Школьный ералаш "Путешествие по стране красивой речи"
статья по теме

Проведение ералаша направлено на то, чтобы дети поняли, для чего нужно уметь красиво говорить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Школьный ералаш:

      « Путешествие по стране

                 красивой речи»

     Входит  девочка – «Волшебница речь».

     - Ребята знакомы ли вы со мной? Конечно, знакомы. Я, та особенная речь, с которой вы встречаетесь в стихах, сказках, рассказах. У меня припасено немало секретов и чудес. А нужны они для того, чтобы кого-то веселить и радовать, а кого-то удивлять, учить. Давайте посмотрим, как мне удаётся словами влиять на чувства и настроение людей.

     Логопед: Вы, ребята, конечно, знаете таких людей, которые умеют интересно рассказывать, и которых все внимательно слушают. И, конечно, вам хочется тоже так же хорошо говорить.

Речь бывает устная и письменная.

     Определите, какая это речь:

  1. Мальчик и девочка читают книгу.
  2. Разговор по телефону.
  3. Мальчики играют с мячом в классе, а учительница их ругает.
  4. Девочка пишет на доске.                                                                                            

Отгадайте загадки. О какой речи – устной или письменной напомнили вам отгадки?

     Не дерево, а с листочками?

     Не рубашка, а сшита,

     Не растение, а с корешком,

     Не человек, а с разумом.

Без языка живёт,

Не ест, не пьёт,

А говорит и поёт.

Логопед: ответьте на вопросы:

1). Ребята собрались во дворе, им нужно договориться об игре в футбол. Какой формой речи – устной или письменной будут пользоваться дети?

2). Ученику предложили рассказать об отдыхе в пионерском лагере. Какой речью воспользуется ученик?

3). Мальчику необходимо поздравить с днем рождения бабушку, живущую в деревне. С помощью, какой речи он сможет это сделать?

     Игра «Узнай голос» - запись на магнитофоне голосов учителей и воспитателей.

     Пословицы. Я вам по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать окончание.

- Семь раз отмерь…(один раз отрежь).

- Без труда…(не вытащишь рыбку из пруда).

- Дарёному коню…(в зубы не смотрят).

- Один в поле…(не воин).

- С кем поведёшься,…(от того и наберёшься).

- Слово не воробей…(вылетит -  не поймаешь).

- Лучше синица в руках…(чем журавль в небе).

- Не имей сто рублей…(а имей сто друзей).

- Любишь кататься…(люби и саночки возить).

- Поспешишь…(людей насмешишь).

     Игра «Он – она».

- Пословицы вы знаете. А вот у меня задания похитрей! У меня игра одна под названьем «Он – Она». И пускай играет тот, кто игру мою поймет.

     Он слон – она слониха.

     Он лось – она …(лосиха)

     Он кот – она…

     Ну конечно это кошка!

     Ну, ошиблись вы немножко.

     Так сыграем ещё раз, обыграть хочу я вас!

     Он морж – она моржиха,

     Он заяц – она ….(зайчиха),

     Он бык – она …

     Всем знакомо это слово?

     Да! Да! Да! Всем знакомо это слово

                                     Сценка.

Выходят два человека: один изображает учителя, другой – ученика.

Учитель: Какие животные приносят вред деревьям?

Ученик: Зайцы и другие насекомые.

Учитель: Расскажите о поведении крокодилов.

Ученик: Они редко вынимают себя из воды.

Учитель: Зачем заяц к зиме меняет окраску шерсти?

Ученик: Для конспирации.

Учитель: Почему некоторые звери зимой залегают в спячку?

Ученик: Потому что они зимой не хотят работать.

Учитель: Какие ты знаешь виды медведей?

Ученик: Бурые, черные и блондины.

Учитель: Каким общим словом можно объединить слова: лук, картофель, капуста?

Ученик: Рынок!

Учитель: Ты что жуёшь на уроке? Не позавтракал!

Ученик: Позавтракал, а сейчас обедаю.

Учитель: Какие животные обитают в лесу?

Ученик: Хищные и добрые.

Учитель: Какой музыкальный инструмент ты любишь больше всего?

Ученик: Магнитофон.

     Темп речи бывает разный: быстрый, медленный, нормальный.

В каких случаях можно говорить в быстром темпе? Давайте посоревнуемся, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорки.

