Рабочая программа
рабочая программа (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Этика и культура общения» предназначена для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы – интерната VIIIвида.
Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные учащихся коррекционной школы показывают: что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
Проблема духовности стоит очень остров в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.
Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.
Главное в работе по данной программе – три основных направления:
· Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
· На основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснить их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
· Системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в обществе в самых разнообразных ситуациях.
Учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь – ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.
Структура программы
Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми, об эстетике.
Цель программы
1. Воспитание нравственно - этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.
2. Cпособствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество;
3. Cоздание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей;
4. Cоздание высокого уровня эстетических потребностей;
5. Коррекция эмоциональной сферы воспитанников.
6. Привлечение детей к эмоциональному миру человека;
7. Коррекция эмоциональной децентрации (способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей);
8. Различать эмоции и определять состояние;
9. Адекватно выражать своё состояние в данный момент;
10. Формирую у детей уверенность, убеждённость в праве на данную эмоцию;
11. Развиваю коммуникативные навыки;
12. Формирую у школьников этическую, эстетическую культуру.
Задачи программы
* Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
* Просвещать учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
* Развивать нравственные личностные качества: доброту, честность, отзывчивость, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни.
* Расширять представления детей о морально - этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
* Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
* Нравственное просвещение младших школьников.
* Формирование нравственных представлений.
* Воспитание чувств и опыта нравственного поведения.
* Привитие детям любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре, искусству и фольклору.
* Развитие коммуникативных навыков;
* Закрепить и расширить эстетические представления учащихся о красивом в жизни, природе и искусстве.
Методы достижения поставленной цели
· Тематические беседы, тренинги, дискуссии по нравственной тематике.
· Конкурсы, диалоги, игры, анализ и обыгрывания ситуаций.
· Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
· Посещение музея, библиотеки, памятных и исторических мест.
· Практикумы, игры по этикету.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 1 год, 1 занятие в неделю, имеет 10 направлений и содержит 4 раздела обучения.
Содержание программа
Цель: Формирование широкого спектра эмоционального реагирования на основе знакомства с возможными человеческими реакциями, развитие способности самовыражения и самооценки, обогащать словарь речевыми моделями коммуникативного поведения. Формировать у детей этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений. Простые нормы нравственности, предлагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадания и помощь слабому. Занятия этической грамматики рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость.
1.РАЗДЕЛ
«Какие дары дала человеку природа».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Какой Я, какие другие. Знакомство. | 1 |
2 | Мир, в котором мы живем. | 1 |
3 | Мой ум. | 1 |
4 | Твои добрые дела: как ты помогаешь природе. | 1 |
5 | Итоговое. Обобщение. | 1 |
«Я и другие».
№ Занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
6 | Как вести себя друг с другом. | 1 |
7 | О заботливом отношении к людям. | 1 |
8 | Что такое доброта? | 1 |
9 | Что делать, если ты поссорился с другом. | 1 |
10 | Итоговое. Обобщение. | 1 |
«Чтобы душа была здорова».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
11 | Спеши делать добро. | 1 |
12 | Доброе слово, что ясный день. | 1 |
13 | Чем сердиться, лучше помириться. | 1 |
14 | Итоговое. Обобщение | 1 |
2.Раздел
«Гармония мира и души».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
15 | Красота природы и души. | 1 |
16 | Беречь природу чтобы быть здоровым. | 1 |
17 | Моё настроение | 1 |
18 | Итоговое. Обобщение. | 1 |
3.«Этика общения».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Доброта, что солнце. | 1 |
2 | Вежливость на каждый день. | 1 |
3 | Когда идёшь по улице. | 1 |
4 | Скромность украшает человека. | 1 |
«Этикет».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
5 | Простые правила этикета. | 1 |
6 | Повседневный этикет. | 1 |
7 | Весёлые правила хорошего тона. | 1 |
8 | Ты пришёл в театр. | 1 |
9 | Путешествие в страну этикета. | 1 |
3.Раздел
«Этика отношений к окружающему»
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
10 | Я могу быть волшебником. | 1 |
11 | Маленькое дело лучше большого безделья. | 1 |
12 | Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои. | 1 |
13 | Люби всё живое. | 1 |
14 | Я люблю маму милую свою. | 1 |
«Этика отношений в коллективе».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
15 | Если радость на всех одна. | 1 |
16 | Мой класс – мои друзья. | 1 |
17 | Самолюб - никому не люб. | 1 |
18 | О дружбе мальчиков и девочек. | 1 |
19 | Итоговое. Подарок коллективу. | 1 |
Предполагаемый результат
1. Повышение уровня самосознания.
2. Развитие эмоционально-волевых свойств.
3. Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
4. Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
5. Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
6. Развитие коммуникативных навыков.
7. Развитие творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
− О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
− О стремлении к самосовершенствованию.
− О культуре поведения и общения.
Учащиеся должны уметь:
− Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
− Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
− Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
− Заниматься самовоспитанием.
Используемая литература
1. Художественная литература афоризмы, поэзия.
2. Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.
3. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
4. Книги и брошюры по этикету.
5. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
6. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
7. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
8. Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие».
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №4
Рабочая программа
по нравственному воспитанию
«Этика и культура общения».
Воспитатель группы№2: Малютина Л.В.
2013 – 2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...