Программа для детей 3-7 лет по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи.
рабочая программа по теме

Ткач Галина Васильевна

Секрет успешного преодоления серьезных проблем каждого ребенка зависит не только от логопеда, но и от участия в коррекционной работе семьи.Поскольку  дети находятся  в центре непродолжительное время, обеспечение родителей программой коррекции и развития детей, обучение проведению занятий с детьми, имеющих недоразвитие  речи, привлечение  семьи к участию в коррекционном процессе, раскрытие ресурсов семьи, повышение роли родителей в реабилитационном процессе является одной из приоритетных задач логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_rechi.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для детей 3-7 лет по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи.

Обоснование к программе. Логопедическое обследование детей, поступающих на реабилитацию в ОРЦ,  показало, что многие дети имеют проблемы речевого развития. Известно, что «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи» (Левина Р.Е., 1968).

    При такой речевой аномалии дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из двух, редко трех слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, овощей и фруктов. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, не заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций.  Страдает и фонетическая сторона речи. Отмечается наличие многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Такие дети нуждаются в активной дифференцированной педагогической помощи, а также  в медицинской помощи, которая им оказывается в реабилитационном центре. Эти дети  самостоятельно не могут овладеть языком как средством общения, им необходима помощь со стороны взрослых. В настоящее время логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи принято оказывать с трехлетнего возраста.

Возникла необходимость в разработке занятий,  на которых  были  предложены  ситуации, побуждающие детей к речевому высказыванию, Разработаны занятия,в процессе которых ребенок мог бы «извлечь» из речи взрослого  необходимые ему  навыки восприятия речи, а затем включить их в собственный акт речи. От занятия к занятию идет усложнение материала. Учитывая тот факт, что большинство детей имеют недоразвитие высших психических функций, решение речевых проблем  не представляется возможным без серьезной работы по  развитию мышления, внимания, воображения. Нормализация потенциальных интеллектуальных, речевых возможностей  ребенка зависит от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.

Главным принципом разработанных занятий является постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, которая на каждом  занятии существует в разнообразных сочетаниях. Главной задачей, вбирающей в себя все достижения ребенка, является развитие связной монологической речи.   Возникла  необходимость систематизации работы логопеда в виде программы, которая может быть успешно реализована, как в процессе коррекции, так и в домашних условиях с участием родителей.  Поскольку  дети находятся  в центре непродолжительное время, обеспечение родителей программой коррекции и развития детей, обучение проведению занятий с детьми, имеющих недоразвитие  речи, привлечение  семьи к участию в коррекционном процессе, раскрытие ресурсов семьи, повышение роли родителей в реабилитационном процессе является одной из приоритетных задач логопеда. Секрет успешного преодоления серьезных проблем каждого ребенка зависит не только от логопеда, но и от участия в коррекционной работе семьи.

Цель программы:

Данная программа направлена на развитие лексико- грамматических средств языка и связной речи, на развитие отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания, памяти, воображения, операций сравнения и обобщения).

Задачи:

-        Развитие и совершенствование ручной моторики.

-        Развитие и совершенствование артикуляционной моторики

-        Развитие слухового внимания.

-        Развитие зрительного восприятия, памяти.

-        Расширение и систематизация словаря.

-        Развитие лексико - грамматических средств языка и связной речи.

Этапы программы:

Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода. Подготовительный период:

Развитие ручной моторики: В начале используются упражнения без речевого сопровождения. В дальнейшем вводятся упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, используются известные народные пальчиковые игры. При проведении этих игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет упражнения вместе с детьми. При повторении игры дети выполняют упражнения и лишь        частично воспроизводят запомнившийся текст, заканчивая фразу, начатую логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.

Для развития ручной моторики проводятся игры с мозаикой, конструирование, застегивание пуговиц, обведение контуров, штриховка, пальчиковые игры Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически в течение 4-5 минут в процессе каждого занятия.

Развитие ритма:

Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуковой структурой слова. Проводится тренировка детей в правильном воспроизведении количества

ударов, хлопков.

Воспитание слухового восприятия и внимания:

Эта работа проводится в виде игровых упражнений: «Кто летит?», «Кто  идет?», «Что звучит?», «Тихо - громко» и др.

Развитие и совершенствование артикуляционной моторики:

Отрабатываются простые артикуляционные движения, используется традиционная система артикуляционных упражнений

Развитие зрительного восприятия и памяти:

Проводится через игры и игровые упражнения: «Что прибавилось?», «Чего не стало?» и тд.

Основной этап:

Задачи основного этапа коррекционно – развивающего  обучения.

-        Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

-        Развитие навыков связной речи.

-        Развитие просодической стороны речи.

Основные блоки:

Сенсорное развитие:

-        Учить различать и называть цвета: желтый, красный, синий, зеленый, черный.

-        Указывать размер предметов: большой, маленький.