Проговаривание скороговорок способствует формированию отчетливой, внятной устной речи.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- У ёлки иголки колки.

- На дворе растёт трава, на траве лежат дрова.

- По бревну бобры бредут.

- Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

- У Кондрата куртка коротковата.

- На горе, на пригорке жили 33 Егорки.

     Стихотворение «Пожалуйста, потише».

Послушайте стихотворение и скажите, где нельзя громко разговаривать.

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас не привела, -

Учтите никому не интересно

Всё знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе.

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише – 2 раза.

Спокойно говори, а не кричи.

Пожалуйста, потише – 2 раза.

Тсс! Тсс! Ччч.

В музее кинотеатре и трамвае

О том, о сём друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед.

У дедушки к дождю разнылись кости.

А, между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише – 2 раза.

Совсем не обязательно кричать.

Ведь вас и так услышат – 2 раза.

Попробуйте всё тихо рассказать.

     А теперь поговорим о помощниках устного слова. Мимика – выражение лица. Какое бывает выражение лица? (грустное, веселое, злое, доброе). Покажите. Мимика помогает говорящему лучше выразить свои чувства.

     Ребята, вы знаете, что говорить можно тихо, громко, нормально. Сейчас мы поупражняемся в умении изменять громкость своей речи в зависимости от ситуации разговора. Скажите, когда следует говорить тише или громче обычного?

     1). Дома кто-то болен, отдыхает, работает, а к тебе пришли в гости друзья, и ты им рассказываешь о своих рыбках.

     2). Ты у доски на уроке математики объясняешь решение задачи.

     3). Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.

     4).Тебе надо попросить на уроке у товарища свою ручку.

     5). Ты выступаешь в огромном зале.

     6). Ты рассказываешь сказку младшей сестре перед сном.

Игра «Как живёшь?» - весёлая минутка.

     На каждый вопрос вы дружно отвечаете хором: «Вот так!» и показываете нужное действие жестом.

Вопрос ведущего. Как живёшь?

Как плывёшь? (Вот так!)

Как бежишь? (Вот так!)

Вдаль глядишь? (Вот так!)

Ждёшь обед? (Вот так)

Машешь вслед? (Вот так!)

Ночью спишь? (Вот так!)

     Я называю разные предметы, если их можно кушать – хлопните в ладоши.

Булка…

гайка…

варенье…

сыр…

мед…

ватрушка…

вагоны…

шоколад…

папочка…

паруса…

шкатулка…

майка…

печенье…

рыбий жир…

самолет…

погремушка…

     Телефонный тренинг.

  1. Не звонить после 10 часов вечера и до 9 часов утра.
  2. Не звонить в одно и то же место более одного раза, в крайнем случае, двух, если об этом не просят.
  3. Ни в коем случае не употреблять развязного тона, оскорбительных выражений, как бы не складывался разговор, вести дело к юмору и миру.
  4. Класть трубку по первому требованию с того конца провода.
  5. Нельзя спрашивать: «А куда я попал?», «А какой ваш номер?», «А как вас зовут».
  6. Можно: «Вы так любезны, я не оторвал(а) вас от дела», «У вас приятный голос, очень рад(а) заочному знакомству…».
  7. Ответная реакция на звонок зависит от многих факторов, как- то: тон вопроса или заявления, настроение и степень занятости абонента, его фантазия, эрудиция и т.д.

     Мальчик крикнул прохожему:

 - Скажите, сколько часов?

Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки.

Какие это ошибки?

    Волшебница Речь: Ребята, а внимательно ли вы относитесь к словам? Задумываетесь ли над их значением? Сейчас проверим. Отгадайте слово по его толкованию.

  1. Здание, в котором учатся дети.
  2. Участок земли, где растут овощи.
  3. Небольшое укрытие, построенное из веток.
  4. Замерзшая и затвердевшая вода.
  5. Скорость, с которой мы говорим.
  6. Окраска голоса.

 

 



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

Тема: «Дифференциация звуков и букв Т -  Д»

2 класс

школы-интерната № 7 V вида г.Казань

Учитель-логопед: Горячева Татьяна Петровна

Цели:

Образовательные:

- упражнять учащихся в четкой дифференциации фонем Т и Д по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

- устранять на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв Т и Д.;

Коррекционные:

- совершенствовать фонематическое восприятие;

-активизировать, обогащать и уточнять словарный запас;

Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса, формирование положительной учебной мотивации.

Дидактические средства: предметные картинки, карточки со слогами, карточки с текстом, магнитная доска, компьютер.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Повторим правила речи:

Речь упорным покоряется, тем, кто ежедневно занимается.

- Давайте вспомним и повторим парные звонкие и глухие согласные: с-з, т-д, ф-в, ш-ж, к-г, п-б.

Чем отличаются звонкие от глухих?

  1.  Основная часть.

Сообщение темы занятия. Сегодня мы с вами разберем одну пару звонких и глухих согласных. Будем работать со звуками и буквами Т и Д.

- Дифференциация изолированных звуков т-д.

     О каком звуке сказано?

Языком, передним краем

     В десна верхние ударим.

     Звук короткий, звук взрывной,

     Звук без голоса, глухой.

Дадим характеристику звука Т: Т – согл., глухой, тв.

     Языком в десну ударим,

     Звонкий голос мы добавим.

Дадим характеристику звука Д: Д – согл., звонкий, тв.

- Так чем же похожи и чем отличаются звуки Д – Т?

(Сходны местом и способом образования, различаются участием голоса.

- Дифференциация в слогах.

Чтение слоговых рядов по таблице.

Добавить нужный слог.

- Дидактическая игра «Беговая дорожка»

- Дифференциация в словах.

Показ картинок с дежурными звуками. Назвать слово, показать нужную сигнальную карточку со звонком или без.

Дидактическая игра «Слова рассыпались». Составить слова из слоговых карточек, распределить по столбикам. Списать в тетрадь, подчеркнуть дежурные буквы.

Физ. минутка.

     Вот идет черный кот,

     Притаился, мышку ждет.

     Мышка норку обойдет

     И к коту не подойдет.

Назвать слова в которых услышали дежурные звуки.

Работа в тетради. На карточках слова. Добавить слог да или та.

бе..        горо..        приро..

коф..        воро..        свобо..

во..        боро..        добро..

ва..        утя..        порося..

Самопроверка.

- Дифференциация в предложениях

Составить предложение из слов, данных на карточках, записать в тетрадь, подчеркнуть дежурные буквы.

- Работа со словами паронимами.

Скажите, может ли один звук или буква изменить слово?

Проверим. Заменим в последнем слове звук Т на Д.

    Назовем мы книжку «том», для жилья построим (дом).

Под Москвой есть город Тверь, в доме открываем (дверь).

По реке плывут плоты, зреют на ветвях (плоды).

Соловей выводит трель. Слесарь в сеть включает (дрель).

Архитекторы творцы строят чудные (дворцы).

- А кто такой архитектор? Давайте послушаем запись текста об архитекторе.

- Работа с текстом.

Слушаем, следим глазами.

Задания:

- Найдите в 1-м предложении 3-е слово, поставьте ударение, произнесите выделив голосом. (художник)

- Найдите во 2-м предложении 5-ое слово, разделите на слоги. Сколько в слове слогов? (зда-ни-е)

Найти в тексте по два слова с дежурными буквами Т и Д.

  1.  Подведение итогов занятия.

Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия:

- Какие буквы и звуки учились различать?

- Чем отличаются звуки от букв?

-Чем различаются звуки Т и Д?

- Как работали ребята на занятии?

- Как работал ты сам?



Предварительный просмотр:

  1. Недостатки в речи детей, причины их возникновения и их влияние на обучение грамоте.

Развитие речи – её звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – начинается задолго до прихода ребенка в школу: дома, в детском саду. Тем не менее, большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, например:

  1. Из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук или заменяют его другим, например, «фыфка» (шишка), «фобака» (собака);
  2. Все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например, «цаска» (чашка), «масыны» (машина);
  3. Неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например, «байкон» (балкон), «ыба», «гыба» (рыба).

Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, свистящие и др.). У него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде в сего губ, языка). Родители, балуя детей, сами способствуют искажению речи.

        Хорошо, если ребенок живет в городских условиях, посещает детский сад, подвергается осмотру логопеда, который займется ликвидацией дефектов речи. Но дети приходят в школу с невыразительной, монотонной, невнятной, тихой ручью, что тоже замедляет их обучение грамоте. А такие недостатки, как картавость, заикание, особенно отрицательно влияет на детей, они замыкаются, стараются не участвовать в работе класса, очень стеснительны и в результате отстают от одноклассников.

