"Путешествие по стране Красивой речи"
материал

Стрельцова Раиса Николаевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий логопедического праздника - путешествия с элементами совместных речевых игр детей и родителей.

 «Путешествие по стране Красивой речи.»

Цель: создание условий для расширения партнерских отношений между родителями - педагогами и эмоционального близкого общения детей - родителей; повышение педагогической грамотности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

- привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе

детей;

- познакомить родителей с основными направлениями и формами работы по

развитию речи;

- формировать у родителей понятия о важности проведения речевых игр и

упражнений в домашних условиях;

- познакомить родителей с разнообразными видами гимнастики,

способствующих воспитанию правильного произношения детей

(пальчиковой, артикуляционной, дыхательной); научить их правильно ее

выполнять, а также видеть темп и уровень выполнения ребенком;

- развивать навыки читательской культуры у детей и родителей;

- стимулировать самообразование родителей;

- воспитывать у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности.

Методы и приемы:

наглядный (просмотр иллюстраций);

- словесный (беседа; вопросы; указание; пояснение; повторение;

комментирование; проблемные ситуации; рассказывание самими детьми и

родителями; индивидуальные и хоровые ответы; художественные тексты;

образец правильной и грамматической формы; педагогическая оценка);

- игровой (игровые действия, разыгрывание сюжетов; упражнения и задания);

- практический (комментирование наглядного материала; речевые упражнения и

задания; артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика;

логоритмика; релаксация; самостоятельная работа, самоконтроль).

Учебно-методическое обеспечение:

подборки упражнений для проведения артикуляционной, дыхательной и

пальчиковой гимнастики; дидактические речевые игры; иллюстративный

материал для обогащения словаря; карточки для составления рассказов по

серии картин);

- плакат с названием праздника «План города красивой речи»

- пригласительные по количеству семей (сердечки);

- демонстрационная картина с изображением ракеты;

- силуэтное изображение цветка с семью разноцветными лепестками

(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

- демонстрационная картинка с изображением сердца;

Речевой материал:

- комплекс разных видов гимнастики (пальчиковая «Пальцы-дружная

семья»; артикуляционная «Послушный язычок», дыхательная «Надуем

воздушный шарик»);

- вопросы для проведения микроисследования родителей по теме «Роль книги в

семейном воспитании»;

- памятки по количеству семей.

Оборудование:

- тарелочки (с арбузными косточками семечками, фасолью);

- зеркала по количеству детей и родителей;

- cтулья по количеству детей и родителей;

- столы по количеству семей;

- мольберт, магнитная доска, магниты, указка;

- музыкальное сопровождение;

- магнитофон.

Подготовка детей:

- разучивание подвижной игры «Отправляемся в полет», «Мы летим»,

«Превращалочка»;

- подготовка к показу комплексов разных видов гимнастики

(пальчиковая «Пальцы – дружная семья»; артикуляционная

«Послушный язычок», дыхательная «Надуем воздушный шарик»);

- разучивание логоритмического упражнения «Тропинка»;

- беседа «Волшебная радуга»;

- подготовка к показу релаксации «Ковер - самолет», «Мое мнение».

Этапы праздника

Временная реализация

1.Вступительная часть:

- организационной момент;

- обозначение проблемы;

- подвижная игра «Отправляемся в полет».

5 минут

2. Практическая часть:

- мастер-класс по развитию мелкой моторики,

дыхательной и артикуляционной гимнастике;

- речевая игра «Волшебные слоги».

  1. минут

3.Развлекательно-игровая часть:

- подвижные игры: «Мы летим»,

«Превращалочки»;

- логоритмическое упражнение «Тропинка».

5 минут

3.Обсуждение результатов микроисследования:

- игра «Цветик - семицветик»;

  1. минут

4.Заключительная часть:

релаксация «Ковер - самолет»,

- рефлексия «Мое мнение»;

- вручение памятки.

                                                                                                                                                 5 минут

Ход праздника.

Родители заходят с детьми, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. на центральной стене – изображение страны Красивой речи.

