Урок математики в 5 классе «Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд вида 910 – 659, 310 – 63 ».
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Царегородцева Татьяна Николаевна

урок математики 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку.

Класс: 5

Дисциплина: математика

Раздел: Сложение и вычитание в пределах 1 000 с переходом через разряд.

Тема: «Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд вида 910 – 659, 310 – 63 ».

Автор: Царегородцева Татьяна Николаевна, учитель математики первой категории.

эл. адрес: zaregor1964@mail.ru

 МКСКОУ школа-интернат VIII вида пгт Пижанка Кировской области

Авторы учебника:

 М.Н.Перова, Г.М.Капустина  Математика: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2002.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Цель создания и использования ЦОР: экономия времени, быстрая смена заданий, красочность используемых заданий, интерес к уроку.

На уроке использована  в рамках личностно – ориентированного обучения технология разноуровневого обучения.

Методы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковый.

Приёмы: использование ТСО, самостоятельная работа по изучаемому материалу, беседа.

Формы организации урока: коллективные, индивидуальные, групповые.

Форма проведения урока выбрана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к работе.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(номинация «Коррекционная педагогика»)

Тема

«Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд вида 910 – 659, 310 – 63 ».

Тип урока

 изучение новых  знаний и первичного закрепления.

Дидактическая задача

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению вычитания чисел в пределах 1 000.

Задачи на урок:

1. Воспитательные

воспитание самостоятельности, самоконтроля, аккуратности, воспитание интереса к предмету.

2. Коррекционно-развивающие

развивать  мышление учащихся на основе операций сравнение, анализ, установление причинно- следственных связей;  развивать речь учащихся  через ответы на вопросы учителя,  планирование решения задач, памяти через воспроизведение ранее изученного материала.

- познавательные

развитие речи учащихся через словесное сопровождение выполняемых действий, составление плана решения задачи; коррекция процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, коррекция произвольного внимания.

- регулятивные

учиться ставить цель урока с помощью учителя, контролировать свою работу  по эталону,  планировать работу.

- коммуникативные

осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать учителя и друг друга  и вступать в диалог.

3. Образовательные

учить вычитать числа в пределах 1000 с переходом через разряд вида  910 – 659, 310 – 63,710 – 160, 610 – 90 и использовать данный прием в практической деятельности.

Ход урока.

Этапы урока, время, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Орг. момент

(1-2 мин.)

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь

Эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция.

2

Целеполагание и мотивация.

Сегодня на уроке мы продолжим учиться вычитать числа в пределах 1 000. Чтобы быть успешными, вы должны быть внимательными, грамотно считать, уметь объяснять свои действия, доказывать. Я думаю, все вы будете активно и продуктивно работать, а если кто засомневается в своих силах, тому помогут наши таблички  – «Я уверен в себе», «Я способная ученица».

Личностные УУД:

 -формирование личностной положительной мотивации к учебной деятельности.

3

Анализ выполнения домашнего задания.

С домашней работой справились все ребята на «4» и «5». В дальнейшем, при выполнении работ обратите внимания на соблюдение орфографического режима.

4

Актуализация знаний

(7-8 мин.)

Устный счет.

Для того чтобы хорошо справиться с заданием, я предлагаю разминку.

а)  Сосчитать

 950 – 40.
Найдите разность чисел
145 и 5.
Уменьшите

870 на 130.
На сколько
5 меньше, чем 21?
На сколько
17 больше, чем 9?

-Что общего при выполнении этих заданий?

б) Игра «Распутай клубок». 

          -  50 =                  

            -  60  =  

 10   +          =    

200  +  500 =

 

Найдите ключевой пример, решите его и далее подставляйте его значение вместо символов.

в) Блиц – турнир.

• Пенал стоит  56 р., а ручка стоит  8 р. На сколько рублей ручка дешевле пенала?

• Пирожок с изюмом стоит 9 р. 50 к. Хватит ли 20 р. на покупку двух              
 пирожков?

- Сколько сдачи надо получить?
- Какими монетами надо получить сдачу?

• Волк и заяц плавали в бассейне. Волк за 1 минуту проплывает 8 м,
 а заяц 800 см. Кто приплывет к финишу раньше?

Подведение итога устного счета.

Считают устно

Находят пример 200 + 500, считают его и далее распутывают клубок

Познавательные УУД:                    

-сравнивать, устанавливать причинно-следственнные связи, классифицировать.

Регулятивные УУД:

развитие умения ставить, выделять и принимать учебную задачу,

Позновательные УУД:

-Формирование способности выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,  умения использовать полученные знания для решения конкретных  жизненных ситуаций.

Личностные УУД

-высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

5

Изучение нового материала.

Внимательно посмотрите на эти числа и продолжите числовой ряд.

210, 310, 410, 510…

Сегодня мы будем учиться вычитать из чисел, в которых в разряде единиц
стоит 0, в разряде десятков – 1.

