Главные вкладки

    "Имя существительное. Каши в рационе питания"
    учебно-методический материал (6 класс) по теме

    Лоскутова Любовь Юрьевна

    Интегрированный урок русского языка и социально-бытовой ориентировки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели и задачи урока.

    1. закрепить понятие об имени существительном ;
    2. развивать речь детей, обогащать словарный запас;
    3. развивать орфографическую зоркость;
    4. воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа;
    5. воспитывать культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других;
    6. расширить представления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья;
    7. формировать представление о связи рациона питания и образа жизни;
    8. расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
    9. сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов.

    Ход урока.

    1. Организационный момент

    2. Сообщение темы урока

    - У нас сегодня  не совсем обычный урок, так как нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном, но и поговорить о правильном питании.

    3. Работа по теме урока.

    1).  Повторение знаний об имени существительном.

    На доске записаны слова.

    Овёс, пшеница, рис, каша, ячмень, просо, гречиха.      (слайд1)

    – Какое слово будет лишним из тех слов, которые записаны? (Каша.)

    - Почему?  (Каша-это блюдо.)

    – Как можно назвать одним словом остальные слова? (Злаковые растения.)

    – Злаковые растения относятся к дикорастущим растениям или к  

       культурным? (Культурные.)

    – Почему? (Выращивает  человек.)                              

    Знакомство со злаковыми растениями.                                      (слайд2-7)         

    - Какой частью речи являются все эти слова? (Существительные.) (слайд8)

    – На какой вопрос отвечают эти слова? (На вопрос что?)

    – Что обозначают? (Обозначают неодушевлённые предметы)

    - Какой частью речи являются все эти слова? Докажите. (Существительные.)

                       (слайд9)

    -Какие ещё грамматические признаки имён существительных мы можем

      назвать? (Число, род и склонение.)

    -Какого рода бывают существительные? ( М., ж., ср.)

    -Сколько имеют склонений?  (1-е, 2-е, 3-е)

    – Запишите существительные и обозначьте род и склонение. (Работа по цепочке на интер.доске)

    2). – Какое слово мы с вами не записали? (Каша.)

     Из истории каши. (Рассказ ученика)                                              (слайд10)

    – Знаете ли вы, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и одно из самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет. Каша – исконно русское блюдо. Её подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события.

       Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.

       При рождении ребенка варилась “бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

    Знакомство с видами каш.        (слайд11)

    3). Работа с родственными словами.

    – На слайде слова. Прочитайте.

    Каша, кашица, кашевар, кашеварить, кашеед, Кашин. (слайд12)

    - Какое слово мы ещё можем добавить? (Кашка.)

    – Как называется данная группа слов? Почему? (Родственные слова. У этих слов общий корень и они близки по смыслу.)

    - Почему слово Кашин написано с большой буквы? (Имя собственное).

    – Как вы понимаете смысл слов кашевар, кашеед?

    – Выпишите только имена существительные?

    – Выделите корень.                                            (Работа на экране)

    - В словах кашевар и кашеед два корня. Такие слова называются сложными.

    4).  Работа с фразеологическими оборотами.

    - Из рассказа ученика мы узнали, что с кашей связано много обычаев. Вот ещё один: «У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагам сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”.

    Кроме этого выражения в русском языке существует много устойчивых выражений, смысл которых попробуйте определить.               (слайд 13)

    Сапоги каши просят

    Во рту каша

    В голове каша

    Мало каши ел

    Заварил кашу

    Расхлёбывать кашу         распутывать сложное дело

    рваная обувь

    затевать хлопотное, сложное дело

    у кого-либо нет ясности в понимании

    о человеке слабом

    говорит непонятно

    5). Работа с пропущенными орфограммами.

         Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.

         Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

         Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок.

    Посмотрите на слайд.                                                                   (слайд 14)

    1. Греч…евая каша - матушка наша,

        А хле…  ржаной - отец р…дной.

    2. Ру…кого муж…ка без каши не накормишь.

