Главные вкладки

    Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями
    статья по теме

    Степанова Екатерина Николаевна

    В данной статье описывается применение технологий дидактического синквейна, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon didakticheskiy_sinkveyn.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с        

                                речевыми нарушениями

    Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

     К ним относятся хорошо известные технологии:

     • логопедического обследования;

     • коррекции звукопроизношения;

     • формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;

     • коррекции голоса при различных нарушениях;

     • развития интонационной стороны речи;

     • коррекции темпо-ритмической стороны речи;

     • развития лексико-грамматической стороны речи;

     • логопедического массажа.

     Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда (кинезитерапия, гидрогимнастика, Су-Джок терапия, фитотерапия, сказкотерапия.) На мой взгляд, эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

     Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволили бы мыслить более продуктивно. Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Поэтому я в своей работе стала использовать метод дидактического синквейна. Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать Я учу составлять детей дидактические синквейны в форме игры. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у детей с ОНР.

     Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

     Напомню, что слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Для этой цели существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. А второе правило, оно же и более современное и более распространенное дидактическое, которое и стали так широко применять в учебных заведениях многих стран, в образовательных целях. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

     Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

     В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

     Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

     В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

     В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

     Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

     Конечно же, умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей »Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3уровень и служит средством оптимизации учебного процесса.

     Я использую дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляем в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Я не ограничиваю детей в количестве придуманных слов согласно правилам построения дидактического синквейна. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается. Традиционно к международному дню 8-е Марта, мы выпускаем газету с детскими синквейнами о мамах.

     Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя-логопеда, так и для его воспитанников. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём в коррекционной работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

     Примеры детских дидактических синквейнов.

     Лексическая тема: «Новый год»

     1. Новый год.

     2. Радостный, долгожданный.

     3. Приходит, веселит, радует.

     4. Я люблю этот праздник.

     5. Подарки.

     Лексическая тема: «Наш город»

     1. Липецк.

     2. Большой, чистый.

     3. Растет, хорошеет, развивается.

     4. Я живу в этом городе.

     5. Липецк-город металлургов.

     Лексическая тема: «8-е Марта»

     1. Мама.

     2. Умная, красивая, добрая.

     3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

     4. Любит меня и папу.

     5. Семья.

     Лексическая тема: «Время года»

     1. Зима.

     2. Снежная, холодная.

     3. Морозит, заметает, восхищает.

     4. Серебристым снегом укрывает землю.

     5. Волшебница.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями

    В данной разработке предложены стихотворные тексты и игровые ситуации, которые погут быть использованы при ознакомлении дошкольников со звуками и буквами родного языка....

    "Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.

    Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...

    Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией....

    Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

    Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

    Формирование у дошкольников с речевыми нарушениями понимания многозначности слов.

    Представлен паспорт проекта и план досуга "Удивительные слова". Цель проекта - развивать у детей понимание и интерес к многозначным словам....

    Использование таблиц для анализа звукового состава слова в работе со старшими дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

    Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированного фонематического слуха и навыков звукового анализа слов. Это является основной проблемой для детей с различными речевыми нарушениями. ...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...