  1. Цели логопедической работы.

Учителю начальной школы заранее необходимо послушать детей, учесть, какова их речь, и с первых же дней обучения грамоте включать на уроке элементы логопедической работы, следуя системе, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.

Заинтересованность учителя сказывается на учащихся, сразу видно как говорят дети: четко, уверенно, выразительно, громко или наоборот: неразборчиво, тихо, стеснительно. Следовательно, логопедическая работа будет способствовать более легкому обучению грамоте.

  1. Порядок проведения логопедической работы над звуком в подготовительный период.

Хотя в подготовительный период обучения грамоте дети изучают только гласные звуки, однако логопедическую работу надо начинать с первых же уроков. Её можно проводить при закреплении изучаемого звука, при проверке домашнего задания, как физкультпаузу и т. д. Проводить её следует последовательно, в определенном порядке, от простого к сложному. А когда дети поймут ход работы, можно её включать частично. Вот, например, весь комплекс упражнений при изучении звука [а]:

  1. Правильная артикуляция звука, т.е. постановка речевого аппарата (зубы, губы, язык). При произношении звука [а] , рот  раскрыт широко, язык лежит распластавшись, кончик его касается нижних передних зубов. Поработаем над произношением звука [а] (коллективно, по одному).
  2. Произношение слогов с данными звуками. Вводим игры:
  • Если услышите звук [а], хлопайте в ладоши; хором произносятся слоги: ба, ра, со, на, ва…
  • «Ауканье»  Мы пошли в сад собирать цветы, некоторые дети ушли далеко, надо их позвать поаукать. Разделимся на две команды: первая команда будет произносить  АУ тихо, вторая громко. Оба звука произносим плавно.
  1. Выделение звуков в словах.
  • Логопед называет слова, дети хлопают, если слышат звук [а]: парта, стол, арбуз, аист…
  • Сказать, где находится звук [а]: в начале, конце, середине слова.
  1. Чистоговорки, скороговорки со словами с этим звуком. Каждый раз детям дается установка: произносить громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно.
  2. Загадки. В отгадках изученный звук. Уточняем в каком слоге он находится. Для отгадок используем предметные картинки.
  3. Выделение слов со звуками в тексте. Читаем маленький рассказ, предложение, сказку, а дети запоминают слова со звуком [а].
  4. Подбор слов, загадок с изученным звуком. Назвать слова со звуком [а].

Вывод: не всегда эти виды работ можно выполнять на одном уроке. но включать элементы логопедической работы в урок. Детям такая работа нравится, она для них полезна.

  1. Цели логопедической работы в букварный период. Что нужно знать учителю.

Главная цель – полностью устранить дефекты произношения, выработать, выработать у всех детей правильную речь. Поэтому в букварный период учитель продолжает работу над произношением. Нужно помнить, что в процессе работы над ним важное значение имеют:

  • слух и фонематическое восприятие;
  • моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет как на устную, так и на письменную речь.

Учителю самому нужно точно знать положение и движение речевых органов при произношении разных звуков, нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка.  Но сухое объяснение артикуляции мало доходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать логопедическую работу. Нужно активно использовать игровой материал.

        

Принципы и методы логопедического

воздействия при обучении грамоте

Учитель-логопед Горячева Татьяна Петровна

школы-интерната №7 V вмда

г.Казань



Предварительный просмотр:

        

Соблюдение требований

к проведению углубленных

логопедических зарядок

и речевых занятий

учитель-логопед Горячева Т.П.

Основная цель углубленных логопедических зарядок и речевых занятий – тренировочные упражнения по развитию моторики артикуляционного аппарата, слухового внимания и фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слов, развития дыхания и голоса. Тренировка в правильном произношении слогов, слов, предложений, пословиц, загадок, ритмической речи. В младших классах по 15 мин., в старших классах до 25 мин. К углубленным зарядкам следует иметь на столах зеркала и салфетки, в старших классах – тетради для записей. Необходимо иметь дидактический материал для занятий (игрушки, картинки, технические средства).

