игры для тренировки аудиального канала; развитие чувства ритма
(6 часов): «Поезд в Вологду», «Ики-юки», «Пошумелки», «Расшифруй слово».
4.4. Игры для тренировки визуального канала (6 часов): «Сравни буквы», «Не сойти с тропы», «Раскраска участков», «Буквы в воздухе», «Воздушные спирали».
4.5. Игры для тренировки взаимодействий правого и левого полушарий мозга (6 часов): «Заяц-барабанщик», «Раскладка алфавита», «Секреты ладушек», «Прыжки на месте.
4.6. Игры для тренировки левого полушария мозга (9 часов): «Лишние картинки», «Определения», «Классификация картинок», «Перепутавшиеся буквы», «Мяч и числа», «Раскладка сотни».
4.7. Игры для тренировки правого полушария (9 часов): «Вопросы к предмету», «Вопросы к предложению», «Отгадай предмет» «Точка зрения», «История в картинках», «Хорошо-плохо».
5. Оздоравливающие программы (10 часов)
Игры на стадионе. Пешеходная прогулка по лесу. Звуки вокруг нас. Цвет вокруг нас. Коллективное творческое дело.
- Контрольная диагностика состояния психомоторных и сенсорных процессов (3 часа)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны уметь:
--- выполнять упражнения по словесной инструкции учителя;
--- самостоятельно принимать решения в ходе меняющейся ситуации в предложенной игре;
--- проявлять адекватные эмоциональные реакции;
--- осуществлять элементы самоконтроля в ходе оздоравливающих учебных игр;
--- быстро и качественно выполнять базовый набор игр.
ЛИТЕРАТУРА
- Г.В. Беззубцева, Т.Н. Андриевская «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму» –М.: ГНОМ и Д., 2004г.
- Л.Я.Береславский «Весёлая академия (развитие внимания)»—М.: -- Махаон, 2004г.
- Н.И. Касабуцкий «Давайте поиграем»—М.: Просвещение, 1991г.
- Ю.А.Костина «Играя, учимся сравнивать, ищем сходства и различия» --Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004г.
- А.Левина, О.Морозова «Учимся ориентироваться в пространстве» --М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2005г.
- А.Левина, О.Морозова «Запомни картинки» -- М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004г.
- Н.В. Масберг «Прописи. Обведи и раскрась» --М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2003г.
- Л.В. Махотина «Прописи. Рисуем по клеточкам» --М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2003г.
- Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова «Готовимся к школе» --К.: ГИГШВ, 1998г.
- А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания» --М.: ТЦ Сфера, 2001г.
- Г.В.Соколов «Скрытые картинки» Ярославль: Академия развития, 1998г.
- Т.А.Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики» М.: ГНОМ и Д, 2004г.
- О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова «350 упражнений для подготовки детей к школе» М.: Аквариум, 1998г.
- Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Помоги принцу найти Золушку» М: Просвещение, 1994г.
- О.Холодова «Юным умникам и умницам (задания по развитию познавательных способностей)» М.: Росткнига, 2005г.
- В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» СПб.: Лань, 1997г.
- И.Н. Чеплашкина, Л.Ю. Зуева, Н.Н. Крутова «Математика – это интересно» СПб.: Детство-пресс, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...
Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья коровка".
Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья кор...
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"
Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....
Коррекционное занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для развития восприятия пространственных отношений «Зима» 4 класс школа VIII вида
Коррекционное занятие разработано по теме "Моделирование расположения предметов в пространстве и на листе бумаги "...
развивающее занятие для обучающихся 2 класса коррекционной школы по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики с использованием элементов цветотерапии" с презентацией
Данное занятие предназначено дла обучающихся 2 класса коррекциооной школы, направлено на развитие моторики с элементами цветотерапии....
Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"
Цели урока: Коррекционно-развивающие: · Развивать мелкую и крупную моторику· Развивать тактильные ощущ...
Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".
Цель урока: Развивать у учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...