Логопед. Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, уважаемые родители и гости!

Рады видеть вас у себя в гостях.

Давным-давно, в старину, про человека умелого говорили – «золотые

руки»; про человека умного – «золотая голова»; а про человека, который умел ладно и складно, четко и ясно говорить – «златоуст». По преданию, каждый третий житель на Руси был златоустом. А вы хотите быть златоустами? (Ответы детей и взрослых.) Тогда я вас приглашаю совершить сказочное путешествие по страну Красивой речи, где мы научимся красиво и правильно говорить. И полетим мы туда на волшебной ракете.

Подвижная игра «Отправляемся в полет».

Логопед.

Сядем смело мы в ракету,

Облетим мы всю планету,

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Итак, вы готовы к путешествию?

Внимание! Приготовились к полету. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Пуск! Полетели! (Дети под музыку выполняют движения по всему залу.)

Мы летим высоко (ходьба на носочках, руки вверху),

Мы летим низко (ходьба на пяточках, руки на пояс),

Мы летим далеко (легкий бег по всему залу),

Мы летим близко.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота!

А вот и первая остановка.

Приготовьтесь к посадке. 5,4,3,2,1.

Логопед. Мы приземлились в крохотном городке Звукоград, а живут в нем звуки. Наша речь состоит из звуков. Звуки речи образуют слова, а из слов получаются предложения. С их помощью мы общаемся друг с другом. Звуки устной речи на письме обозначаются буквами. Не путайте звуки и буквы! Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем. Ребята, подскажите, что нужно делать, чтобы научиться правильно произносить звуки? (Гимнастику для пальчиков, язычка; проговаривать скороговорки и стихи.) Сейчас я всех приглашаю занять места за столами и выполнить эти упражнения, но сделаем это мы необычным способом.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Выбери фасолинки».

Логопед. Ребята, перед вами тарелочка, в которой насыпаны  вперемешку семечки и фасоль и надо аккуратно выбрать всю фасоль в пустые тарелочки.

Логопед. Уважаемые родители, пока ребята заняты делом давайте выполним пальчиковую гимнастику «Пальцы - дружная семья».

Пальчиковая гимнастика «Пальцы - дружная семья».

Пальцы – дружная семья, друг без друга им нельзя.

(Сжимают пальцы каждой руки в кулачки и разжимают их.)

Вот большой! А это - средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

(Поочередно поднимают пальцы обеих рук кверху и присоединяют их друг другу.)

Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя,

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».

(Сжимают пальцы каждой руки в кулачки и разжимают их.)

Молодцы, вот мы и размяли свои пальчики, а теперь пора размять язычки и выполнить артикуляционную гимнастику.

Логопед. Возьмите зеркало, сядьте поудобней, расправьте плечи, мы начинаем гимнастику «Послушный язычок». (Логопед и дети показывают артикуляционную гимнастику, родители выполняют ее вместе с ними.)

Логопед. Открываем ротик – дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок

На губу лопаткой лег. («Лопаточка».)

Следите, чтобы язычок не дрожал, он должен быть расслабленным и широким.

Логопед. Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит. («Облизывают губки».)

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам. («Часики».)

Следите, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Логопед. Надоели превращенья:

Лижет язычок варенье. («Вкусное варенье».)

Следите, чтобы язычок был широким, а нижняя губа и челюсть неподвижными.

Логопед. Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка. («Лошадка».)

Следите, чтобы работал только язычок, а нижняя губа и челюсть были неподвижными.

Логопед. Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок,

Пя – пя - пя, пя – пя - пя,

Отдыхать пора друзья! («Накажи непослушный язычок»).

Следите, чтобы язычок не дрожал, он должен быть расслабленным и широким. Эти упражнения нужно повторять каждый день и тогда губы будут ловкими, а язычки сильными и научится правильно и произносить все звуки.

Логопед. Засиделись мы, пора и в путь. Предлагаю продолжить наше путешествие на воздушном шаре.

Дыхательная гимнастика «Надуем воздушный шарик».

