Ритмослоги и дидактические карточки в работе над развитием театрально-речевых, музыкально-ритмических и интеллектуальных способностей дошкольников
статья по музыке

Горячун Наталья Анатольевна

Роль становления слуха и ритмических способностей очень важна в детской психологии и методике развития речи. Мы занимается ритмической деятельностью с детьми не только, чтобы развить музыкальность ребенка. Установлено, что сниженное развитие ритмических способностей резко тормозит развитие речи и в дальнейшем отражается на развитии моторики ребенка, его общем развитии, интеллекте и общении со сверстниками.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ритмослоги и дидактические карточки в работе над развитием театрально-речевых, музыкально-ритмических и интеллектуальных способностей дошкольников

Идея: разработка базы ритмических игр и карточек для ДОУ

Роль становления слуха и ритмических способностей очень важна в детской психологии и методике развития речи. Мы занимается ритмической деятельностью с детьми не только, чтобы развить музыкальность ребенка. Установлено, что сниженное развитие ритмических способностей резко тормозит развитие речи и в дальнейшем отражается на развитии моторики ребенка, его общем развитии, интеллекте и общении со сверстниками.

Известный отечественный психолог и музыкант Б.М. Теплов отмечал, что главным признаком музыкальности является способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать её настроению. Чувство ритма выделено им как одна из основных музыкальных способностей, необходимая как при восприятии музыки, так и при движении под музыку. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию творческих способностей, а также общему развитию ребёнка, его личностному становлению: положительному оценочному отношению к музыке, развитию воображения, мышления, памяти и др.

Поэтому очень важно иметь арсенал игровых средств для развития чувства ритма, и не только музыкальным руководителям, но и воспитателям и логопедам. Это и постоянная взаимосвязь ритма с движением, и речевые игры, которые обязательно должны быть четко ритмизированы, и дидактические карточки, игры, которые помогут детям наглядно увидеть ритмические структуры и таким образом лучше их усвоить.

Обозначим понятия, которые желательно знать всем педагогам, они относятся не только к музыке, но и, например, к стихам, поэтической речи:

Метр, метрическая пульсация — равномерное чередование долей, сильных и слабых. Для наглядного изображения метра используется прибор метроном. Сейчас есть электронные приложения, которые даже позволяют выделить в равномерной метрической пульсации сильную долю.

Размер, тактовый размер — количество долей от одной сильной до другой в данном музыкальном произведении или его фрагменте.

Такт — единица музыкального метра, графическое оформление размера, начинается с наиболее сильной доли метра (перед ней ставится тактовая черта) и заканчивается перед следующей сильной долей, равной по силе первой.

Темп — скорость чередования долей.

Ритм — чередование различных длительностей и пауз.

Ритмическая фигура — наиболее часто встречающаяся ритмическая последовательность в конкретном музыкальном произведении или его отрывке.

Пауза – временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части. Также паузой называют знак, обозначающий длительность этого молчания. Детям объясняется как тишина, молчание, но не остановка, т.к. пауза имеет длительность и во время «звучания» паузы метр не прекращает своей пульсации. Для обозначения приостановки пульсации есть другой термин: фермата (пер. с ит. — остановка).

Проблеме развития музыкального ритма посвящено множество работ известных музыковедов. Авторами известных сегодня всему миру музыкальных систем являются К. Орф (Австрия), Э. Жак-Далькроз (Швейцария), Э. Пари (Франция), З. Кодай (Венгрия), П. ван Хауве (Голландия).

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа.

Придумана она в том числе и по принципу индийских традиций коннакола, но значительно упрощенных. То есть это не искусственная, а действенная и идущая из народных истоков методика.

На начальном этапе мы будем использовать следующие ритмослоги:

Четверть – Та, обозначим картинкой большого размера или вертикальной чертой (с детьми постарше)

Восьмая – Ти-ти, обозначим картинкой маленького размера или вертикальными черточками под перекладиной

Для пауз мы будем использовать слог Мо, обозначать специальным значком или смайликом «тихо».

