Формирование связной описательной речи
статья по теме

Ткач Галина Васильевна

Статья раскрывает основные направления работы по формированию связной описательной речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisatelnaya_rech.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование описательной речи.

      Формирование описательной речи у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи.

Описание- это характеристика предмета в статике. Описание-это специальный текст, который начинается с общего тезиса, называющего предмет или объект. Затем идет перечисление свойств, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. В качестве примера возьмем описание помидора.

      Помидор-это овощ. Он растет в   огороде. Помидор имеет круглую форму, бывает красного,  желтого  и зеленого цвета. Внутри него есть сок и семена. Помидор по вкусу сладкий или кислый. Помидор можно солить. Из него можно делать салат варить борщ, делать томатный сок.

      Структура описания «мягкая» вариативная.  Для описания характерна перечислительная интонация. В языке сложились типичные способы соединения фраз в тексте – цепная, параллельная и лучевая связь. Для текстов-описаний характерна лучевая связь, то есть называем предмет и каждое качество как лучик присоединяется к характеристике предмета. Приступая к обучению описывать тот или иной предмет, мы знакомим  детей с цветом, формой, вкусовыми качествами изучаемого предмета. Одновременно даем развернутые описания, которые впоследствии будут служить детям образцом. Сразу же знакомим с планом. Планом являются условные обозначения  признаков предметов. Для закрепления словаря: круглый, кислый, сладкий, и т. д. используем игры с мячом. Называю несколько качеств предмета - дети предмет, затем меняемся ролями. Еще для усвоения словаря хорошо пользоваться приемом дополнения предложений и приемом параллельного описания.  Прием дополнения предложений: Огурец-это … Дети дополняют начатую логопедом фразу. Огурец  растет в … Приведем пример параллельного описания: Логопед: Это груша. Дети: Это яблоко. Груша бывает продолговатой формы. По вкусу груша сладкая или кислая. Дети: Яблоко круглое, бывает кислое или сладкое и. т. д. Следующий зтап - это обучение умению придумывать загадки. Загадка. Узнай, что это? Растет на дереве. Имеет овальную форму. По цвету синяя, внутри есть косточка. По вкусу - сладкая. Можно приготовить варенье или компот. Затем по аналогии загадки составляют дети.

       Наряду с описанием овощей и фруктов детей обучаем описывать разных животных. В образцах описаниях должны быть отражены сведения о животном: дикое это животное или домашнее. Где живет? Какие части тела у него есть? Что есть на голове? Какие ноги, лапы хвост? Чем покрыто тело? Как передвигается? Чем питается? Как называется детеныш? Найболее  сложно описание человека. Оно идет по следующему плану. Кто это? Мальчик или девочка? Мужчина или женщина? Какого роста? (высокий, невысокий, маленького роста). Полный или худой? Какие волосы? ( Цвет, длина). Какие глаза? Какое лицо? ( Полное, круглое или худое.). Как   одет? Аналогично строим работу по выделению и описанию признаков явлений природы по теме «Времена года». Самостоятельного планирования ответа без опоры на условные обозначения  можно добиться к семи, восьми годам. Чтобы добиться навыка самостоятельного описания, мы широко используем жизненные проблемные ситуации. Ситуация  №1. « Вы нашли потерявшуюся собаку (показывается изображение)  Вам нужно дать объявление и написать его так, чтобы хозяин узнал собаку по описанию. Найдите, какие признаки являются особенными для этой собаки.  Подумайте, как лучше о них рассказать. Ситуация  №2. Вы были на птичьем рынке. Там видели котенка. Вам бы хотелось купить его. «Уговорите маму, расскажите ей, какой он».  Ситуация №3. «Вы были в «Детском мире».  Там увидели забавную игрушку. Вам хочется рассказать кому-нибудь о ней. Вы звоните по телефону другу. Расскажите ему так, чтобы он тоже ее увидел. Цель игры  « Маша заблудилась» - обучение умению описывать внешность человека.