Выберите примеры, которые соответствуют данной теме.
( На доске записаны примеры.)

410 - 38  
500 – 156                810 – 642           1 000 - 642
970 – 659  

310 – 63                  710 – 160  

610 – 90

Записать решение примеров столбиком и решить с объяснением.

810 – 165 – учитель
310 – 63 -  учитель с помощью ученика
510 – 160 – ученик
610 – 90 – ученик
310 – 165 – сам.-но
710 – 430 – сам.-но
810 – 39 – сам.-но
510 -  80 – сам.-но

При вычислении пользоваться алгоритмом вычитания чисел.

Вычитаю единицы.
Вычитаю десятки.
Вычитаю сотни.
Читаю ответ.

Определяют правило, по которому записан числовой ряд и называют числа.

Выбирают примеры

810 – 165

310 – 63

510 – 160 
610 – 90 
310 – 165
710 – 430 
810 – 39

510 -  80 

Записывают их в тетрадь «столбиком» и считают.

Коммуникативные УУД

- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

-сравнивать примеры, находить общее и различие.

6

Закрепление ЗУН. Применение знаний при решении задач практической направленности.

Задача (на карточках).

Для школы – интерната привезли 210 новых стульев. Для учащихся младших классов привезли 49 стульев, для учащихся старших классов 75 стульев, а остальные стулья для актового зала. Сколько стульев для актового зала привезли?

- О чем говорится в задаче?
- Для кого привезли стулья?
- Сколько стульев привезли для учащихся младших классов?
- Сколько стульев привезли для учащихся старших классов?
- Что известно про стулья, привезенные для актового зала?

На доске сделана краткая запись:

Всего – 210 ст.

Для мл. классов – 49 ст.
для ст. классов – 75 ст.
для актового зала - ? (ост.)

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Что надо найти первым действием?
- Как ответить на вопрос задачи?

Записать решение задачи самостоятельно по краткой записи (взаимопроверка).

1) 49ст. + 75 ст. = 124 ст.- для учащихся  мл. и ст. классов
2) 210 ст.- 124 ст. = 86 ст.

Ответ: 86 стульев привезли для актового зала.

В нашей школе замечательные парты и стулья, берегите их. Один комплект мебели стоит 2 600рублей.

Далее самостоятельная работа. 

Учебник стр.102, N 388 (2)

Варианты 1,2 решают самостоятельно. Для самопроверки даны ответы, записанные в порядке возрастания. Решив пример, надо найти ответ в карточке и зачеркнуть его.  Вариант 3 решает с направляющей помощью учителя.
Ответы для самоконтроля.
116, 135, 265, 276, 357, 362,402, 507, 681, 702, 743, 825.

Оцените свои работы.

Ошибок нет – отлично.

1 ошибка – очень хорошо.

2 ошибки – хорошо.

3 ошибки – хорошо, но можно лучше.

4 ошибки – стоит задуматься.

При выполнении домашней работы будьте внимательнее.

Отвечают на вопросы учителя.  Записывают краткое условие задачи и решают задачу.

Обмениваются тетрадями и проверяют.

Самостоятельно решают примеры.

Находят их среди ответов и зачеркивают. Далее оценивают свои работы.

Коммуникативные УУД

-выражать свою точку зрения и аргументировать ее, понимать точку зрения партнера, уметь  при необходимости изменять свою точку зрения.

Регулятивные УУД

-контроль, оценка и коррекция результата.

Познавательные УУД

-умение применять изученный способ действия в различных ситуациях.

Личностные УУД

- формирование внутренней положительной позиции школьника по отношению к школьному имуществу,  ориентации на нормы поведения.

Познавательные УУД:

- умение использовать алгоритм в практической деятельности, умение анализировать, синтезировать информацию.

Регулятивные УУД

-умение распределять свои силы и время на выполнение задания, проверять, оценивать и корректировать результат.

7

Домашнее задание.

Стр. 103   № 393 (1 и 2 столбики), для любителей математики весь номер.

Записывают в дневник домашнее задание.

8

Итог урока, оценки.

 Рефлексия.

Оценивают свою работу на уроке,  отношение к уроку.

Регулятивные УУД

-анализ, оценка и контроль результата деятельности и собственного поведения на уроке.

Познавательные УУД

-способность запоминать обобщенный способ действия.



                         
                         

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока:  «Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд вида 910 – 659, 310 – 63 ».

ФИО

Царегородцева Татьяна Николаевна

Место работы

МКСКОУ школа-интернат VIII вида пгт Пижанка Кировской области

Должность

учитель

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

«Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд » 5 урок

Базовый учебник

М.Н. Перова, В.В. Эк  Математика 5 класс

  1. Цель урока:  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению вычитания чисел в пределах 1 000.
  2.  Задачи урока:
  • учить вычитать числа в пределах 1000 с переходом через разряд вида  910 – 659, 310 – 63,710 – 160, 610 – 90 и использовать данный прием в практической деятельности.
  •  воспитание самостоятельности, самоконтроля, аккуратности, воспитание интереса к предмету.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способность к самооценке.