Также мы будем использовать знак репризы (две черты и две точки перед ними).

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры. Попробуйте угадать песню, выложенную ниже в карусели.1 из 4

Все упражнения выполняются сначала в медленном темпе.

Начинать нужно обязательно только с простых ритмоформул и размеров. Мы будем использовать четверти (длинные ноты, соответствуют шагу) и восьмые (короткие ноты, соответствуют бегу), сгруппированных в размере 2/4. На одной карточке – один такт. Позже введем понятие паузы, репризы (повторения) и половинную ноту. Элементы пунктирного ритма, синкопу и три четверти, а также элементы ритмического двухголосия можно пробовать в подготовительной группе, но, в любом случае, сначала нужно освоить простые элементы и чувствовать себя в них достаточно свободно.

Каплунова И.М. в своей книге «Этот удивительный ритм» рекомендует начинать с младшей группой с четкого ритмичного произнесения слов.

(по лексическим темам (животные, мебель и т.д.), сезонам, именам детей).

Обратить внимание на выделение ударного слога.

Подбирать к слову карточку. Прохлопывать. Ритмизировать по 2-3 слова.

Примеры ритмических игр:

(представленные ниже карточки, как из интернета, так и оформленные Н.А.Горячун, есть в альбомах группы)

Разрезные картинки: осваиваются постепенно, можно выкладывать разные ритмы.

Ритмослоги и дидактические карточки в работе над развитием театрально-речевых, музыкально-ритмических и интеллектуальных способностей дошкольников, изображение №8

Ритмический поезд (пассажиры звери, дети, грузы – мебель, посуда, овощи и т.д.)

1 из 25

Ритмическая гусеница

1 из

Ритмические солнышки (божьи коровки, листочки, дождинки, снежинки и т.д. большого (длинный звук) и маленького (короткий звук) размера).

На старшем возрасте переходим к графическим изображениям.

Ритмизация стихов – подбор материала осуществляется на основе детских песенок, стихов и потешек, например:

Мне купили барабан – бам, бам, бам!

Я на нем играю сам – бам, бам, бам!

Для анализа ритмической структуры произведения необходимо подбирать простой, знакомый, полюбившийся материал.

Этапы работы над ритмом:

— проговариваем стихотворный текст по слогам в заданном ритме без музыки;

— простукиваем ритмический рисунок отдельных фраз, можно использовать различные шумовые инструменты и подручные средства (ложки, кубики, коробки, карандаши). Можно сопровождать произнесение текста хлопками в ладоши (короткий звук) и ударами по столу (длинный звук);

— проговариваем ритмический рисунок ритмослогами «та» и «ти»;

— моделируем ритмический рисунок, используя ритмические карточки;

— исполняем песню с одновременным показом ритмического рисунка на карточках.

Также для развития ритмических способностей используются:

Игры с палочками (счетными палочками, карандашами, фломастерами, ложками, клавесами, кубиками, конструктором деревянным и лего и т.д.);

Пальчиковая гимнастика – необходимо обращать внимание на четкую ритмизацию при исполнении;

Телесная перкуссия, игры с хлопками;

Музыкальный оркестр;

Игры Stop&Go, показывающие связь ритма с движением.

Кроме карточек, соответствующих такту, для наглядности можно использовать и другие материалы (двух разных размеров для обозначения длинной и короткой длительности, а также для обозначения пауз — например белого цвета): пуговицы, магниты, крышки от пластиковых бутылок, детали конструктора лего.

Все наглядные материалы можно также переводить в электронный вид, создавать приложения-игры или видеоролики ритмических партитур (см. ссылки на стене группы и соответствующие темы в обсуждениях и видеоальбом). Много таких роликов представлено, например, на YouTube канале Ирины Бариновой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Музыкально - ритмическое развитие дошкольников"

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода д...

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

Использование музыкально-ритмического сопровождения в физическом развитии дошкольников

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и формирования художественно-творческих способностей дошкольников в рамках дополнительного образования»

Методическая разработка по ознакомлению детей с бумагопластикой, разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической....