Конспект занятия "Дифференциация Ж - Ш в словах".
план-конспект занятия по теме

Замолодчикова Елена Анатольевна

Материал будет полезен учителям - логопедам массовых школ. Предназначен для занятий с детьми с ОНР (I этап).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zh-sh.doc575.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Тема. Развитие фонематического слуха на примере различения звуков и букв Ж-Ш в словах.

Цели. Научить учащихся различать на слух и по написанию звуки и буквы Ж-Ш в словах, закрепить написание И после Ж, Ш, чёткое артикулирование звуков.

Оборудование. Плакаты, схемы, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

                                Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед. Какие звуки и буквы различали на прошлом занятии?

Дети. На прошлом занятии мы различали звуки Ж-Ш в слогах.

Логопед. Выложите буквы Ж, Ш из палочек (бусин).

  1. Знакомство с темой.
  1. Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш.

ар

жар, шар  

ил

жил, шил

аль

жаль, шаль

Сравните получившиеся пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов? Устно составьте предложения с каждым словом.

2. Логопед. Рассмотрите картинки.

шар — жар

Саша — сажа

Луша — лужа


Устно составьте предложения с каждым из слов. Запишите пары слов. Подчеркните синим карандашом букву Ж одной, Ш двумя чертами. Почему выделяем синим цветом?

Дети. Звуки Ж, Ш всегда твёрдые. Запомним: после них нужно писать И, но не Ы.

3.  Логопед называет слова, ребёнок поднимает карточку с соответствующей буквой в зависимости от того, какой звук он услышит в слове.

Ж

Ш

  пожар, ножик, слушай, лошадь, лужок, жаворонок, полушубок, запорошил, прожилки.

4.  Прослушать слова, записать слоги с буквой Ж или Ш. Подчеркнуть.

жало, шило, шарик, жуки, шары, шагать, живой, вешали, штопанье, школа, жирный, штучка.

5.  Записать слова в две колонки. В первую – слова с Ж, во вторую – с Ш.

служба, жало, шапка, машинка, жду, мешок, галоши, группа, вожак, журавли, кинжал.

Ж

Ш

Подчеркнуть звонкую согласную одной чертой, глухую – двумя.

6. Физкультминутка.

                      Буратино.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

7. Измените слово так, чтобы появился звук Ж или Ш. Действуйте по образцу.

Возил – вожу

писал –

носил –

сидел –

Получившиеся слова записать, подчеркнуть Ж одной чертой, Ш – двумя.

8. Прослушайте слова. Определите в них наличие и место звуков Ж и Ш. Составьте схемы слов. Запишите буквы Ж, Ш под соответствующим слогом.

Например, ____________

                   _____   _____

                   Ш * *      * *

                   ШКО      ЛА

Школа, лыжник, стужа, крыша, машина, жираф, рыжик, мешок.

9. Детям раздаются картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш. Показать те, в которых звук Ш, теперь со звуком Ж. Запись этих слов в тетради. Подчеркнуть Ж одной, Ш двумя чертами.

           

       

  1. Итог занятия.

Логопед. Какие звуки мы сегодня учились различать?

                Какую букву нельзя писать после Ж, Ш?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Работа с ключевыми словами"

Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых сло...

План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»

План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...

Конспект урока "Практическое овладение образованием слов при помощи приставок.

Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо...

Конспект урока в 10 классе "Слова бывают разные..."

обобщающий урок в 10 классе по теме "Лексика и фразеология". Презентация, тренажер-тест (задания ЕГЭ)...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....