        Структура занятий должна быть такой:

  1. Орг. момент (начинать с логопедической установки: дыши легко, ровно. Голос чистый, говорить тихо, медленно, плавно. Звуки и слова произносить правильно).
  2. Упражнения для развития речевого дыхания, Дифференцированного ротового и носового дыхания, для  выработки силы и направления воздушной струи.
  3. Упражнения для развития правильного красивого ровного голоса, для преодоления назализации голоса, для выработки плавности и мелодики речи.
  4. Упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания.
  5. Артикуляционные упражнения для развития моторики артикуляционного аппарата, для выработки нужного артикуляционного уклада, для выработки переключаемости с одного движения на другое.

Существуют требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

  1. вырабатывать умение принимать требуемую позу, удерживать её, плавно переключаться с одной позы на другую;
  2. система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений;
  3. необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу;
  4. занятия проводятся кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы;
  5. уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
  1. Проговаривание тщательно подобранного речевого материала для закрепления и произношения звуков, которые вновь поставлены или автоматизируются.

Для автоматизации звуков в произношении детям предлагаются слоговые упражнения, слова, предложения, ритмическая речь (пословицы, загадки, скороговорки, стихи, басни). Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является следующая речевая зарядка. Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при  чтении текста. В задачу речевой зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу без побуквенного чтения, слияния в единый процесс восприятия и осмысления слова.

        Речевая зарядка решает и такую задачу, как совершенствование произносительных навыков учащихся, т.к. прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Существуют виды упражнений, используемых на речевых зарядках.

  1. Дифференциация сходных слов и слогов:

ла-ра

ло-ро

лу-ру

дом-том

Дима-Тима

кадушка-катушка

  1. Чтение слов по подобию:

а

ма

са

ла

о

мо

со

ло

у

му

су

лу

Учитель обращает внимание учащихся на то как образованы слоги (они все с одной и той же гласной т.е. расположение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

  1. Чтение слов по подобию:

сом

ком

лом

Маша

Даша

Паша

        В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных  слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу с одного взгляда.

  1. Чтение слов отличается одной двумя буквами:

кто-кот, ток-так, мука-муха

        Основная цель речевых занятий максимальная активизация слолваря и речи в целом при правильном произношении звуков и слов. Развитие дикции, правильной интонации, соблюдение ударений в словах, логического ударения в текстах. Формирования грамматического строя и развитие связной речи. Соответственно с этим воспитателями необходимо планировать физминутки для проведения педагогического охранительного режима. Исходя из целей речевого занятия, подбирается материал и определяется форма занятия. Речевой материал на таких занятиях должен ограничиваться словом. Единицей произношения считается предложение. Детям предлагаются такие формы занятий, которые соответствуют их возрасту. Формы речевых занятий должны быть разнообразными: инсценирование диалогов, стихотворений, рассказов, сказок; разучивание стихов, маленьких рассказов, басен, чтение в лицах, составление предложений по сюжетным картинкам, по серии картин, по иллюстрациям к сказкам и др. произведениям. Составление предложений, рассказов по опорным словам, предложениям, материалам экскурсий, пересказы прочитанного текста, комментирования диафильмов, конкурсы стихов данного автора, разных авторов по определенной теме, оречевленные игры, хороводы, игры – викторины типа литературных и географических лото и т.д. При проведении речевого занятия необходимо помнить:

  1. Предлагать посильный речевой материал, исходя из уровня развития речи.
  2. Сначала предложить образец речи.
  3. Снимать эмоциональную напряженность предварительной отработкой грамматических форм речи.
  4. Постоянно проводить психотерапию (быть доброжелательным к детям, приучать детей относиться друг к другу по-доброму).
  5. Воспитывать навык самоконтроля за речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: "Путешествие по стране красивой речи" . - 19.01.2014 г.

Аннотация к конспету "Путешествие по стране красивой речи" для детей старшей группы.Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.  Данный конспект может быть использ...

Презентация к открытому занятию: "Путешествие по стране красивой и правильной речи"

Предлагаю Вашему вниманию презентацию к логопедическому развлечению "Праздник правильной и красивой речи"....

Конспект логопедического занятия:"Путешествие по стране красивой и правильной речи"

Конспект логопедического занятия:"Путешествие по стране красивой и правильной речи"...

Внеклассное мероприятие по логопедии "В страну Красивой речи"

Внеклассное занятие по логопедии предназначено для младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Целью занятия является закрепление  знаний детей, получ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...

«Путешествие в страну Красивой Речи»

Цель: Закрепить полученные знания на логопедических занятиях в неформальной обстановке.Задачи: Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки ...