Конспект урока географии в 7 классе "Наш Вятский край родной, мы гордимся тобой!"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Урок географии проводится в 7 классе. Урок посвящен краю, в котором мы живем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx80.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Мой край – моя Родина!»

 

 

      Авторская разработка  занятия по географии для учащихся 7 класса

«Наш Вятский край родной,

                                           Мы гордимся тобой!.»

                                                                                  Автор-составитель

                                                                      учитель географии                

                                                                      Гарифуллина Алсу Камиловна                                                                      

                                                         МКС(к)ОУ  С(к)ОШИ VIII вида г.Малмыжа

                                                                                                   Кировской области

2013 г.

Цель: 

- воспитывать уважение и чувства гордости к своему краю

 

Задачи:

- расширить кругозор детей в познании окружающей среды;

- воспитывать  бережное отношение к природе,

- активизировать   их участие в сбережении и приумножении природных богатств

- формировать потребность в охране и защите окружающей среды проживания.

- развить творчество в природоохранной деятельности, ответственность за порученное дело;

Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- расширить и углубить знания по выбранной теме;

- учить выступать с подготовленными сообщениями;

- высказывать   суждения и оценивать  свои возможности по  охране, защите окружающей природы, родного края;

Тип  игры: познавательный, творческий.

Участники:  учащиеся 7.

 

Оформление:

- рисунки детей, плакаты о природе;

- выставка книг о природе;

Оборудование:

-компьютер,

-проектор,

- раздаточный материал;

- шумовые фонограммы (звуки природы);

Тема:  «Наш Вятский край родной,

     Мы гордимся тобой!.»

         

Наш славный Вятский край!

Ты мне так дорог!

Здесь ценят терпеливый, честный труд.

Деревня за селом, а дальше город,

Куда селяне урожай везут.

Тропинка за околицей – до леса,

А там грибы – ищи и собирай.

 Смотри вокруг с добром и интересом,

И ты сильней полюбишь Вятский край

Ход урока:

I.Эмоциональный настрой.

Ученики: (с караваем и солью)

1.Мир Вам ,гости дорогие,

Вы явились в добрый час!

2.Встречу тёплую такую

Мы готовили для Вас! ( угостили караваем Вятским)

II. Вступительная часть.

1. Погружение в тему. Проблемная ситуация.

- Сегодня мы проведём наш урок в форме Устного журнала. Сейчас я попрошу вас, попробовать определить название нашего журнала.

Послушайте стихотворение: (читает ученица )

Лучше нет родного края!

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
                   (П. Воронько)

- Кто догадался, как  называется наш устный журнал?

(«Мой Вятский край)

2.Самоопределение к деятельности (Работа в группах)

- Итак, тему вы определили.

А нужно ли об этом говорить и почему? Сейчас вы в группах побеседуете на эту тему. Отметьте верные ответы, по вашему мнению. Выберите человека от группы, который зачитает ваше общее решение.

Карточка 1. (для учащихся  среднего уровня)

      О родном крае нужно говорить:

  • чтобы любить свой край;
  • чтобы больше знать о своём родном крае;
  • чтобы знать, каких бабочек или птиц можно ловить;

   

Карточка 2.(для учащихся  повышенного  уровня )

       

   О родном крае нужно говорить:

  • чтобы оберегать свой край;
  • чтобы уметь любоваться своей природой;
  • чтобы отдыхать на  природе: слушать громкую музыку,

      сбивать грибы, разрушать муравейники;

  • чтобы с пользой применять дары природы родного края,
  • чтобы больше узнать о людях, которые  живут в нашем селе

Вывод: Мы должны говорить о своём родном крае, чтобы  расширить наши знания:

  • о природе, для того, чтобы уметь наблюдать за ней, оберегать её, любоваться и гордиться ею, разумно использовать её дары;
  • о родном селе, для того, чтобы лучше знать односельчан, уважать их и гордиться теми, которые заслуживают этого, жить  в гармонии с чистотой и миром

ΙΙI. Основная часть.

1.Вхождение в тему .

- Скажите, вы любите наш город?

- Почему?

- Открываем первую страницу нашего журнала. Она называется:

 «Родной город».

-Скажите, ребята, в какой области мы живем? (В Кировской области)

-В каком районе мы живем? (в Малмыжском)

-Посмотрите это карта Кировской области. Покажите на карте наш Малмыжский  район.

-У каждой группы есть карта нашего района. Обозначьте меткой город, в котором  вы живете.  

Учитель: До 1934г наша область называлась Вятской губернией, затем Кировским краем, а 5 декабря 1936г край преобразован в Кировскую область. В ее состав вошло 52 района. Количество районов то увеличивалось, то уменьшалось. Сейчас их 39.

2. Поверхность Кировской области.

Рассаказать о поверхности нашей местности по плану:

-название;

-географическое положение;

-наибольшая высота;

- наличие оврагов;

-чеи овраги мешают сельскому хозяйству;

-меры борьбы с оврагами

3.Полезные ископаемые области

- Кировская область богата полезными ископаемыми. Самые важные из них – торф, фосфориты, строительные материалы (Уч-ся заранее даются отдельные выступления про торф, фосфориты, строительные материалы: глину, песок).

- На контурной карте области обозначьте месторождения полезных ископаемых.

4.Климат

- Почему погода в нашем крае часто меняется?

-Можем ли мы сами предсказывать погоду?

-Какая будет погода- ненастная или ясная?

  • если вечером и ночью туман
  • если стрижи летают высоко
  • если комары толкутсяе
  • если к вечеру ветер усиливается
  • если дым поднимается кверху
  • если солнце садится в тучу?

- Как изменился бы климат Кировской области, если бы к западу от нее располагались высокие горы? К северу? К югу?

5.Внутренние воды

В нашей области 20 тысяч рек. В основном они маленькие, длиной до 10 км. Только 83 реки имеют длину свыше 50 км, и у большинства из них в области находится только часть течения.

- Покажите на карте основные реки Кировской области?

-Какие из них полностью протекают по территории нашего края?

 

Самые многочисленные озера – старицы, возникшие в старом русле рек. В области 4,5 тысячи озер. Озера и пруды используют для пополнения запасов воды на хозяйственные нужды. Здесь кормятся чайки, крачки, утки. Из озер берут чистую воду. На их берегах отдыхают туристы, рыбаки, охотники.

Но сейчас много озер и прудов загрязнено хозяйственными и бытовыми стоками. Это приводит к массовой гибели водных растений и животных.

- Почему на физической карте области не обозначены наши озера?

- Что такое старица?

- Как используют озера и пруды в нашем районе?

6. Физминутка

-Закройте глаза. Прислушайтесь. Сейчас мы с вами окажемся…а где, вы постарайтесь сами догадаться. ( Дети закрывают глаза. Включается аудиозапись «Пение птиц в лесу»  1 мин)

- Прошу вас высказаться, Что увидели, услышали, где побывали?

 Давайте, представим, что мы на лесной полянке. Предлагаю разгадать загадки про деревья, которые растут в нашем лесу.

7. Растительный и животный мир

Попробуйте догадаться, как называется следующая страничка…Итак, здесь будут загадки… Загадочная полянка.

1. Высоконько стоит
   Далеконько глядит,
   Станет старушкой —
  Будет избушкой.

    (Отгадка) сосна

2. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Отгадка) черёмуха

3.Белые овечки

Бегают по свечке (Отгадка) верба

4. Никто её не пугает

Она всё равно дрожит.(Отгадка) осина

5. Весной зеленела

Летом загорела.

Осенью надела
Красные кораллы.
(Отгадка) рябина

6. Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Отгадка) береза

7. Зимой и летом одним цветом. (Отгадка) ель

8. Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Отгадка) лиственница

Очень разнообразен растительный и животный мир Кировской  области. На это повлияли погодные условия, разнообразие почв. Часть занесена в Красную книгу Кировской области и России.

Игра «Лото»

Сейчас каждая группа будет представлять животное или растение, занесенное в Красную книгу Кировской области. На карточке вы должны закрыть нужный квадрат.

  1. Крупная птица на длинных ногах. Голова, шея, верхняя часть спины и хвост черные с зеленым или фиолетовым металлическим блеском. Грудь, брюхо, подхвостье и подмышечные перья белые. Кольцо вокруг глаз, клюв и ноги красные.
  2. Тело обтекаемой формы, вытянутое, гибкое; голова относительно небольшая, незаметно переходящая в длинную толстую шею. Хвост длинный мускулистый. Окраска однотонная – коричневая или серовато-бурая. Длина тела 63-50 см.
  3. Очень крупная сова с размахом крыльев более полутора метра и весом 3-4 кг. Оперение мягкое, рыхлое, рассчитано на бесшумный полет. Характерны хорошо развитые перьевые «уши», направленные в стороны. Мощные лапы оперены до когтей.
  4. Тело небольшого размера. Иглы тонкие и короткие. Ушные раковины очень подвижные и большие, отогнутые вперед, они закрывают глаза.
  5. Многолетнее растение. Стебель гладкий. Листья продолговатые. Цветки расположены на верхушке стебля, очень крупные.
  6. Яркий цветок. Это его народное имя, но у него есть и другие. Например: купальница, жарок.

Жарки – цветы на солнечной поляне…

Их …  ласково зовут.

За то, что Солнца свет в себя впитали,

Его светящуюся суть…

Учащиеся от каждой группы по очереди читают описания. В группах отгадывают и закрывают фишками. Какая группа закончит быстрее.

- Молодцы!

- Мир растений и животных огромен. И все они необходимы для жизни на Земле.

8. Забота о природе

Человек является частью вселенной. Без нее он погибнет. В нашей области 200 памятников природы – природных достопримечательностей, охраняемых законом. Жители нашей области стараются беречь зеленые зоны вокруг городов и сел, парки и скверы, где можно отдохнуть в прохладе деревьев. И если бы правила поведения во всех природных охранных зонах полностью соблюдались, наши реки и озера были бы гораздо чище,  почва давала бы более богатый урожай, а жители Вятской земли были бы более здоровыми.

- Назовите охраняемые природные территории Кировской области?

- Какие интересные уголки природы в окрестностях нашего населенного пункта вы взяли бы под охрану?

ΙV. Заключительная часть. Рефлексия. Процесс самопознания.

Давайте подведём итог нашего урока. Кто сможет кратко сделать вывод по плану?

- Что значит,  любить свой край?

- Подумайте и скажите, что может сделать  каждый  из вас, чтобы в нашем городе всем жилось лучше?

 (выслушиваются ответы учеников)

- Молодцы, ребята, хорошо потрудились.

Домашнее задание:

  • 1 группа: нарисовать плакат “Проблемы нашего города”,
  • 2 группа: записать все свои идеи и предложения,
  • 3 группа: написать заметку “Сделаем наш город чище!” в стенгазету.

                               

Список использованной литературы

1.Бердинских В.А. Занимательное раеведение: Вятский сундук.-Киров: Кировская областная типография, 1996г. – С.45-52

2.Радуга над Вяткой: сборник / сост.Г.И. Бузмаков. – М.: Современник, 1986г.- С.394 -396, 423-440.

3.Наш Вятский край (учебное пособие для учащихся коррекционных школ, г.Киров.2011г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 8 класс "Ставрополье - край для жизни"

Задачи урока: формирование гражданина-патриота; прививать устойчивый интерес к истории своей малой Родины....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...