Профессиональная ориентация и самоопределение воспитанников коррекционной школы.
статья (9 класс) по теме

Погодаева Марина Викторовна

Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Профессиональная  ориентации и самоопределение воспитанников  коррекционной школы.

    Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

     Выбор профессии для современного ученика несколько отличается от выбора профессии 10 – 15 лет назад. Сейчас на вопрос “Кем быть?” практически невозможно ответить один раз. К нему нужно возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг, т.е. нужно идти в ногу со временем.

    За ответом на вопрос “Кем быть?” стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе.        Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда или “люди науки”, – инженеры – проектировщики, научные   сотрудники и т.д. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются “элитными”, – юрист, экономист и др. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, строители, младший медицинский персонал – успехом у современной молодежи не пользуются.

      Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь  влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

   В нашей школе  в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.

    Часто при выполнении заданий вне учебного  характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.  Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

   

       При изучении уровня развития детей, были выявлены следующие проблемы: низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие мотивации к учебной деятельности, малый запас знаний и сведений об окружающем мире и потребностях профессионального рынка труда.     Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционной школы  достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – воспитатели, учителя, психологи – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.

   Необходимо разбираться в современном рынке труда, содействовать ребятам в планировании собственной карьеры, собственного будущего. Для этого проводятся воспитательские часы, дискуссии, практикумы, конкурсы, мастер-классы на тему “Мир современных профессий”.

    Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям с трудностями в выборе профессии.

   Формула “подготовка к жизни” и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.

   Прежде чем сделать свой выбор будущей профессии, дети должны познакомиться с различными профессиями. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – это организация встреч с представителями разных сфер деятельности. Эти встречи проводятся регулярно на воспитательских часах, мастер-классах, экскурсиях на предприятия. Дети встречались с медицинскими работниками, представителями органов внутренних дел, кондитерами, пекарями, строителями.

     На воспитательских мероприятиях необходимо выявлять задатки, склонности и способности ребят. С этой целью в содержание каждого внеклассного мероприятия включаются информационные блоки, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к профессиям. Профессиональные тематические мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

В данный момент мы начали работу над проектом:

«Разработка родительского собрания и классного часа по профориентации в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Цель проекта        

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы VIII вида через совместную работу классного руководителя, воспитателя  и родителей.

  В процессе профориентационной работы важно обеспечить себе союзников в лице родителей или лиц, их заменяющих. Не у всех учащихся в нашей коррекционной школе есть родители, но у многих есть опекуны в лице бабушки, дедушки, старшей сестры или брата, других родственников.  Социологических исследований показывают, что роль родственников в профессиональном самоопределении учащихся заметно возросла. Поэтому во время встреч с родственниками, на родительских собраниях мы обязательно знакомим с выставкой работ учащихся, с выставкой фотоальбомов, презентаций по результатам проведенных экскурсий. Особенно помогают при выборе профессии встречи учеников и их родителей с выпускниками нашей школы , которые уже обучаются или закончили профессиональные училища и техникумы города.

Наша работа никогда не бывает законченной….

                 Спасибо за внимание!

Этапы реализации программы:

Первый этап – подготовительный.

– Аналитико-диагностическая деятельность.

– Поиск инновационных форм и способов для реализации программы.

– Установление и определение причины возникающих у детей трудностей при выборе профессии.

– Определение степени и тактики деятельности.

Второй этап – практический.

– Использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активной жизненной позиции и стремление к профессиональному самоопределению.

– Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки воспитанникам, в формировании у них потребности в целенаправленном осознанном выборе профессии.

– Мониторинг и оценка ситуации на “рынке труда” и перспектив дальнейшего профессионального самоопределения воспитанника.

– Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий обеспечивающих формирование представлений о “рынке труда”.

Третий этап – обобщающий – аналитический.

– Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.

– Соотношение результатов программы с поставленными целями и задачами.

– Подведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы.

– Определение перспективы в выборе профессии.

Содержание программы:

Цель и задачи программы.

Цель данной программы:

Выработка у школьников сознательного отношения к труду.

Профессиональное самоопределение воспитанников в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Оказание профориентационной поддержки воспитанникам в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Помощь детям в самореализации во взрослой жизни.