Познавательные универсальные учебные действия: развитие речи учащихся через словесное сопровождение выполняемых действий, составление плана решения задачи; коррекция процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, коррекция произвольного внимания.

Регулятивные универсальные учебные действия:  учиться ставить цель урока с помощью учителя, контролировать свою работу  по эталону,  планировать работу.

Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать учителя и друг друга  и вступать в диалог.

     9. Тип урока: изучение новых  знаний и первичного закрепления.

10. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

11. Необходимое техническое оборудование: карточки.

12. Структура и ход  урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд вида 910 – 659, 310 – 63 ». 5 класс Подготовила учитель математики МКСКОУ школы-интерната VIII вида пгт . Пижанка Кировской области Царегородцева Т.Н.

Слайд 2

Вот и прозвенел звонок Начинается урок Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь

Слайд 3

Сосчитать 950 - 40 300 - 80

Слайд 4

Найдите разность чисел 145 и 5 289 и 89 400 и 50

Слайд 5

Уменьшите 870 на 130 650 на 300

Слайд 6

Сосчитайте На сколько 5 меньше, чем 21 ? На сколько 17 больше, чем 9 ?

Слайд 7

Игра «Распутай клубок». - 50 = - 60 = 10 + = 200 + 500 =

Слайд 8

На сколько рублей дешевле…? 56р. 8р.

Слайд 9

Цена 9р. 50к. Хватит ли 20р.?

Слайд 10

Задача – шутка. 8м 800см

Слайд 11

Продолжи числовой ряд. 210, 310, 410, 510…

Слайд 12

Выбери примеры. 410 - 38 500 – 156 810 – 642 1 000 - 642 970 – 659 310 – 63 710 – 160 610 – 90

Слайд 14

Задача. Для школы – интерната привезли 210 новых стульев. Для учащихся младших классов привезли 49 стульев, для учащихся старших классов 75 стульев, а остальные стулья для актового зала. Сколько стульев для актового зала привезли?

Слайд 15

Самостоятельная работа. стр.102, N 388 (2) Варианты 1,2 решают самостоятельно.

Слайд 16

Оцените свои работы. Ошибок нет – отлично. 1 ошибка – очень хорошо. 2 ошибки – хорошо. 3 ошибки – хорошо, но можно лучше. 4 ошибки – стоит задуматься.

Слайд 17

Домашнее задание. Стр. 103 № 393 (1 и 2 столбики), для любителей математики весь номер .

Слайд 18

Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились.

Слайд 19

Молодцы!

Слайд 20

Урок прошел удачно. Я доволен собой! Мне было трудно, но я c правился с заданиями. Я вполне доволен собой! Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!

Слайд 21

Используемые ресурсы. http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1517&bih=698&q http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1517&bih=698&q http://images.yandex.ru/?clid=1874802&win=42#!/yandsearch?text= пенал& uinfo =sw-1349-sh-673-fw-1307-fh-467-pd-1 http://images.yandex.ru/?clid=1874802&win=42#!/yandsearch?text= ручка& pos=4&uinfo=sw-1349-sh-673-fw-1124-fh-467-pd- http://www.google.ru/imgres?q= пирожок& newwindow =1&hl= ru&biw =1517&bih=741&tbm= isch&tbnid =sy6CPIkNYPrZ5M:& imgrefur http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1517&bih=698&q http://www.okunevaya.ru/index.php?services http://zhivite.ru.com/kontrolnie-raboti-po-matematike-5-klass-perova.html http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1517&bih=698&q http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1517&bih=698&q= http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1517&bih=698&q= http://39shkola.ru/content/final-konkursa-minuta-slavy http://allmuz.org/melody/%F1%EA%E0%E7%EA%E8+%E7%E8%EC%ED%E5%E3%EE+% EB%E5%F1%E0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в 5 классе "Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Урок коррекции и закрепления нового материала. На уроке учащиеся закрепляют и отрабатывают умения выполнять вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд, когда в уменьшаемом отсутствуют ед...

Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Конспект может быть использован учителями коррекционной школы VIII вида...

Урок "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд"

Конспект  урока  математики  в  5  классе  специальной  (коррекционной)  школы  VIII  вида"...

Урок "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Конспект  урока  математики  в  5  классе  специальной (коррекционной)  школы  VIII  вида"...

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд"

    Презентация к уроку математики в 5 классе «Сложение и вычитание в пределах 1000  без перехода через разряд». Это  пятый урок в системе изучения  этой темы, составле...

Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд

Закрепить умение складывать и вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд....

Открытый урок по математике в 5 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд".

Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание в пределах 1000  без перехода через разряд» второй  урок в системе изучения  этой темы, составлен на основе матери...