      В игре « Маша заблудилась» используется несколько кукол одинаковой величины, но отличающихся цветом глаз, волос, прической, одеждой. Занятие начинается с рассматривания кукол, за которым следует описание детьми одной из них - куклы Маши. Затем дается объяснение игрового действия.  «Девочки идут в лес за грибами. Куклы передвигаются за ширму. Через некоторое время возвращаются обратно, кроме одной. Девочка Маша заблудилась в лесу. На поиски Маши отправляется один из игровых персонажей.  (Например: Буратино), но он не знает как выглядит Маша, в чем она одета, с чем она пошла в лес (с корзинкой, кузовком). Дети дают  описание куклы Маши по памяти. Например: У Маши волосы черного цвета заплетены в косы. На голове у нее красная косынка. У Маши голубые глаза, румяные щеки. Она одета в белую кофту и синий сарафан. На ногах у нее коричневые сапожки. В руках у Маши корзиночка. В игровое действие  вводятся лесные обитатели. (ежик, заяц).  Буратино спрашивает не встретили они девочку  и повторяет ее описание. Взрослый помогает ребенку, исполняющему роль

      Цель игры «Теремок» - обучение умению описывать животных (игрушки). Игрушки-звери поочередно подходят к теремку. Кто хочет попасть в теремок, тот должен  подробно описать себя.. Должен состояться приблизительный диалог:

      - Кто- кто в тереме живет?

      - Я, мышка- норушка.

      - А ты кто?

      - Я, лягушка- квакушка.

      -Какая ты? Расскажи о себе.

      - Я зеленая, маленькая, прыгаю, ем насекомых и т. д. Игра идет, как закрепление пройденного материала.

      Игра «Маковое зернышко. В гости к детям приходит ворона.

      - Ворона, ворона, куда ты полетела?

      - К кузнецу во двор.

      -На что тебе кузнец?

      -Косы ковать.

      -На что тебе косы?

      -Траву косить.

      -На что тебе трава?

      -Коровок кормить.

      -На что тебе коровки?

      -Молоко доить.

      -А на что молоко?

      -Пастухов поить.

      -На что пастухи?

      -Кабанов пасти.

      -На что кабаны?

      -Горы рыть.

      -На что тебе горы?

      -На тех горах маковое зернышко. Для кого зерно, отгадайте?

      Маленький, серенький, все время прыгает, питается крошками хлеба.

Цель игры «Ателье» - обучение умению описывать одежду, сшитую из разных тканей. Для проведения этой игры готовятся конверты с прорезями, которые воспроизводят контуры различных швейных изделий: пальто, платья, рубашки, сарафан. В конверт вставляется лоскут ткани, прикрепленный к картону. Прорезь заполняется и изделие проявляется. Выставляются  различные изделия, которые можно заказать в ателье. Дети выбирают себе одежду, описывая изделия, которые они хотят сшить. От описания отдельных предметов переходим к сравнительному описанию двух предметов. Используем следующие виды упражнений: дополнение предложений, начатых логопедом: помидор кислый, а репка… (сладкая). Используем уже известный нам прием параллельного описания. Например: сравним курицу и куропатку.

Похожи

Отличаются

Обе курочки

Курица – домашняя. Куропатка - дикая

Начинаются со слога ку

Курица - летает куропатка не летает

Имеют клюв, две лапки, крылья, перья, хвост

У куропатки лапки опущены, у  курицы нет

Обе маленькие беленькие

У куропатки нет дома, у курицы есть дом

Есть по четыре коготка

У куропатки нет гребешка, а у курицы есть

Приносят обе пользу людям, мясо используется в пищу, перо для подушек, одеял

За курицей ухаживает человек, куропатка сама добывает себе пищу, защищается от врагов

Птенцы вылупляются  из яйца, яйца съедобные



Куринные яйца продают в магазине, а яйца куропатки нет



       Список литературы

1.Алексеева М. М. Яшина В. И. - Методика развития речи и обучения языку дошкольников. - М., 1998.

2. Воробьева В. К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Дефектология № 4, 1990.  

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

3.Глухов В.П. - О формировании связной описательной речи у старших

дошкольников. Дефектология № 1,1989.

4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. -С-Пб, 2002.

5. Основы логопедической работы с детьми. – Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под общей редакцией Г. В. Чиркиной. М., 2003.

6.Поваляева М.А. - Справочник логопеда.  Ростов- на- Дону, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».

Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....

Формирование связной монологической речи через театрализованную деятельность средствами интеграции в работе музыкального руководителя.

Предлагаются разнообразные способы организации в детском саду театрализованой деятельности как средства коррекции недоразвития связной речи, а именно монологической речи. Использвоание приемов театрал...

Конспект занятия по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно - графический план....

Формирование связной монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на воп...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Статья "К вопросу о формировании связной монологической речи в онтогенезе"

В статье рассмотрены и проанализированы различные научные аспекты формирования связной монологической речи дошкольников в речевом онтогенезе...