Рабочая программа
рабочая программа (6 класс) на тему

Малютина Лидия Васильевна

«Этика и культура общения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malyutina.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Этика и культура общения» предназначена для учащихся  6 класса  специальной (коррекционной) школы – интерната  VIIIвида.

Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

Диагностические данные учащихся коррекционной школы показывают: что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

Проблема духовности стоит очень остров в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.

Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.

Главное в работе по данной программе – три основных направления:

·        Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;

·        На основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснить их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;

·        Системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в обществе в самых разнообразных ситуациях.

Учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь – ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

Структура программы

Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми, об эстетике.

Цель программы

1. Воспитание нравственно - этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.

2. Cпособствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество;

3. Cоздание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей;

4. Cоздание высокого уровня эстетических потребностей;

5. Коррекция эмоциональной сферы воспитанников.

6.  Привлечение детей к эмоциональному миру человека;

7.  Коррекция эмоциональной децентрации (способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей);

8.  Различать эмоции и определять состояние;

9.  Адекватно выражать своё состояние в данный момент;

10. Формирую у детей уверенность, убеждённость в праве на данную эмоцию;

11. Развиваю коммуникативные навыки;

12. Формирую у школьников этическую, эстетическую культуру.

Задачи программы

* Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.

*  Просвещать учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

*  Развивать нравственные личностные качества: доброту, честность, отзывчивость, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни.

*  Расширять представления детей о морально - этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.

*  Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.

*  Нравственное просвещение младших школьников.

*  Формирование нравственных представлений.

*  Воспитание чувств и опыта нравственного поведения.

*  Привитие детям любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре, искусству и фольклору.

*  Развитие коммуникативных навыков;

*  Закрепить и расширить эстетические представления учащихся о красивом в жизни, природе и искусстве.

Методы достижения поставленной цели

·     Тематические беседы, тренинги, дискуссии по нравственной тематике.

·     Конкурсы, диалоги, игры, анализ и обыгрывания ситуаций.

·     Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.

·     Посещение музея, библиотеки, памятных и исторических мест.

·     Практикумы, игры по этикету.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на 1 год, 1  занятие в неделю, имеет 10 направлений и содержит  4 раздела  обучения.

Содержание программа

Цель: Формирование широкого спектра эмоционального реагирования на основе знакомства с возможными человеческими реакциями, развитие способности самовыражения и самооценки, обогащать словарь речевыми моделями коммуникативного поведения. Формировать у детей этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений. Простые нормы нравственности, предлагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадания и помощь слабому. Занятия этической грамматики рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость.

     1.РАЗДЕЛ

«Какие дары дала человеку природа».

№ Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

1

Какой Я, какие другие. Знакомство.

1

2

Мир, в котором мы живем.

1

3

Мой ум.

1

4

Твои добрые дела: как ты помогаешь природе.

1

5

Итоговое. Обобщение.

1

«Я и другие».

№ Занятия

Тема занятия

Кол-во часов

6

Как вести себя друг с другом.

1

7

О заботливом отношении к людям.

1

8

Что такое доброта?

1

9

Что делать, если ты поссорился с другом.

1

10

Итоговое. Обобщение.

1

«Чтобы душа была здорова».

№ Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

11

Спеши делать добро.

1

12

Доброе слово, что ясный день.

1

13

Чем сердиться, лучше помириться.

1

14

Итоговое. Обобщение

1

   2.Раздел

«Гармония мира и души».

№ Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

15

Красота природы и души.

1

16

Беречь природу чтобы быть здоровым.

1

17

Моё настроение

1

18

Итоговое. Обобщение.

1

3.«Этика общения».

№ Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

1

Доброта, что солнце.

1

2

Вежливость на каждый день.

1

3

Когда идёшь по улице.

1

4

Скромность украшает человека.

1

«Этикет».

№ Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

5

Простые правила этикета.

1

6

Повседневный этикет.

1

7

Весёлые правила хорошего тона.

1

8

Ты пришёл в театр.

1

9

Путешествие в страну этикета.

1

3.Раздел

 «Этика отношений к окружающему»

№ Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

10

Я могу быть волшебником.

1

11

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

12

Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои.

1

13

Люби всё живое.

1

14

Я люблю маму милую свою.

1

«Этика отношений в коллективе».

№ Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

15

Если радость на всех одна.

1

16

Мой класс – мои друзья.

1

17

Самолюб - никому не люб.

1

18

О дружбе мальчиков и девочек.

1

19

Итоговое. Подарок коллективу.

1

                           

                 Предполагаемый результат

1.      Повышение уровня самосознания.

2.      Развитие эмоционально-волевых свойств.

3.      Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.

4.      Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.

5.      Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.

6.      Развитие коммуникативных навыков.

7.      Развитие творческих способностей.

Учащиеся должны знать:

−     О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.

−     О стремлении к самосовершенствованию.

−     О культуре поведения и общения.

Учащиеся должны уметь:

−     Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.

−     Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.

−     Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

−     Заниматься самовоспитанием.

Используемая литература

1.   Художественная литература афоризмы, поэзия.

2.   Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.

3.   Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»

4.   Книги и брошюры по этикету.

5.   Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

6.   Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.

7.   Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.

8.   Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие».

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №4

Рабочая программа

по нравственному воспитанию

«Этика и культура общения».

Воспитатель группы№2: Малютина Л.В.

2013 – 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...