Представьте, что перед вами воздушный шар, но он плохо надут, давайте его надуем (дети делают большой круг). Наберите воздух через рот и медленно выдыхайте его через рот на звук «Ф». Вдох – выдох (3 раза). Мы так сильно надули шар, что он лопнул: «Ш-ш-ш» (дети сбегаются в середину круга). Давайте снова его надуем. (Дети выполняют упражнение на дыхание.) Полетели!

Подвижная игра «Мы летим». (Дети под музыку выполняют движения по всему залу.)

Логопед. Мы летим над зелеными лесами.

Мы летим над широкими полями.

Мы летим над высокими горами.

Мы летим над цветущими садами.

Логопед. Ну вот, оглянуться не успели, как уже очутились у самых ворот в город Словоград, а живут в этом славном городе – слова.

Уважаемые родители,

Помогите скорее нам

Все расставить по местам.

Речевая игра «Волшебные слоги».

Сейчас я буду читать вам загадки, а вы должны их отгадать. Затем в этом слове переставить слоги и правильно назвать слово, которое у вас получилось.

Логопед. В мышеловку я ловлюсь,

Если в слове появлюсь.

Слоги в слове переставь,

На пруду меня оставь.

(Мышка – камыш.)

Логопед. Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне

И воду подавать я буду.

(Сосна – насос.)

Логопед. В лесной глуши люблю я жить,

Похож на поросенка тенью,

Изменишь слово, сохранить

Смогу компоты и варенье.

(Кабан – банка.)

Логопед. Могу врагов отважно встретить.

Изменишь слово – притаюсь,

Чтоб охотник не заметил.

(Сила – лиса.)

Логопед. Эй, ребята, собирайтесь,

В путь дорогу отправляйтесь,

Путь – дорога нелегка

Нам пора спешить друзья.

Логоритмическое упражнение «Тропинка». (Дети шеренгой ритмично шагают под слова за логопедом. Логопед читает первые строчки, а дети вторые строчки пропевают.)

Логопед. По тропинке мы идем,

Хором песенку споем,

Ой-ля-ля, ой-ля-ля,

Мы ведь лучшие друзья.

Подвижная игра «Превращалочка».

Логопед. А сейчас я приглашаю вас всех принять участие в игре Превращалочка». (Под музыку дети произносят «Тссс!», идут по кругу и обратно, затем на слова: «Кричалочки» - кричат; «Пугалочки» - пугают друг друга; «Хохоталочки» - смеются; «Удивлялочки» - удивляются; «Улыбалочки» - улыбаются.

Логопед. Долго ли, коротко ли шли мы по тропинке, но очутились в городе, который называется «Предложениеград». Живут в этом прекрасном городе предложения, чтобы речь была наша красива, надо уметь грамотно строить предложения, а это умеет делать лишь тот, кто много читает и внимательно слушает. С помощью волшебного «Цветика - семицветика» мы выясним, каковы же ваши семейные читательские запросы и предпочтения. (Ведущий показывает силуэтное изображение цветка с семью разноцветными лепестками: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

Игра «Цветик - семицветик».

Логопед. Послушайте правила. Для игры нам необходимо образовать круг. Под музыку, вы ребята, будете передавать в своем кругу друг другу цветок. На ком остановится музыка, тот должен оторвать один лепесток, назвать его цвет, а затем отдать своим родителям, которые вслух прочтут вопрос и ответят на него. Ну что, готовы? Начали!

Вопросы родителям:

  1. Любите ли вы читать ребенку?

Какие произведения наиболее охотно слушает ваш ребенок?

  1. Кто из взрослых членов семьи чаще читает ребенку книги?

Какие книги любит ваш ребенок?

  1. В какое время вы читаете ребенку?

Какой любимый литературный герой вашего ребенка?

  1. Ваш ребенок считает книгу хорошим подарком?

На кого из литературных героев хочет быть похож ваш ребенок?

  1. Назовите писателей, произведения которых вы бы порекомендовали другим родителям для домашнего чтения.
  2. Существует два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга – средство развлечения и забава; другие, что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка. Как считаете вы? Обоснуйте свою точку зрения.
  3. Какими вы руководствуетесь требованиями при выборе книг для своего ребенка.