-        Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

-        Уметь складывать разрезную картинку из двух, трех частей.

Умственное развитие ребенка:

-        Умение относить наименования 3-4 конкретных предметов к обобщающим словам.

-        Учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками весь предмет.

  Развитие памяти:

Учить запоминать 3-4 картинки (предмета). Называть их по порядку. Называть убранную картинку (предмет). Называть добавленную картинку (предмет).

Развитие воображения:

Игры с заместителями. Постепенно вводить предметы-заместители и организовывать игровые действия с ними.

Расширение и систематизация словаря:

Учить активно употреблять слова, обозначающие предметы, которые изучаются в следующих темах: мебель, одежда, посуда, фрукты, овощи, животные, птицы. Учить употреблять слова, обозначающие цвет, форму, величину, свойства материалов, назначение непосредственно наблюдаемых предметов. Обучение построению высказывания:

-        Учить отчетливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, четко проговаривать окончания.

-        Учить согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже.

-        Учить понимать значение предлогов и слов выражающих пространственные отношения предметов.

-        Учить образовывать существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей.

-        Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным значением.

Развитие связной речи:

Учить отвечать на вопросы при рассматривании предметов, картин, повторять за логопедом рассказ из трех, четырех предложений, дополнять предложения, начатые логопедом, составлять небольшой рассказ об игрушке, по серии картин, по содержанию картины.

Дидактические игры:

Учить группировать предметы одинаковые по форме, цвету и величине, а так же по назначению: игрушки, одежда, овощи, фрукты.

Перечень дидактических игр:

«Собери (сложи) картинку». Картинки разрезаны на две- три части.

«Чудесный мешочек».

«Найди пару».

«Назови предметы красного, желтого цвета».

Сюжетно - ролевая игра.

Игра с куклой. Одеть, раздеть куклу, кормить, укладывать спать, умывать.

Игра с кукольной посудой. Мыть посуду, кормить, поить, расставлять посуду, убирать в шкафы.

Методы и технологии работы с детьми по данной программе:

-        Усвоение знаний, умений и навыков происходит в процессе предметно- практической деятельности.

-        Использование наглядности.

-        Логические упражнения.

-        Включение игровых упражнений.

-        Словесные приемы и методы.

-    Включение мультимедийных средств обучения

Количество и продолжительность занятий:

Количество - 23 занятий.

Продолжительность занятий не более 15-20 минут.

Пол и возраст детей:

Занимаются дети мужского и женского пола в возрасте от 3 до 5 лет.

Количество детей в группе:

      Занятие проводятся, как индивидуально, так и с группой детей до 5 человек.

Тематика занятий:

Занятие1:  «Части тела и лица».

Занятие 2: «Овощи».

Занятие 3: «Фрукты».

Занятие 4: «Осень. Осенняя одежда».

Занятие 5: «Игрушки».

Занятие 6: «Игрушки. Флажок».

Занятие 7: «Посуда».

Занятие 8: «Петушок с семьей».

Занятие 9: «Кошка с котятами».

Занятие 10: «Кошка и мышка».

Занятие 11: «Утка и утята.

Занятие 12: «Собака со щенятами».

Занятие 13: «Дикие животные. Заяц».

Занятие 14: «Дикие животные. Белка».

Занятие 15: «Домашние животные. Лошадь».

Занятие 16: «Корова с теленком».

Занятие 17: «Зима. Зимние забавы».

Занятие 18: «Дикие животные. Лиса».

Занятие 19: «Дикие животные. Медведь».

Занятие 20: «Транспорт».

Занятие 21: «Автомобиль».

Занятие 22: «Кораблик».

Занятие 23: «Птицы».

Занятие 24: «Мебель».

Список используемой литературы:

1.        Бородич А.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. М. Просвещение. 1984 год.

2.        Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольником. Российская академия образования. «Ассоциация профессиональное образование» Москва 1996 год.

3.        «Готовимся к школе». Программно- методическое оснащение коррекционно - развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Москва «Ника- Пресс».

4.        Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. Санкт-Петербург. 1997 год.

5.        Программа обучения и воспитания в детском саду. Ответственный редактор Васильева М.В. Министерство просвещения РСФСР, 1995 год.

6.        Садретдинова Г.В., Смирнова М.В. Планирование и содержание занятий с детьми 3-4 лет. Образовательный центр «Гармония» Санкт- Петербург 1997год.

7.        Солнышко в окошке. М. Библиополис. 1999 год.

8.        Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва 2000 год.

9.        Филичева Т.Б, Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста Москва

« Просвещение» 1990 год.

10.        Цвынтарный В.В. «Л.П.Играем пальчиками и развиваем речь» СПб-Лань, 1996 год.

14. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Под редакцией Т.В. Волосовец. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (по ОО «Речевое развитие») у детей с ОНР в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планирование разработано на основе «Примерной адаптированной программы  коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми на...