        Каша - к…рмилица наша.

    3. Когда каша в п…чи стоит, не страшен моро…, что на дв…ре тр…щит.

    6) –В каких сказках встречается каша?

     - Соотнеси иллюстрацию с названием произведения.                                                                                                        

                                                                                                        (слайд 15-18)

    7). Как сделать кашу вкусной?                                                  (слайд 19)

    – Сегодня мы узнаем, как сделать кашу вкусной. Первый совет вам даст сам русский полководец, генералиссимус А.В.Суворов.

        Однажды, в одном из военных походов, Суворову доложили, что остались небольшие запасы ячменя, проса, гороха. Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать и крупы, и горох и сварить еду для всех. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу. Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии.  

        Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп вкуснее и полезнее, чем из одной.

    - Второй совет дадим вам мы.                        

      В кашу ещё можно добавить:                                                      

       

    ягоды, фрукты, изюм, варенье, мюсли.                            (слайд 20)

    (Работа со словарём- «мюсли»).

    - Какой частью речи являются эти слова?    (Существительные).

     Домашнее задание.

     - Теперь вам осталось только сварить кашу и сделать её вкусной, воспользовавшись этими советами.

    -  Вот вам типовой рецепт каши. Дома вы прочитаете его и дополните подходящими словами.

    Вариант 1.

    Рецепт пшённой каши.  

        Взять 4 горсти (………………). Промыть её в воде.

        Налить в кастрюлю (……………). Поставить на огонь. Добавить (………………….) по вкусу.

        После того, как  молоко закипит, засыпать в кастрюлю (………………. ).

        Варить на слабом огне, помешивая ложкой, до полного приготовления каши.

        В кашу можно добавить ……………., …………….. или ………….……… .

    Слова для справок:  пшено,  вода, молоко, соль, сахар, крупа, ягоды, фрукты, изюм, варенье, мюсли.

    Вариант 2.

    Рецепт пшённой каши.

        Взять 4 горсти (гречи, пшена). Промыть её в воде.

        Налить в кастрюлю (воды, молока). Поставить на огонь. Добавить (соль, сахар) по вкусу.

        После того, как вода или молоко закипит, засыпать в кастрюлю (крупу).

        Варить на слабом огне, помешивая ложкой, до полного приготовления каши.

        В кашу можно добавить ……………., …………….. или ………….……… .

    4. Итог урока.

        - Что повторили?

        - Что нового узнали?

        - Что полезного вынесли для себя?

    5. Заключительное слово учителя. Оценка учащимися пользы и важности урока.

    - Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Пусть напутствием вам станут следующие слова.

        Чтобы стать весёлым, смелым,                                                  (слайд 21)

     

        Сильным, ловким и умелым

        И с утра чтоб не лениться,

        Нужно кашей подкрепиться.

        Кашу вкусную с утра

        Кушай вволю детвора.

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пища человека и рацион питания.

    Презентация к уроку технологии в 5 классе "Пища человека и рацион питания"...

    Методическая разработка занятия "Каши в рационе питания"

    Тема: «Каши в рационе питания.». Цель. Закрепить знания о крупах и злаковых культурах, представление детей о значимости каши в рационе питания, его пользе для здоровья. Задачи.  Образов...

    Режим и рацион питания спортсмена

    В статье описывается основные требования к  режиму и рациону питания спортсмена....

    Рацион питания гимнасток

    В эстетической гимнастике, как и в  любом другом виде спортаважными условиями успеха являются дисциплина и постоянные самоограничения.Особенно это касается питания......

    «Как рацион питания коз влияет на качество и количество молока»»

    Тема работы: «Как рацион питания коз влияет на качество и количество молока»» ТезисыИсследование данной работы лежит в области биологии. Актуальность исследования состоит в т...

    Открытый урок "Расчет суточного рациона питания в MS Excel"

    Цели урока: познакомить обучающихся с алгоритмом решения задач с использованием табличного процессора MS Excel; оценить возможность применения табличного процессора в профессиональной деятельности; на...