Задачи:

Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.

Обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе.

Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями города.

Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.

Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес

Воспитывать ответственное отношение к окружающим в группе, трудовом коллективе.

Развивать самостоятельность, самосознание.

Научить детей правильному профессиональному самоопределению.

Развитие нравственного самовоспитания личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.

Развитие познавательной потребности в знаниях, готовности к профессиональному самоопределению.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Нормативно-правовое обеспечение профориетационной деятельности.

Нормативно-правовая база: Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования . Основные направления и задачи реализации Концепции профильного обучения. Стратегия развития профессионального обучения в городе.

Профессиональная ориентация как система психологической, педагогической, информационной деятельности.

Профессиональная ориентация воспитанников: сущность понятий, основные задачи и содержание. Профориентация и профессиональное самоопределение. Исторические этапы становления и развития профориентационного движения в отечественном и зарубежном опыте.

Возрастные особенности личности, влияющие на профессиональное самоопределение.

Психическое развитие и формирование личности в подростковом и юношеском возрасте. Ведущий вид деятельности юношеского возраста – профессиональное самоопределение. Развитие способностей ребенка является предпосылкой личностного и профессионального самоопределения.

 Влияние социально-психологической ситуации на развитие человека в юношеском возрасте и его профессиональное самоопределение.

 Формирование психологической готовности к выбору профессии. Кризисы профессионального становления.

Психофизиологические особенности личности, влияющие на профессиональное самоопределение.

Сферы, характеризующие и определяющие индивидуальные психологические ресурсы личности: психофизиологическая, мотивационная, характерологическая, эмоционально-волевая,интеллектуальная,социально-психологическая (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).

Информационные технологии в профессиональном самоопределении воспитанников.

Ресурсы сети Интернет в организации профориентационной работе.

Социальные проекты с использованием ИКТ. Требования современного общества к выпускнику при организации профориентационной работы, используя ИКТ.

Профессиональное обучение, как компонент профориетационной работы.

Мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, обучение в колледже №17, производственная практика на заводе “Салют”.

Тестовые и неформализованные методы диагностики воспитанников, используемые в профориентационной работе.

Работа с методиками, используемыми в первичной профконсультации: “Опросник профессиональной готовности” (ОПГ); “Дифференциально0диагностический опросник” (ДДО); методика “Карта интересов” А.Е. Голомшттока, “Коммуникативные и организаторские способности” (КОС).

Апробация методик, направленная активизацию профессионального самоопределения детей и определяющих готовность их к выбору профессии: “Психологическое сочинение”; “Или-или”; “Профессиональные пробы”; “Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 9 классов”; “Можете ли вы добиться успеха?”…

Отбор диагностического инструментария, используемого в индивидуальной профконсультации: “Школьный тест умственного развития” (ШТУР); “Тест -опросник мотивация достижения”….

Психологический практикум, по выявлению готовности воспитанников к профессиональному самообразованию.

Психолого-педагогические технологии выбора профессии. Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Определения уровня готовности к различным видам профессионального труда. Использование игровых технологий в работе профконсультанта (игры “Профсоюз”, “Дороги, которые мы выбираем” и т.д.). Конкурс “Угадай профессию”…

Оценка эффективности профориентационной работы.

Основные требования к показателям эффективности профессионального самоопределения. Количественные, качественные, оперативные и долгосрочные показатели эффективности профконсультационной помощи. Результативность профессионального обучения.

Подведение итогов.

Прогнозируемые результаты:

воспитанники должны стать более уверенными в профессиональном самоопределении;

воспитанники овладеют информацией об окружающей действительности и хорошо ориентироваться в выборе профессии, основываясь на своих знаниях умениях и способностях;

создание благоприятных психологических условий для самореализации воспитанников в дальнейшей жизни;

получение профессиональных знаний, умений, навыков по специальностям “Швея”, “Столяр”, “Слесарь”, “Маляр”.

прослеживание динамики поступления учащихся в различные учебные заведения.

получение свидетельств об окончании учебного курса по специальности “Штукатур- маляр” и присвоение 2 разряда.

Долгосрочные результаты:

Изменение социальной ситуации в городе (увеличение рынка труда)

Изменение отношения общества к детям- сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонение в развитии.

Опыт работы свидетельствует о реалистичности программы и возможности её использования в других школах-интернатах.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь  влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Профессиональная ориентация детей»

Цели:

 • содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников;

 • информировать родителей  о ПУ города Ейска.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, воспитатель, социальный педагог, представитель администрации школы.

Подготовка.

 I. Проводится анкетирование учащихся.

Анкета

 1. Любишь ли ты трудиться? (Выбери ответ и подчеркни).

 а) да;

 б) нет.

 2. Какой труд тебе больше нравиться? (Выбери ответ и подчеркни).

 а) умственный;

 б) физический;

 в) умственный и физический (оба).

 3. Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?

 4. Сколько времени в день у тебя уходит на физическую работу?

 5. Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу.

 6. Какие виды физического труда ты выполняешь?

 а) ежедневно - …

 б) одни-два раза в неделю - …

 в) иногда - …

 7. Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически? Когда ты занят трудом, что больше всего нравится?

 8. Что ты испытываешь, когда ничем не занят?

 9. Что побуждает тебя трудиться? (Выбери ответ и подчеркни.)

 а) интерес;

 б) веление сердца и разума;

 в) требование родителей;

 г) любовь и уважение к родителям или другим взрослым людям;

 д) материальная нужда;

 е) что-то еще (напиши)________________________________

 10. Какое общественное поручение ты выполняешь?

 11. Что побуждает тебя заниматься общественной работой? (Выбери ответ и подчеркни.)

 а) интерес;

 б) «давление» классного руководителя;

 в) общественное мнение коллектива класса;

 г) что-то еще (напиши)________________________________

 12. Осознаешь ли ты важность выполняемой работы?

 13. Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению?

II. Во время классного часа учащиеся пишут мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия».

Ход собрания.

 1. Вступительное слово Погодаевой М.В.о теме родительского собрания, об актуальности рассматриваемой на нем проблемы.

 2. Выступление социального педагога.

 С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят, и взрослых. Как идет этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах – на производстве, в общественной жизни, в семье?

 Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научно-техническими достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основными условиями гражданского воспитания, по мнению В.А.Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог подчеркивал: «Молодежь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли… суждения, решения, ответственности – тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».

 Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.

 Выпускник с новеньким аттестатом о среднем образовании – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

 В записных книжках А.П.Чехова есть такие слова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой».

 Поменяться бы ученому и переплетчику местами! От этого выиграло бы общество, и сами они занялись бы любимым делом.

 В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

 Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в ВУЗ не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

 На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т.п.

 Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».

 Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.

 3. Выступление классного руководителя.

 Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии. Замечательно, у многих ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако думаю, вы заметили, что выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

 Приведу одну цитату: «Я неплохо рисую, разбираюсь в поэзии, увлекаюсь вязанием, но выбрать себе профессию не могу. Как найти свое место в жизни? Как быть с работой, чтобы не тянуть лямку, а делать дело с удовольствием?» Беда девушки в том, что она живет лишь духовной жизнью. Когда дело доходит до работы (неважно какой, любой конкретной работы), здесь девушка занимает пассивную позицию. Часто такая позиция молодых людей возникает как результат неправильного воспитания в семье. Разрешается попробовать все, но не воспитывается главное – трудолюбие в широком смысле слова. К сожалению, такое встречается не так уж редко. Главный недостаток таких молодых людей состоит в том, что у них не сформировалась потребность (не привычка, а именно потребность) в труде, в общественно полезной деятельности. (Классный руководитель информирует родителей о результатах анкетирования учащихся.)

 Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, тот ищет другие способы реализации своего «Я» и находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.

 4. Выступление с информацией о находящихся в городе, колледжах и техникумах, о профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях.

 5. Заключительно слово.

 Кем быть? Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, и педагогов, и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессии по душе, которые для них интересны и привлекательны. Когда-то Н.К.Крупская писала: «Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, - тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ

Воспитанники были ознакомлены с правилами выбора профессии...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников школы-интерната в системе уроков технологии и внеурочной деятельности.

Материал выступления на научно-практической конференции "Предпрофильная подготовка - путь самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе"....

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)...

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...