А сейчас, уважаемы родители, мы предлагаем посмотреть видеозапись и послушать, как

ваши дети ответили на эти вопросы.

Логопед. Итак, сейчас мы убедились, что в каждой семье есть детские книги, которые родители читают своим детям по вечерам или в выходные дни, а дети их внимательно слушают.

Логопед. Наше путешествие по стране Красивой речи подошло к концу, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте сядем на ковер по-турецки и представим, что это у нас не просто ковер, а ковер – самолет.

Релаксация «Ковер - самолет».

Логопед. Закрывайте все глаза,

Чтоб случились чудеса.

Наш ковер – самолет

Отправляется в полет.

(Звучит спокойная музыка.)

Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… (пауза). Постепенно ковер – самолет начинает снижение и приземляется… (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза. Вот мы и в детском саду.

Рефлексия «Мое мнение».

Логопед. Уважаемые, родители и дети. Посмотрите, какое огромное красное сердце нарисовано на моем мольберте. А у вас на столах лежат маленькие сердечки трех цветов: желтое сердце обозначает, что наше путешествие было интересным, синее – трудным, а зеленое, что есть желание отправиться в следующий раз в страну Красивой речи.

 Логопед. Посоветуйтесь друг с другом, и пусть ребята приклеит маленькие сердечки на это большое сердце. (Дети приклеивают маленькие сердечки.) Пока ребята приклеивают сердечки хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном путешествии. (Высказывания родителей.)

Логопед. Спасибо всем за активное участие и в память о нашем путешествии мы хотим подарить вам памятки, которые помогут правильно и эффективно организовать работу по развитию речи в домашних условиях. (Ведущий раздает памятки.)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВАЯ АЗБУКА»

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть и ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если ребенок вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря

в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации; пусть ребенок отвечает на вопросы.

Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3-4 года – С,З,Ц уже должны правильно произноситься; 4-5 лет – Ш,Ж,Ч,Щ; 5-6 лет – Л,Й; до 6 -7 лет допускается замена самого сложного звука Р более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость – это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребенка. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игра с мелкими предметами, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фразы – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Режим дня очень важен для ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать

заикание и другие речевые расстройства.

Соска вредна, если ребенок сосал ее долго и часто, то у него может сформироваться высокое (готическое) небо, что влияет на формирование правильного звукопроизношения.

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» - эту истину провозгласила еще М.Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направленную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

«Часики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и о выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик – так, тик – так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко

ребенок выполняет это упражнение.

Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы ребенок не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан

всем, а особенно детям до 10-12 лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.

Щетка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.

«Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

Юла, елка, еж, яблоко – эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:

Ю=Й+У; Я=Й+А; Ё=Й+О; Е=Й+Э.

Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10-15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастики, чтобы у ребенка не было проблем с произнесением звуков.

Логопед. До свидания! До новых встреч в стране Красивой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный ералаш "Путешествие по стране красивой речи"

Проведение ералаша направлено на то, чтобы дети поняли, для чего нужно уметь красиво говорить....

Конспект НОД на тему: "Путешествие по стране красивой речи" . - 19.01.2014 г.

Аннотация к конспету "Путешествие по стране красивой речи" для детей старшей группы.Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.  Данный конспект может быть использ...

Презентация к открытому занятию: "Путешествие по стране красивой и правильной речи"

Предлагаю Вашему вниманию презентацию к логопедическому развлечению "Праздник правильной и красивой речи"....

Конспект логопедического занятия:"Путешествие по стране красивой и правильной речи"

Конспект логопедического занятия:"Путешествие по стране красивой и правильной речи"...

Внеклассное мероприятие по логопедии "В страну Красивой речи"

Внеклассное занятие по логопедии предназначено для младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Целью занятия является закрепление  знаний детей, получ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...

«Путешествие в страну Красивой Речи»

Цель: Закрепить полученные знания на логопедических занятиях в неформальной обстановке.Задачи: Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки ...